Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования г. Москвы
от 29 февраля 2016 г. N 154
Положение
о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
1. Общие положения
1.1. Положение о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Положение) определяет порядок формирования и структуру предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Предметные комиссии), полномочия и функции Предметных комиссий, права, обязанности и ответственность членов Предметных комиссий, а также порядок организации работы Предметных комиссий.
1.2. Предметные комиссии создаются для осуществления проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11).
1.3. Предметные комиссии в своей работе руководствуются:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 (далее - Порядок проведения ГИА-11);
- нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) по вопросам организации и проведения ГИА-11;
- нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в ccbepe образования и науки (далее - Рособрнадзор);
- правовыми актами и инструктивно-методическими документами Департамента образования города Москвы (далее - Департамент) по вопросам организации и проведения ГИА-11;
- настоящим Положением.
1.4. Педагогическим работникам, привлекаемым, согласно ежегодно издаваемого приказа Департамента, к работе в Предметных комиссиях в рабочее время и освобожденным от основной работы на время проверки экзаменационных работ в период проведения ГИА-11, в соответствии с пунктом 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Членам Предметных комиссий выплачивается компенсация за работу по проверке экзаменационных работ участников ГИА-11 за счет бюджетных ассигнований города Москвы, выделенных на проведение ГИА-11.
2. Полномочия и функции Предметных комиссий
2.1. Предметные комиссии осуществляют свою работу на всех этапах проведения ГИА-11 в соответствии с установленными сроками проведения ГИА-11, ежегодно утверждаемыми Минобрнауки России.
2.2. Предметные комиссии:
- принимают к рассмотрению обезличенные копии экзаменационных работ государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), бланков с ответами на задания экзаменационной работы единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) с развернутым ответом;
- осуществляют проверку ответов участников ГИА-11 и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разрабатываемыми Рособрнадзором;
- оформляют результаты оценивания ответов участников ГИА-11 протоколами проверки и направляют их в региональный центр обработки информации города Москвы (далее - РЦОИ) для последующей обработки;
- устанавливают правильность оценивания экзаменационной работы и предоставляют письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы в случае привлечения членов Предметных комиссий к работе конфликтной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Конфликтная комиссия).
2.3. Предметные комиссии имеют право:
- запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения по вопросам организации и проведения ГИА-11 в РЦОИ, а также в случае необходимости у организаций, осуществляющих по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ГИА-11 на федеральном уровне;
- готовить и передавать председателю Государственной экзаменационной комиссии при проведении ГИА-11 (далее - ГЭК ГИА-11) предложения по содержанию заданий с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов для направления в Департамент для дальнейшего направления в Рособрнадзор;
- готовить и передавать председателю ГЭК ГИА-11 информацию о нарушениях в экзаменационных работах участников ГИА-11 (использование фрагментов критериев оценивания, выполнение работы разными почерками, замена варианта или выполнение заданий из разных вариантов), а также типичных ошибках в ответах участников ГИА-11 и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему учебному предмету;
- сообщать в ГЭК ГИА-11 об обнаружении в контрольных измерительных материалах (далее - КИМ) некорректных заданий.
3. Состав и структура Предметных комиссий
3.1. Предметные комиссии создаются по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА-11.
3.2. Состав Предметных комиссий формируется ГЭК ГИА-11 и утверждается приказом Департамента.
Кандидатуры председателей Предметных комиссий по представлению председателя ГЭК ГИА-11 согласовываются Рособрнадзором.
Численный состав Предметных комиссий определяется исходя из количества участников, сдающих ГИА-11 по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков проверки экзаменационных работ участников ГИА-11.
3.3. При формировании состава Предметных комиссий исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лиц, привлекаемых к проведению ГИА-11, или их близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на них обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанных лиц и законными интересами участников ГИА-11, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц, способное привести к причинению вреда их интересам.
3.4. Структура Предметной комиссии по каждому учебному предмету:
- председатель Предметной комиссии;
- заместитель председателя Предметной комиссии (возможно заместители, если проверка осуществляется в двух пунктах проверки);
- ответственный секретарь Предметной комиссии;
- члены Предметной комиссии - эксперты (далее - эксперты);
- члены Предметной комиссии - специалисты, обеспечивающие организационно-технологическое сопровождение деятельности Предметных комиссий (далее - специалисты).
4. Порядок формирования Предметных комиссий
4.1. Состав экспертов по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
- наличие положительных результатов квалификационных испытаний на присвоение соответствующего статуса экспертам (далее - квалификационные испытания).
Эксперт, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав Предметных комиссий, а также не может принимать участие в проверке экзаменационных работ участников ГИА-11 в текущем году.
4.2. Статусы экспертов.
Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя Предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА-11 в составе Предметных комиссий, в том числе быть назначенным для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом участников ГИА-11.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-11 в составе Предметных комиссий, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-11, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА-11, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе Предметных комиссий.
4.3. Для присвоения эксперту статуса устанавливается соответствие его квалификации требованиям согласно Порядку присвоения статуса экспертам при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в городе Москве (приложение).
Квалификационные испытания для присвоения статуса эксперту проводятся ежегодно.
Обучение кандидатов, рекомендованных для работы в качестве экспертов предметных комиссий, квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся Государственным автономным образовательным учреждением высшего образования города Москвы "Московский институт открытого образования" (далее - ГАОУ ВО МИОО).
К прохождению квалификационных испытаний допускаются лица, соответствующие предъявляемым требованиям к экспертам и успешно прошедшие обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) членов региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ по общеобразовательным предметам.
5. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, членов Предметных комиссий и специалистов, обеспечивающих организационно-технологическое сопровождение деятельности Предметных комиссий
5.1. Председатель Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету:
- представляет в ГЭК ГИА-11 предложения по составу Предметной комиссии, кандидатурам членов Предметных комиссий, предлагаемых для включения в состав Предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
- осуществляет общее руководство работой Предметной комиссии;
- распределяет обязанности между членами Предметной комиссии;
- определяет график и план работы Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету;
- организует работу Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету в соответствии с установленными процедурами и сроками проверки экзаменационных работ;
- координирует работу членов Предметной комиссии по соответствующему учебному предмету;
- осуществляет контроль за выполнением плана работы Предметной комиссии;
- организует взаимодействие с ГЭК ГИА-11, РЦОИ и Конфликтной комиссией в рамках своей компетенции;
- своевременно предоставляет в РЦОИ список экспертов для формирования протоколов проверки;
- ведет заседания Предметной комиссии;
- принимает решения в рамках своей компетенции при возникновении ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, с обязательным информированием ГЭК ГИА-11;
- назначает консультантов в аудиториях (из числа "старших" экспертов) для оперативного решения вопросов по оцениванию работ;
- представляет в ГЭК ГИА-11 информацию о нарушении членом Предметной комиссии установленного Порядка проведения ГИА-11 с приложением представления об исключении члена из состава Предметной комиссии;
- направляет запросы в РЦОИ и, в случае необходимости, в уполномоченную организацию, осуществляющую по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ГИА-11 на федеральном уровне;
- обеспечивает проверку экзаменационных работ участников ГИА-11 в соответствии со сроками, установленными Порядком проведения ГИА-11;
- обеспечивает соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке, хранении и передаче результатов проверки в РЦОИ;
- своевременно информирует ГЭК ГИА-11 о возникающих ситуациях, которые могут привести к задержке в работе и нарушению сроков проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;
- в день экзамена организует обсуждение критериев оценивания, полученных из РЦОИ, и согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА-11, расширение критериев, достигнутое в результате согласования, оформляет решением Предметной комиссии;
- организует в день проверки инструктаж экспертов по критериям оценивания с учетом расширения, достигнутого в результате согласования;
- направляет экспертов для участия в заседании Конфликтной комиссии;
- готовит аналитический отчет о работе Предметной комиссии совместно с ГАОУ ВО МИОО на основании информации, предоставленной РЦОИ.
5.2. По поручению председателя Предметной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Предметной комиссии.
5.3. Ответственный секретарь Предметной комиссии:
- обеспечивает организационную подготовку работы Предметной комиссии;
- организует делопроизводство Предметной комиссии;
- несет ответственность за сохранность документов и иных материалов, поступающих в Предметную комиссию.
5.4. Эксперты:
- проводят проверку экзаменационных работ участников ГИА-11 в соответствии с установленными требованиями;
- оформляют результаты оценивания ответов участников ГИА-11 протоколами проверки;
- устанавливают правильность оценивания экзаменационной работы и предоставляют письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы в случае привлечения к работе в Конфликтной комиссии;
5.5. Специалисты обеспечивают сопровождение деятельности Предметной комиссии и функционирование систем видеонаблюдения.
5.6. Эксперт имеет право:
- получать инструкции по проведению процедуры проверки экзаменационных работ участников ГИА-11, критерии оценивания ответов и другие необходимые для работы материалы;
- обсуждать с председателем Предметной комиссии (заместителем председателя Предметной комиссии), консультантами вопросы, возникающие при проверке экзаменационных работ участников ГИА-11;
- принимать участие в обсуждении аналитического отчета о результатах ГИА-11 по учебному предмету, вносить в него свои предложения.
5.7. Эксперт обязан:
- проходить ежегодное обучение и квалификационные испытания на установление статуса эксперта с получением права проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;
- проверять и оценивать экзаменационные работы участников ГИА-11 в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету;
- профессионально выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
- информировать председателя Предметной комиссии (заместителя председателя Предметной комиссии) о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ участников ГИА-11;
- информировать председателя Предметной комиссии в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ участников ГИА-11 и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности Предметной комиссии.
5.8. Членам Предметных комиссий запрещается:
- использовать мобильные телефоны, иные средства связи и электронно-вычислительную технику во время проведения проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;
- копировать и выносить из помещений пунктов проверки Предметной комиссии экзаменационные работы участников ГИА-11, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;
- разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в экзаменационных работах участников ГИА-11, критериях оценивания, протоколах проверки экзаменационных работ участников ГИА-11.
В случае установления факта нарушения членом Предметной комиссии указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса члена Предметной комиссии в личных целях, член Предметной комиссии удаляется из пункта проверки и по решению ГЭК ГИА-11 на основании представления председателя исключается из состава Предметной комиссии.
5.9. Председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, эксперты и специалисты обязаны:
- выполнять возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне в соответствии с настоящим Положением;
- соблюдать требования нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК ГИА-11, регламентирующих организацию и проведение ГИА-11;
- соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ГИА-11, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, эксперты и специалисты привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Организация работы Предметных комиссий
6.1. Предметные комиссии размещаются в специально выделенных и оборудованных помещениях - пунктах проверки, позволяющих исключить возможность доступа посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа.
Место расположения пунктов проверки для работы Предметных комиссий определяется по согласованию с Департаментом.
Помещения, в которых осуществляется проверка экзаменационных работ участников ГИА-11, оборудуются системами видеонаблюдения.
В помещениях для работы Предметных комиссий предусматривается оборудование специальных рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - специальное рабочее
Текст приводится в соответствии с источником
- проверку экспертом, осуществляющим третью проверку - в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами;
- перепроверку отдельных экзаменационных работ - по решению Департамента;
- межрегиональную перекрестную проверку - по решению Рособрнадзора.
К трем последним видам проверок допускаются эксперты, которые по результатам квалификационных испытаний получили статус "ведущего" или "старшего" экспертов.
7.2. Записи на черновиках и КИМ не проверяются.
7.3. Для проведения проверки экзаменационных работ уполномоченное лицо Предметной комиссии получает у уполномоченного лица РЦОИ по акту приема-передачи следующие материалы для работы:
- обезличенные копии бланков экзаменационных работ участников ГИА-11;
- бланки протоколов проверки экзаменационных работ участников ГИА-11;
- критерии оценивания заданий экзаменационной работы с развернутым ответом;
- файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов на задания раздела "Говорение" ЕГЭ по иностранным языкам;
- схемы оценивания устных ответов на задания раздела "Говорение" ЕГЭ по иностранным языкам;
- файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов на задания ГВЭ;
- протоколы устных ответов на задания ГВЭ.
7.4. Председатель Предметной комиссии после получения из РЦОИ материалов для работы организует выдачу указанных материалов экспертам в соответствии с автоматизированным распределением экзаменационных работ.
7.5. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ.
Результаты каждого оценивания экспертами вносятся в протокол проверки экзаменационных работ участников ГИА-11.
7.6. По завершении проверки экзаменационных работ эксперты возвращают использованные материалы и заполненные протоколы проверки экзаменационных работ участников ГИА-11 уполномоченному лицу Предметной комиссии для передачи уполномоченному лицу РЦОИ и дальнейшей обработки.
Материалы передаются уполномоченному лицу РЦОИ по акту приема-передачи.
8. Порядок установления правильности оценивания экзаменационных работ участников ГИА-11
8.1. Для установления правильности оценивания экзаменационной работы при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами председатель Конфликтной комиссии по акту приема-передачи передает апелляционный комплект председателю Предметной комиссии в день получения материалов из РЦОИ.
8.2. Состав привлекаемых к работе Конфликтной комиссии экспертов формируется председателями соответствующих Предметных комиссий по согласованию с председателем Конфликтной комиссии не позднее одного дня до начала рассмотрения апелляций.
К работе Конфликтной комиссии могут привлекаться только эксперты, которым в текущем учебном году присвоен статус "ведущий" эксперт или "старший" эксперт, и ранее не проверявшие экзаменационную работу участника ГИА-11.
Председатель Предметной комиссии незамедлительно организует работу экспертов по установлению правильности оценивания экзаменационной работы.
8.3. Привлеченные эксперты устанавливают правильность оценивания экзаменационной работы и предоставляют председателю Предметной комиссии письменное заключение о правильности оценивания развернутых ответов или о необходимости изменения баллов за развернутый ответ с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл.
8.4. Председатель Предметной комиссии возвращает апелляционный комплект с заключением и список привлеченных к работе экспертов председателю Конфликтной комиссии по акту приема-передачи.
8.5. Председатель Предметной комиссии направляет экспертов, принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, в Конфликтную комиссию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.