Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 марта 2016 г. N 116
Методические рекомендации
по подготовке региональных планов по импортозамещению
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации направлены на оказание содействия и методическое обеспечение при подготовке региональных планов по импортозамещению (далее - Методические рекомендации).
2. Для целей Методических рекомендаций под региональным планом по импортозамещению понимается документ, определяющий основные целевые показатели и ключевые мероприятия, направленные на увеличение доли отечественных поставщиков товаров (работ, услуг) в цепочках поставщиков регионального уровня, организацию производств импортозамещающей продукции, повышение конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг.
II. Цели, задачи и принципы реализации региональных планов по импортозамещению
3. Целью подготовки региональных планов по импортозамещению является обеспечение координации действий региональных и муниципальных органов власти, делового сообщества, научных, и экспертных организаций, направленных на повышение конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг и интеграции российских производителей и производителей государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в региональные, межрегиональные и глобальные производственные цепочки.
4. К основным задачам региональных планов по импортозамещению могут быть отнесены следующие:
содействие интеграции российских производителей и производителей государств - членов ЕАЭС в цепочки поставщиков регионального (межрегионального) уровня (в том числе в рамках кооперации второго и последующих уровней);
улучшение факторов конкурентоспособности, в том числе стимулирование роста производительности труда, содействие снижению ресурсоемкости промышленных предприятий, развитие кадрового потенциала и обеспечивающей инфраструктуры;
стимулирование трансфера технологий, локализации современных компетенций и повышение уровня технологического развития региональных производителей товаров (работ, услуг);
содействие привлечению инвестиций в основной капитал организаций, осуществляющих деятельность по производству товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации;
увеличение экспортных поставок товаров, работ и услуг региональных производителей товаров (работ, услуг) и их интеграции в глобальные производственные цепочки.
5. При подготовке региональных планов по импортозамещению рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами реализации региональных планов по импортозамещению:
а) исключение рисков снижения уровня безопасности создаваемых товаров (работ, услуг), а также объектов капитального строительства (в случае изменения цепочек поставщиков на стадии реализации инвестиционных проектов);
б) неизменность основных параметров реализуемых юридическими лицами инвестиционных проектов (сроки окупаемости, структура финансирования, финансовые показатели);
в) сохранение уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках выпускаемых товаров (работ, услуг), с учетом утвержденных в проектной документации параметров (эксплуатационных, стоимостных, маркетинговых);
г) недопустимость роста издержек юридических лиц, обеспечивающих выпуск товаров (работ, услуг) (реализующих инвестиционные проекты) в результате изменения цепочек поставщиков отдельных видов продукции, необходимой для производства товаров (работ, услуг) (реализации инвестиционного проекта);
д) определение в качестве индикатора конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг уровня интеграции региональных производителей в глобальные производственные цепочки, измеряемого в том числе долей экспорта в производстве товаров (работ, услуг).
III. Подготовка региональных планов по импортозамещению
6. Региональные планы по импортозамещению рекомендуется разрабатывать с учетом результатов исследования следующих аспектов региональной экономики:
а) анализа имеющегося производственного потенциала субъекта Российской Федерации, размещения производительных сил на территории иных субъектов Российской Федерации, а также государств - членов ЕАЭС с учетом отраслевых планов по импортозамещению и документов стратегического планирования федерального и регионального уровней;
б) анализа долгосрочной потребности региона в товарах, работах и услугах, предъявляемой организациями, осуществляющими свою деятельность (реализующими инвестиционные проекты) на территории субъекта Российской Федерации, включая анализ потребностей в товарах, работах и услугах, необходимых для реализации инвестиционных проектов;
в) анализа ресурсного, технологического, научного потенциала развития на территории субъекта Российской Федерации с целью развития производства товаров, работ и услуг;
г) анализа конкурентных преимуществ региональной экономики с целью выделения перечня приоритетных для развития на территории субъекта Российской Федерации отраслей промышленности;
д) анализа действующих или планируемых к вводу предприятий по производству товаров, работ и услуг, а также инвестиционных проектов по производству продукции, направленных на удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов в России или иностранных государствах.
7. В случае образования в соответствии с пунктом 4 протокола заседания Правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. N 2 при руководителе исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации регионального экспертного совета по импортозамещению (далее - экспертный совет) в целях обеспечения транспарентности реализуемых мероприятий, координации разработки и корректировки региональных планов по импортозамещению в субъектах Российской Федерации, а также подготовки региональных планов по импортозамещению в рамках деятельности экспертных советов рекомендуется предусмотреть следующие функции:
разработка предложений по мерам поддержки и отбор мер по содействию реализации инвестиционных проектов с целью включения их в региональные планы по импортозамещению;
проведение оценки регионального плана по импортозамещению и подготовка заключения экспертного совета о качестве, соответствии заявленным целям и целевым показателям регионального плана по импортозамещению;
контроль за реализацией региональных планов по импортозамещению на территории субъекта Российской Федерации;
разработка мероприятий, направленных на снижение зависимости организаций, осуществляющих деятельность (реализующих инвестиционные проекты) на территории субъекта Российской Федерации, от импорта продукции, оборудования, комплектующих, работ и услуг;
мониторинг и оценка эффективности реализации региональных планов по импортозамещению (с вынесением рекомендаций о необходимости принятия конкретных мер, направленных на улучшение ситуации по реализации инвестиционных проектов).
8. По решению высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов) государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими функциями может быть наделен Совет по улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации.
IV. Структура и содержание региональных планов по импортозамещению
9. В структуру региональных планов по импортозамещению рекомендуется включать следующие разделы:
цели реализации регионального плана по импортозамещению и набор приоритетных отраслей;
контрольные показатели реализации регионального плана по импортозамещению;
комплекс мер региональных планов по импортозамещению, реализуемый органами, включающий в себя мероприятия общеорганизационного и нормативного характера, мероприятия по содействию реализации инвестиционных проектов, а также меры, направленные на реализацию механизма контроля за выполнением регионального плана по импортозамещению.
10. Примерная форма регионального плана по импортозамещению приведена в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
11. В качестве целевых показателей региональных планов по импортозамещению рекомендуется включить следующие группы индикаторов: характеризующие достижение значений целевых показателей отраслевых планов по импортозамещению, утвержденных федеральными органами исполнительной власти;
характеризующие уровень вовлеченности российских производителей и производителей государств - членов ЕАЭС в региональные цепочки поставщиков;
характеризующие уровень конкурентоспособности в приоритетных секторах экономики, отобранных с учетом сложившегося ресурсного, технологического, научного потенциала субъекта Российской Федерации;
характеризующие динамику экспорта товаров (работ, услуг), произведенных на территории субъекта Российской Федерации на внешние рынки, а также динамику поставок товаров (работ, услуг) в иные субъекты Российской Федерации и государства - члены ЕАЭС.
Набор целевых показателей может включать как количественные, так и качественные индикаторы. При этом рекомендуется использовать конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и связанные с определенным периодом времени целевые показатели.
12. В комплекс мер региональных планов по импортозамещению, реализуемый органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, рекомендуется включить перечень мероприятий общеорганизационного и нормативного характера, а также перечень мер по развитию инвестиционных проектов, направленных на производство импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции, реализуемых или планируемых к реализации предприятиями, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, а также меры, направленные на реализацию механизма контроля за выполнением регионального плана по импортозамещению.
13. В рамках региональных планов по импортозамещению рекомендуется включить рекомендации по осуществлению контроля за реализацией региональных планов по импортозамещению, предусматривающие порядок предоставления отчета о реализации региональных планов по импортозамещению, в том числе в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию соответствующих отраслевых планов по импортозамещению (примерная форма отчета приведена в приложении N 2 к Методическим рекомендациям).
Рекомендуемая периодичность представления отчета о реализации региональных планов по импортозамещению в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию соответствующих отраслевых планов по импортозамещению, - один раз в год (не позднее 15 декабря отчетного года).
V. Рекомендации по разработке комплекса мер региональных планов по импортозамещению
14. В комплекс мер региональных планов по импортозамещению рекомендуется включать мероприятия по следующим направлениям:
мероприятия общеорганизационного и нормативного характера по созданию благоприятных условий для роста производства, формированию инвестиционных проектов, стимулированию спроса и участию в ресурсных и технологических цепочках кооперации предприятий;
мероприятия по содействию реализации инвестиционных проектов для создания новых производств импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, или модернизации, расширению существующих производственных предприятий, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
мероприятия, направленные на реализацию механизма контроля за выполнением регионального плана по импортозамещению.
15. В случае если региональная политика импортозамещения направлена не только на замену выбывающего импортного продукта аналогичным продуктом отечественного производства, но и на создание опережающих технологий, в комплекс мер могут быть включены мероприятия, направленные на поддержку разработки и создание новых технологий (например, региональные заказы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ научно-образовательными и проектными организациями, обладающими необходимыми компетенциями).
16. Реализация мер по созданию комфортной бизнес-среды для инвесторов предусматривается в региональном плане мероприятий ("дорожной карте") по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности с учетом лучших практик выявленных по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в рамках реализации соответствующих поручений.
17. К мероприятиям общеорганизационного и нормативного характера могут относиться:
продвижение региональных предприятий для участия в ресурсных и технологических цепочках кооперации предприятий (как внутрирегиональных, так и межрегиональных);
участие в межрегиональных и международных форумах по тематике создания импортозамещающих производств;
содействие продвижению продукции на зарубежные рынки;
организация выставочных мероприятий, торгово-экономических миссий, конкурсов, бизнес-форумов и участие в них;
позиционирование в средствах массовой информации импортозамещающих товаров регионального производства;
реализация мероприятий по развитию многоформатной торговли импортозамещающими товарами потребительского спроса (малые и средние форматы торговли, ярмарочная и рыночная торговля);
обеспечение информационной и консультативной поддержки, в том числе посредством создания специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации, а также об импортозамещающей продукции, производящейся на территории субъекта Российской Федерации.
18. К мероприятиям по содействию реализации инвестиционных проектов могут относиться:
а) создание промышленных региональных кластеров, индустриальных, технологических и логистических парков, а также особых экономических и торговых зон;
б) мероприятия по предоставлению мер поддержки для реализации инвестиционных проектов, в частности:
предоставление государственных гарантий со стороны субъектов Российской Федерации;
компенсация процентных ставок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по инвестиционным банковским кредитам при реализации инвестиционных проектов, направленных на производство импортозамещающей и экспортноориентированной продукции и включенных в региональный план по импортозамещению;
применение в субъекте Российской Федерации налоговой поддержки инвестиций (применение специальных налоговых режимов, налоговых каникул и др.);
создание объектов региональной инфраструктуры (транспортной, энергетической и др.);
внедрение на предприятиях, производящих импортозамещающую и экспортноориентированную продукцию, энерго- и ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий;
формирование преференций при осуществлении муниципального заказа;
содействие сертификации региональных производств с целью подтверждения соответствия системам менеджмента качества стандартам ISO;
в) формирование инвестиционных проектов по принципу возможного замещения импортируемых товаров, работ, услуг в рамках существующих технологических цепочек и внутреннего спроса;
г) меры, реализуемые региональными органами исполнительной власти по подготовке и содействию реализации каждого инвестиционного проекта, имеющего потенциал для решения задачи импортозамещения.
VI. Взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке и реализации региональных планов по импортозамещению
19. В целях координации работы федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке, корректировке и координации региональных и отраслевых планов по импортозамещению федеральными органами исполнительной власти могут быть сформированы соответствующие рабочие органы, основными задачами которых является разработка на федеральном уровне мероприятий, направленных на снижение зависимости от импорта товаров, работ и услуг (далее - Рабочий орган), в том числе посредством:
создания механизмов стимулирования развития предприятий (включая предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу), производящих импортозамещающую продукцию;
формирования ресурсных и технологических цепочек кооперации предприятий (как внутрирегиональных, так и межрегиональных);
мониторинга спроса и предложения на вновь создаваемые виды импортозамещающей продукции.
20. Разработанные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты региональных планов по импортозамещению, получившие положительное заключение экспертного совета, рекомендуется представлять в Рабочие органы в соответствии с приоритетными направлениями, представленными в проектах региональных планов по импортозамещению, в части компетенции Рабочих органов с учетом совокупного межрегионального спроса и предложения продукции, представленной в проектах региональных планов по импортозамещению, а также наличия ресурсно-технологической базы региона для развития производства на территории субъекта Российской Федерации такой продукции.
21. Утверждение регионального плана по импортзамещению нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации целесообразно осуществлять с учетом позиции Рабочего органа.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Региональный план по импортозамещению |
|
Содержание Приказ Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 г. N 116 "Об утверждении Методических рекомендаций по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.