Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК.
Случаи применения проектно-сметного метода определены частью 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, проектно-сметный метод заказчик вправе применять при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (часть 9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Разъяснение возможных способов определения НМЦК содержат методические рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567.
Вместе с тем отмечаем, что указанные рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам для определения и обоснования НМЦК и не носят нормативного характера.
Таким образом, нормами Закона N 44-ФЗ установлена обязанность применять проектно-сметный метод в случаях, указанных в части 9 статьи 22 указанного закона, и определена возможность его применения в ситуациях, перечисленных в части 9.1 статьи 22 указанного закона. В иных случаях применение проектно-сметного метода не допускается.
Также отмечаем, что, по мнению Департамента, при обоснованном применении затратного метода для определения НМЦК могут применяться в том числе государственные сметные нормы.
Кроме того, частью 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность применения иных методов определения и обоснования НМЦК, не указанных в статье 22 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, нормами Закона N 44-ФЗ сформирована гибкая система определения НМЦК, позволяющая заказчикам применять ее в той или иной сфере своей деятельности с учетом особенностей, складывающихся в разных отраслях хозяйственной деятельности.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Случаи применения проектно-сметного метода определены Законом о контрактной системе.
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденные Минэкономразвития России, разработаны, чтобы помощь заказчикам, и не носят нормативного характера.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлена обязанность применять проектно-сметный метод в определенных случаях. В иных ситуациях применение проектно-сметного метода не допускается.
Также разъяснено, что при обоснованном применении затратного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта могут применяться в том числе государственные сметные нормы.
Кроме того, законом предусмотрена возможность применения иных методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не указанных в нем.
Таким образом, Законом о контрактной системе сформирована гибкая система определения начальной (максимальной) цены контракта, позволяющая заказчикам применять ее в той или иной сфере своей деятельности с учетом особенностей, складывающихся в разных отраслях хозяйственной деятельности.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 декабря 2015 г. N Д28и-3902 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был