2. Решение вступает в силу со дня опубликования.
3. Опубликовать решение в газете "Вечерний Новосибирск".
4. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по социальной политике (Андрейченко А. В.).
Глава городского самоуправления |
В.Ф.Городецкий |
Приложение
к решению городского Совета
от 9 апреля 2003 г. N 231
Программа
социальной поддержки населения г. Новосибирска
на 2003 год
1. Общие положения
Программа социальной поддержки населения определяет основные направления социальной деятельности структурных подразделений мэрии, администраций районов города, общественных объединений и благотворительных фондов и представляет собой комплексную систему мер, направленных на обеспечение гарантированных федеральным законодательством льгот, пособий, жилищных субсидий, социальных услуг и всех видов социальной помощи, установленных муниципалитетом г. Новосибирска.
1.1. Цель и задачи программы
Основной целью Программы социальной поддержки населения г. Новосибирска на 2003 год (далее по тексту - программа) является поддержание жизненного уровня малоимущих граждан и создание условий для его постепенного повышения за счет:
реализации установленных социальных льгот и гарантий;
обеспечения приоритетных направлений в социальной политике г. Новосибирска;
усиления адресности социальной помощи;
дальнейшего развития и совершенствования сети учреждений социального обслуживания населения и обеспечения скоординированности их деятельности;
оптимизации структуры расходов и поиска дополнительных внебюджетных средств финансирования;
развития негосударственного сектора;
внедрения новых форм и методов социальной помощи населению;
расширения межведомственных связей;
обеспечения органов социальной защиты квалифицированными кадрами.
1.2. Система социальной защиты населения г. Новосибирска
В последние 10 лет работы по социальной защите населения в городе сложилась целостная система служб и учреждений.
Она включает в себя:
управление социальной поддержки населения мэрии;
районные отделы социальной защиты населения, отделы компенсационных выплат и пособий;
10 муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения" (по одному в каждом районе города);
центр социальной помощи семье и детям "Заря";
комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня";
муниципальное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Заельцовского района;
муниципальное учреждение "Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями";
социальный приют для детей Железнодорожного района (будет открыт в первом полугодии 2003 года);
городской фонд социальной поддержки населения;
специализированный дом для одиноких и престарелых граждан;
негосударственные учреждения социального обслуживания.
1.3. Финансовое обеспечение программы
Социально-экономическое положение в г. Новосибирске, ограниченные финансовые возможности не позволяют обеспечить полное финансирование системы социальной защиты населения в соответствии с имеющимися потребностями. Исходя из этого, в 2003 году планируется сохранить базовый уровень расходов на социальные нужды, более рационально использовать финансовые ресурсы, изыскивать внутренние резервы и привлекать дополнительные источники финансирования.
Бюджет города, | 1747,1 млн. рублей |
в том числе на обеспечение льгот | 1503,7 млн. рублей |
Бюджет области | 5,0 млн. рублей |
Внебюджетные средства | 17,3 млн. рублей |
Государственное учреждение "Новосибирский городской центр занятости населения" |
7,8 млн. рублей |
Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации |
46,2 млн. рублей |
Всего: | 1823,4 млн. рублей |
1.4. Информационное обеспечение программы
Решение на муниципальном уровне вопросов социальной защиты населения обуславливает значительный объем информации, необходимой для обеспечения деятельности социальных служб. В связи с этим на базе компьютерной техники и средств коммуникаций был создан городской информационный банк данных. Процесс информатизации включает в себя:
составление списка о постановке на учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
обновление и корректировку информации;
комплексный подход к социальной поддержке, определение конкретных видов помощи и услуг;
осуществление контрольных функций;
анализ результатов.
Сложившаяся информационная система в г. Новосибирске позволяет реализовать принципы адресности и приоритетности социальной поддержки населения.
1.5. Организация реализации и управления программой
Реализация программы осуществляется всеми структурными подразделениями мэрии (департаментами, управлениями, комитетами), всеми структурными подразделениями городской службы социальной защиты населения во взаимодействии с общественными благотворительными объединениями и фондами. Организацию управления программой осуществляет департамент по социальной политике мэрии.
Ход и результаты выполнения программы по итогам первого полугодия и года рассматриваются на президиуме мэрии.
2. Численный состав населения, состоящего на учете в отделах
социальной защиты населения
Наметилась тенденция снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, состоящими на учете в органах социальной защиты населения. Если на начало 2002 года низкие доходы имели 291 тыс. человек, то в 2003 году - 185,1 тыс. человек, или 13,3 % от общей численности.
Категория населения | Количество | ||
Семей (учетных карт, заполняе- мых на главу семьи) |
Детей в семье |
Человек в семье (с учетом главы семьи) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Пенсионеры | 21936 | 5674 | 50759 |
в том числе одинокие пенсионеры | 2810 | 2810 | |
Инвалиды | 26565 | 3563 | 55733 |
в том числе одинокие инвалиды | 2613 | 2613 | |
Дети-инвалиды | 3411 | 5518 | 10294 |
в том числе: инсулинозависимые дети онкобольные дети |
151 120 |
||
Многодетные семьи | 2698 | 8935 | 16120 |
Неполные семьи | 10411 | 11676 | 27571 |
Вдовы (вдовцы) | 1986 | 2954 | |
Солдатские вдовы | 957 | 1242 | |
Молодые семьи, имеющие малолетних детей | 1874 | 2418 | 7108 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
1681 | 1758 | 2858 |
Беременные женщины, кормящие матери | 91 | 65 | 207 |
Пострадавшие от радиационных воздействий | 478 | 2500 | |
в том числе дети | 271 | ||
Участники Великой Отечественной войны | 939 | 1200 | |
Несовершеннолетние узники фашистских лагерей |
805 | 1520 | |
Участники войны в Республике Афганистан | 94 | 205 | |
Семьи погибших и получивших инвалидность в ходе боевых действий в Чеченской Республике |
67 | 14 | 215 |
Жители блокадного Ленинграда | 202 | 388 | |
Пострадавшие от политических репрессий | 772 | 1302 | |
Семьи-беженцы | 381 | 392 | 2850 |
Дезадаптированные группы граждан | 33 | 50 | |
Всего: | 75381 | 40284 | 185076 |
3. Социальная помощь и порядок ее предоставления
Социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров, услуг.
По-видимому, в тексте допущена опечатка. Дату постановления
Правительства РФ N 152 следует читать "22.02.2000"
Социальная помощь назначается решением районного координационного Совета или органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в соответствии с методикой, определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи", Законом Новосибирской области "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области", Положением о порядке предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в Новосибирской области, утвержденным постановлением главы администрации Новосибирской области от 23.12.97 N 710.
Социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области. В г. Новосибирске право на получение социальной помощи имеют 185,1 тыс. человек.
Социальная помощь назначается на основании письменного заявления, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе. Сведения о доходах предоставляются заявителем за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании социальной помощи.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования материально-бытовых условий), проводимой органом социальной защиты населения.
Социальная помощь оказывается через подведомственные органам социальной защиты учреждения социального обслуживания либо по договорам, заключенным с отдельными юридическими и физическими лицами. Максимальный размер социальной помощи на одного человека в год не должен превышать величины пятикратного бюджета прожиточного минимума, установленного по Новосибирской области на конец года. При исключительных жизненных обстоятельствах, создавшихся в результате стихийных бедствий, катастроф, аварий, необходимости проведения операций, не входящих в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения Новосибирской области бесплатной медицинской помощью (операции на сердце, пересадка костного мозга и т. д.), лечения за пределами Новосибирской области, оплаты дорогостоящих жизненно важных лекарственных препаратов, материальная помощь оказывается по решению городской межведомственной комиссии или на основании распоряжения мэра.
4. Основные направления реализации программы
Основным объектом социальной работы в 2003 году будет семья в целом, и особое внимание будет уделено положению детей и женщин.
Значимой частью деятельности социальных служб будет являться содействие решению проблем пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи.
4.1. Мероприятия по социальной поддержке малоимущих семей
с детьми
Целью семейной политики является поддержка института семьи, всемерное повышение роли и значения семьи, обеспечение условий, необходимых для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни. На учете в органах социальной защиты населения города состоит 27787 семей с детьми, в них 40284 ребенка, что составляет 12,8 % от общего числа детей, проживающих в г. Новосибирске. В наиболее тяжелом положении находятся многодетные, неполные семьи, а также семьи безработных с детьми и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Растет число неполных и опекунских семей. Число неполных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты составляет 10411 семей. На учете в органах социальной защиты состоит 1681 ребенок, оставшийся без попечения родителей и подлежащий дальнейшему устройству. Увеличивается и детская инвалидность: на начало 2003 года число детей-инвалидов в городе составляет 3411 человек.
Именно эти семьи являются первоочередными получателями социальной помощи.
Основной целью социальной политики в отношении детей является преодоление негативных тенденций и стабилизация положения детей, создание реальных предпосылок для дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей. Для ее реализации необходимо решение следующих задач:
усиление социально-правовой защищенности детей;
создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей;
обеспечение полноценного питания детей;
обеспечение реального доступа к получению образования;
создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровления детей;
обеспечение реального права детей с особенностями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства.
С целью поддержки семей с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, дополнительно к пособиям и льготам, установленным на федеральном и областном уровнях, в г. Новосибирске предусмотрены следующие виды социальной помощи:
выдача единовременной помощи (школьные принадлежности, одежда, обувь) к началу учебного года;
оказание содействия в приобретении одежды детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - выпускникам детских домов, школ-интернатов и профтехучилищ;
организация горячего питания для отдельных групп школьников;
обеспечение семей, имеющих детей в возрасте до двух лет, детским питанием;
предоставление для многодетных семей и одиноких матерей 50%-ной льготы на проезд на речном пассажирском транспорте;
организация оздоровления одаренных детей из малообеспеченных семей;
оказание помощи подросткам, отбывшим наказание в местах лишения свободы;
проведение культурно-массовых мероприятий: Дня семьи, Дня защиты детей, Дня матери, Нового года;
новогодние подарки для детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных, неполных семей.
В программе на 2003 год предусматривается выделение 2,5 млн. рублей на приобретение новогодних подарков для детей работников бюджетной сферы.
В 2003 году органами социальной защиты населения будет проделана работа по оздоровлению детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей группы риска и из малообеспеченных семей. Оздоровление будет осуществляться на базе муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города, центра социальной помощи семье и детям "Заря", центров общественных организаций детей-инвалидов и детей с особенностями поведения.
Одним из основных направлений социальной поддержки семей с детьми будет помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
В 2003 году будут продолжены выплаты ежемесячных дотаций на питание детям-инвалидам с онкологическими и гематологическими заболеваниями и детям-инвалидам с инсулинозависимой формой сахарного диабета. С января 2003 года в г. Новосибирске размер ежемесячной дотации на питание ребенку с инсулинозависимой формой сахарного диабета увеличится и составит 250,0 рублей на ребенка. Размер дотации на ребенка с онкологическими и гематологическими заболеваниями останется на уровне 300,0 рублей (постановление мэра от 31.12.2002 N 2925). В 2003 году в бюджете города предусмотрено погашение задолженности по выплатам дотаций на питание за 2002 и текущие выплаты за 2003 год.
Все слабослышащие дети из малоимущих семей будут обеспечены слуховыми протезами.
План проведения реабилитации детей-инвалидов в 2003 году
Районы г. Новосибирска |
Отделения психолого-педаго- гической помощи семье и детям |
Отделения социально-медицин- ской помощи семье и детям |
Отделения дневного пребывания детей |
|||
Кол-в о отде- лений |
Число детей, которые получат помощь в 2003 г. |
Кол-во отде- лений |
Число детей, которые получат помощь в 2003 г. |
Кол-во отде- лений |
Число детей, которые получат помощь в 2003 г. |
|
Дзержинский | - | - | - | - | 1 | 80 |
Железнодорожный | 1 | 15 | 1 | 105 | 1 | 15 |
Заельцовский | 1 | 30 | 1 | 130 | 1 | 20 |
Калининский | - | - | - | - | 3 | 10 |
Кировский | 1 | 76 | 1 | 76 | - | - |
Ленинский | 1 | 167 | - | - | - | - |
Октябрьский | 1 | - | 1 | 300 | 1 | 45 |
Первомайский | 1 | 320 | 1 | 320 | 1 | 74 |
Советский | 1 | 8 | 1 | 370 | 1 | 10 |
Центральный | 1 | 170 | 1 | 152 | 1 | 75 |
Центр социальной помощи семье и детям "Заря" |
1 |
1000 |
1 |
1000 |
- |
- |
Комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолет- них "Берегиня" |
1 |
20 |
||||
МУ "Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями" |
1 |
880 |
1 |
930 |
1 |
480 |
Всего: | 10 | 2666 | 9 | 3383 | 12 | 829 |
4.2. Социальное обслуживание детей и профилактика детской
безнадзорности
Особое значение приобретает задача предотвращения социального сиротства. Решающим фактором профилактики социального сиротства является усиление государственной поддержки семьи, развитие активных форм социальной защиты семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе разнообразных форм содействия занятости, расширение спектра предоставляемых семье социальных услуг.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних будет осуществляться в двух направлениях: работа с несовершеннолетними и с семьей. До принятия Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" деятельность по профилактике детской безнадзорности была направлена, в основном, на работу с несовершеннолетними, имеющими отклонения от норм поведения. В настоящее время индивидуальная профилактическая работа проводится как в отношении несовершеннолетних, так и их родителей или законных представителей, а именно если родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению, содержанию или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении осуществляют отделения по работе с семьей и детьми и отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нестационарного типа.
Районы г. Новосибирска |
Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нестационарного типа |
Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стационарного типа |
||
кол-во отделений |
число детей, которым будет оказана помощь |
кол-во отделений |
число детей, которым будет оказана помощь |
|
Дзержинский | 1 | 454 | 1 | 454 |
Железнодорожный | 1 | 115 | 1 | 360 |
Заельцовский | - | - | - | - |
Калининский | 1 | 400 | - | - |
Кировский | 1 | 182 | - | - |
Ленинский | - | - | 1 | 95 |
Октябрьский | 1 | 772 | - | - |
Первомайский | 1 | 600 | 1 | 100 |
Советский | - | - | 1 | 70 |
Центральный | 1 | 212 | - | - |
Всего: | 7 | 2735 | 5 | 1079 |
Детям будет оказана необходимая социально-правовая, медико-социальная, психолого-педагогическая помощь, организован активный досуг, оказано содействие в развитии творческих способностей, отдыхе и оздоровлении, содействие в трудоустройстве, организации питания, устройство (если это необходимо) в специализированные учреждения для несовершеннолетних.
С неблагополучными семьями профилактическая работа будет проводиться в следующих формах: социальный патронаж семьи, оказание материальной помощи, направленной на улучшение содержания детей в семье, содействие в трудоустройстве родителей, организация подсобного хозяйства, получение медицинской помощи, в том числе и от алкогольной зависимости, оказание необходимой социально-правовой и психолого-педагогической помощи. В органах социальной защиты населения города под социальным патронажем находится 2590 семей.
Районы г. Новосибирска | Число неблагополучных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения |
В них детей до 18 лет, под патронажем и на социальном контроле |
Дзержинский | 182 | 193 |
Железнодорожный | 135 | 151 |
Заельцовский | 97 | 157 |
Калининский | 1075 | 200 |
Кировский | 84 | 182 |
Ленинский | 432 | 993 |
Октябрьский | 386 | 772 |
Первомайский | 294 | 599 |
Советский | 111 | 249 |
Центральный | 118 | 212 |
Всего: | 2914 | 3708 |
В муниципальном учреждении социального обслуживания "Комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня" планируется провести реабилитацию 400 детей из неблагополучных семей.
В муниципальном учреждении "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Заельцовского района услуги получат около 200 детей. В 2003 году планируется открыть приют для несовершеннолетних в Железнодорожном районе, где помощь получат 150 детей.
В 2003 году в области улучшения положения женщин в г. Новосибирске предусматривается оказание помощи на оплату диагностики, профилактического лечения и получения полноценного питания беременным женщин. Для оказания помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в городе созданы два кризисных отделения - при муниципальном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения" Железнодорожного района и в центре социальной помощи семье и детям "Заря". Одиноким матерям с грудными детьми окажут помощь в приюте "Материнская обитель" католической благотворительной организации "Каритас", в содержании которого мэрия принимает долевое участие.
4.3. Мероприятия по социальной поддержке граждан пожилого
возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи
Социальная политика государства в отношении пожилых людей всегда имела четкие демографические параметры. Ранее эта политика была представлена пенсионной системой и рядом льгот в трудовом законодательстве и медицинском обслуживании. В условиях стабильного общества и устойчивой социальной среды положение пожилых людей в некоторой степени тоже было стабильным. В период стремительных изменений в экономической системе во всех социальных институтах и направлениях социальной жизни адаптационная нагрузка на пожилых людей, инвалидов, оказалась чрезмерно высокой. Из всех слоев общества пожилые люди явились той группой, которой труднее всего было принять перемены, по причине их несовпадения с идеологическими и нравственными ценностями, что привело к частичной дезадаптации этой категории населения. В г. Новосибирске проживает 354,5 тыс. пенсионеров, что составляет 25,5 % от общей численности населения. Средний размер пенсии по городу составляет 1151,0 рубль, при величине прожиточного минимума на одного пенсионера по состоянию на 01.01.2003 - 1435,0 рублей. На учете в органах социальной защиты населения состоят 21936 пенсионеров и 26565 инвалидов.
Сложившаяся в настоящее время система социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, предоставление помощи и защиты нуждающимся в ней гражданам. В числе таких мер все большее развитие получают социальные услуги, предоставляемые учреждениями гражданам пожилого возраста и инвалидам как категориям населения, особо нуждающимся в государственной помощи.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо на дому согласно заключенным договорам. Социальные услуги оказываются гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 N 1151, утвердившим перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста
и инвалидов в г. Новосибирске в 2003 году будет осуществляться:
Районы г. Новосибирска |
Отделения надомного обслуживания (план на 2003 год) |
В том числе специализированные отделения (план на 2003 год) |
||
количество отделений |
число обслуживаемых лиц |
количество отделений |
число обслуживаемых лиц |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Дзержинский | 8 | 761 | 2 | 106 |
Железнодорожный | 6 | 410 | 3 | 172 |
Заельцовский | 9 | 836 | 2 | 104 |
Калининский | 9 | 807 | 2 | 117 |
Кировский | 11 | 1159 | 3 | 199 |
Ленинский | 14 | 1400 | 2 | 120 |
Октябрьский | 14 | 940 | 6 | 282 |
Первомайский | 9 | 720 | 2 | 107 |
Советский | 9 | 986 | 1 | 67 |
Центральный | 5 | 534 | 2 | 121 |
Всего: | 94 | 8503 | 25 | 1395 |
Социальными работниками будет оказываться помощь одиноким и престарелым гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе: уборке помещения, доставке продуктов питания и лекарств, сопровождении больных в поликлинику, оказании доврачебной медицинской помощи, проведении гигиенических процедур и др.
Лица, страдающие психоневрологическими, онкологическими заболеваниями, туберкулезом в неопасных формах (около 1,4 тыс. человек в год), получат специализированные виды обслуживания.
Уже два года в г. Новосибирске действует Положение о пожизненной ренте, когда одинокие пенсионеры и инвалиды в обмен на передачу своего жилья в муниципальную собственность ежемесячно получают определенную денежную сумму. Размер ренты зависит от возраста пенсионера, от площади и качества передаваемого жилья и колеблется от 3,5 до 6,5 минимальных размеров оплаты труда. С 1 января для лиц, проживающих в однокомнатной квартире, размер ежемесячной ренты увеличен на 100 - 130 рублей, для жильцов двухкомнатных квартир - на 50 - 60 рублей. В 2003 году планируется заключение 46 договоров пожизненной ренты с пожилыми гражданами и инвалидами. Лицам, заключившим с мэрией договоры пожизненной ренты, гарантируется бесплатное социальное обслуживание на дому. Будет отремонтировано до 20 квартир граждан.
В соответствии с постановлением мэра от 31.12.2002 N 2920 "О тарифах и льготах при оплате жилищно-коммунальных услуг" будет оказана помощь одиноким пенсионерам и инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг за площадь, превышающую социальную норму жилья. В 2003 году такую помощь получат 94 человека.
В структуре департамента по социальной политике мэрии действует специальный Дом для одиноких и престарелых граждан, расположенный по ул. Промышленной, 1, для улучшения условий проживания граждан пожилого возраста. В нем расположен комплекс социально-медицинских, бытовых и реабилитационных услуг для 44 проживающих пенсионера. В связи с ростом доли людей пожилого возраста в общей численности населения, потребность в таких домах увеличивается. В настоящее время очередь на заселение в Дом для одиноких и престарелых граждан составляет 86 человек.
В городе действует Дом Милосердия Международной благотворительной организации Ордена Матери Терезы "Миссионеры Милосердия" на 50 мест для ухода за одинокими тяжелобольными людьми, не имеющими родственников.
В целях обеспечения социальной защищенности пожилых людей предусматриваются следующие виды помощи:
материальная помощь;
натуральная помощь (приобретение и доставка твердого топлива, обеспечение овощной продукцией и картофелем, продуктами питания, одеждой и т. д.);
содействие в установке квартирных телефонов остро нуждающимся инвалидам и участникам Великой Отечественной войны по ходатайству советов ветеранов войны и труда;
организация оздоровительного отдыха в отделениях дневного пребывания муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города и центре социальной помощи семье и детям "Заря";
оказание помощи в оплате дорогостоящего лечения, не входящего в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения Новосибирской области бесплатной медицинской помощью;
санаторно-курортное лечение в местных профилакториях;
бесплатный проезд в муниципальном городском пассажирском транспорте, а ветеранам труда и войны - и на маршрутах пригородного и междугороднего (внутриобластного сообщения);
льготный проезд на речном пассажирском транспорте;
льготы по оплате бытовых услуг (в общих отделениях муниципальных бань, пунктах химчистки и крашения, прачечных, ателье по ремонту обуви, одежды, бытовой техники);
льготное зубопротезирование;
обеспечение льготными медикаментами;
льготное слухопротезирование;
льготное глазопротезирование;
оказание адресной социальной помощи на газификацию жилых домов.
В 2003 году мэрией будет оказана финансовая поддержка уставной деятельности Новосибирской городской организации ветеранов войны и труда.
Учреждения социальной защиты организуют комплексную реабилитацию инвалидов, включая медицинскую, профессиональную и социальную. Сеть реабилитационных учреждений в г. Новосибирске включает в себя восемь отделений реабилитации инвалидов, созданных при муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города, где пройдут реабилитацию более 2,5 тыс. человек в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, выданными службой медико-социальной экспертизы.
Ежегодно в г. Новосибирске свыше 3,5 тыс. граждан города становятся инвалидами, причем треть из них - лица трудоспособного возраста. В 2002 году завершена работа по созданию единого комплексного банка данных об инвалидах.
Социальная политика города направлена на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и адаптацию инвалидов в обществе. С этой целью в программе предусмотрено создание дополнительных рабочих мест на предприятиях организаций инвалидов и обустройство девяти квартир для инвалидов-колясочников, проживающих на первых этажах.
Помимо федеральных льгот и компенсаций для инвалидов в г. Новосибирске предоставляются:
материальная помощь и различные виды натуральной помощи (приобретение и доставка угля и дров, обеспечение овощной продукцией и картофелем, продуктами питания, одеждой и т. д.);
бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте;
льготы по оплате бытовых услуг (в общих отделениях муниципальных бань, пунктах химчистки и крашения, прачечных, ателье по ремонту обуви, одежды, бытовой техники);
льготное зубопротезирование;
обеспечение льготными медикаментами;
льготное слухопротезирование;
льготное глазопротезирование;
пожизненное обслуживание инвалидов, заключивших с мэрией договоры пожизненной ренты;
оказание адресной социальной помощи на газификацию жилых домов;
выделение санаторно-курортных путевок в санатории-профилактории;
обеспечение бесплатной подписки на газету "Голос";
обеспечение протезно-ортопедическими изделиями, средствами реабилитации, инвалидными колясками;
выплата ежемесячных дотаций на питание инвалидам I и II групп с инсулинозависимой формой сахарного диабета.
В целях социальной поддержки и материального стимулирования молодых инвалидов, обучающихся очно в высших и средних специальных учебных заведениях города, мэрия учредила стипендии студентам-инвалидам в размере минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации (постановление мэра от 11.03.94 N 298). В 2002 году именные стипендии мэрии будут получать 100 студентов.
Программа социальной поддержки населения г. Новосибирска предусматривает меры по созданию рабочих мест для инвалидов, размещению социального заказа на предприятиях инвалидов. Городским обществом инвалидов будет трудоустроено 60 человек.
В городе традиционно планируется проведение декады инвалидов.
5. План финансового обеспечения программы из бюджета города
N п. |
Основные направления финансирования программы |
Объемы финансиро- вания, тыс. рублей |
Ответственный за исполнение |
1 | 2 | 3 | 4 |
5.1 | Предоставление льгот, предусмотренных законами Российской Федерации "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" и др. и нормативными правовыми актами мэрии |
1503730,0 |
|
Из них: | |||
по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая электроэнергию |
801137,0 |
Управление финансов и налоговой политики (далее - УФиНП), планово-экономичес- кое управление, комитет жилищно-коммунальн- ого хозяйства (далее - КЖКХ) |
|
по субсидиям на жилищно-коммунальные услуги |
319925,0 |
УФиНП, КЖКХ, администрации районов города |
|
по проезду на городском пассажирском транспорте |
286668,0 |
УФиНП, департамент транспорта, связи и дорог |
|
по обеспечению льготными медикаментами | 90000,0 | УФиНП, комитет мэрии по лекарственному обеспечению |
|
по льготному зубопротезированию | 3000,0 | УФиНП, управление здравоохранения |
|
по бытовым услугам (в химчистках, ателье по ремонту обуви, одежды и бытовой техники, общих отделениях муниципальных бань) |
3000,0 |
УФиНП, управление потребительского рынка и услуг |
|
5.2 | Учреждения социального обслуживания | 120998,0 | Департамент по социальной политике, УФиНП, |
5.3 | Социальная поддержка населения, всего: | 35982,0 | |
В том числе: | |||
меры социальной поддержки населения г. Новосибирска, реализуемые за счет бюджетных ассигнований департамента по социальной политике |
20982,0 |
Департамент по социальной политике, УФиНП |
|
газификация домов индивидуальной постройки на льготных основаниях |
5000,0 |
УФиНП, комитет по энергетике |
|
выплата муниципальных пособий | 10000,0 | УФиНП, администрации районов города |
|
5.4 | Выплата муниципальных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
42856,8 |
УФиНП, управление образованием |
5.5 | Организация летнего отдыха детей | 5000,0 | УФиНП, управление образованием |
5.6 | Организация горячего питания школьников из социально незащищенных семей |
16036,0 |
УФиНП, управление образованием |
5.7 | Приобретение молочных смесей для детей до двух лет |
10545,0 |
УФиНП, управление здравоохранения |
5.8 | Оплата дорогостоящей медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями и заболеваниями сердечно-сосудистой системы по решению управления здравоохранения мэрии |
10000,0 |
УФиНП, управление здравоохранения |
5.9 | Оказание помощи малоимущим семьям в восстановлении индивидуальных жилых домов, пострадавших при пожарах и других стихийных бедствиях |
2000,0 |
УФиНП, комитет по жилищным вопросам |
Всего: | 1747147,8 |
Меры социальной поддержки населения г. Новосибирска, реализуемые
за счет бюджетных ассигнований департамента по социальной политике мэрии
N п. |
Наименование мероприятий | Сумма, тыс. рублей |
Ответственный за исполнение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Оказание адресной социальной помощи, всего: |
13638,1 | |
в том числе через администрации районов города (приложение 1) |
4266,0 |
||
Из общей суммы адресной помощи: | |||
помощь малоимущим семьям с детьми (приложение 2), всего: |
3300,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, администрации районов города |
|
в том числе через администрации районов города |
1200,0 |
УФиНП, администрации районов города |
|
ежемесячные дотации на питание детям-инвалидам до 18 лет с онкологическими и гематологическими заболеваниями, детям-инвалидам до 18 лет и инвалидам I и II групп с инсулинозависимой формой сахарного диабета, всего: |
2516,0 |
УФиНП, администрации районов города |
|
стипендии студентам-инвалидам (приложение 3) |
90,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
|
оплата льготного проезда на речном пассажирском транспорте пенсионерам, многодетным семьям, одиноким матерям |
554,1 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, АООТ "Новосибречпорт" (по согласованию) |
|
единовременная материальная помощь и оплата лекарственных препаратов семьям погибших и получивших инвалидность в ходе боевых действий в Чеченской Республике |
150,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
|
в том числе через администрации районов города |
150,0 |
УФиНП, администрации районов города |
|
Обеспечение льгот на получение твердого топлива гражданам, проживающим в частном секторе (по Федеральному закону "О ветеранах" и другим законам) |
978,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, комитет по энергетике |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
выплата рент и единовременных пособий при заключении договора пожизненной ренты с пожилыми гражданами и инвалидам на условиях передачи их жилья в муниципальную собственность. Оплата ремонта квартир получателей ренты. |
1410,0 |
Департамент по социальной политике, УФиНП, комитет по жилищным вопросам |
|
оказание адресной помощи одиноким ветеранам по оплате излишков общей площади |
140,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, КЖКХ |
|
оплата слуховых протезов для слабослышащих детей из малоимущих семей |
500,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, управление здравоохранения |
|
обеспечение слуховыми аппаратами инвалидов по слуху и лиц со сниженной функцией слуха, имеющих право на льготы по слухопротезированию |
3000,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, управление здравоохранения |
|
оплата глазных протезов | 200,0 | Управление социальной поддержки населения, УФиНП, управление здравоохранения |
|
прочие виды адресной материальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также в рамках проводимых мероприятий, всего: |
800,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
|
в том числе через администрации районов города |
400,0 |
УФиНП, администрации районов города |
|
2 | Частичное возмещение затрат по санитарно-гигиенической обработке и организации горячего питания лиц без определенного места жительства |
58,6 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, областной центр дезинфекции |
3 | Содержание специального дома для одиноких и престарелых граждан по ул. Промышленной, 1 |
845,0 |
Департамент по социальной политике, УФиНП |
4 | Приобретение новогодних подарков для детей из семей бюджетников |
2500,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
5 | Оказание финансовой помощи общественным объединениям и предприятиям инвалидов |
3290,3 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
в том числе: | |||
оказание финансовой помощи Новосибирской городской организации ветеранов войны и труда на уставную деятельность |
249,8 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, Новосибирская городская организация ветеранов войны и труда |
1 | 2 | 3 | 4 |
содержание на долевом участии центра реабилитации детей с онкогематологическими заболеваниями "Надежда" |
2143,5 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, центр реабилитации детей с онкогематологичес- кими заболеваниями "Надежда" |
|
содержание на долевом участии городского центра адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства с церебральным параличом "ЦАДИ" |
600,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, "ЦАДИ" |
|
содержание на долевом участии приюта "Материнская обитель" благотворительной католической организации "Каритас" азиатской части России |
27,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП, "Каритас" |
|
Долевое участие в организации питания одиноких граждан в городском Доме милосердия Международной благотворительной организации Орден Матери Терезы из Калькуты |
50,0 |
Управление социальной поддержки населения, Международная благотворительная организация Орден Матери Терезы из Калькуты |
|
Оказание финансовой помощи прочим общественным объединениям и предприятиям инвалидов. Размещение социальных заказов |
220,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
|
6 | Совершенствование автоматизированной информационной системы социальной помощи малоимущим жителям г. Новосибирска |
100,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
7 | Повышение квалификации социальных работников учреждений города. Организация курсов, семинаров, обучающих программ, отобранных на конкурсной основе для педагогического персонала школ по обучению родителей, выстраиванию семейных отношений, способствующих профилактике наркозависимости детей |
50,0 |
Управление социальной поддержки населения, УфиНП, управление здравоохранением |
8 | Реализация мероприятий в рамках областной Программы социальной поддержки инвалидов |
500,0 |
|
в том числе: | |||
создание дополнительных рабочих мест на предприятиях общественных организаций инвалидов |
50,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
|
Обустройство квартир для инвалидов-колясочников на первых этажах (согласно сметам, представленным администрациями районов города) |
450,0 |
Управление социальной поддержки населения, УФиНП |
|
Всего | 20982,0 |
Прогноз использования внебюджетных средств департамента по социальной
политике мэрии, администраций районов города, общественных организаций,
благотворительных фондов на мероприятия по социальной поддержке населения
N п. |
Источники финансирования | Сумма, тыс. рублей |
1 | Средства муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города, других социальных учреждений |
2000,0 |
2 | Внебюджетные средства, привлеченные департаментом по социальной политике мэрии и службами социальной защиты администраций районов города от организаций независимо от их организационно-правовой формы |
8114,0 |
3 | Городской фонд социальной поддержки населения (приложение 4) |
383,3 |
4 | Ассоциация "Интеграция" | 900,0 |
5 | Новосибирская городская общественная организация Всероссийского общества инвалидов |
415,0 |
6 | Областной комитет Российского общества Красного Креста | 797,5 |
7 | Некоммерческая организация Фонд "Эвен-Эзер" | 600,0 |
8 | Еврейский культурный благотворительный фонд "Атиква" | 3000,0 |
9 | Социальный коммерческий банк "Левобережный" | 105,0 |
10 | Международная благотворительная организация орден матери Терезы из Калькутты |
950,0 |
12 | Сибирский региональный Союз "Чернобыль" | 35,0 |
Всего: | 17299,0 |
Прогноз использования средств бюджета области на социальную поддержку
населения города
N п. |
Наименование мероприятий | Сумма, тыс. рублей |
1 | Оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам в виде продуктов питания, одежды, обуви и предметов первой необходимости |
2000,0 |
2 | Оказание помощи денежными средствами малоимущим жителям города, в том числе и на лечение |
500,0 |
3 | Организация оздоровительного отдыха детей | 2500,0 |
4 | Организация и проведение социально значимых мероприятий (День матери, декада инвалидов, День семьи и др.) |
30,0 |
Всего: | 5030,0 |
Приложение 1
Распределение средств по районам города на выплаты ежемесячных дотаций
на питание детям-инвалидам до 18 лет с онкологическими
и гематологическими заболеваниями, детям-инвалидам до 18 лет
и инвалидам I и II групп
с инсулинозависимой формой сахарного диабета и другие виды адресной
социальной помощи
N п. |
Наименование района города |
Всего, тыс. рублей |
В том числе: | ||
на погашение задолженности по выплатам дотаций на питание за 2002 год |
на выплаты дотаций на питание за 2003 год |
на адресную помощь* |
|||
1 | Дзержинский | 414,0 | 94,0 | 132,0 | 188,0 |
2 | Железнодорожный | 126,0 | 16,0 | 31,0 | 79,0 |
3 | Заельцовский | 412,0 | 97,0 | 139,0 | 176,0 |
4 | Калининский | 558,0 | 192,0 | 162,0 | 204,0 |
5 | Кировский | 554,0 | 110,0 | 243,0 | 201,0 |
6 | Ленинский | 1119,0 | 397,0 | 389,0 | 333,0 |
7 | Октябрьский | 426,0 | 43,0 | 174,0 | 209,0 |
8 | Первомайский | 248,0 | 52,0 | 67,0 | 129,0 |
9 | Советский | 201,0 | 13,0 | 38,0 | 150,0 |
10 | Центральный | 208,0 | 38,0 | 89,0 | 81,0 |
Всего: | 4266,0 | 1052,0 | 1464,0 | 1750,0 |
Примечание:
* распределение суммы адресной помощи по районам города произведено пропорционально общей численности населения
Приложение 2
Расчет средств на оказание адресной помощи малоимущим семьям с детьми
N п. |
Наименование мероприятий | Количес- тво человек |
Размер помощи на одного человека, рублей |
Сумма, тыс. рублей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Оказание адресной помощи к началу учебного года детям из многодетных, неполных семей, семей с инвалидами, детям-сиротам, детям-инвалидам, всего в том числе по администрациям районов города (предварительная разбивка помощи в натуральном виде): Дзержинский Железнодорожный Заельцовский Калининский Кировский Ленинский Октябрьский Первомайский Советский Центральный |
1400 |
500,0 |
700,0 80,0 32,0 71,0 86,0 81,0 138,0 76,0 34,0 66,0 36,0 |
2 | Оказание содействия в приобретении одежды детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выпускникам детских домов, школ-интернатов и обучающимся в профессиональных училищах г. Новосибирска, а также воинам-сиротам, демобилизованным из Вооруженных сил в 2003 году. Оказание помощи подросткам, отбывшим наказание в местах лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы (через администрации районов города) |
250 |
1400,0 |
350,0 |
3 | Организация оздоровления одаренных детей из малообеспеченных семей, всего в том числе через администрации районов города |
242 |
2400,0 |
580,0 290,0 |
4 | Организация летнего оздоровительного отдыха для детей из малоимущих семей и детей, находящихся в отделениях по профилактике безнадзорности и социальных приютах. Организация летних лагерей дневного пребывания учащихся на базе муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города, центров общественных организаций детей-инвалидов и детей с особенностями поведения. Организация питания в отделениях дневного пребывания муниципальных учреждений "Комплексный центр социального обслуживания населения" районов города (через администрации районов города) |
1500 |
240,0 |
360,0 |
5 | Приобретение новогодних подарков для детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных, неполных семей |
14000 |
79,3 |
1110,0 |
6 | Оплата диагностики, профилактического лечения и получения полноценного питания беременным женщинам (через администрации районов города) |
200 |
1000,0 |
200,0 |
Всего: | 17592 | 3300,0 |
Приложение 3
Расчет средств, необходимых для выплаты ежемесячных стипендий
студентам-инвалидам
N п. |
Наименование мероприятий | Единица измерения |
Всего |
1 | Стипендии студентам-инвалидам, обучающимся очно в высших и средних специальных учебных заведениях и успевающим по всем дисциплинам: численность размер стипендии в месяц (минимальный размер заработной платы) сумма на учебный год |
человек рублей тыс. рублей |
100 100,0 90,0 |
Приложение 4
Расход средств городского фонда социальной поддержки на Программу
социальной поддержки населения г. Новосибирска на 2003 год
N п. |
Наименование мероприятий | Сумма, тыс. рублей |
1 | 2 | 3 |
1 | Содержание действующих в городе пунктов гуманитарной помощи по приему и выдаче вещей населению |
55,5 |
2 | Содержание Благотворительного комплекса для малоимущих граждан (столовой с бесплатным питанием, пункта гуманитарной помощи, магазина с продуктами питания и товарами по более низким ценам, пункта по ремонту обуви) |
327,8 |
Всего: | 383,3 |
Приложение 5
Расход средств Государственного учреждения "Новосибирский
городской центр занятости населения" на Программу социальной
поддержки населения г. Новосибирска на 2003 год
N п. |
Наименование мероприятий | Сумма, тыс. рублей |
1 | 2 | 3 |
1 | Организация профессионального обучения безработных с целью получения новой профессии и трудоустройства |
6000,0 |
2 | Организация и проведение общественных работ для безработных и нуждающихся в дополнительной работе граждан |
1000,0 |
3 | Содействие в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
800,0 |
Всего: | 7800,0 |
Приложение 6
Расход средств Новосибирского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации на Программу
социальной поддержки населения г. Новосибирска на 2003 год
N п. |
Наименование мероприятий | Сумма, тыс. рублей |
1 | Оздоровление детей в детских оздоровительных санаторных лагерях |
23750,0 |
2 | Выплата пособий при рождении ребенка неработающим матерям |
13200,0 |
3 | Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим матерям |
70,0 |
4 | Оплата путевок для долечивания больных, перенесших острый инфаркт миокарда |
9200,0 |
Всего: | 46220,0 |
6. Исполнители программы
1. Департамент по социальной политике мэрии.
2. Управление финансов и налоговой политики мэрии.
3. Департамент транспорта, связи и дорог мэрии.
4. Планово-экономическое управление мэрии.
5. Управление здравоохранения мэрии.
6. Комитет мэрии по лекарственному обеспечению.
7. Комитет по жилищным вопросам мэрии.
8. Управление образованием мэрии.
9. Комитет по энергетике мэрии.
10. Государственное учреждение "Новосибирский городской центр занятости населения".
11. Отдел по проблемам семьи, женщин и детей департамента по социальной политике мэрии.
12. Администрации районов города.
13. Городской фонд социальной поддержки населения.
14. Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
15. Областной комитет Российского общества Красного Креста.
16. Ассоциация "Интеграция".
17. Городское общество инвалидов.
18. Социально-коммерческий банк "Левобережный".
19. Сибирский региональный Союз "Чернобыль".
20. Некоммерческая организация Фонд "Эвен-Эзер".
21. Еврейский культурный благотворительный фонд "Атиква".
22. Общественные объединения, предприятия города, благотворительные организации на основе заключенных договоров с департаментом по социальной политике мэрии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена программа социальной поддержки населения г.Новосибирска.
Основной целью принятой программы является поддержание жизненного уровня малоимущих граждан и создание условий для постепенного повышения уровня жизни за счет проводимых мероприятий по социальной помощи, развития рынка социальных услуг и реализации государственных социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Новосибирской области и местного самоуправления..
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Решение Новосибирского городского Совета депутатов от 9 апреля 2003 г. N 231 "О Программе социальной поддержки населения г.Новосибирска на 2003 год"
Решение вступает в силу со дня опубликования
Текст решения официально опубликован не был