Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приказ Министра здравоохранения СССР от 31 июля 1963 г. N 395 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР" (с изменениями и дополнениями) (документ не действует)

Приказ Министра здравоохранения СССР от 31 июля 1963 г. N 395
"О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР"

С изменениями и дополнениями от:

19 мая 1964 г., 11 ноября 1966 г., 12 сентября 1977 г., 26 февраля 1982 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минздрава СССР от 4 мая 1990 г. N 188 настоящий приказ признан утратившим силу

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 58 от 14 января 1960 г. "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР" за последние годы в нашей стране органами и учреждениями здравоохранения при активной помощи партийных и советских организаций, а также широкой общественности проведена значительная работа по улучшению стационарной помощи населению, дальнейшему расширению коечной сети и ее специализации, повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала, оснащению больничных учреждений современной медицинской техникой.

В результате проведенной работы значительно увеличилось число стационарных учреждений и коек в них, что дало возможность повысить уровень обеспеченности населения больничной помощью и улучшить ее качество.

По состоянию на 1 января 1963 года обеспеченность больничными койками населения составила 8,7 на 1000 населения против 6,5 койки на 1000 жителей в 1955 году.

Многие министерства здравоохранения союзных республик и обл(край)здравотделы уделяют большое внимание этому разделу здравоохранения: Министерство здравоохранения Украинской ССР (министр - Шупик П.Л.), Министерство здравоохранения Белорусской ССР (министр - тов. Инсаров И.А.), Министерство здравоохранения Эстонской ССР (министр - тов. Гольдберг А.О.); обл(край)здравотделы: Донецкий (зав. - Бабенко Е.А.), Днепропетровский (зав. - Поляков Е.М.), Краснодарский (зав. - Шевченко Л.С.), Алтайский (зав. - Кодин А.И.), Горьковский (зав. - Куранов А.Д.), Волгоградский - (бывший заведующий тов. Григоренко Н.П.); горздравотделы: Московский (зав. - Лапченко Н.С.), Ленинградский (зав. - Миняев В.А.) и другие.

Повысилось качество и культура обслуживания и лечения больных в стационарах, возросло профессиональное мастерство врачей-специалистов и среднего медицинского персонала.

Медицинскими работниками стационарных лечебных учреждений освоены и широко применяются на практике современные достижения медицинской науки и техники в области диагностики и лечения.

В настоящее время более широко и на более высоком уровне используются методы аппаратного, инструментального и лабораторного обследования больных, комплексные и комбинированные методы лечения больных и новые высокоэффективные лечебные средства: антибиотики, гормональные препараты, витамины, нейротропные средства и др.

Высокого уровня развития достигли многие разделы хирургии. Разработаны и освоены новые методы операций на сердце, сосудах, пищеводе, легких и других органах.

Систематически улучшаются качественные показатели работы стационаров.

Так, в 1962 г. по сравнению с 1955 г. летальность в стационарах городских поселений снизилась от язвенной болезни на 31%, кардиосклероза - на 36%, сосудистых поражений мозга - на 35%, гипертонической болезни II стадии - на 13%.

Улучшились диагностика и исходы лечения таких заболеваний, как рак желудка, пищевода, легкого, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки и ряда других.

Улучшилось оказание экстренной хирургической помощи в сельских районных больницах; снизилась общая и послеоперационная летальность, частота расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов. Показатель летальности в стационарах сельских местностей уменьшился с 1,2% в 1955 г. до 0,9% в 1962 г.

Многие коллективы больниц добились высокой культуры и качества лечебно-диагностического обслуживания больных.

Заслуженным авторитетом среди населения пользуются больницы: г. Москвы - 1-я городская (главный врач Л.Д. Чернышев), N 29 имени Баумана (главный врач Н.Г. Орлов), Дарницкая г. Киева (главный врач В.Ф. Онищенко), Липецкая областная детская больница (главный врач Э.В. Шляховская), Калининская областная больница (главный врач А.А. Соколов), Каунасская республиканская больница Литовской ССР (главный врач П.К. Яшинскас), Свислочская районная больница Гродненской области (главный врач Н.А. Турко) и др.

Развитие стационарных медицинских учреждений в нашей стране за последние годы характеризуется тремя основными особенностями: укрупнением существующих и развитием крупных многопрофильных больниц; созданием специализированных отделений по профилям: онкологии, фтизиатрии, нейрохирургии, урологии, легочной и сердечно-сосудистой хирургии и т.д.; быстрыми темпами развития больничных коек.

За последние 7 лет органы здравоохранения значительное внимание уделили строительству и реконструкции крупных многопрофильных республиканских, краевых и областных больниц как важнейших центров специализированной медицинской помощи для населения республик, краев и областей. В результате средняя коечная мощность указанных больниц составила в 1962 г. около 460 коек против 358 в 1950 году.

За относительно короткий срок эти больницы были оснащены необходимой диагностической и лечебной аппаратурой и укомплектованы врачами-специалистами.

Это дало возможность обеспечить квалифицированное обследование и лечение основной массы больных в пределах своей республики, края, области.

В течение 1955-1962 гг. при многих специализированных диспансерах: туберкулезных, онкологических и др. были организованы стационары, что позволило наряду с диспансерным обслуживанием больных данного профиля обеспечить оказание им квалифицированной врачебной помощи в условиях стационара. Для указанного периода это являлось положительным фактором.

Развитие сети городских больниц, а также стационаров при медико-санитарных частях позволило значительно шире и на более высоком уровне обеспечить обследование и лечение в условиях стационара рабочих и инженерно-технического персонала ведущих отраслей промышленности.

Органами здравоохранения за последние годы проведен ряд мероприятий по расширению и приближению к сельскому населению стационарной медицинской помощи.

При этом основное внимание было сосредоточено на развитии сети многопрофильных сельских районных больниц, укомплектовании их кадрами врачей-специалистов и оснащении необходимой диагностической и лечебной аппаратурой.

Наряду с этим проводилось укрупнение существующих сельских участковых больниц и создание в них необходимых условий для обследования и лечения больных.

Органами здравоохранения проведен ряд мероприятий по увеличению количества коек в детских стационарах, их специализации, оснащению детских больниц современным оборудованием; проведена определенная работа по повышению квалификации детских врачей.

Большая работа по повышению профессионального мастерства врачей-ординаторов стационаров и их воспитанию проведена заведующими специализированными отделениями больниц и других стационаров.

Проверкой работы различного профиля стационаров установлено, что там, где руководители органов и учреждений здравоохранения уделяют необходимое внимание подбору, расстановке, воспитанию и поощрению заведующих отделениями стационаров, там имеет место высокий уровень и культура медицинского обслуживания больных в стационарах.

Многие руководители стационарных лечебных учреждений уделяют большое внимание воспитательной работе и повышению профессиональной квалификации медицинских сестер, подготовке их по смежным профилям, внедрению в практику работы стационаров двухстепенного метода обслуживания.

Большую помощь медицинским работникам больниц и др. стационаров оказывает общественность и, в частности, общественные советы, созданные при лечебных учреждениях.

Однако наряду с имеющимися достижениями в обслуживании населения стационарной помощью и дальнейшим развитием сети лечебных учреждений данного профиля в этом разделе здравоохранения имеются еще существенные недостатки и нерешенные вопросы.

Коечный фонд больниц и других стационаров еще не удовлетворяет в полном объеме потребности населения в стационарной помощи, а его развитие в городах отстает от роста численности городского населения.

В ряде союзных республик (Туркменской, Армянской, Грузинской, Киргизской и Казахской ССР) строительство больниц осуществляется крайне медленно; план ввода их в эксплуатацию из года в год не выполняется.

Основной причиной этого является распыление капиталовложений на больничное строительство по многочисленным объектам и отсутствие должного контроля за ходом строительства.

В некоторых областях и городах качество строительства лечебно-профилактических учреждений крайне низкое. Одной из причин этого является строительство по проектам, изготовленным местными проектными организациями, без учета современных медико-технологических требований.

Во многих городах больницы перегружены, имеют место отказы в госпитализации больных.

Совершенно недопустимой является продолжающаяся в некоторых республиках и областях практика развертывания больничных коек в имеющихся лечебных учреждениях без выделения дополнительной площади. В результате резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия для содержания больных и работы обслуживающего персонала.

Серьезным тормозом в деле дальнейшего развития специализированной медицинской помощи и повышения качества обслуживания населения стационарной помощью являются:

- наличие значительного числа небольших по коечной мощности городских больниц (от 100 коек и ниже) и мелких специализированных отделений, что неизбежно приводит к распылению врачебных кадров и нерациональному использованию медицинского оборудования и аппаратуры;

- наличие во многих больницах многочисленных мелких клинико-диагностических лабораторий и рентгеновских кабинетов;

- отсутствие должной преемственности в обслуживании больных между поликлиникой и стационаром.

Многие больные поступают в стационар без выписки из амбулаторных карт и основных анализов, свыше четверти больных, поступивших в стационар с результатами анализов крови, мочи и рентгеновского обследования, вновь подвергаются исследованиям, не вызванным течением болезни.

Вместе с тем рентгеновские кабинеты, клинико-диагностические и другие лаборатории стационаров работают с большой перегрузкой.

В результате значительное число плановых хирургических вмешательств по поводу паховой грыжи и хронического аппендицита задерживается на 4-10 дней из-за проведения повторных анализов, ранее произведенных в поликлинике. По этой же причине нередко не производится своевременное обследование и удлиняются сроки лечения значительного числа больных, находящихся в стационаре.

Во многих больницах имеет место неравномерность распределения приема и выписки больных по дням недели; не осуществляется активное обследование и лечение больных в праздничные дни, субботу и воскресенье; не уделяется должного внимания вопросам лечебно-охранительного режима и воспитания персонала по вопросам надлежащего обращения с больными.

Крайне медленно внедряются в практику работы стационарных лечебно-профилактических учреждений передовые методы обслуживания больных и, в частности, двухстепенная система.

Во многих больницах и других стационарах имеются серьезные недостатки в постановке лечебно-диагностического процесса, следствием чего исходы лечения больных при ряде заболеваний не соответствуют современному уровню развития медицинской науки.

В целом ряде стационаров продолжает оставаться высокой послеоперационная летальность, а также процент расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов при туберкулезе, болезни Боткина, крупозной пневмонии, некоторых локализациях рака и других заболеваниях.

Не устранены еще серьезные недостатки в обслуживании рабочих промышленных предприятий. Недостаточно широко практикуется предупредительная госпитализация рабочих в целях профилактики рецидивов ряда тяжелых хронических заболеваний (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки и др.).

Уровень и объем стационарной медицинской помощи сельскому населению все еще отстают от потребности сельских жителей.

Причинами этого являются недостаточное развитие материально-технической базы и слабая укомплектованность сельских лечебно-профилактических учреждений врачебными кадрами.

В ряде союзных и автономных республик, краев и областей продолжают строиться и развертываться в приспособленных помещениях сельские участковые больницы менее чем на 35 коек.

Крайне медленно проводится работа по укрупнению существующих 10- и 15-коечных участковых больниц в более мощные.

Во многих республиках, краях и областях имеются серьезные недостатки в обслуживании детей стационарной помощью.

В ряде городов и сельской местности количество детских коек, несмотря на высокие темпы их развертывания, все еще недостаточно для удовлетворения имеющейся потребности в госпитализации больных детей. В связи с этим часть детей, подлежащих стационарному лечению, обслуживается на дому, что снижает уровень и исходы лечения. Многие детские больницы имеют недостаточную коечную мощность (100 и менее коек), а некоторые переуплотнены, в связи с чем в них нет надлежащих условий для повышения качества и культуры работы.

В некоторых детских больницах и отделениях, развернутых в составе общих больниц, качество диагностики, лечения, питания и ухода за больными детьми поставлено неудовлетворительно.

Еще высокой остается во многих больницах (и отделениях) летальность детей до 1 года жизни, особенно от пневмонии и дизентерии.

Основными причинами этого, наряду с отсутствием должной материально-технической базы, является недостаточная профессиональная подготовка некоторых врачей-педиатров, а также медленное внедрение в практику современных средств и методов диагностики и лечения.

В целом ряде городов слабо развита специализированная помощь детям; не организованы также специальные отделения для недоношенных детей и новорожденных, нуждающихся в госпитализации и изоляции в связи с болезнью.

Значительное число больничных коек для обслуживания детей находится в составе общих больниц. В некоторых из них главные врачи не уделяют должного внимания постановке лечебно-диагностического процесса и организации ухода за больными детьми.

Несмотря на значительный рост стационаров для лечения туберкулезных больных, в некоторых республиках и областях сеть туберкулезных коек не соответствует стоящим задачам в области борьбы с туберкулезом и фактической потребности в них.

При современном уровне развития медицинской науки и техники в области борьбы со злокачественными новообразованиями многие из ныне существующих маломощных стационаров при онкологических диспансерах не могут обеспечить надлежащий уровень обследования и лечения больных, не имеют должных условий для внедрения новых, более эффективных средств и методов диагностики и лечения.

В ряде союзных республик: Таджикской, Туркменской, Киргизской и Казахской ССР, а также в некоторых АССР, краях и областях Российской Федерации и Украинской ССР в работе органов здравоохранения имеют место серьезные недостатки в подборе, воспитании, расстановке и использовании медицинских кадров, работающих в больницах и др. стационарах.

Некоторые главные врачи и их заместители по медицинской части слабо осуществляют руководство деятельностью больниц, мало вникают в состояние лечебно-диагностического процесса в подчиненных им учреждениях, не принимают должных мер к повышению качества и культуры работы персонала, а также быстрейшему внедрению в#

Во многих республиках, краях и областях имеются серьезные недостатки в обслуживании детей стационарной помощью.

В ряде городов и сельской местности количество детских коек, несмотря на высокие темпы их развертывания, все еще недостаточно для удовлетворения имеющейся потребности в госпитализации больных детей. В связи с этим часть детей, подлежащих стационарному лечению, обслуживаются на дому, что снижает уровень и исходы лечения. Многие детские больницы имеют недостататочную коечную мощность (100 и менее коек), а некоторые переуплотнены, в связи с чем в них нет надлежащих условий для повышения качества и культуры работы.

В некоторых детских больницах и отделениях, развернутых в составе общих больниц, качество диагностики, лечения, питания и ухода за больными детьми поставлено неудовлетворительно.

Еще высокой остается во многих больницах (и отделениях) летальность детей до 1 года жизни, особенно по поводу пневмонии и дизентерии.

Основными причинами этого, наряду с отсутствием должной материально-технической базы, является недостаточная профессиональная подготовка некоторых врачей-педиатров, а также медленное внедрение в практику современных средств и методов диагностики и лечения.

До настоящего времени не разработано комплексное оборудование, позволяющее в значительной степени заменить персонал по уходу за больными или облегчить его работу.

Одной из причин этого является слабая связь научно-исследовательских институтов технического профиля (ВНИИМИО, ВИИХАИ) с практическими лечебно-профилактическими учреждениями.

Указанные институты еще недостаточно глубоко и всесторонне изучают процессы по обследованию и обслуживанию больных.

Слабо внедряется централизованная система обеспечения больничных учреждений транспортными средствами, топливом, мягким инвентарем, медикаментами, продуктами питания и т.д.

Не уделяется должного внимания научным исследованиям в области организации стационарного обслуживания населения. К этой работе недостаточно привлечены работники кафедр медицинских институтов и научно-исследовательских институтов клинического профиля.

Слабо изучается, обобщается и внедряется в практику передовой опыт работы отдельных больниц и др. стационаров.

Многие из указанных недостатков в организации и качестве стационарной помощи населению могут и должны быть в ближайшее время устранены, так как являются следствием низкого уровня руководства этим разделом медицинской помощи населению со стороны некоторых руководителей органов и учреждений здравоохранения, неполного использования имеющихся резервов и возможностей, а также недостаточного привлечения к решению поставленных задач профсоюзных организаций, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и широких слоев общественности (общественные советы и др.).

В целях дальнейшего улучшения стационарного обслуживания населения приказываю:

I. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения:

1) Разработать и осуществить в ближайшие годы мероприятия по расширению и совершенствованию сети больничных учреждений и укреплению ее материально-технической базы, для чего:

а) осуществлять в городах строительство только крупных больниц на 400, 600, 800 и 1000 коек;

б) провести укрупнение и рациональную перепрофилизацию существующих городских больниц, организуя в них специализированные отделения в основном не менее чем на 60 коек, а также централизацию вспомогательно-диагностических кабинетов и лабораторий. Укрупнение стационаров осуществлять в основном за счет строительства дополнительных корпусов на территории существующих больниц, а также путем объединения (в городах) мелких больниц (на правах отделений) в крупные многопрофильные стационары с одновременным перепрофилированием всего коечного фонда;

в) привести существующие стационарные учреждения в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями современной медицинской технологии. С этой целью:

- не допускать дальнейшее расширение коечной мощности больниц без выделения дополнительных площадей, а также принять меры к постепенному сокращению числа коек в больницах, где имеет место переуплотнение и нарушение санитарно-гигиенических норм;

- разработать перспективный план и по мере имеющихся возможностей осуществить реконструкцию существующих городских больниц, имея в виду привести их в соответствие с требованиями медицинской технологии;

г) совместно с органами социального обеспечения рассмотреть вопрос об организации специальных больниц, а также расширении сети домов инвалидов, имея в виду высвободить значительное число коек в больницах, ныне занимаемых больными с хроническими и необратимыми заболеваниями;

д) организовать, в порядке опыта, в городах централизованные бактериологические, гематологические, биохимические, иммунологические и другие лаборатории для нескольких лечебных учреждений или для всех больниц города с утверждением штатов в индивидуальном порядке;

е) оснастить больницы современной диагностической и лечебной аппаратурой, лабораторным оборудованием, предметами ухода за больными, а также принять меры к улучшению эксплуатации и более рациональному использованию имеющейся медицинской техники;

ж) поставить вопрос перед исполкомами Советов депутатов трудящихся об организации централизованной доставки в стационары топлива, продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря и т.д., а также создании централизованных автобаз для санитарного автотранспорта.

2) Принять меры к более рациональному использованию капиталовложений, ежегодно выделяемых на строительство учреждений здравоохранения, имея в виду сократить сроки и повысить качество строительства больниц и других стационаров. С этой целью:

а) концентрировать капиталовложения, выделяемые на строительство больниц и других стационаров, на ограниченном числе объектов;

б) направлять в ближайшие годы капиталовложения в основном на строительство республиканских, краевых и областных больниц, крупных городских больниц, многопрофильных детских больниц, центральных районных больниц и крупных специализированных стационаров (для туберкулезных, онкологических и других больных);

в) осуществлять разработку проектов больниц и других стационаров, выполняемых местными проектными организациями, с учетом единых медико-технологических требований; запретить внесение изменений в типовые проекты больниц.

3) Разработать и осуществить мероприятия, направленные на более рациональное использование коечного фонда стационаров, для чего:

- принять меры к наведению порядка в госпитализации и выписке больных, имея в виду исключить прогул больничных коек и обеспечить более активное обследование и лечение больных в течение всех дней недели;

- добиться сокращения сроков обследования больных в стационаре за счет повышения качества обследования их в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Запретить госпитализацию плановых больных без исследований, проведенных в условиях поликлиники;

- обеспечить резкое сокращение временного свертывания больничных коек при проведении капитального ремонта больниц; планировать ассигнования на капитальный ремонт, не распыляя их по многочисленным объектам.

4) Разработать мероприятия, направленные на повышение качества и культуры работы стационарных учреждений, для чего:

а) потребовать от главных врачей больниц и их заместителей по медицинской части:

- усилить контроль за состоянием и уровнем обследования и лечения больных в стационаре, обратив особое внимание на четкое выполнение средним медицинским персоналом назначений врача;

- обеспечить широкое внедрение в практику работы больниц новейших методов диагностики и лечения больных, а также формы и методы работы передовых лечебно-профилактических учреждений;

- уделять систематическое внимание более широкому применению в стационарах лечебно-охранительного режима, лечебного питания, физических методов лечения, лечебной физкультуры, трудовой терапии и других методов восстановительного лечения;

- повысить роль и значение патолого-анатомической службы в поднятии качества и культуры обслуживания больных в стационарах; более целенаправленно использовать патолого-анатомические конференции как школу воспитания и повышения квалификации врачебных кадров;

- укомплектовать должности заведующих специализированными отделениями и диагностическо-вспомогательными кабинетами и лабораториями опытными, высококвалифицированными кадрами;

- принять меры к повышению профессиональной квалификации и воспитанию медицинских сестер. Шире использовать для этой цели советы медицинских сестер больниц.

Особое внимание обратить на укомплектование должностей главных (старших) медицинских сестер больниц и старших медицинских сестер специализированных отделений. Принять меры к усилению их роли и значения в повышении качества медицинского обслуживания и ухода за больными;

- систематически изучать и совершенствовать формы и методы организации медицинского ухода и обслуживания больных в стационаре. Обеспечить в ближайшее время широкое внедрение в практику работы больниц двухстепенного метода обслуживания больных и др. прогрессивных методов;

б) обязать главных специалистов союзных и автономных республик, краев, областей и городов:

- систематически анализировать деятельность стационаров, принимая меры к своевременному выявлению и устранению недостатков в постановке лечебно-диагностического процесса в больницах;

- оказывать повседневную помощь главным врачам и заведующим специализированными отделениями больниц в освоении новых средств и методов диагностики и лечения;

- периодически проводить совещания и конференции заведующих специализированными отделениями больниц для обмена опытом их работы и своевременного информирования о новых, наиболее эффективных методах и средствах диагностики и лечения.

5) В целях улучшения стационарного обслуживания промышленных рабочих считать необходимым проведение следующих мероприятий:

а) требовать от совнархозов и руководителей вновь строящихся крупных промышленных предприятий, особенно расположенных вдали от населенных пунктов, организации медико-санитарных частей со стационарами с учетом медицинского обслуживания рабочих и инженерно-технического персонала и членов их семей;

б) совместно с администрацией промышленных предприятий и профсоюзными организациями изучить возможность и разработать перспективный план:

- по укрупнению и перепрофилированию существующих стационаров медико-санитарных частей, где это целесообразно и вызывается необходимостью. При этом следует учесть возможность обслуживания стационарной помощью рабочих других, рядом расположенных промышленных предприятий;

- по расширению и укрупнению сети профилакториев и их более рациональному использованию для проведения плановых лечебно-оздоровительных мероприятий среди рабочих;

в) принять меры к своевременной и полной госпитализации рабочих промышленных предприятий, в том числе и для превентивного лечения (предупреждение обострения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, ревматического процесса и т.д.) в стационары общелечебной сети;

г) обязать руководителей научно-исследовательских институтов клинического профиля и главных врачей диспансеров использовать имеющийся коечный фонд и места в бюджетных санаториях преимущественно для планово-оздоровительного и восстановительного лечения рабочих промышленных предприятий.

6) В целях дальнейшего улучшения стационарного обслуживания сельского населения:

а) принять меры к строительству многопрофильных республиканских, краевых и областных больниц мощностью на 600, 800 и 1000 коек, а также реконструкции и укрупнению существующих, имея в виду закончить в ближайшие годы организацию в каждой республике, крае, области многопрофильных больниц, способных обеспечить квалифицированное обследование и лечение основной массы больных в пределах своей республики, края, области;

б) считать одной из важнейших задач органов здравоохранения на ближайшие годы организацию и укрепление центральных районных больниц, превращение их в центры специализированной медицинской помощи и организационно-методического руководства сетью лечебно-профилактических учреждений на территории района.

Для решения этой задачи необходимо разработать и осуществить в ближайшие годы план строительства новых, в основном на 300-400 коек, а также реконструкцию и укрупнение существующих центральных районных больниц; оснастить их современной медицинской техникой и укомплектовать опытными, высококвалифицированными врачебными кадрами;

в) продолжать укреплять и совершенствовать работу районных больниц. Принять меры к дальнейшему укрупнению их, оснащению медицинским оборудованием, инвентарем и санитарным транспортом, укомплектованию квалифицированными врачебными кадрами;

г) продолжать работу по укрупнению сельских участковых больниц, где это целесообразно и вызывается необходимостью, и созданию в них надлежащих условий для работы врачей и прочего обслуживающего персонала, а также содержания больных;

д) в течение ближайших лет реорганизовать в фельдшерско-акушерские пункты сельские участковые больницы мощностью от 15 и менее коек, где нет перспектив для их укрупнения или их дальнейшее существование не вызывается необходимостью, за исключением районов Крайнего Севера, Целинных земель, отгонного животноводства и некоторых районов Сибири и Дальнего Востока.

7) В целях дальнейшего улучшения стационарного обслуживания детей разработать и в ближайшие годы осуществить:

а) строительство детских самостоятельных многопрофильных больниц не менее чем на 300-400 коек и детских соматических больниц по существующим типовым проектам;

б) открытие там, где это вызывается необходимостью, детских специализированных отделений или палат (хирургические, ортопедо-травматологические, отоларингологические и др.) в общих больницах для обслуживания взрослого населения;

в) организацию при детских больницах санаторных отделений (городские и загородные) для этапного лечения, а также диагностических отделений (палат); отделений (палат) для детей первого года жизни, больных новорожденных и недоношенных детей;

г) подбор и подготовку врачебных кадров и среднего медицинского персонала детских отделений, развернутых в общих больницах, обеспечение этих отделений необходимым медицинским оборудованием, хозяйственным инвентарем, медикаментами и соответствующими продуктами детского питания;

д) мероприятия, направленные на улучшение стационарного обслуживания детей в сельских местностях, для чего:

- открывать детские отделения в составе республиканских, краевых и областных больниц;

- организовывать детские отделения или палаты в составе центральных районных и районных больниц, а также крупных сельских участковых больниц, имея в виду обеспечить максимальную госпитализацию больных детей.

8) В целях дальнейшего развития специализированных видов медицинской помощи:

а) осуществлять развитие сети крупных туберкулезных больниц на 200-300 и более коек путем строительства новых учреждений, а также расширения существующих больниц и санаториев за счет строительства на их территории дополнительных корпусов;

б) принять неотложные меры к организации в республиканских, краевых и областных центрах онкологических стационаров на 200-400 и более коек в составе диспансеров или специализированных онкологических больниц, имея в виду максимально использовать в них современные средства для обследования и лечения больных;

в) закончить до 1965 г. организацию крупных нейрохирургических центров с числом коек не менее 60 из расчета по одному центру на республику (в республиках, не имеющих областного деления) и по одному центру на 3-4 области в республиках с областным делением в составе республиканских, краевых, областных и крупных городских больниц.

9) Систематически осуществлять мероприятия по подготовке, расстановке, воспитанию, повышению профессиональной квалификации и использованию руководящих кадров и врачей-специалистов больниц и других стационаров. С этой целью:

а) проводить краткосрочные курсы, семинары, декадники и т.д. по подготовке и повышению квалификации главных врачей больниц и их заместителей, по вопросам организации работы больниц; ознакомлению с новейшими достижениями в области диагностики, лечения больных и новой медицинской техники;

б) созывать областные или межрайонные совещания главных врачей больниц и их заместителей по медицинской части для обмена опытом работы, а также направлять их для ознакомления с деятельностью лучших учреждений страны;

в) изучать, обобщать и пропагандировать передовой опыт работы больниц и других стационарных учреждений путем созыва конференций, совещаний, семинаров, а также выпуска методических писем, тематических сборников;

г) разработать перспективный план подготовки и повышения квалификации врачебных кадров, уделив особое внимание подготовке врачей-специалистов, в которых имеется наибольшая потребность, а также подготовке врачей-педиатров по ряду смежных дисциплин (инфекционным болезням, гематологии, эндокринологии и др.);

д) обеспечить дифференцированный подход к определению сроков работы участковых врачей в стационарах с учетом стажа и опыта работы, исходя из минимальной длительности работы участковых врачей в стационаре от 6 месяцев до 1 года;

е) усилить работу по проведению аттестации врачей, повысить ее роль и значение как одного из средств, стимулирующих повышение квалификации и совершенствование мастерства врачей-специалистов;

ж) повысить уровень подготовки среднего медицинского персонала больниц, обратив особое внимание на вопросы организации ухода за больными, эксплуатации медицинской аппаратуры, инструментария и другой медицинской техники;

з) обеспечить специализацию и повышение квалификации средних медицинских работников из мелких городских, районных и сельских участковых больниц по циклам: клинических лаборантов, старших медицинских сестер, операционных сестер, медсестер физиотерапевтических, электрокардиографических и кабинетов лечебной физкультуры, диетсестер, а также медсестер по массажу, анестезиологии и т.д.;

и) организовать повышение квалификации заместителей главных врачей по административно-хозяйственной части, счетно-бухгалтерского персонала, поваров и др. работников на декадниках и семинарах.

10) Рекомендовать ввести в номенклатуру Министров здравоохранения союзных республик: главных врачей республиканских, краевых, областных, городских и центральных районных больниц от 300 коек и выше, а также республиканских, краевых, областных и крупных городских диспансеров;

11) Предусмотреть при разработке и утверждении в установленном порядке типовых штатов и штатных нормативов административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала в больницах мощностью от 300 и более коек должности инженерно-технического персонала для обеспечения надлежащего уровня эксплуатации медицинской техники и больничных зданий, а также проведения капитального и текущего ремонта больниц.

II. Утверждаю:

1) План основных мероприятий по улучшению стационарного обслуживания населения (приложение N 1).

2) Положение о городской больнице (приложение N 2) и ее должностных лицах, в том числе:

а) положение о главном враче городской больницы (приложение N 3);

б) положение о заместителе главного врача городской больницы по медицинской части (приложение N 4);

в) положение о заведующем отделением стационара областной (краевой, республиканской), городской, центральной районной больницы (приложение N 5);

г) положение об ординаторе стационара областной (краевой, республиканской), городской, центральной районной больницы (приложение N 6);

д) положение о главной (старшей) медицинской сестре областной (краевой, республиканской), городской, центральной районной больницы (приложение N 7);

е) положение о старшей медицинской сестре отделения областной (краевой, республиканской), городской, центральной районной больницы (приложение N 8);

ж) правила приема и выписки больных в областной (краевой, республиканской), городской, центральной районной больнице (приложение N 9).

3) Положение о клинической больнице (приложение N 10).

4) Положение об областной (краевой, республиканской) больнице (приложение N 11) и ее должностных лицах, в том числе:

а) положение о главном враче областной (краевой, республиканской) больницы (приложение N 12);

б) положение о заместителе главного врача областной (краевой, республиканской) больницы по медицинской части (приложение N 13);

в) положение о заместителе главного врача областной (краевой, республиканской) больницы по организационно-методической работе (приложение N 14);

г) положение о заместителе главного врача областной (краевой, республиканской) больницы по поликлинической работе (приложение N 15);

д) положение о заведующем отделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи областной (краевой, республиканской) больницы (приложение N 16).

5) Положение о центральной районной больнице (приложение N 17) и ее должностных лицах, в том числе:

а) положение о главном враче центральной районной больницы (главном враче района) (приложение N 18);

б) положение о заместителе главного врача центральной районной больницы по медицинскому обслуживанию населения района (приложение N 19).

6) Положение о детской больнице (приложение N 20) и ее должностных лицах, в том числе:

а) положение о главном враче детской больницы (приложение N 21);

б) положение о заместителе главного врача детской больницы по медицинской части (приложение N 22);

в) положение о заведующем отделением стационара детской больницы (приложение N 23);

г) положение об ординаторе стационара детской больницы (приложение N 24);

д) правила приема и выписки больных из стационаров детских больниц и детских отделений общих больниц (приложение N 25).

7) Положение о городской (районной) инфекционной больнице (инфекционном отделении) (приложение N 26).

8) Положение о городском родильном доме (приложение N 27).

9) Штатные нормативы медицинского персонала и работников кухонь центральных районных больниц сельских районов (приложение N 28).

10) Изменения штатных нормативов медицинского персонала и работников кухонь районных больниц сельских районов, утвержденные Приказом министра здравоохранения СССР от 4 марта 1957 года N 33-м (приложение N 29).

11) Изменения штатных нормативов медицинского персонала областных, краевых и республиканских больниц, утвержденные Приказом министра здравоохранения СССР от 26 декабря 1955 г. N 282-М (приложение 30).

III. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми и областными отделами здравоохранения:

- оформить в установленном порядке утверждение штатов центральных районных больниц сельских районов и изменения в штатах областных, краевых и республиканских больниц, а также районных больниц сельских районов согласно штатным нормативам, утвержденным настоящим приказом, в пределах плана и бюджета республики, края, области;

- применять штатные нормативы, утвержденные приказом Министра здравоохранения СССР от 4 марта 1957 года N 33-М, за исключением нормативов медицинского персонала, предусмотренных для санитарно-эпидемиологического отдела и санитарно-бактериологической лаборатории, при утверждении штатов медицинского персонала и работников кухонь районных больниц сельских районов, не имеющих в своем составе санитарно-эпидемиологических отделов, и больниц при центральных крупных торфопредприятиях и крупных совхозах.

IV. Считать утратившими силу:

а) приказы Министра здравоохранения СССР:

- от 27 марта 1951 г. N 278 "О структуре и штатных нормативах медицинского персонала сельских районных и участковых больниц" и от 16 октября 1951 года N 899;

- от 1 августа 1951 г. N 705 "О включении в штаты медицинского персонала сельских участковых (районных) больниц должностей сестер трахоматозных пунктов";

- от 26 марта 1952 г. N 250 "Об установлении должности медицинского статистика в сельских районных больницах";

- от 20 июня 1958 г. N 313 "О временных штатных нормативах медицинского персонала межрайонных больниц";

- от 20 июня 1959 г. N 316 "Об укреплении патолого-анатомической службы и повышении ее роли в улучшении качества диагностики и лечения больных" в части штатных нормативов медицинского персонала патолого-анатомических отделений межрайонных больниц;

б) п. 3 раздела "Стационар с поликлиникой" приложения 1 к приказу от 4 марта 1957 г. N 33-М "Об организационной структуре и штатных нормативах медицинского персонала районных больниц сельских районов, объединенных с районными санэпидстанциями, и сельских участковых больниц";

в) приказ по Министерству здравоохранения СССР от 15 января 1954 года N 28 "Об установлении в штатах сельских районных больниц должности врача-отоларинголога";

г) циркулярное письмо Министерства здравоохранения СССР от 5 августа 1958 года N 04-8/631;

д) приказ Наркомздрава СССР N 1315 от 15 декабря 1938 г. "Правила приема и выписки больных из городских больниц";

е) положение о городской больнице - утверждено Министерством здравоохранения СССР 28 декабря 1948 г.;

ж) положение о главном враче городской больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 28 декабря 1948 г.;

з) положение о заместителе главного врача больницы по медицинской части - утверждено Министерством здравоохранения СССР 28 декабря 1948 г.;

и) положение о заведующем отделением городской больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 28 декабря 1948 г.;

к) положение об ординаторе стационара городской больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 28 декабря 1948 г.;

л) положение о старшей медицинской сестре отделения стационара городской больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 28 декабря 1948 г.;

м) положение об областной (краевой, республиканской) больнице - утверждено приказом Министерства здравоохранения СССР от 28.02.1948 г. N 114;

н) положение о клинической больнице - утверждено Министерством здравоохранения СССР 9 мая 1956 г.;

о) положение об организационно-методическом кабинете областной (краевой, республиканской) больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 7 марта 1955 г.;

п) положение о станции санитарной авиации областной (краевой, республиканской) больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 10 марта 1955 г.;

р) положение о городской инфекционной больнице - утверждено Министерством здравоохранения СССР 6 июня 1942 г.;

с) положение о детской больнице - утверждено Министерством здравоохранения СССР 3 февраля 1949 г.;

т) положение о главном враче детской больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 3 февраля 1949 г.;

у) положение о заместителе главного врача детской больницы по медицинской части - утверждено Министерством здравоохранения СССР 3 февраля 1949 г.;

ф) положение о заведующем стационарным отделением детской больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 5 февраля 1949 г.;

х) положение о враче-ординаторе детской больницы - утверждено Министерством здравоохранения СССР 5 февраля 1949 г.;

ц) инструкция о правилах приема и выписки больных из стационаров детских больниц и детских отделений общих больниц - утверждено Министерством здравоохранения СССР 8 февраля 1949 г.

V. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника управления специализированной медицинской помощи тов. Сафонова А.Г.

 

 

С. Курашов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Приказ Министра здравоохранения СССР от 31 июля 1963 г. N 395 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР"


Текст приказа официально опубликован не был


Документ предоставлен Государственным архивом Российской Федерации (ГА РФ)


Постановлением Правительства России от 16 ноября 2020 г. N 1850 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 1 января 2021 г.


Приказом Минздрава СССР от 4 мая 1990 г. N 188 настоящий приказ признан утратившим силу для лечебно-профилактических учреждений, перешедших на новые условия хозяйствования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минздрава СССР от 26 февраля 1982 г. N 185


Приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1977 г. N 830


Приказ Минздрава СССР от 11 ноября 1966 г. N 830


Приказ Минздрава СССР от 19 мая 1964 г. N 277