Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть В
Расчет условных кренящих моментов и основные предположения
1 Общие предположения
1.1 Для расчета неблагоприятного кренящего момента от смещения поверхности груза на судах, перевозящих зерно насыпью, предполагается, что:
.1 В заполненных отсеках, в которых произведена штивка в соответствии с подпунктом А10.2, под всеми ограничивающими поверхностями, имеющими наклон к горизонтали менее 30°, существует пустота, которая находится параллельно ограничивающей поверхности и имеет среднюю высоту, вычисляемую по формуле:
мм
где:
Vd - средняя высота пустоты в миллиметрах;
- стандартная высота пустоты согласно таблице В1-1, приведенной ниже;
d - фактическая высота балки люка в миллиметрах.
Величина Vd ни в коем случае не должна приниматься менее 100 мм.
Таблица В1-1
Расстояние от кромки люка до границы отсека, м |
Стандартная высота пустоты Vd, мм |
0.5 |
570 |
1.0 |
530 |
1.5 |
500 |
2.0 |
480 |
2.5 |
450 |
3.0 |
440 |
3.5 |
430 |
4.0 |
430 |
4.5 |
430 |
5.0 |
430 |
5.5 |
450 |
6.0 |
470 |
6.5 |
490 |
7.0 |
520 |
7.5 |
550 |
8.0 |
590 |
Примечания к таблице В1-1
(1) Для расстояний до ограничивающих поверхностей, превышающих 8,0 м, стандартная высота пустоты () должна определяться линейной экстраполяцией при приращении 80 мм на каждый метр увеличения длины.
(2) В углу отсека расстоянием до ограничивающих поверхностей должен являться перпендикуляр, идущий от линии продольной балки люка или линии концевого люкового бимса до ограничивающих поверхностей отсека, в зависимости от того, что больше. Высота балки люка (d) должна приниматься как высота продольной балки люка или концевого люкового бимса, в зависимости от того, что меньше.
(3) Если за пределами люка имеется возвышенная палуба, средняя высота пустоты, измеряемая от подволока возвышенной палубы, должна рассчитываться с использованием стандартной высоты пустоты в сочетании с высотой балки концевого люкового бимса плюс высота возвышенной палубы.
.2 В пределах заполненных люков и в дополнение к любому открытому пустому пространству в пределах люковой крышки имеется пустое пространство средней высотой 150 мм, измеряемой от поверхности зерна до самой нижней части люковой крышки или верхней кромки продольного комингса, если она расположена ниже.
.3 В "заполненном отсеке без штивки", который освобожден от штивки за пределами люка согласно положениям подпункта А10.3.1, следует предполагать, что поверхность зерна после погрузки будет иметь наклон в сторону свободного пространства под палубой во всех направлениях под углом 30° к горизонтали от кромки отверстия, граничащего с пустым пространством.
.4 В "заполненном отсеке без штивки", который освобожден от штивки в оконечностях отсека согласно положениям подпункта А10.3.2, следует предполагать, что поверхность зерна после погрузки будет иметь наклон во всех направлениях за пределами заполненной зоны под углом 30° от нижней кромки концевого люкового бимса. Однако, если предусмотрены питающие отверстия в концевых люковых бимсах в соответствии с данными Таблицы В1-2, в этом случае поверхность зерна после погрузки должна условно иметь наклон во всех направлениях под углом 30° от линии на концевом люковом бимсе, которая проходит посередине пик и впадин действительной поверхности зерна, как показано на рисунке В1.
Таблица В1-2
Диаметр (мм), минимальный |
Зона () |
Шаг (в метрах), максимальный |
90 |
63.6 |
0.60 |
100 |
78.5 |
0.75 |
110 |
95.0 |
0.90 |
120 |
113.1 |
1.07 |
130 |
133.0 |
1.25 |
140 |
154.0 |
1.45 |
150 |
177.0 |
1.67 |
160 |
201.0 |
1.90 |
170 или более |
227.0 |
2.00 максимальный |
Рис. B1
1.2 Описание схемы предполагаемого изменения состояния поверхности зерна в частично заполненных отсеках содержится в пункте В5.
1.3 Для доказательства соответствия критерия остойчивости, предусмотренного в пункте А7, расчеты остойчивости судна должны, как правило, основываться на предположении, что центр тяжести груза в "заполненном отсеке со штивкой" совпадает с центром объема всего грузового помещения. Когда Администрация разрешает учитывать влияние предполагаемых подпалубных пустот на высоту центра тяжести груза в "заполненных отсеках со штивкой", необходимо ввести поправку, чтобы компенсировать неблагоприятное влияние вертикального смещения поверхности зерна путем увеличения условного поперечного кренящего момента из-за поперечного смещения зерна следующим образом:
общий кренящий момент = 1.06 х кренящий момент из-за поперечного смещения.
Во всех случаях масса груза в "заполненном отсеке со штивкой" определяется делением полного объема грузового отсека на удельный погрузочный объем зерна.
1.4 Центр тяжести зерна в "заполненном отсеке без штивки" должен приниматься как центр объема всего грузового помещения без учета пустот. Во всех случаях масса груза определяется делением объема груза по предположениям, указанным в подпункте В1.1.3 или В1.1.4, на удельный погрузочный объем зерна.
1.5 В частично заполненных отсеках неблагоприятное влияние вертикального смещения зерна должно быть учтено следующим образом:
общий кренящий момент = 1.12 х кренящий момент из-за поперечного смещения.
1.6 Для внесения поправок, требуемых пунктами В1.3 и В1.5, можно принять любой другой надежный способ.
2 Условный объемный кренящий момент заполненного отсека со штивкой
Общие положения
2.1 Схема перемещения поверхности зерна относится к поперечному сечению рассматриваемой части отсека, и получаемый кренящий момент должен быть умножен на длину, для того чтобы получить суммарный момент для этой части.
2.2 Условный поперечный кренящий момент от смещения зерна возникает в результате окончательных изменений формы и положения пустот после перемещения зерна в направлении от поднятого борта к опущенному.
2.3 Получающаяся после перемещения поверхность зерна должна приниматься с наклоном 15° к горизонтали.
2.4 При расчете максимальной площади пустоты, которая может образовываться у продольного конструктивного элемента, влияние любых горизонтальных поверхностей, например фланцев или поясков, не учитывается.
2.5 Суммарные площади первоначальных и окончательных пустот должны быть равны.
2.6 Продольные конструктивные элементы, являющиеся непроницаемыми для зерна, могут рассматриваться эффективными по всей их высоте, за исключением тех случаев, когда они используются в качестве устройства для снижения неблагоприятного влияния от смещения зерна. В последнем случае следует учитывать положения пункта А10.9.
2.7 Прерывная продольная переборка считается эффективной по всей своей длине.
Предположения
В следующих пунктах предполагается, что суммарный кренящий момент для отсека получается сложением результатов раздельного рассмотрения следующих частей:
2.8 В нос и в корму от люков:
.1 Если отсек имеет два или более основных люков, через которые может производиться погрузка, высота подпалубной пустоты для участка (участков) между такими люками должна определяться с учетом расстояний в нос и в корму от люков до средней точки между люками вдоль диаметральной плоскости.
.2 После условного смещения зерна окончательная пустота должна иметь положение, указанное на рисунке В2-1.
Рис. В2-1
Примечания к рисунку В2-1:
(1) Если максимальная площадь пустоты, которая может образоваться у балки в В, меньше первоначальной площади пустоты под АВ, т.е. АВ х Vd, предполагается, что избыточная площадь перемещается к окончательной пустоте у поднятого борта.
(2) Если, например, продольная переборка в С является переборкой, предусмотренной в соответствии с подпунктом А10.9, она должна простираться по меньшей мере на 0,6 м вниз от D или Е, смотря по тому, что ниже.
2.9
.1 Часть отсека в пределах длины люков, не имеющих продольной переборки: После условного смещения зерна окончательная пустота должна занять положение, указанное на рисунке В2-2 или В2-3.
Рис. В2-2
Примечания к рисунку В2-2: | |
(1) АВ |
Любая площадь, более той, которая может образоваться у балки в В, должна переместиться к площади окончательной пустоты в люке. |
(2) CD |
Любая площадь, более той, которая может образоваться у балки в Е, должна переместиться к площади окончательной пустоты у поднятого борта. |
.2 Часть отсека в пределах длины люков, имеющих продольную переборку:
Рис. В2-3
Примечания к рисунку В2-3:
(1) Избыточная площадь пустоты под АВ перемещается к опущенной половине люка, в котором будут образовываться две пустоты: одна у диаметральной переборки, а вторая - у поднятого продольного комингса.
(2) Если в люке устраивается "блюдце", загруженное мешками с зерном, или в люке формируется "бандлинг", то при расчете поперечного кренящего момента предполагается, что такие устройства по меньшей мере равноценны диаметральной переборке.
(3) Если диаметральная переборка является переборкой, предусмотренной подпунктом А10.9, она должна простираться по меньшей мере на 0,6 м вниз от Н или J, смотря по тому, что ниже.
Общая загрузка отсеков
В следующих пунктах дается описание схемы условного положения пустот в тех случаях, когда производится общая загрузка отсеков:
2.10 При отсутствии эффективных диаметральных переборок:
.1 Под верхней палубой - в соответствии с указанием подпунктов В2.8.2 и В2.9.1, как для однопалубного судна.
.2 Предполагается, что под второй палубой площадь пустоты, которая может переместиться от опущенного борта, т.е. первоначальная площадь пустоты минус площадь, образуемая у продольной балки люка, перемещается следующим образом:
1/2 - к люку верхней палубы, и по 1/4 - к поднятому борту под верхнюю и под вторую палубы.
.3 Предполагается, что под третьей и нижележащими палубами площади пустот, которые могут переместиться от опущенного борта каждой из этих палуб, перемещаются в равных количествах ко всем пустотам под палубами у поднятого борта и к пустоте в люке верхней палубы.
2.11 При наличии эффективных диаметральных переборок, простирающихся вовнутрь люка верхней палубы:
.1 Предполагается, что на уровне всех палуб в пределах длины переборки площади пустот, которые могут переместиться от опущенного борта, перемещаются к пустоте под опущенной половиной люка верхней палубы.
.2 Предполагается, что на уровне палубы, расположенной непосредственно под нижней кромкой переборки, площадь пустоты, которая может переместиться от опущенного борта, перемещается следующим образом:
1/2 - к пустоте под опущенной половиной люка верхней палубы, а остаток, в равных количествах, - к пустотам под палубами поднятого борта.
.3 Предполагается, что на уровне палуб, расположенных ниже указанных в подпунктах В2.11.1 или В2.11.2, площадь пустоты, которая может переместиться от опущенного борта каждой из этих палуб, перемещается в равных количествах к пустотам в каждой из двух половин люка верхней палубы у каждой стороны переборки и к пустотам под палубами у поднятого борта.
2.12 При наличии эффективных диаметральных переборок, не простирающихся вовнутрь люка верхней палубы:
Поскольку нельзя предположить, что пустоты перемещаются в горизонтальном направлении на том же самом уровне палубы, что и переборки, то следует предполагать, что площадь пустоты, которая может переместиться от опущенного борта на этом уровне, перемещается через переборку к пустотам у поднятого борта в соответствии с принципами подпунктов В2.10 и B2.11.
3 Условный объемный кренящий момент заполненного отсека без штивки
3.1 Все положения для "заполненных отсеков со штивкой", приведенные в пункте В2, должны применяться к "заполненным отсекам без штивки", за исключением изложенного ниже.
3.2 В "заполненных отсеках без штивки", которые освобождены от штивки за пределами периметра люка согласно положениям пункта А10.3.1:
.1 получающаяся поверхность зерна после смещения должна приниматься с наклоном 25° к горизонтали. Однако, если в любой части отсека в носу, в корме или поперек люка средняя перемещаемая площадь пустоты в этой части равна или меньше площади, которая могла быть получена при применении подпункта В1, тогда угол поверхности зерна после смещения в этой части должен приниматься 15° к горизонтали; и
.2 Площадь пустоты в любой поперечной части отсека должна приниматься одинаковой как до, так и после смещения зерна, т.е. не происходит дополнительной подпитки зерном одновременно со смещением.
3.3 В "заполненных отсеках без штивки", которые освобождены от штивки по краям, в нос и корму люка согласно положениям подпункта А10.3.2:
.1 получающаяся после перемещения поверхность зерна в пределах ширины люка должна приниматься с наклоном 15° к горизонтали, и
.2 получающаяся после перемещения поверхность по краям, в нос и корму люка должна приниматься с наклоном 25° к горизонтали.
4 Условный объемный кренящий момент в шахтах
Конечное положение пустот после предполагаемого смещения зерна показано на рисунке В4:
Рис. В4
Примечания к рисунку В4:
Если в пространстве у бортов в районе шахты невозможно надлежаще произвести штивку в соответствии с пунктом А10, следует предполагать, что имеет место смещение поверхности зерна с наклоном в 25°.
5 Условный объемный кренящий момент частично заполненного отсека
5.1 Если свободная поверхность зерна насыпью не крепится в соответствии с пунктами А16, А17 или А18, следует предполагать, что поверхность зерна после смещения будет иметь наклон в 25° к горизонтали.
5.2 В частично заполненном отсеке переборка, если она установлена, должна возвышаться над поверхностью зерна на одну восьмую максимальной ширины отсека и углубляться от поверхности зерна на такое же расстояние.
5.3 В отсеке, в котором продольные переборки не простираются непрерывно между его поперечными границами, за длину, на протяжении которой любые такие переборки эффективны в качестве средства предотвращения смещения поверхности зерна по всей ширине отсека, должна приниматься фактическая длина части переборки за вычетом двух седьмых большего из поперечных расстояний между переборкой и смежной с ней переборкой или бортом судна. Эта поправка не применяется к нижним отсекам при любой общей загрузке, при которой верхний отсек является либо заполненным отсеком, либо частично заполненным отсеком.
6 Другие предположения
Администрация или Договаривающееся правительство от имени Администрации может разрешить отход от предположений, содержащихся в настоящем Кодексе, в тех случаях, когда она считает это оправданным, приняв во внимание положения по погрузке или конструктивное расположение при условии обеспечения критериев остойчивости, предусмотренных в пункте А7. Когда такой отход разрешается на основании настоящего правила, в документ о разрешении или в данные о погрузке зерна должны быть включены соответствующие особенности.
<< Часть А. Специальные требования |
||
Содержание Резолюция MSC.23(59) Принятие международного кодекса по безопасной перевозке зерна насыпью (принята 23 мая 1991 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.