Решение Новосибирского городского Совета депутатов от 30 декабря 2002 г. N 205
"О Городской целевой программе "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы"
24 марта 2004 г.
Решением Новосибирского городского Совета депутатов от 25 октября 2005 г. N 110 настоящее решение признано утратившим силу
В целях формирования конкурентоспособного научно-промышленного комплекса города, создания условий для благоприятного инвестиционного климата и расширения налогооблагаемой базы, в соответствии с решением городского Совета от 03.07.2002 N 147 "О перечне целевых программ социально-экономического развития города Новосибирска", руководствуясь статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города, городской Совет решил:
1. Принять целевую программу "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы" (приложение).
2. Решение вступает в силу со дня подписания.
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по промышленности и науке (Соболев А. К.).
Глава городского самоуправления |
В.Ф.Городецкий |
Приложение
к решению
городского Совета
от 30 декабря 2002 г. N 205
Городская целевая программа
"Научно-промышленная и инвестиционная политика
мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг."
24 марта 2004 г.
Паспорт
Городской целевой программы "Научно-промышленная
и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг."
Наименование программы - Городская целевая программа
"Научно-промышленная и инвестиционная политика
мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг."
Основание для разработки- Постановление мэра от 06.11.2001 N 3145 "О
Концепции научно-промышленной и инвестиционной
политики мэрии Новосибирска на 2002 - 2005
годы"
Заказчик программы - Департамент промышленности, науки и технологий
мэрии
Основной разработчик- Управление промышленности мэрии, комитет по
программы науке и новым технологиям мэрии
Основные исполнители- Департамент промышленности, науки и технологий
мероприятий программы мэрии; администрации районов города
Новосибирска; департамент экономики и финансов
мэрии; Новосибирский Фонд "Дом промышленности";
Городская торгово-промышленная палата;
Новосибирский инновационный фонд наукоемких
технологий; Новосибирский Фонд "Город - селу";
промышленные предприятия города
Цель программы - Создание условий для увеличения в 2003 -
2005 гг. темпов прироста промышленного
производства и формирования
конкурентоспособного научно-промышленного
комплекса на новой структурно-технологической
основе
Задачи программы - Увеличение уровня промышленного производства и
создание нормативно-правовых,
организационно-технических и
финансово-экономических основ перехода в 2004 -
2005 гг. к инновационному характеру развития
экономики:
реструктуризация промышленности по
отраслевой, размерной, технологической
структуре и повышение конкурентоспособности
продукции, выпускаемой промышленными
предприятиями;
формирование механизмов поддержки
инвестиционной деятельности и благоприятного
инвестиционного климата
Основные направления- Содействие интеграции научных организаций и
программы промышленных предприятий в целях освоения новых
конкурентоспособных видов продукции, развитию
перспективных производств на промышленных
предприятиях города
Срок реализации- 2003 - 2005 гг.
программы
Объемы и источники- Общий объем финансирования программы в 2003 -
финансирования программы 2005 гг.:
Всего: 3165285,0 тыс. рублей, в том числе:
2003 год - 1288192,0 тыс. рублей;
2004 год - 1321349,0 тыс. рублей;
2005 год - 255841,0 тыс. рублей.
Собственные средства предприятий:
Всего: 1712531,0 тыс. рублей, в том числе:
2003 год - 399356,0 тыс. рублей;
2004 год - 1135058,0 тыс. рублей;
2005 год - 59955,0 тыс. рублей.
Заемные средства:
Всего: 1452753,0 тыс. рублей в том числе:
2003 год - 888836,0 тыс. рублей;
2004 год - 186291,0 тыс. рублей;
2005 год - 195885,0 тыс. рублей.
Из них бюджетные:*
Всего: 554962,0 тыс. рублей, в том числе:
2003 год - 241286,0 тыс. рублей;
2004 год - 129693,0 тыс. рублей;
2005 год - 151937,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования из бюджета города на
реализацию программы уточняются при принятии
бюджета на планируемый год
Ожидаемые результаты Увеличение объемов промышленного
реализации программы производства;
совершенствование технологической базы
промышленности и повышение
конкурентоспособности выпускаемой продукции;
оптимизация отраслевой структуры
промышленности за счет опережающего роста
объемов производства наукоемкой продукции
машиностроения;
обеспечение дополнительных налоговых
поступлений в бюджет города в соответствии с
ростом объемов промышленного производства;
создание новых рабочих мест
Система контроля- Департамент экономики и финансов мэрии,
исполнения программы постоянные комиссии городского Совета
осуществляют контроль за целевым и эффективным
использованием средств бюджета города.
Исполнители программы несут ответственность за
своевременное и полное ее выполнение
2. Введение
Городская целевая программа "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг." (далее по тексту - программа) разработана в развитие постановления мэра от 06.11.2001 N 3145 "О Концепции научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии Новосибирска на 2002 - 2005 годы", на основе анализа прогнозов выполнения плана социально-экономического развития города в 2002 году, а также в соответствии с постановлением мэра от 01.07.2002 N 1470 "О муниципальном реестре инвестиционных проектов", распоряжением мэра от 16.09.2002 N 2191-р "О развитии инновационной среды в Советском районе и взаимодействии научных учреждений с предприятиями г. Новосибирска", распоряжением мэра от 14.02.2002 N 423-р "О развитии межрегиональных экономических связей мэрии", решениями городского Совета от 30.01.2002 N 86 "О муниципальном заказе", от 11.09.2002 N 167 "О внесении изменений и дополнений в "Положение о поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска", утвержденного решением городского Совета от 22.04.99 N 233".
Программа разработана с учетом основных направлений и приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики и направлена на усиление координации участия предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (п.2 ст. 32; ст. 33).
Программа рассчитана на среднесрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение как методики отбора промышленных предприятий, так и содержание программных мероприятий.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Традиционно экономика города опиралась на промышленное производство, большую долю которого составлял оборонно-промышленный комплекс, а также на фундаментальную и отраслевую науку. Создание в г. Новосибирске мощного научно-технологического и научно-образовательного потенциала во многом определило отраслевую структуру промышленности города и развитие машиностроительных производств с высокой степенью всесоюзной кооперации. В размерной структуре новосибирской промышленности характерной была высокая концентрация производства: несколько крупных машиностроительных предприятий производили до 80 % всей продукции отрасли на территории, что облегчало проведение научно-технической политики.
Переход экономики к рыночным отношениям изменили механизмы функционирования и связи науки с производством. Деформировался научно-производственный потенциал города, причем наиболее существенно в его производственной части. Обвальное сокращение государственного заказа, дезорганизация управления, разрыв межрегиональных экономических связей привели к резкому падению промышленного производства. При этом если в металлургии, электроэнергетике, топливной промышленности, легкой промышленности спад производства составлял 25 - 45 %, то в машиностроении - 75 %.
Конверсия военного производства свелась главным образом к сокращению объемов производства и не была компенсирована увеличением производства гражданской продукции. Коэффициент загрузки производственных мощностей варьируется от 0 до 70 % на разных предприятиях и составляет в среднем 25 % с учетом производства гражданской продукции. Доля мобилизационных мощностей в имуществе предприятий составляет от 10 до 80 %, из-за высоких накладных расходов производство гражданской продукции убыточно. Из-за высокого удельного веса оборонной промышленности спад промышленного производства в г. Новосибирске оказался более глубоким: если промышленное производство в России сократилось в 1,5 раза, то по городу - в 2,7 раза.
В итоге изменилась отраслевая структура промышленности: снизилась доля предприятий машиностроения, черной металлургии, легкой промышленности, возрос удельный вес пищевой промышленности, электроэнергетики, промышленности строительных материалов.
Нарушился процесс воспроизводства основных фондов, степень их износа в промышленности составляет 53 %. Технологические системы и инженерная инфраструктура устарели физически и морально, что обострило проблему аварий техногенного характера. Сложилась ненормальная ситуация с амортизацией оборудования: на многих предприятиях с изношенным парком амортизация начисляется только на часть оборудования, остальное уже находится за пределами срока амортизации. По данным статистики норма амортизации основных фондов составила по промышленности 2,4 %, в том числе в машиностроении - 1,5 %, в остальных отраслях в таких же пределах: от 0,8 % в черной металлургии до 5 % в медицинской промышленности. Фонд амортизации теряет свое непосредственное назначение и для реновации парков оборудования необходимо привлекать дополнительные средства.
Производственный потенциал машиностроения ограничен не только из-за изношенного парка технологического оборудования, но и из-за его несовершенной структуры: более 70 % всего парка - станки с ручным управлением. Технико-экономические возможности большинства новосибирских предприятий могут обеспечить производство продукции лишь по технологиям третьего, в лучшем случае четвертого технологического уклада (станкостроение, электротехническое машиностроение, приборостроение, нефтяное, горно-шахтное и сельхоз-машиностроение, оборудование для легкой промышленности).
Затянувшаяся ввиду невостребованности консервация мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса из-за отсутствия эффективной программы конверсии привела к разрушению уникального оборудования и утрате ряда технологий. Только отдельные производства (самолетостроение, наукоемкое электромашиностроение, оптическое и электронное приборостроение) имеют технологии пятого уклада.
Изменилась структура промышленности по масштабу предприятий. За счет роста малых предприятий их количество в промышленности за последние 10 лет увеличилось на 2,3 тысячи, в том числе в машиностроении и металлообработке - на 740, но из них только треть предприятий занимается непосредственно производством машиностроительной продукции, остальные - металлообработкой и разными видами ремонта.
Возникший на основе выделения из научной и оборонной сферы, малый бизнес более оперативно реагирует на запросы рынка и реализует инновационные заделы прежних лет. Малые предприятия налаживают выпуск наукоемкой продукции, успешно конкурируют с зарубежными производителями в производстве приборов и оборудования для нефтегазового комплекса, медицины и ресурсосбережения, что подтверждает необходимость проведения гибкой структурной политики и стимулирования этого сектора экономики.
Ряд машиностроительных предприятий пошел на значительную диверсификацию производимой продукции и некоторые из них сейчас трудно отнести к машиностроению, поскольку выпуск непрофильной продукции имеет достаточно высокий удельный вес. Другой тенденцией стало усиление ремонтно-сервисного направления машиностроения. За 10 лет доля ремонта машин и оборудования в производстве продукции машиностроения и металлообработки возросла почти в 2 раза. Объективно это снижает возможности машиностроения как производственной базы технического перевооружения.
В итоге многие сегменты внутреннего рынка оказались захваченными зарубежными технологиями и продуктами. Потери традиционных рынков сбыта выявили низкую конкурентоспособность отечественных технологий, особенно в гражданском секторе. В условиях неустоявшейся отраслевой специализации территорий обостряется конкуренция как на потребительском рынке, так и рынках производственно-технической продукции. Новосибирские товаропроизводители вынуждены конкурировать с продукцией зарубежных компаний не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Слабо развита инновационная инфраструктура, обеспечивающая связь между научными организациями и промышленными предприятиями. Нуждается в реформировании система территориальной организации науки в соответствии с изменившимися условиями.
Несмотря на неустойчивую работу большинства предприятий промышленного комплекса свыше 40 % прибыли всех отраслей экономики создается в промышленности. На протяжении 10 лет промышленные предприятия города имели положительные финансовые результаты, однако непрерывный рост цен заметно снижал получаемые доходы предприятий, что привело к росту числа убыточных предприятий с 5 % в 1991 г. до 30 % в 2001 г.
Таким образом, основными тенденциями в промышленности города в этот период были спад производства, отток квалифицированных кадров, разрушение производственного аппарата, ухудшение финансового состояния.
Стабилизация и относительный прирост промышленного производства в 1999 - 2001 гг. были вызваны, в основном, ростом импортозамещения после четырехкратной девальвации национальной валюты 1998 года и как фактор роста уже исчерпал себя. Определенный результат в поддержании динамики новосибирской промышленности за последние три года принесла работа департамента промышленности, науки и технологий мэрии по повышению конкурентоспособности и размещению заказов на межрегиональных рынках, что обеспечило в 2001 году темпы роста машиностроения на 120 % и в целом по промышленности на 103,7 %. Это подтвердило правильность выбранного администрацией города курса и показало необходимость перехода к системной работе по повышению эффективности научно-промышленного потенциала города. Необходимо повысить технический и технологический уровень производства, это основное условие повышения конкурентоспособности продукции и обеспечения нормального безубыточного функционирования каждого предприятия в отдельности и всей экономики города в целом.
Разработанная программа направлена на активизацию использования научного и инновационного потенциала, на структурно-технологическую модернизацию промышленного потенциала и создание эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов.
Реализация программы в рассматриваемом периоде позволяет создать необходимые условия поэтапного достижения стратегической цели научно-промышленной политики развития города - создание в г. Новосибирске конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе для обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста, бюджетной обеспеченности и эффективной занятости населения.
4. Основные цели и задачи программы
Целью научно-промышленной политики среднесрочного периода является:
активизация научно-технической и инновационной деятельности;
промышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;
укрепление конкурентных позиций товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
Основной задачей на 2003 г. является поддержание достигнутой динамики промышленного производства и создание нормативно-правовых, организационно-технических и финансово-экономических основ перехода в 2004 - 2005 гг. к инновационному характеру и ускорению темпов развития экономики.
Стратегия достижения намеченной цели реализуется на основе сочетания рыночных механизмов и административных рычагов во взаимоувязанной системе промышленной, научно-технической, структурной и инвестиционной политики муниципалитета, направленной на решение следующих оперативных задач:
реструктуризация промышленности по отраслевой, размерной, технологической структуре и повышение конкурентоспособности продукции;
формирование механизмов поддержки инвестиционной деятельности и благоприятного инвестиционного климата.
Основной экономической проблемой настоящего периода, на решение которой должны быть ориентированы механизмы промышленной политики, является проблема конкурентоспособности.
Обеспечение конкурентоспособности - главного условия роста промышленного производства, увеличения экспорта и расширения импортозамещения требует:
организации постоянного мониторинга рынка (как внутреннего, так и внешнего) по основным группам товаров и услуг, соответствующих технологическим возможностям научно-производственного потенциала г. Новосибирска;
определения перспективных производств, не утративших в современных условиях конкурентных преимуществ или потенциально конкурентоспособных, а также выявления "узких мест" системного характера, ограничивающих повышение конкурентоспособности промышленности города;
выработки организационно-экономических механизмов, стимулирующих создание и опережающее развитие высокотехнологичных производств.
Важным направлением реализации программы остается работа по продвижению продукции промышленных предприятий на рынки производственного оборудования горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. Однако при всей важности этого направления оно будет носить вспомогательный характер.
5. Инструменты и механизмы реализации программы
5.1. Финансовое обеспечение программы.
Реализация программы предполагает использование средств бюджета города, собственных средств предприятий, а также привлечение в установленном порядке средств бюджета федерального и областного уровней, банковских средств и средств международных организаций и венчурных фондов.
Финансирование проектов, предусмотренных программой, осуществляется с использованием следующих финансово-кредитных инструментов:
компенсации части процентных ставок по банковским кредитам;
предоставления налоговых льгот;
предоставления налогового инвестиционного кредита;
финансовой поддержки в форме муниципального заказа;
предоставления льготных ставок арендных платежей;
реструктуризации задолженности для восстановления платежеспособности предприятия.
Условием финансовой поддержки промышленных предприятий из средств бюджета города является возвратность инвестиций, в том числе в виде поставок продукции для муниципальных нужд, дохода от роста налоговых поступлений в бюджет города, решения важнейших социальных проблем города и т. д.
5.2. Нефинансовые формы поддержки в рамках реализации программы.
Для реализации проектов применяются следующие организационные формы поддержки:
содействие в продвижении продукции предприятий и организаций на региональные и внешние рынки;
содействие в привлечении инвестиций для крупных инвестиционных проектов;
координация взаимодействия участников крупных инвестиционных проектов;
гарантии паритетного финансирования участникам областных и федеральных целевых программ, конкурсов, объявляемых Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Решением Новосибирского городского Совета депутатов от 24 марта 2004 г. N 373 в подпункт 5.3 внесены изменения
5.3. Механизмы участия мэрии в реализации программы определяются Положением "О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска", принятым решением городского Совета 17.09.2003 N 298 и Положением "О конкурсе на право заключения договора о муниципальной поддержке инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, на территории города Новосибирска", принятым решением городского Совета 17.09.2003 N 299.
Предоставление льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет города Новосибирска и инвестиционного налогового кредита осуществляется в соответствии с Положением "О порядке предоставления льгот по уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджет города Новосибирска", принятым решением городского Совета 26.03.98 N 133 (в редакции решения городского Совета от 29.05.2002 N 137), Положением "О инвестиционном налоговом кредите", принятым решением городского Совета 22.04.99 N 222, и Положением "О мерах муниципальной поддержки товаропроизводителей на территории города Новосибирска", принятым решением городского Совета 23.10.2002 N 182.
Финансовая поддержка в форме муниципального заказа осуществляется в соответствии с Положением "О муниципальном заказе", принятым решением городского Совета 24.01.2003 N 209 и Положением "О конкурсе на право заключения договора о муниципальной поддержке инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, на территории города Новосибирска", принятым решением городского Совета 17.09.2003 N 299.
Объемы финансовых средств, выделяемых на оказание финансовой поддержки предприятиям, участвующим в реализации программы, ежегодно предусматриваются в бюджете города отдельной строкой.
Договоры и контракты, направленные на реализацию программы, от мэрии заключаются директором департамента промышленности, науки и технологий мэрии по соответствующей доверенности. Заключенные договоры регистрируются в управлении финансов и налоговой политики мэрии.
Решением Новосибирского городского Совета депутатов от 24 марта 2004 г. N 373 в пункт 6 внесены изменения
6. Стратегия научно-промышленной и инвестиционной политики
по отраслям промышленности
Стратегия реализации программы основывается на системе приоритетов научно-промышленной и инвестиционной политики, определении первоочередных направлений ее реализации. Программа определяет комплекс мер, направленных на оптимизацию структуры экономики путем создания благоприятных условий для развития приоритетных секторов и производств. При этом предусматривается решение следующих задач:
формирование отдельных направлений в отраслевом разрезе и по отдельным особо важным сегментам развития;
формирование среднесрочной программы развития отраслей;
создание условий для привлечения внешних инвестиций;
формирование банка данных по отдельным направлениям развития с целью создания условий для поиска наиболее оптимальных направлений вложения финансовых ресурсов.
Участвуя в формировании приоритетов развития "сверху" через участие в программе, мэрия проводит промышленную политику, направленную на решение проблем не только в отраслевом разрезе, но и в разрезе отдельных фирм. Формируя внешние условия через участие в различных программах, требующих внерыночных форм вмешательства, мэрия способствует расширению рыночных ниш для новосибирской промышленности.
Все материалы и таблицы, представленные в настоящей программе, носят обобщенный характер. Определены масштабы участия мэрии в 2003 г. по 17 переходящим с 2002 года проектам. Сформирован банк заявок по 76 предприятиям, подавшим предложения для включения в программу (Приложение к Городской целевой программе "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 гг."). Так как программа рассчитана на среднесрочную перспективу, она подлежит ежегодному пересмотру и утверждению. Поэтому формирование банка заявок носит непрерывный характер. Договоры, заключенные мэрией с участниками мероприятий по реализации программы в 2003 году и не профинансированные в полном объеме, подлежат финансированию в 2004 году в пределах бюджетных ассигнований.
Материалы, представленные в программе, отражают "отраслевые соглашения" мэрии и бизнеса и определяют минимальные возможности участия муниципалитета в финансовой поддержке отдельных сегментов промышленного развития отраслей. Расширяя резервы импортозамещения через муниципальный заказ, мэрия расширяет возможности предприятий по освоению новых конкурентоспособных видов продукции.
Перечень
инвестиционных проектов освоения машин и механизмов для нужд городского
хозяйства,
финансируемых из бюджета города на возвратной основе,
переходящих с 2002 года на 2003 - 2005 годы*
N п. |
Наименование инвестиционных проектов |
Общая сумма, тыс. рублей |
Ожидаемое выделение в 2002 г. |
2003 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Производство лифтов на ЭНТ и УЦ (Опытный завод) СО РАН (соглашение от 05.03.2002 N 1) |
2235,00 | 2235,00 | |
2 | Отбелка льносодержащих тканей (ЗАО "НХЛК") (соглашение от 27.05.2002 N 2) |
5000,00 | 2200,00 | 2800,00 |
3 | Производство пресс-подборщиков ПРФ-750, пресс-подборщиков льна ППЛ-1,2 и культиваторов АПК-3,8 на ГУП "Сибсельмаш-Спецтехника" для хозяйств Новосибирской области (соглашение от 14.03.2002 N 3) |
3500,00 | 3500,00 | |
4 | Восстановление на предприятии ОАО "Сибэлтранссервис" кузовов ЗИУ-682Г для нужд городского хозяйства (соглашение от 29.03.2002 N 4) |
3600,00 | 3600,00 | |
5 | Производство оборудования и технологии для нанесения на внутреннюю поверхность стальных труб различных диаметров антикоррозийных изоляционных покрытий на цементно-песчаной основе (ООО "Антикор - Автообслуживание") (соглашение от 25.03.2002 N 5) |
2000,00 | 2000,00 | |
6 | Создание системы управления инженерным оборудованием комплекса зданий (ООО "Горное Плюс") (соглашение от 05.03.2002 N 6) |
1500,00 | 1500,00 | |
7 | Производство базальтовых труб на ФГУП "Сибтекстильмаш. Спецтехника. Сервис" (Соглашение от 25.03.2002 N 8) |
15000,00 | 7200,00 | 7800,00 |
8 | Строительство пилотной водоподготовительной установки для НМДКСБ N 5 (МП ЦЭПГ) (соглашение от 06.03.2002 N 9) |
320,34 | 320,34 | |
9 | Разработка, проектирование и изготовление опытного образца подметально-уборочной машины МПУ - 2.8 (ОАО "Дормаш") (соглашение от 22.05.2002 N 10) |
1500,00 | 1000,00 | 500,00 |
10 | Производство тележек самоходных с комплектом навесного оборудования типа "Дворник" (ОАО "Сибремточстанок") (соглашение от 20.06.2002 N 11) |
1500,00 | 707,00 | 793,00 |
11 | Выполнение мероприятий по разработке и организации серийного производства экономичных источников света (ИТ СО РАН) (соглашение N 16) |
3728,80 | 1300,00 | 2428,80 |
12 | Разработка, проектирование и изготовление опытного образца вакуумной пыле- и мусороуборочной машины ВУМ-1 (ОАО "Дормаш") (соглашение от 22.05.2002 N 17) |
1500,00 | 970,00 | 530,00 |
13 | Строительство мусороперерабатывающего завода в Советском районе (ОАО "НПО МПЗ") (соглашение от 05.04.2002 N 22) |
968,70 | 968,70 | |
14 | Изготовление машины для снятия и трамбования асфальта (КАРАП) (КТИ ГИТ СО РАН) (соглашение от 22.07.2002 N 13) |
1450,00 | 1100,00 | 350,00 |
15 | Производство агрегата для трамбования грунта (КТИ ГИТ СО РАН, ОАО НЭМЗ) (соглашение от 10.04.2002 N 19) |
2500,00 | 2500,00 | |
16 | Выполнение мероприятий по разработке и созданию экодома- лаборатории на территории Института теплофизики СО РАН (ИТ СО РАН) (соглашение от 13.052002 N 28) |
500,00 | 400,00 | 100,00 |
17 | Производство современных электронных трехфазных электросчетчиков с цифровым выходом для учета потребления электроэнергии лифтами и МОП в системе ЖКХ (ЗАО "РиМ") (соглашение от 24.05.2002 N 29) |
999,00 | 999,00 | |
Итого: | 47801,00 | 30000,00 | 17802,00 |
В рамках реализации концепции научно-промышленной и инвестиционной политики г. Новосибирска на 2002 - 2005 годы, в соответствии с утвержденным планом работ и нормативными документами, настоящей программой, в 2003 году предусматривается оказание финансовой поддержки мэрии предприятиям промышленности в сумме 554962,0 тыс. рублей*.
При проведении конкурсного отбора представленных проектов приоритеты должны быть отданы:
развитию технологий с выпуском конечной продукции, т. е. изделие должно быть законченным;
работам, которые начинаются не "с нуля";
работам, спрос на которые носят долговременный характер.
Ниже приведены обобщенные показатели по приоритетным направлениям развития отраслей промышленности.
6.1. Развитие машино- и приборостроения для топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей промышленности.
Учитывая, что большинство машиностроительных предприятий города подвержено процессу диверсификации производимой продукции, а также в связи с увеличением спроса на машины и оборудование для ресурсодобывающих отраслей промышленности, программой предусмотрено освоение в 2003 году и последующие периоды свыше 30 новых тем и направлений. Реализация последних позволит обеспечить ежегодный прирост продукции для данных отраслей в размере не менее 300,0 млн. рублей. В этих целях в качестве финансовой поддержки мэрии в 2003 году планируется выделение на возвратной основе на развитие машино- и приборостроения для ТЭК и горнодобывающей промышленности свыше 26,0 млн. рублей*.
В развитие данного направления включены современные технологии и конструкторские разработки научно-конструкторских организаций г. Новосибирска. В их числе:
создание и производство механизированных комплексов для отработки мощных угольных пластов с выпуском угля на забойный или завальный конвейер;
создание и освоение выпуска серийного бурового оборудования для угольных шахт и рудников для бурения высокопрочных горных пород (диаметр скважины до 300 мм, глубина до 500 м) и бурение скважин для дегазации и увлажнения угольных пластов (диаметр до 300 мм, глубина до 400 - 500 м);
бурение скважин под анкера (диаметр до 43 мм, глубина до 5 м);
создание и освоение взрывобезопасного электрооборудования, в том числе регулируемых асинхронных электродвигателей с применением преобразователей частоты, для метаноопасных угольных шахт и другое.
По оценке ученых из отдела региональных проблем Президиума СО РАН наиболее соответствуют потребностям горняков и угольщиков разработки технологий и оборудования, приборов и сорбентов в четырех отраслях промышленности и науки г. Новосибирска:
машиностроении;
микроэлектронике;
производстве сорбентов и катализаторов;
проектировании угольных и золотодобывающих шахт, разрезов и обогатительных фабрик.
Эти направления развития угольной и горнодобывающей промышленности также включены в программу.
Основные показатели раздела 6.1
N п. |
Наименование показателей |
Инвестиции, тыс. рублей | ||||
Всего | Ожидаемое на 01.01.2003 |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Инвестиционные затраты, всего, в том числе: кап. вложения НИОКР |
1154000,0 1139500,0 14500,0 |
7100,0 5100,0 2000,0 |
108700,0 97400,0 11300,0 |
1030650,0 1029450,0 1200,0 |
7550,0 7550,0 |
2 | Источники финансирования: собственные средства предприятий бюджетные* заемные |
1112280,0 26020,0 15700,0 |
4300,0 2000,0 800,0 |
80980,0 15320,0 12400,0 |
1020950,0 7200,0 2500,0 |
6050,0 1500,0 |
3 | Эффективность проекта: чистый дисконтирован- ный доход дополнитель- ные налоговые отчисления в бюджет города Новосибирска |
15105,4 9926,2 |
752,5 |
2931,1 |
4642,6 |
1600,0 |
6.2. Развитие машиностроения для агропромышленного комплекса и перерабатывающих отраслей промышленности (пищевой: мукомольно-крупяной; мясо-, молоко-, рыбо-, овоще-, плодоперерабатывающей и др.; легкой: швейной, обувной, кожевенной, галантерейной; переработки хлопка, шерсти и других.
Развитие промышленности города должно быть связано не только с развитием топливно-энергетического и нефтегазового комплексов, но и с реализацией потенциала накопленных наукоемких технологий для других отраслей хозяйствования. Сегодня, когда изношенность парка сельхозмашин и оборудования в агропромышленном комплексе составляет свыше 90 %, когда в передовых хозяйствах начался переход на новые технологии, наметился значительный спрос на более совершенные виды машин и механизмов. При этом необходимо учитывать, что из-за низкой покупательной способности большинства сельскохозяйственных предприятий, техника, импортируемая из-за рубежа, им не доступна.
Поэтому программой предусматривается всемерная поддержка развитию данного направления отрасли машиностроения. Планируется в 2003 году завершить освоение широкой гаммы пресс-подборщиков, рулоноукладчика, комбайна для уборки капусты. Уже в текущем 2002 году в стадии проработки находится вопрос по запуску в серийное производство нового силосоуборочного агрегата, погрузчика для погрузки зерновых культур. В качестве перспективных для освоения, в программу включен перечень сельхозмашин для селян, предложенный департаментом сельского хозяйства администрации Новосибирской области.
В 2002 году будут продолжены работы, запланированные к реализации в ЗАО "НХЛК". Всего планируется выделить на оказание финансовой поддержки по данному разделу в 2003 году не менее 42,0 млн. рублей*, что позволит обеспечить прирост промышленной продукции уже в 2004 году не менее 300,0 млн. рублей.
Основные показатели раздела 6.2
N п. |
Наименование показателей |
Инвестиции, тыс. рублей | ||||
Всего | Ожидаемое на 01.01.2003 |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Инвестиционные затраты, всего, в том числе: кап. вложения НИОКР |
236200,0 235200,0 1000,0 |
3500,0 3500,0 |
207700,0 206700,0 1000,0 |
17000,0 17000,0 |
8000,0 8000,0 |
2 | Источники финансирования: собственные средства предприятий бюджетные* заемные |
48500,0 42200,0 145500,0 |
3000,0 500,0 |
40500,0 30200,0 137000,0 |
3000,0 11000,0 3000,0 |
2000,0 1000,0 5000,0 |
3 | Эффективность проекта: чистый дисконтирован- ный доход |
99984,0 |
||||
дополнитель- ные налоговые отчисления в бюджет города Новосибирска |
4660,5 | 5,0 | 1505,5 | 1500,0 | 1650,0 |
6.3. Развитие машиностроения для возделывания и переработки льна.
В связи с распадом СССР и потерей хлопкопоставляющего региона (республик Средней Азии) неуклонно возрастает значение льна для текстильной промышленности России. Посевы льна увеличиваются не только по России в целом, но и в нашей области. Утверждена программа администрации Новосибирской области "Сибирский лен". С учетом изложенного, неуклонно возрастает спрос на машины и оборудование для возделывания и переработки данной культуры.
В связи с этим, с руководителями предприятий согласованы вопросы по запуску в серийное производство: культиваторов, льносеялок, катков, рулонных пресс-подборщиков на ФГУП "Сибсельмаш - Спецтехника", опрыскивателей на фирме "Сахо" и в Сибирском агропромышленном доме.
За выпуск теребилки, очесывателя-оборачивателя отвечают предприятия, созданные на базе завода "Сибтекстильмаш" и СибИМЭ СО РАСХН. Планируется открыть прядильную фабрику, рассчитанную на переработку 8,0 тыс. тонн льноволокна в год.
Отсутствие финансовых ресурсов не позволило полномасштабно развернуть эту работу. В серийное производство запущен только пресс-подборщик. В настоящее время 90 % льноволокна уходит за пределы Новосибирской области.
Поэтому, в соответствии с программой, на освоение производства машин для возделывания льна в 2003 году планируется направить не менее 10,0 млн. рублей*. Будут активизированы работы по поиску инвестора на строительство льноперерабатывающего завода. Заказчиком программы предложено выступить Новосибирскому фонду "Город - селу".
Основные показатели раздела 6.3
N п. |
Наименование показателей |
Инвестиции, тыс. рублей | ||||
Всего | Ожидаемое на 01.01.2003 |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Инвестиционные затраты, всего, в том числе: кап. вложения |
65000 65000 |
65000 65000 |
|||
НИОКР | ||||||
2 | Источники финансирования: собственные средства предприятий бюджетные* заемные |
55000 10000 |
55000 10000 |
|||
3 | Эффективность проекта: чистый дисконтирован- ный доход дополнитель- ные налоговые отчисления в бюджет города Новосибирска |
6.4. Развитие производства машин и оборудования для жилищно-коммунального хозяйства города.
Основной статьей расходной части бюджета города (примерно 30 %) являются затраты на содержание жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, транспорта, развитие средств связи и информатики. В связи с этим, уже в 2002 году была сформирована программа освоения машин и механизмов для нужд городского хозяйства, на реализацию которой в бюджете города было предусмотрено выделение 30,0 млн. рублей. По причине недостатка финансовых средств работы будут продолжены и в 2003 году. Большое значение при освоении данного направления придается ресурсосберегающим технологиям. Комплексное решение задач по развитию производства машин и оборудования для нужд города позволит:
расширить замещение покупаемой ранее продукции вне пределов области;
обеспечить дополнительный прирост объемов валового выпуска;
расширить количество рабочих мест;
за счет внедрения новых технологий увеличить ресурс использования машин и механизмов, снизить затраты на их содержание, увеличить сроки эксплуатации различных систем городского хозяйства и тем самым получить мультипликативный эффект.
В общей сложности на финансовую поддержку по данному направлению за счет средств бюджета города планируется направить не менее 76, 0 млн. рублей*.
Основные показатели раздела 6.4
N п. |
Наименование показателей |
Инвестиции, тыс. рублей | ||||
Всего | Ожидаемое на 01.01.2003 |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Инвестиционные затраты, всего, в том числе: кап. вложения НИОКР |
87000,0 82350,0 4650,0 |
4000,0 3100,0 900,0 |
22500,0 20500,0 2000,0 |
26500,0 25750,0 750,0 |
34000,0 33000,0 1000,0 |
2 | Источники финансирования: собственные средства предприятий бюджетные* заемные |
9465,0 76835,0 700,0 |
865,0 3135,0 |
3700,0 18100,0 700,0 |
2900,0 23600,0 |
2000,0 32000,0 |
3 | Эффективность проекта: чистый дисконтирован- ный доход дополнитель- ные налоговые отчисления в бюджет города Новосибирска |
7284,1 4353,4 |
120,0 |
883,0 |
1329,1 |
2021,3 |
6.5. Освоение базальтовых технологий, организация производств перспективных строительных материалов, производства машин и оборудования для отраслей строительной индустрии.
В послереформенные годы произошли серьезные изменения в строительном комплексе города. Многократно снизились объемы промышленного и гражданского строительства. Изменились масштабы и структура строительства, оказалась невостребованной база стройиндустрии нашего города. Большинство предприятий по производству кирпича, крупнопанельного домостроения прекратили свое существование. Необходимость энергосбережения обусловила необходимость применения в производстве новых строительных материалов и разработке технологий. Неуклонно возрастает спрос на комфортабельное жилье. Промышленная застройка также претерпевает значительные изменения. Традиционные материалы стали экономически нецелесообразными.
Переход на новые способы строительства привел к необходимости неизбежного перепрофилирования большинства предприятий стройиндустрии. Одним из направлений перепрофилирования является необходимость освоения базальтовых технологий и организации производств новых строительных материалов, на поддержку которых программой планируется выделение 45,9 млн. рублей*.
Основные показатели раздела 6.5
N п. |
Наименование показателей |
Инвестиции, тыс. рублей | ||||
Всего | Ожидаемое на 01.01.2003 |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Инвестиционные затраты, всего, в том числе: кап. вложения НИОКР |
215235,00 196765,00 18470,00 |
48885,00 41985,00 6900,00 |
154350,00 143780,00 10570,00 |
8500,00 8000,00 500,00 |
3500,00 3000,00 500,00 |
2 | Источники финансирования: собственные средства предприятий бюджетные* заемные |
98245,00 45950,00 71040,00 |
25545,00 1300,00 22040,00 |
70400,00 36150,00 47800,00 |
1500,00 6500,00 500,00 |
800,00 2000,00 700,00 |
3 | Эффективность проекта: чистый дисконтирован- ный доход дополнитель- ные налоговые отчисления в бюджет города Новосибирска |
41975,56 35660,00 |
955,00 |
26810,00 |
4695,00 |
3200,00 |
6.6. Разработка и производство комплекса машин для малых и средних энергетических мощностей, энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Постоянный рост энерготарифов и исчерпание технических возможностей по подключению новых тепловых нагрузок практически по всем крупным городам России с одной стороны и износ энергетических мощностей с другой вызвали необходимость создания новых комплексов машин для нужд энергетики. Конкурентные преимущества новой продукции должны быть обеспечены низкими эксплутационными затратами. Учитывая, что целый ряд промышленных предприятий города исторически был ориентирован на изготовление энергомашин, развитость научной базы и экономическое положение вселяют уверенность в успешном создании конкурентноспособной энергомашиностроительной продукции. Уже сегодня наши заводы обеспечивают крупномасштабные поставки своей продукции в различные регионы, в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Остро стоит вопрос о развитии альтернативной энергетики. Всего на эти цели предполагается выделить из бюджета города 2003 года 72,1 млн. рублей*.
Основные показатели раздела 6.6
N п. |
Наименование показателей |
Инвестиции, тыс. рублей | ||||
Всего | Ожидаемое на 01.01.2003 |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Инвестиционные затраты, всего, в том числе: кап. вложения НИОКР |
240640,0 236200,0 4440,0 |
25040,0 23400,0 1640,0 |
63300,0 61300,0 2000,0 |
77300,0 76500,0 800,0 |
75000,0 75000,0 |
2 | Источники финансирования: собственные средства предприятий бюджетные* заемные |
80340,0 72100,0 88200,0 |
3940,0 9200,0 11900,0 |
20400,0 16600,0 26300,0 |
26000,0 23800,0 27500,0 |
30000,0 22500,0 22500,0 |
3 | Эффективность проекта: чистый дисконтирован- ный доход дополнитель- ные налоговые отчисления в бюджет города Новосибирска |
21877,5 20298,6 |
117,0 |
3015,4 |
6338,4 |
10828,0 |
6.7. Разработка и производство оборудования, машин, механизмов и другой продукции для улучшения санитарной, экологической среды обитания и водопотребления.
Непродуманное освоение природных ресурсов без должного проведения природоохранительных мероприятий привело к значительному загрязнению окружающей среды, и в первую очередь, водных ресурсов. Жители многих городов уже сегодня лишены возможности употреблять воду без дополнительной очистки. Страдает от вторичных загрязнений и новосибирская вода. В результате в страну ежегодно импортируется значительное количество водоочистного и другого оборудования. Разработки новосибирских ученых позволяют создать собственное производство отечественного водоочистного оборудования. В реализации программы участвуют многие научные учреждения и промышленные предприятия города. Планируется, что водоочистные и другие природоохранительные установки будут монтироваться уже в ходе строительства жилых и других объектов. Всего на реализацию данного направления из бюджета города 2003 года планируется выделение денежных средств в размере свыше 22,7 млн. рублей*.
Основные показатели раздела 6.7
N п. |
Наименование показателей |
Инвестиции, тыс. рублей | ||||
Всего | Ожидаемое на 01.01.2003 |
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Инвестиционные затраты, всего, в том числе: кап. вложения НИОКР |
61060,0 51548,0 9512,0 |
7760,0 6048,0 1712,0 |
22260,0 14960,0 7300,0 |
15790,0 15590,0 200,0 |
15250,0 14950,0 300,0 |
2 | Источники финансирования: собственные средства предприятий бюджетные* заемные |
22760,0 22725,0 15575,0 |
890,0 1875,0 4995,0 |
8050,0 8275,0 5935,0 |
7670,0 5825,0 2295,0 |
6150,0 6750,0 2350,0 |
3 | Эффективность проекта: чистый дисконтирован- ный доход дополнитель- ные налоговые отчисления в бюджет города Новосибирска |
12279,6 5174,7 |
133,3 |
1760,1 |
1391,5 |
1889,8 |
6.8. Развитие транспортного машиностроения и комплектующих изделий для: авиационной, автомобильной и других отраслей (производство и ремонт самолетов, спецавтомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев, железнодорожных вагонов и т. д.).
Учитывая возросшую потребность в транспортных средствах городов Сибири, ускоренное развитие автомобильной отрасли в европейской части страны, наличие в городе авиационной промышленности, заводов по ремонту железнодорожного подвижного состава, автомобильной и автотракторной техники, а также их способность к адаптации при организации серийного выпуска новых машин, сначала по отверточной технологии, затем путем постепенного перехода к более углубленной сборке, с учетом наличия мощностей по производству силовых агрегатов и электроники, программой предусматривается создание в городе новых производств по выпуску троллейбусов, авто- и электрокар, комплектующих узлов и агрегатов для автомобильной и других отраслей. Всего на эти цели предприятиям города планируется оказать финансовую поддержку в разме
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В 2002 году представительный орган местного самоуправления г. Новосибирска принимает городскую целевую программу научно-промышленной и инвестиционной политики мэрии Новосибирска.
Целью принимаемой программы является создание условий для увеличения в 2003 - 2005 гг. темпов прироста промышленного производства и формирования конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе.
Документом конкретно определены Заказчик, Разработчик и Исполнитель программы. Кроме того, программой названы органы, уполномоченные осуществлять контроль за ее исполнением.
Принимаемая программа имеет конкретный срок исполнения. Программа реализуется одновременно по нескольким направлениям.
Документом определены критерии оценки эффективности реализации программы, и ожидаемые результаты ее реализации.
Программа финансируется в основном за счет средств местного бюджета.
Решение Новосибирского городского Совета депутатов от 30 декабря 2002 г. N 205 "О Городской целевой программе "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Новосибирского городского Совета депутатов от 25 октября 2005 г. N 110 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Новосибирского городского Совета депутатов от 24 марта 2004 г. N 373