Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению мэра
от 7 мая 2003 г. N 854-р
Городская программа
"Развитие и поддержка малого предпринимательства
в городе Новосибирске на 2003 - 2004 годы"
Паспорт
городской программы
"Развитие и поддержка малого предпринимательства
в городе Новосибирске на 2003 - 2004 годы"
Наименование программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства
в городе Новосибирске на 2003 - 2004 годы"
Основание Федеральный закон "О государственной поддержке
разработки программы малого предпринимательства в Российской
Федерации", Закон Новосибирской области "О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Новосибирской области"
Заказчик программы Мэрия Новосибирска
Основные Отдел маркетинга и развития предпринимательства
разработчики программы департамента потребительского рынка и земельных
отношений мэрии, Новосибирская
торгово-промышленная палата, Новосибирская
городская торгово-промышленная палата
Цели и задачи программы Реализация политики мэрии Новосибирска,
направленной на повышение благосостояния и
уровня жизни жителей города через дальнейшее
широкомасштабное развитие малого
предпринимательства, призванное обеспечить
увеличение объемов продукции и услуг, а также
максимально возможную занятость трудоспособных
граждан
Сроки реализации 2003 - 2004 годы
программы
Перечень основных 1. Совершенствование правового обеспечения
мероприятий малого предпринимательства
2. Административно-организационная поддержка
малого предпринимательства
3. Поддержка малого предпринимательства через
лизинг оборудования
4. Содействие развитию предпринимательства с
использованием механизма франчайзинга (лицензия
на использование товарного знака и технологии со
взаимными обязательствами и льготами по ведению
бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и
франчайзи (получающая фирма или частный
предприниматель)
5. Расширение возможностей доступа малых
предприятий к кредитным ресурсам
6. Производственно-техническая поддержка малого
предпринимательства
7. Формирование городской общедоступной системы
информационно-консультационных услуг для малого
предпринимательства
8. Обучение и переподготовка кадров для малого
предпринимательства
9. Формирование благоприятного общественного
мнения
10. Содействие развитию женского
предпринимательства
Исполнители основных Департамент промышленности, науки и технологий
мероприятий мэрии
Департамент энергетики, жилищного и
коммунального хозяйства города
Департамент земельных и имущественных отношений
г. Новосибирска
Департамент строительства и архитектуры мэрии
Департамент транспорта и дорожно-
благоустроительного комплекса мэрии
Департамент по социальной политике мэрии
Департамент экономики и финансов мэрии
Управление связи и информатизации мэрии
Комитет по связям со средствами массовой
информации - пресс-центр мэрии
Городской отдел занятости населения Департамента
ФТСЗН по Новосибирской области (по согласованию)
Территориальное управление Министерства РФ по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (по согласованию)
Новосибирская торгово-промышленная палата (по
согласованию)
Новосибирская городская торгово-промышленная
палата (по согласованию)
Государственное научное предприятие Технопарк
"Новосибирск" (по согласованию)
ООО "Русь Холдинг Н" (по согласованию)
ЗАО "Новосибирсквнешторгбанк" (по согласованию),
Кредитный потребительский кооператив (далее по
тексту - КПК) (по согласованию)
Ассоциация строителей и инвесторов г.
Новосибирска и Новосибирской области (по
согласованию)
ОАО "Военно-Страховая компания" Новосибирский
филиал (по согласованию)
Некоммерческая организация "Лига Новосибирских
предпринимателей" (по согласованию)
Автономная некоммерческая организация Центр
делового общения "Сфера" (по согласованию)
ЗАО "Развитие Новосибирск" (по согласованию)
ЗАО "Торговая Гильдия Сибири" (по согласованию)
ООО Бизнес информационная служба - Новосибирск
(по согласованию)
ООО "Подорожник Франчайзинг" (по согласованию)
ООО "Все для офиса" (журнал "Все для офиса") (по
согласованию)
ООО "Частный консультант" (по согласованию)
ООО "Фотолэнд" (по согласованию)
Примечание Объем финансирования из бюджета города будет
уточнен при принятии бюджета города на 2004 год.
Программа разработана на основании предложений
Новосибирской торгово-промышленной палаты и
Новосибирской городской торгово-промышленной
палаты
Ожидаемые конечные Оживление деловой активности и снятие социальной
результаты реализации напряженности путем:
программы создания новых рабочих мест;
насыщения товарного рынка конкурентоспособной
продукцией и услугами местного производства
(20 - 25 % от общего объема выпуска продукции);
увеличения налогооблагаемой базы и пополнения
бюджета города (до 10 - 15 % налоговых
поступлений);
становления целостной системы и развития
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства и поддержки приоритетных
направлений;
обеспечения благоприятного климата для
предпринимательской деятельности, активного
включения предпринимательских структур в решение
проблем социально-экономического развития г.
Новосибирска, преодоления административных
барьеров
1. Анализ состояния малого предпринимательства
в городе Новосибирске
Опыт стран с развитой рыночной экономикой, ход социально-экономических реформ в России показывают усиливающуюся роль малого предпринимательства, его высокий адаптационный потенциал и способность обеспечить решение важнейших социально-экономических и политических задач:
создание новых рабочих мест;
насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами отечественного производства;
обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджет города;
формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества.
За последнее десятилетие малое предпринимательство г. Новосибирска стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства и зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие города.
На конец 2002 года по данным Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области и данным Новосибирской городской регистрационной палаты в городе Новосибирске зарегистрировано 53311 субъектов малого предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей - 36311, организаций - 17000.
Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства зарегистрировано в Ленинском районе, наименьшее в Первомайском районе города.
В городе 56,4 % предприятий работает в сфере торговли и общественного питания. В производственных отраслях экономики занято меньшее число предприятий: промышленность - 11 %, строительство - 12,2 %, транспорт и связь - 2,2 %, наука и научное обслуживание - 3,2 %, прочие - 15 %.
По уровню развития малого бизнеса, измеряемого по общепринятым показателям, Россия и город Новосибирск значительно отстают от промышленно развитых стран. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий (далее по тексту - МП), тогда как в странах, являющихся членами ЕС, на 1000 жителей приходится не менее 30 МП. Высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля МП от общего числа предприятий составляет 29 %. В странах ЕС только микропредприятия (с численностью работающих не более 10 человек) составляет более 90 % от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости населения - лишь 10 % от общего числа работающих на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель - порядка 35 %.
В городе Новосибирске, как в мегаполисе, показатели, характеризующие уровень развития малого бизнеса, выше среднероссийских. Так, на 1000 жителей города приходится 14,8 МП, доля МП от общего числа предприятий в городе составляет 30 %, число занятых - 18 % от числа работоспособного населения города.
В Российской Федерации на малых предприятиях производится менее 10 % валового внутреннего продукта. В городе Новосибирске на долю МП приходится 12 % производимой промышленной продукции и более 10 % оборота розничной торговли и общественного питания.
При этом, малые предприятия характеризуются более низкими по сравнению с крупными и средними предприятиями показателями производительности труда, высокой интенсивностью труда, низкой доходностью. К особенностям функционирования малых предприятий следует отнести ограниченность собственных ресурсов, сложности с внедрением новых технологий и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению сектора малого предпринимательства. Так, из вновь зарегистрированных малых предприятий через год остается около 50 % от числа этих предприятий, через 3 года - 7 - 8 %, через 5 лет - не более 3 %. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет и останется неизменным, место ликвидированных предприятий занимают новые.
Если не принимать в расчет несколько десятков эффективных предприятий, работающих в различных сферах экономики города, в том числе наукоемких, для принципиального изменения ситуации необходима серьезная система государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса.
С 1996 года в городе Новосибирске реализуются мероприятия по поддержке предпринимательства, что увеличило количество предпринимательских структур, инфраструктуру поддержки: фонды, учебно-деловые центры, общественные организации. Получила развитие система информационной поддержки предпринимательства, серверы баз данных, в т. ч. с выходом в интернет. Регулярно проводятся выставки-ярмарки продукции малых предприятий.
Анализ прогноза основных показателей развития малого предпринимательства на период 2003 - 2004 гг. показал, что без оказания поддержки в 2004 году в городе Новосибирске возможен спад деловой активности, уменьшение количества малых предприятий, снижение доходной части бюджета города.
В этих условиях возникает необходимость создания механизмов развития малого предпринимательства как стабилизирующего фактора экономики: регулирование рынка товаров и услуг, создание рыночной инфраструктуры, снижение уровня напряженности на рынке труда, рост доходов и решения вопросов развития городского хозяйства.
Возникла необходимость в развитии обучения и оказании консультационных услуг в области предпринимательства, активизации инициатив населения в создании субъектов малого предпринимательства.
Городская программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новосибирске на 2003 - 2004 годы" (далее по тексту - программа) разработана на основе анализа тенденций развития малого бизнеса в крупнейших городах России и с учетом специфики ресурсов г. Новосибирска, приоритетов в развитии отраслей и возможностей быстрого и эффективного создания субъектов малого предпринимательства, прежде всего, в сфере производства и оказания услуг.
2. Цель, основные принципы и задачи программы
Целью программы является повышение благосостояния и уровня жизни жителей города через дальнейшее увеличение субъектов малого предпринимательства, увеличение объемов продукции и услуг, а также максимально возможную занятость трудоспособных граждан.
Основные принципы программы
Комплексность (обеспечение основных потребностей малых предприятий при их становлении и развитии);
системность (обеспечение структурной системности и функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктурной поддержки малых предприятий);
конкурсность (обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении муниципальных заказов);
приоритетность (обеспечение поддержки предпринимателей, решающих важнейшие городские проблемы);
распределенность (перенесение части функций по поддержке малых предприятий с городского на районные уровни, привлечение к этой работе широкого спектра негосударственных структур поддержки предпринимательства);
делегирование функций (обеспечение участия предпринимателей, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации программы).
Основные задачи программы
Создание целостной инфраструктуры поддержки предпринимательства, общественных объединений предпринимателей, сети информационно-консультационных агентств, учебно-деловых центров;
развитие механизмов кредитно-финансовой поддержки предпринимательства;
привлечение капиталов коммерческих банков на кредитование предпринимательских проектов путем создания системы гарантий и страхования кредитов;
развитие лизинга;
содействие созданию обществ взаимного кредитования при общественных объединениях предпринимателей;
развитие системы справочно-информационной и рекламной поддержки малого предпринимательства;
формирование системы подготовки и переподготовки кадров для занятия предпринимательством;
содействие реструктуризации крупных производственных предприятий и привлечению малого предпринимательства к производству и поставке комплектующих для крупных предприятий;
создание системы гарантированного участия малого предпринимательства в реализации муниципальных заказов (на уровне не менее 20 % от общего объема), в том числе через организацию выполнения малыми предприятиями субподрядных работ во взаимодействии с крупными предприятиями;
организация доступа субъектов малого предпринимательства к незагруженным мощностям и неиспользуемым площадям крупных и средних предприятий, в том числе путем развития лизинга основных средств;
содействие развитию выставочно-ярмарочной деятельности малого предпринимательства;
расширение деловых возможностей малого предпринимательства, в том числе через интенсивное развитие межрегионального и международного сотрудничества и производственной кооперации;
обеспечение социальной защиты и безопасности в сфере малого предпринимательства;
обеспечение исполнения норм трудового законодательства в отношении работников, занятых в сфере малого предпринимательства.
Конечные результаты программы
Оживление деловой активности и снятие социальной напряженности;
насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;
увеличение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета города;
становление целостной системы и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, действующих на основе саморегулирования и поддержки, приоритетных для городского хозяйства направлений;
обеспечение благоприятного климата для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития г. Новосибирска;
формирование общественных объединений предпринимателей.
Комплексное исполнение программы позволит:
создать минимально достаточный набор элементов инфраструктуры, доступный для субъектов малого предпринимательства и оказывающий правовую, информационную, консультационную, финансовую, маркетинговую и другие виды поддержки малого предпринимательства;
повысить заинтересованность крупных и средних предприятий в создании новых производственно-технических цепочек с широким участием малых и средних предприятий;
создать условия для выхода предпринимательства из "теневой" экономики, снижения отраслевых диспропорций развития малого предпринимательства, увеличения доходной части бюджета города за счет эффективной деятельности малых предпринимательских структур.
Ожидается, что на долю малого предпринимательства будет приходиться до 20 - 25 % от общего объема выпуска продукции и услуг крупными и средними предприятиями, до 10 - 15 % налоговых поступлений.
В городе Новосибирске инфраструктура поддержки малого предпринимательства представлена следующим образом:
структурное подразделение мэрии, курирующее вопросы развития малого предпринимательства (в настоящее время - отдел маркетинга и развития предпринимательства департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии).
Фонд поддержки малого предпринимательства (в настоящее время - Областной фонд поддержки малого предпринимательства);
Новосибирская торгово-промышленная палата (далее по тексту - НТПП);
Городская торгово-промышленная палата (далее по тексту - НГТПП);
Центр развития предпринимательства;
отраслевые Гильдии;
технопарки;
учебно-деловые центры;
консультационный центр предпринимательства "Регион";
специализированные информационно-консалтинговые центры и фирмы;
учебные заведения, реализующие программы подготовки и переподготовки кадров для предприятий рыночной экономики, в том числе программы дистанционного обучения;
отраслевые и территориальные некоммерческие объединения предпринимателей;
представительства и центры зарубежных и международных организаций.
3. Механизм осуществления программы
Механизм осуществления программы будет эффективен только в том случае, когда он усиливает мотивацию деятельности населения по открытию собственного бизнеса, которая достигается в случае согласования выдвигаемых целей с интересами людей и социальных групп.
Для эффективного осуществления программы необходимо сбалансировать цели управления, стимулы и интересы предпринимателей, что является одной из важных задач механизма управления.
Правовой механизм программы выражается в разработке и принятии нормативных актов по реализации основных направлений поддержки малого предпринимательства. Во всех принимаемых нормативных правовых актах, регулирующих развитие отраслей городского хозяйства, необходимо предусмотреть условия для работы малых предприятий и предпринимателей.
Организационный механизм программы призван обеспечить благоприятные условия выхода малых предприятий на рынки, доступ к финансово-кредитным ресурсам, участие в муниципальных заказах, устранение излишних административных ограничений, безопасность предпринимательской деятельности. Кроме этого, организационный механизм программы предусматривает создание общедоступной городской системы информационно-консультационных услуг по малому предпринимательству. Это в значительной степени станет стимулом предпринимательской активности и приведет к повышению эффективности деятельности предприятий в сфере малого бизнеса, что, в свою очередь, облегчит решение ряда социальных и экономических проблем города Новосибирска.
Широкое развитие малого предпринимательства в значительной степени сдерживается отсутствием подготовленных специалистов в области малого бизнеса, обучающих курсов и методических пособий по деятельности малых предприятий.
Мотивационный механизм программы один из самых важных механизмов. В сложной обстановке на рынке труда особенно актуально активизировать поддержку предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан, их адаптацию к условиям рынка. Необходимо внести изменения в сложившийся имидж бизнесмена, сформировать представления о предпринимательстве как о мощном, позитивном факторе социально-экономического развития общества. Это позволит создать благоприятное общественное мнение, улучшить психологический климат, укрепить социальный статус и престиж предпринимателя, улучшить социальные условия работников малых предприятий, вовлечь более широкие слои населения в малый бизнес, вывести его из тени.
Финансово-экономический механизм программы продолжает развивать систему инвестиционной поддержки малых предприятий. Однако, возможности малых предприятий, реализующих проекты, имеющие особое социально-экономическое значение для города, в том числе в области инновационного высокотехнологичного производства, туризма, экологии, зачастую не отвечают критериям коммерческого кредитования в части сроков окупаемости проектов и достаточности гарантий возврата кредитов. Одним из направлений решения проблемы инвестирования данных направлений развития малого предпринимательства должна явиться адресная поддержка проектов в виде инвестиций, предоставляемых на конкурсной основе коммерческими кредитно-финансовыми организациями. Необходимо значительно расширить инфраструктурную сеть поддержки малого предпринимательства.
Политический механизм программы нацелен на проведение комплекса мероприятий, пропагандирующих деятельность общественных объединений малого бизнеса с целью привлечения широких предпринимательских слоев для участия в решении актуальных проблем, представления интересов предпринимателей на всех уровнях власти. Механизм должен усилить позитивное отношение населения к предпринимательской деятельности, веру в то, что предпринимательское сообщество реально способно преобразовать экономическую и социальную жизнь г. Новосибирска.
4. Отраслевые приоритеты в стимулировании развития
малого предпринимательства
Формирование приоритетных направлений связано с реальной возможностью за счет развития малого бизнеса на период действия программ добиться существенных сдвигов в решении важнейших городских проблем:
деятельность в научно-технической и инновационной сфере;
производство продукции для нужд муниципалитета: жилищно-коммунального хозяйства (оказание услуг по поддержанию, ремонту жилого фонда и оборудования; оказание услуг населению по обслуживанию жизнедеятельности (жилищные услуги); переработка бытовых отходов);
пассажирского транспорта, медицинских, образовательных, спортивно-оздоровительных, социально-бытовых услуг населению г. Новосибирска.
5. Финансовое обеспечение программы
В 2003 году финансовое обеспечение программы за счет средств бюджета города не предусмотрено.
Активное привлечение в установленном порядке на реализацию предпринимательских проектов средств коммерческих банков, инвестиционных фондов и институтов, в том числе международных и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций.
Для выполнения программы будут привлекаться также средства международных и зарубежных организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи.
6. Эффективность программы
Поддержание общего количества устойчиво работающих малых предприятий на уровне не менее 15000 - 17000 предприятий;
увеличение количества занятых в малом бизнесе до 22 % всех работающих;
обеспечение налоговых поступлений от малого предпринимательства на уровне не менее 15 % всех налоговых поступлений;
увеличение количества малых предприятий, занятых в сфере производства не менее 2500 - 3000 предприятий.
7. Организация, формы и методы управления программой
Управление программой предусматривает совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления различного уровня и призванных обеспечить реализацию программы, контроль и анализ ее выполнения, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Для программы, как инструмента управления, созданы специальная целевая структура и организационный механизм.
Управление программой осуществляется Координационным советом, положение о котором утверждается мэром.
Координационный совет призван анализировать ход выполнения работ по программе и их результатов, вырабатывать решения по корректировке программы, согласовывать отчеты о выполнении работ.
Руководителями подпрограмм являются специалисты отдела маркетинга и развития малого предпринимательства департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии, а также других структурных подразделений мэрии.
Для обеспечения эффективного контроля над ходом реализации программы отдел маркетинга и развития малого предпринимательства осуществляет сбор данных от исполнителей, информирование их, доведение решений Координационного совета до исполнителей, подготовку отчетов, обработку информации и передачу ее Координационному совету и структурным подразделениям мэрии.
Ход выполнения программы рассматривается не реже одного раза в квартал на расширенном совещании Координационного совета с участием всех заинтересованных лиц и организаций. О ходе реализации программы информируются средства массовой информации.
Для реализации городской программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новосибирске на 2003 - 2004 годы" разработан перечень основных мероприятий.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Мэра г. Новосибирска от 7 мая 2003 г. N 854-р "О проекте городской программы "Развитие и поддержка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.