Методические рекомендации по проведению государственных испытаний системы-112 субъектов Российской Федерации
1. Общие положения
В соответствии с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958) государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112 являются завершающим этапом создания системы-112 в субъекте Российской Федерации.
Государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112 проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 34.603-92 и имеют статус государственных комплексных приемочных испытаний в соответствии со статусом приемочной комиссии.
2. Мероприятия, проводимые перед государственными испытаниями системы-112 субъекта Российской Федерации
Для успешной подготовки и проведения государственных испытаний системы-112 субъект Российской Федерации обязан провести ряд мероприятий и разработать соответствующие документы.
Обязательными мероприятиями при подготовке государственных испытаний системы-112 являются:
- проведение опытной эксплуатации системы-112 субъекта Российской Федерации;
- оформление акта о завершении опытной эксплуатации системы-112 и допуске системы-112 к приемочным испытаниям;
- использование единого номера "112" на сетях операторов связи на этапе опытной эксплуатации системы-112 на территории всех муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
- разработка и утверждение регламента информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и системы-112 субъекта Российской Федерации и соглашений об оперативном взаимодействии и информационном обмене единой дежурно-диспетчерской службы с ведомственными дежурно-диспетчерскими службами в рамках системы-112;
- разработка Программы и методики государственных испытаний системы-112;
- разработка Плана проведения государственных испытаний системы-112;
- определение состава государственной приемочной комиссии;
- подписание распорядительного документа о проведении государственных испытаний системы-112;
- подготовка проектов документов по результатам проведения государственных испытаний системы-112.
Проведение опытной эксплуатации
Согласно ГОСТ 34.603-92 приемочные испытания проводятся после проведения опытной эксплуатации автоматизированной системы. Опытная эксплуатация системы-112 может проводиться отдельными сегментами по мере ввода в опытную эксплуатацию системы-112 в отдельных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации. Каждый сегмент системы-112 вводится в опытную эксплуатацию распорядительным документом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Для использования номера "112" на этапе опытной эксплуатации Минкомсвязь России, руководствуясь Методическими рекомендациями по порядку использования единого номера "112", утвержденными совместно МЧС России и Минкомсвязью России и размещенными на сайте Минкомсвязи России minsvyaz.ru, по запросу субъекта Российской Федерации направляет письменные уведомления операторам подвижной радиотелефонной и местной телефонной связи о начале использования единого номера "112" на этапе опытной эксплуатации системы-112 с приложением перечня муниципальных образований субъекта Российской Федерации, подключенных к системе-112.
На этапе опытной эксплуатации проводится обучение персонала системы-112.
Опытная эксплуатация системы-112 проводится в соответствии с Программой опытной эксплуатации, в которой указывают:
1) условия и порядок функционирования сегментов и системы-112 в целом;
2) продолжительность опытной эксплуатации, достаточную для проверки правильности функционирования системы-112 при выполнении каждой функции системы-112 и готовности к работе персонала системы-112;
3) порядок устранения недостатков, выявленных в процессе опытной эксплуатации.
Опытную эксплуатацию системы-112 субъекта Российской Федерации в целом рекомендуется проводить продолжительностью не менее 1 месяца от даты начала использования номера "112" на сетях операторов связи на территории всех муниципальных образований.
Оформление акта о завершении опытной эксплуатации
В процессе опытной эксплуатации ведется рабочий журнал, в который заносятся сведения о продолжительности функционирования системы-112, отказах, сбоях, аварийных ситуациях, проводимых корректировках документации и программных средств, наладке технических средств. Сведения фиксируются в журнале с указанием даты и ответственного лица. Журнал ведется лицами, ответственными за проведение опытной эксплуатации. В журнал могут быть занесены замечания персонала по удобству эксплуатации системы-112. Форма рабочего журнала опытной эксплуатации приведена в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
По завершении опытной эксплуатации системы-112 субъекта Российской Федерации оформляется акт о завершении опытной эксплуатации и допуске системы-112 к государственным испытаниям. Форма акта о завершении опытной эксплуатации приведена в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Разработка и утверждение Регламента и Соглашений информационного взаимодействия
В целях организации межведомственного информационного взаимодействия в рамках системы-112 в субъекте Российской Федерации разрабатываются и утверждаются регламент информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и системы-112 субъекта Российской Федерации и соглашений об оперативном взаимодействии и информационном обмене единой дежурно-диспетчерской службы с ведомственными дежурно-диспетчерскими службами в рамках системы-112 (далее - Регламент, Соглашение соответственно).
Регламент является единым документом субъектового уровня, разрабатывается и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласовывается на субъектовом уровне со всеми ведомствами и организациями, дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС) которых участвуют в информационном взаимодействии в рамках системы-112. Перед согласованием рекомендуется провести рассмотрение и обсуждение Регламента на заседании межведомственной рабочей группы по созданию системы-112 в субъекте Российской Федерации.
Соглашение является документом муниципального уровня, подписывается между единой дежурно-диспетчерской службой муниципального образования и конкретной ДДС, в зону ответственности которой входит территория муниципального образования. Подписанные руководителями ЕДДС и ДДС соглашения утверждают руководители ведомств субъектового уровня, в ведении которых находятся соответствующие ДДС, и руководитель органа местного самоуправления.
Разработка Программы и методики государственных испытаний
Для планирования проведения государственных испытаний по указанию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывается документ "Программа и методика государственных приемочных испытаний системы-112" (далее - ПМИ). Разработчик документа может устанавливаться в договоре или техническом задании на проектирование системы-112 (далее - ТЗ).
В ПМИ указываются:
1) перечень объектов, выделенных в системе-112 для испытаний и перечень требований, которым должны соответствовать объекты (со ссылкой на пункты ТЗ);
2) критерии приемки системы-112;
3) условия и сроки проведения государственных испытаний;
4) средства для проведения государственных испытаний;
5) фамилии лиц, ответственных за проведение испытаний;
6) методику государственных испытаний и обработки их результатов;
7) перечень оформляемой документации.
ПМИ включает в себя проверку всех подсистем системы-112. ПМИ направляется субъектом Российской Федерации для согласования в МЧС России.
После согласования МЧС России ПМИ направляется для согласования в части проверки телекоммуникационной подсистемы системы-112 в Минкомсвязь России.
Форма типовой ПМИ приведена в Приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Разработка Плана проведения государственных испытаний системы-112
Для проведения государственных испытаний органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывается План проведения государственных испытаний системы-112. В Плане проведения государственных испытаний системы-112 в хронометрическом порядке указываются конкретные мероприятия в рамках проведения государственных испытаний с указанием для каждого мероприятия времени проведения мероприятия, ответственных лиц, ожидаемых результатов.
Форма Плана проведения государственных испытаний системы-112 приведена в Приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Определение состава государственной приемочной комиссии
Состав государственной приемочной комиссии определяется распорядительным документом субъекта Российской Федерации.
В состав государственной приемочной комиссии в обязательном порядке включаются представители федеральных органов исполнительной власти - участников создания системы-112 на территории Российской Федерации: МЧС России, Минкомсвязи России, МВД России, Минздрава России, ФСБ России.
Для определения состава государственной комиссии орган исполнительной власти субъекта Российской федерации направляет в указанные федеральные органы исполнительной власти предложение о назначении ответственных лиц для включения в состав государственной комиссии. По решению федерального органа исполнительной власти в состав государственной комиссии могут включаться представители из его региональных подразделений.
В состав государственной комиссии в обязательном порядке включаются также представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в состав государственной комиссии могут включаться представители организаций, участвующих в создании системы-112, операторов связи, органов местного самоуправления и др.
Подписание распорядительного документа
Распорядительный документ субъекта Российской Федерации о проведении государственных испытаний системы-112 подписывается после определения состава государственной комиссии.
В распорядительном документе указываются сроки проведения государственных испытаний, утверждается состав государственной комиссии, назначаются лица, ответственные за организацию и проведение государственных испытаний.
Форма распорядительного документа приведена в Приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Подготовка проектов документов
Перед проведением государственных испытаний субъектом Российской Федерации должны быть подготовлены проекты следующих документов по результатам проведения государственных испытаний системы-112:
- протоколы испытаний объектов системы-112 в соответствии с ПМИ;
- единый протокол проведения государственных испытаний системы-112;
- акт проведения государственных испытаний системы-112.
3. Проведение государственных испытаний системы-112 субъекта Российской Федерации
Государственные испытания системы-112 проводят для определения соответствия системы-112 требованиям нормативных документов, технического задания, технического проекта, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки системы-112 в постоянную эксплуатацию.
Для проведения государственных испытаний должна быть предъявлена следующая документация:
1) техническое задание на разработку технического проекта системы-112, согласованное МЧС России;
2) технический проект системы-112, согласованный МЧС России;
3) системный проект телекоммуникационной подсистемы системы-112;
4) акты приемки системы-112 в опытную эксплуатацию;
5) рабочие журналы опытной эксплуатации системы-112;
6) акт завершения опытной эксплуатации и допуска системы-112 к приемочным испытаниям;
7) ПМИ.
В ходе государственных испытаний проверяется функционирование всех подсистем системы-112:
- телекоммуникационная подсистема;
- информационно-коммуникационная подсистема;
- подсистема консультативного обслуживания;
- геоинформационная подсистема;
- подсистема мониторинга;
- подсистема обеспечения информационной безопасности.
Проверка телекоммуникационной подсистемы
Состав проверок телекоммуникационной подсистемы, критерии приемки системы-112 в части телекоммуникационной подсистемы системы-112 определяются в ПМИ и согласовываются с Минкомсвязью России.
На момент проведения государственных испытаний номер "112" должен использоваться в соответствии с поручением Минкомсвязи России на время опытной эксплуатации во всех муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.
Проверка передачи коротких текстовых сообщений (SMS) от пользователей (абонентов) сетей подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также получение от операторов связи сведений о месте нахождения лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии), проводятся только при наличии технической возможности операторов связи. Отсутствие технической возможности указанных проверок должно подтверждаться соответствующими уведомлениями от операторов связи.
При отсутствии технической возможности указанных проверок и готовности к ним операторов связи необходимость их проведения до ввода системы-112 в постоянную эксплуатацию указывается в акте государственных испытаний в разделе "Рекомендации".
Проверка информационно-коммуникационной подсистемы
Проверка информационно-коммуникационной подсистемы осуществляется на всех объектах системы-112, включенных в государственные испытания.
На каждом объекте проверяются функции приема и обработки вызовов с возможностью передачи между объектами карточек информационного обмена и голосовых вызовов.
Проверка резервирования приема вызовов является обязательной.
При условии предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субсидии из федерального бюджета на создание резервного центра вызовов (далее - РЦОВ) проводится проверка РЦОВ.
В случае, если указанная субсидия не предоставлялась, а также в случае неполного завершения строительства и оснащения РЦОВ проверка резервирования приема вызовов проводится на другом объекте системы-112, выполняющем функции РЦОВ.
При незавершенности оснащения ДДС экстренных оперативных служб (далее - ЭОС) на государственных испытаниях должна быть обеспечена возможность автоматизированной передачи информации и голосового вызова в соответствующие ДДС по временной альтернативной схеме (например, передача информации и вызовов в центральную ДДС ЭОС с последующим доведением информации до конкретной ДДС по ведомственным и иным каналам связи).
При подтвержденной невозможности завершения на текущий момент оснащения РЦОВ и ДДС ЭОС необходимость проведения проверок указанных объектов с составлением соответствующих актов комплексной проверки работоспособности в составе системы-112 в целом до ввода системы-112 в постоянную эксплуатацию указывается в акте государственных испытаний в разделе "Рекомендации".
Проверка подсистемы консультативного обслуживания
Проверка подсистемы консультативного обслуживания осуществляется на рабочих местах операторов системы-112.
Оказание информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности осуществляется с использованием как минимум базы знаний, находящейся в распоряжении оператора системы-112, отвечающего на поступивший вызов. База знаний должна содержать данные по основным наиболее распространенным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Требования и данные для базы знаний приведены в Приложении N 9 к Методическим материалам по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации, утвержденных МЧС России 01.09.2014. База знаний должна иметь возможность ее расширения в процессе функционирования.
Проверка геоинформационной подсистемы
Проверка геоинформационной подсистемы осуществляется на рабочих местах операторов системы-112 и диспетчеров ДДС ЭОС и ЕДДС.
Геоинформационная подсистема отображает на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств ЭОС, привлеченных к реагированию на происшествие.
В ТЗ могут предъявляться дополнительные требования к геоинформационной подсистеме, такие как прокладывание маршрута, отображение препятствий на дорогах и др.
При отсутствии возможности проверки местонахождения транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, по причине отсутствия согласования организационных вопросов, а также проверки отдельных дополнительных требований необходимость проведения указанных проверок до ввода системы в постоянную эксплуатацию указывается в акте государственных испытаний в разделе "Рекомендации".
Проверка подсистемы мониторинга
Проверка подсистемы мониторинга осуществляется на рабочих местах операторов системы-112.
В рамках проверки подсистемы мониторинга осуществляется демонстрация приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.
Перечень систем мониторинга, информация от датчиков которых поступает в систему-112, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия такого перечня разработчиком системы-112 должна быть продекларирована возможность приема данной информации при ее появлении и представлена документация с описанием механизма сопряжения на программном уровне системы-112 с внешними системами мониторинга.
Проверка обмена информацией между системой-112 и государственной автоматизированной системой "ЭРА-ГЛОНАСС" осуществляется при наличии навигационно-информационного центра системы "ЭРА-ГЛОНАСС", способного передавать в систему-112 информацию о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территории субъекта Российской Федерации.
При отсутствии или подтвержденной неготовности навигационно-информационного центра системы "ЭРА-ГЛОНАСС" осуществлять обмен информацией с системой-112 необходимость проведения указанной проверки до ввода системы-112 в постоянную эксплуатацию указывается в акте государственных испытаний в разделе "Рекомендации".
Проверка подсистемы обеспечения информационной безопасности
Защита информации и средств ее обработки в системе-112 осуществляется соответствующими программно-аппаратными средствами. Состав программно-аппаратных средств защиты информации и модель угроз разрабатываются на этапе технического проектирования системы-112.
Наличие программно-аппаратных средств в соответствии с техническим проектом системы-112 проверяется в ходе государственных испытаний.
Система-112 является автоматизированной информационной системой субъекта Российской Федерации, то есть является государственной информационной системой.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" государственная информационная система должна пройти комплекс организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие системы защиты информации информационной системы требованиям, установленным в данном приказе, с выдачей аттестата соответствия.
Ввод в действие информационной системы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях, защите информации, с учетом ГОСТ 34.601 и при наличии аттестата соответствия.
Проведение аттестации системы-112 на соответствие требованиям защиты информации проводятся после завершения государственных испытаний и до приема системы-112 в постоянную эксплуатацию.
При выявлении в процессе государственных испытаний незавершенности по объективным причинам оснащения объектов системы-112 программно-аппаратными средствами подсистемы обеспечения информационной безопасности необходимость завершения оснащения и проведения аттестации системы-112 на соответствие требованиям защиты информации до ввода системы-112 в постоянную эксплуатацию указываются в акте государственных испытаний в разделе "Рекомендации".
В процессе государственных испытаний рекомендуется проводить проверку одновременно на нескольких объектах системы-112. Для этого из состава государственной комиссии выделяются рабочие группы.
На каждом объекте системы-112 составляется протокол проведения испытаний. По решению государственной комиссии каждый член комиссии может заполнять рабочую анкету члена комиссии на каждом объекте. Рабочие анкеты членов комиссии прикладываются к соответствующим протоколам. Форма Протокола рабочей группы и форма Рабочей анкеты приведены в Приложении 6 и Приложении 7 к настоящим Методическим рекомендациям соответственно.
Протоколы, составленные всеми рабочими группами, рассматриваются на общем заседании государственной комиссии и обобщаются в едином протоколе государственных испытаний системы-112. Форма единого протокола государственных испытаний приведена в Приложении 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
По итогам проведения государственных испытаний составляется Акт государственных приемочных испытаний системы-112, в котором делается заключение о соответствии системы-112 требованиям ТЗ, технического проекта системы-112 и даются рекомендации государственной комиссии о вводе системы-112 в постоянную эксплуатацию. Форма Акта государственных приемочных испытаний приведена в Приложении 9 к настоящим Методическим рекомендациям.
4. Мероприятия, проводимые после государственных испытаний системы-112 субъекта Российской Федерации
После завершения приемочных испытаний издается распорядительный документ субъекта Российской Федерации, в котором подводятся итоги государственных испытаний, устанавливаются сроки и порядок реализации мероприятий, указанных в разделе "Рекомендации" Акта государственных приемочных испытаний, назначаются ответственные за реализацию каждого мероприятия.
По завершении реализации всех мероприятий руководство администрации субъекта Российской Федерации направляет уведомительное письмо в адрес МЧС России и Минкомсвязи России о готовности системы-112 к постоянной эксплуатации на территории субъекта Российской Федерации с приложением следующих документов:
- копии Акта государственных приемочных испытаний системы-112 на территории субъекта Российской Федерации с рекомендацией государственной комиссии о вводе системы-112 в постоянную эксплуатацию;
- акта и протоколов, подтверждающих положительные результаты испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 на территории субъекта Российской Федерации, с приложением (при наличии) копий актов ввода в постоянную эксплуатацию вновь созданных или модернизированных узлов и линий связи, а также иного оборудования операторов связи, определенных в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 на территории субъекта Российской Федерации как вновь создаваемые или модернизируемые;
- актов и протоколов всех проверок, проведенных после завершения государственных испытаний в соответствии с разделом "Рекомендации" Акта государственных приемочных испытаний системы-112;
- копии аттестата соответствия системы-112 требованиям защиты информации;
- копии утвержденного технического проекта системы-112 субъекта Российской Федерации в случае внесения изменений в технический проект.
МЧС России в течение тридцати календарных дней со дня получения указанных документов направляет в адрес Минкомсвязи России заключение с рекомендацией о вводе номера "112" в режиме постоянной эксплуатации на территории субъекта Российской Федерации.
В случае положительного заключения МЧС России, Минкомсвязь России в соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций по порядку использования единого номера "112" в установленном порядке издает приказ о начале использования единого номера "112" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и направляет его на государственную регистрацию в Минюст России.
После государственной регистрации приказа о начале использования единого номера "112" на территории субъекта Российской Федерации в Минюсте России орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации подписывает акт о приемке системы-112 в постоянную эксплуатацию и издает распорядительный документ о приемке системы-112 в постоянную эксплуатацию. В распорядительном документе указывается порядок функционирования системы-112 после приемки в постоянную эксплуатацию, назначаются ответственные лица, утверждаются дополнения к штатному расписанию и т.д.
Согласовано:
Заместитель Министра |
С.И. Воронов |
Заместитель Министра |
Д.М. Алхазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлены Методические рекомендации по проведению государственных испытаний системы-112 регионов.
Мероприятия реализуются для определения соответствия системы-112 требованиям нормативных документов, технического задания, технического проекта, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки системы-112 в постоянное пользование.
В качестве подготовительных мероприятий обозначены проведение опытной эксплуатации системы-112 региона, оформление акта, использование единого номера "112" на сетях операторов связи на территории всех муниципальных образований региона и др.
Раскрыто содержание процедур, совершаемых в рамках испытаний. Перечислены документы, направляемые в МЧС России для подготовки заключения с рекомендацией о вводе номера "112" в режиме постоянной эксплуатации на территории региона. Оно передается в Минкомсвязь России.
При положительном результате издается приказ о начале использования единого номера, который направляется на госрегистрацию в Минюст России.
После госрегистрации орган исполнительной власти региона подписывает акт о приемке системы-112 в постоянную эксплуатацию и издает распорядительный документ. В нем указывается порядок функционирования системы, назначаются ответственные лица, утверждаются дополнения к штатному расписанию и т. д.
Методические рекомендации по проведению государственных испытаний системы-112 субъектов Российской Федерации
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был