В рамках подготовки к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет методические материалы по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для слепых и слабовидящих детей, которые разработаны кафедрой тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (далее - РГПУ им. А.И. Герцена) в результате научно-исследовательской работы "Разработка и научно-методическое обоснование специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для слепых и слабовидящих детей".
Учитывая большой объем материалов конкретные рекомендации по учебным предметам "Математика", "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Изобразительное искусство и тифлографика" размещены на сайте РГПУ им. А.И. Герцена по адресу http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=663
Рекомендации могут быть использованы педагогами и руководителями образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с нарушениями зрения.
По вопросу создания специальных условий для получения начального общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с амблиопией и косоглазием Департамент разъясняет.
В категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья входит группа детей, не являющихся слабовидящими, но имеющая нарушения зрения в виде амблиопии и косоглазия. Нарушения зрительных функций прямо или опосредованно обусловливают возникновение у обучающихся данной группы серьезных трудностей в процессе обучения, что проявляется в снижении познавательной активности и зрительной работоспособности, возникновении трудностей зрительно-моторной координации, недостаточном развитии зрительного восприятия и психомоторных образований, снижении скорости и точности зрительного восприятия, сокращении и ослаблении ряда его свойств, наличии трудностей микро- и макроориентировки и других.
Наличие у группы обучающихся с амблиопией и косоглазием особенностей учебно-познавательной деятельности обусловливает необходимость создания специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, что с учетом наличия у них нарушенных зрительных функций, должно обеспечиваться за счёт реализации по отношению к данной группе обучающихся адаптированной основной образовательной программы (вариант 4.1).
Приложение: на 82 л. в 1 экз.
Директор |
Е.А. Сильянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рамках подготовки к введению федерального госстандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлены методические материалы по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации стандартов для слепых и слабовидящих детей.
Так, предусмотрено перераспределение содержания учебного материала по предметам "Изобразительное искусство и тифлографика", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир (человек, природа, общество)", "Русский язык".
Современные подходы к специальной адаптации содержания образования требуют ориентации материала, представленного в учебниках, используемых в настоящее время в обучении слепых и слабовидящих в начальной школе, на особые потребности лиц.
Для групп слепых и слабовидящих, не имеющих нарушений интеллектуального развития, но не достигших необходимого для успешного обучения уровня общего развития и развития компенсаторных механизмов и способов деятельности, специальная адаптация содержания образования должна обеспечивать, с одной стороны, сохранность "цензового" характера образования, с другой, - приспособление учебного материала к особым потребностями, имеющимся у данной группы детей.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 февраля 2016 г. N 07-719 "О подготовке к введению ФГОС ОВЗ"
Текст письма официально опубликован не был