Постановление двадцать второй сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 октября 2003 г.
"Об областной целевой программе "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы"
27 апреля 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2008 г., 28 мая, 26 ноября 2009 г.
Новосибирский областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы".
2. Предложить администрации Новосибирской области:
а) внести изменения и дополнения в Закон Новосибирской области "Об областном бюджете Новосибирской области на 2003 год", предусмотрев расходы на проведение инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Новосибирской области в объеме 15 млн.руб. с приложением расшифровки расходов на эти цели по районам и городам области;
б) при ежегодном внесении проекта закона Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на очередной год в приложении к закону расшифровывать расходы на мероприятия Программы на данный год по районам и городам области;
в) по мере поэтапной реализации программных мероприятий конкретизировать последующие мероприятия в части объемов финансирования и адресности по районам и городам области, с внесением изменений в Программу и утверждением этих изменений Новосибирским областным Советом депутатов.
3. Объем финансирования программы из областного бюджета ежегодно утверждается законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий год.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Постановлением тридцать девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 26 ноября 2009 г. N 224 в настоящую программу внесены изменения
Программа
"Переселение граждан, проживающих в Новосибирской
области, из ветхого и аварийного жилищного фонда
на 2003-2010 годы"
(с изменениями 27 апреля от 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2008 г., 26 ноября 2009 г.)
Паспорт
Наименование программы |
Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы |
Постановление главы администрации Новосибирской области от 28.08.2002 N 688 |
Государственный заказчик программы |
Администрация Новосибирской области |
Исполнители основных мерприятий |
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Руководитель программы |
Заместитель Губернатора Новосибирской области - руководитель департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области В.А.Анисимов |
Основные разработчики программы |
Рабочая группа по разработке программы |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
Основными целями программы являются: 1. Переселение граждан, проживающих в государственном жилищном фонде, муниципальном жилищном фонде, частном жилищном фонде, находящемся в собственности граждан в многоквартирных жилых домах, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу. 2. Ликвидация до 2010 года включительно существующего на 1 января 2005 года на территории области государственного жилищного фонда, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, находящегося в собственности граждан в многоквартирных жилых домах, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу. Основными задачами программы являются: 1. Формирование правового и методологического обеспечения процесса переселения граждан из аварийного жилищного фонда. 2. Проведение инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда. Создание реестра государственного и муниципального жилищного фонда, жилищного фонда, находящегося в частной собственности граждан в многоквартирных жилых домах, с износом более 70%. 3. Разработка механизма привлечения внебюджетных средств для решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. 4. Оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания. |
Основные реализации программы |
2003-2010 годы 1-й этап - 2003-2004 годы Разработка необходимых законодательных, нормативных правовых и методологических документов. Составление реестра ветхого и аварийного жилищного фонда на основании проведенной инвентаризации. Определение объемов финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Создание маневренного жилищного фонда. 2-й этап - 2005-2010 годы Проводится переселение граждан из аварийного жилищного фонда. |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
Общий объем финансирования Программы в 2003-2010 годах за счет средств областного бюджета составит 337,14 млн. руб. В 2006-2010 годах общий объем финансирования составит 2211,44 млн. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета 337,14 млн. руб., в том числе: в 2006 году - 100,0 млн. рублей; в 2007 году - 120,0 млн. рублей; в 2008 году - 117,14 млн. рублей; в 2009 году - 0 млн. рублей; в 2010 году - 0 млн. рублей; прогнозные объемы на условиях софинансирования: за счет средств федерального бюджета - 415,0 млн. рублей; за счет средств местных бюджетов - 466,0 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 993,3 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся колличественной оценке |
Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из аварийного жилищного фонда |
Полная ликвидация аварийного жилищного фонда в Новосибирской области | |
Строительство нового жилья. Оптимизация застройки освободившихся территорий. Развитие базы строительной индустрии и подрядных строительных организаций. Создание новых рабочих мест. |
1. Общие положения
За период реализации первого этапа областной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы", утвержденной постановлением 22 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 октября 2003 года, законодательная база, регламентирующая отношения в жилищной сфере, претерпела существенные изменения.
В 2004 году принято 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" внесены изменения в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы. Федеральная целевая подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящая в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33, на основании которой была принята областная целевая программа, утратила свою силу с 01.01.2006 г.(постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 865).Реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов) будет финансироваться в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
С принятием постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания".
Новые правовые условия создали необходимость внесения соответствующих изменений в областную целевую программу.
Жилищный фонд Новосибирской области по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области на 01.01.2005 года составляет 50142,2 тыс. кв. м.
Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный.
Объектом рассмотрения Программы является государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд, частный жилищный фонд, находящийся в собственности граждан в многоквартирных жилых домах, признанный в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Программа регулирует отношения по обеспечению благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилищном фонде с высоким уровнем износа (более 70%).
2. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Значительная часть жилищного фонда Новосибирской области не удовлетворяет сегодня потребностям населения не только по количественным, но и по своим качественным характеристикам. Наряду с благоустроенным кирпичным и панельным жильем, введенным в эксплуатацию в 80-90 годах, продолжают эксплуатироваться деревянные дома, построенные в 20-30 годах и начале прошлого века. Значительная часть жилья, возведенного более полувека назад, находится в аварийном состоянии, требует расселения и сноса. Жилье, возведенное 40-50 лет назад, фактически выработало свой срок эксплуатации и требует капитального ремонта и реконструкции.
Основными причинами возникновения ветхого и аварийного жилищного фонда в Новосибирской области являются:
- экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периодов;
- естественное старение домов первых массовых серий;
- недостаточность средств на капитальный ремонт и текущее содержание;
- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации и теплоснабжения;
- сдача в эксплуатацию жилых домов, возведенных с нарушением строительных норм и правил;
- потеря контроля предприятиями и организациями, имеющими в оперативном управлении и хозяйственном ведении жилищный фонд, за технической эксплуатацией фонда, процесс обветшания которого резко усилился.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области на 1 января 2005 года ветхий и аварийный жилищный фонд Новосибирской области составляет 1598,3 тыс. кв. м. (3,2% от общей площади). Государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд, частный жилищный фонд, находящийся в собственности граждан в многоквартирных жилых домах, составляет на 01.01.2005 года 29198,8 тыс. кв. м. Межведомственными комиссиями муниципальных районов и городов области на 01.01.2005 г. признано непригодными для проживания 1224,4 тыс. кв. м. общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда (4,2% от жилищного фонда, рассматриваемого в рамках программы), в котором проживает 96972 человека (6,3%), в том числе жилищный фонд подлежащий сносу составляет 315,4 тыс. кв. м, в котором проживает 21492 человека.
Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Новосибирской области по состоянию на 1 января 2005 года приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объем ветхого и аварийного жилищного фонда
по состоянию на 01.01.2005 г.
Наименование района, города | Ветхий и аварийный жилищный фонд, всего (тыс. кв. м.) |
В том числе подлежащий сносу (тыс. кв. м.) |
1 | 2 | 3 |
Всего: | 1224,36 | 315,4 |
в том числе | ||
Баганский | 2,04 | 1,1 |
Барабинский | 40,8 | 14,5 |
Болотнинский | 6,8 | 6,8 |
Венгеровский | 2,57 | 0,77 |
Доволенский | 2,8 | - |
Здвинский | 10,53 | 2,07 |
Искитимский | 4,2 | 1,14 |
Карасукский | 11,9 | 8,6 |
Каргатский | 6,0 | 6,0 |
Колыванский | 6,24 | 0,59 |
Коченевский | 26,2 | - |
Кочковский | 3,2 | 2,55 |
Краснозерский | 5,6 | 1,07 |
Куйбышевский | 30,2 | 30,2 |
Купинский | 25,6 | 8,3 |
Кыштовский | 4,57 | 1,1 |
Маслянинский | 2,09 | 2,09 |
Мошковский | 26,3 | 7,1 |
Новосибирский | 4,8 | 4,8 |
Ордынский | 23,9 | - |
Северный | 2,9 | 2,9 |
Сузунский | 6,7 | 6,7 |
Татарский | 29,7 | 10,2 |
Тогучинский | 21,3 | 21,3 |
Убинский | 3,4 | 1,64 |
Усть-Таркский | 2,5 | 2,5 |
Чановский | 6,98 | 6,98 |
Черепановский | 28,1 | 13,2 |
Чистоозерный | 4,7 | 3,27 |
Чулымский | 18,3 | 3,7 |
г. Бердск | 17,32 | 17,3 |
г. Искитим | 41,3 | 7,8 |
г. Новосибирск | 731,3 | 106,4 |
г. Обь | 46,2 | 12,8 |
Ветхий и аварийный жилищный фонд угрожает жизни и здоровью граждан, ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов.
Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации, развитию базы стройиндустрии в Новосибирской области в целом, созданию новых рабочих мест.
3. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
переселение граждан, проживающих в государственном жилищном фонде, муниципальном жилищном фонде, частном жилищном фонде, находящемся в частной собственности граждан в многоквартирных жилых домах, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу;
ликвидация до 2010 года включительно существующего на 1 января 2005 года на территории области государственного жилищного фонда, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, находящегося в собственности граждан в многоквартирных жилых домах, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В ходе реализации первого этапа программы 2003-2004 годы были выполнены основные программные мероприятия:
во всех районах и городах областного значения созданы межведомственные комиссии по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания;
разработаны "Методические рекомендации по проведению инвентаризации и обследования домов государственного и муниципального жилищного фонда с физическим износом свыше 60%", "Методические рекомендации по разработке территориальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";
проведена техническая инвентаризация 1441,4 тыс. кв. м. жилищного фонда с физическим износом свыше 60%;
на основании инвентаризации и обследования жилищного фонда межведомственными комиссиями по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания определен жилищный фонд непригодный для проживания с оценкой категории непригодности, составлен реестр ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу, с количеством проживающих в нем человек;
в 32 муниципальных образованиях области разработаны и приняты муниципальные программы, предусматривающие план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, а также средства всех источников финансирования программ переселения;
определены способы создания жилищного фонда для переселения граждан, очередность сноса аварийного жилищного фонда, потребность в финансовых ресурсах.
Второй этап Программы 2005-2010 годы будет посвящен реализации задач по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и ликвидации аварийного жилищного фонда:
1. Формирование консолидированного жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу. Этот фонд является жильем:
а) освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) полученным органами местного самоуправления при новом строительстве от застройщиков за предоставление земельных участков, подключение к городской инфраструктуре и др. При заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать планировку и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для социального использования. Главным критерием должна стать стоимость жилья - она должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
в) приобретенным на вторичном рынке жилищной недвижимости;
г) построенным органами местного самоуправления в качестве социального жилья.
При принятии решения о строительстве социального жилья следует:
- использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно социального типа (при необходимости возможно изменение внутренней планировки квартир, т.е. можно менять количество комнат в квартирах);
- предоставлять налоговые и иные льготы строительным организациям, участвующим в строительстве социального жилья;
- предоставлять благоприятные по грунтовым условиям, инженерному обеспечению и др. земельные участки.
д) построенным за счет средств бюджета, передаваемых гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в качестве субсидий, компенсаций, кредитов и т.п.
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда частично на начальном этапе должно осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
2. Поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда.
3. Подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа или предоставление в долгосрочную аренду.
4. Вывод базы стройиндустрии области на необходимые мощности, позволяющие успешно реализовывать Программу.
5. Определение и реализация новых направлений в механизме решения задач по выполнению настоящей Программы.
В течение всего срока реализации Программа должна быть взаимосвязана с другими реализуемыми программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации аварийного жилищного фонда.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
б) финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
в) разработка и реализация концепций развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
4.1. Правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных
условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде
В связи с вводом в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и других федеральных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, необходимо произвести корректировку областной нормативно-правовой и методологической базы:
разработать порядок предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
разработать порядок финансирования за счет средств областного бюджета мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
разработать различные финансовые схемы при предоставлению жилья гражданам при переселении (в том числе субсидии, кредиты, компенсации, сертификаты и др.).
Эти документы должны регламентировать взаимоотношения органов местного самоуправления с гражданами при переселении из жилищного фонда в случаях, когда:
а) граждане имеют жилое помещение в муниципальном или государственном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, и проживают в нем на условиях социального найма;
б) граждане являются собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу;
в) граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, подлежащем сносу, желают получить при переселении жилое помещение большей площади на условиях оплаты разницы между стоимостью предоставляемого и полагающегося им в соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения.".
4.2. Финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность
по переселению граждан в благоустроенное жилье
Финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, формируются за счет областного бюджета и прогнозных объемов на условиях софинансирования из федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников.
Объемы и направления расходования средств местных бюджетов на финансирование мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
С 2006 года финансирование муниципальных образований из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы осуществляется в виде субсидий из Фонда муниципального развития Новосибирской области. В соответствии с Положением о Фонде муниципального развития Новосибирской области предполагается софинансирование программных мероприятий из местного бюджета.
В 2008 году финансирование программных мероприятий из областного бюджета осуществляется в виде субсидий из фонда софинансирования Новосибирской области.
При использовании средств областного бюджета взаимоотношения государственного заказчика Программы с муниципальными образованиями регулируются соглашениями (договорами), заключаемыми с администрациями муниципальных образований.
Расходы областного бюджета на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, составят:
(млн. руб.)
Финансовые средства - всего |
В том числе по годам |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
337,14 |
100,0 |
120,0 |
117,14 |
0 |
0 |
Прогнозные объемы на условиях софинансирования Программы:
(млн. руб.)
|
Финансовые средства - всего |
В том числе по годам |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего из других источников |
1874,3 |
465,0 |
670,0 |
739,3 |
0 |
0 |
В том числе по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
415,0 |
215,0 |
200,0 |
0 |
0 |
0 |
местный бюджет |
466,0 |
100,0 |
120,0 |
246,0 |
0 |
0 |
внебюджетные источники |
993,3 |
150,0 |
350,0 |
493,3 |
0 |
0 |
Объем финансирования на планируемый год подлежит ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета области.
Основными критериями распределения муниципальным образованиям федеральных и областных ресурсов являются:
- наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- возможность привлечения внебюджетных ресурсов для ликвидации аварийного жилищного фонда;
- объем привлекаемых внебюджетных ассигнований, который позволяет определить эффективность программы с точки зрения частных инвесторов;
- соотношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к общему объему средств, необходимых для финансирования программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (с учетом увеличения доли внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы);
- площадь жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания, расположенного на территории муниципального образования.
4.3. Разработка и реализация концепции развития территорий
сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда
Для того, чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Застройку районов, в которых расположен жилищный фонд, непригодный для постоянного проживания, необходимо проводить в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией и правилами регулирования застройки и землепользования, действующих на территории района или муниципального образования.
Привлечение инвестиций для развития инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяет повысить стоимость участков и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностью привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
- кредиты банков;
- муниципальные облигационные займы;
- капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Использование в качестве обеспечения кредитных ресурсов будущих платежей потребителей коммунальных услуг требует разработки специальных финансовых схем привлечения внебюджетных средств на финансирование работ по строительству и реконструкции инженерной инфраструктуры.
5. Ресурсное обеспечение Программы
При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита федерального и областного бюджетов.
Средства федерального бюджета должны быть выделены через государственного заказчика Подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в лице Министерство регионального развития Российской Федерации.
Бюджетными ресурсами являются средства областного и местных бюджетов, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе:
- средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или в долгосрочную аренду) престижных земельных участков под коммерческое строительство.
- средства или жилая площадь, получаемые муниципальными образованиями за счет предоставления земельных участков под новое строительство на льготных условиях (наличие инженерной инфраструктуры, незавершенное строительство и т.д.).
- средства, получаемые в результате использования муниципальной жилой недвижимости (плата за наем муниципального жилищного фонда). Порядок расчета, взимания и использования платы за наем определяется органами местного самоуправления. В муниципальных образованиях при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю средств, получаемых от поступления платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.
Бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в дальнейшем их доля в финансировании этих программ будет сокращаться за счет привлечения внебюджетных средств.
Реализация Программы непосредственно зависит от объема инвестиций, а, следовательно, крайне важно, чтобы участие в Программе ликвидации аварийного фонда было привлекательным для максимального числа инвесторов.
Основным принципом привлечения застройщиков к расселению и сносу аварийного жилищного фонда в условиях рынка должно стать соблюдение баланса интересов территории и инвестора. Причем интересы юридических и физических лиц и территориального образования должны быть четко обозначены и надежно защищены. Закрепление этих принципов возможно только на основании системы договорных отношений между территориальным образованием и инвестором, будущим собственником, пользователем, арендатором в реальном действующем экономико-правовом поле.
Рыночная стоимость земельных участков в престижных районах населенных пунктов имеет значительную дифференциацию в зависимости от состояния инженерно-транспортной инфраструктуры, гидрологических условий, необходимости отселения граждан из аварийного жилья, других аспектов. Однако принятые оценочные зоны не дают необходимой степени дифференциации территорий. Необходимо разработать систему льгот, позволяющих гибко и активно привлекать инвесторов к застройке территорий, на которых компактно расположены аварийные жилые дома, снимающих вопросы нерентабельного строительства.
В этом направлении предлагается использовать следующие возможности предоставления дифференцированного предоставления льгот:
1. На территориях первоочередного сноса аварийного жилищного фонда возложить финансирование инженерно-транспортной инфраструктуры на местный бюджет.
2. Освободить застройщика от арендной платы за землю, в части, поступающей в областной, местный бюджет, до 100 %.
3. В случае последующего выкупа застройщиком земельного участка, освободить его от уплаты земельного налога, в части поступающей в областной, местный бюджет, до 100 %.
4. При продаже земли в собственность предлагается использовать возможность отсрочки выплат в бюджет, а также использовать механизм зачета этой стоимости в виде долевого участия муниципального образования в расселении аварийного жилищного фонда. Погашение платежей таким образом может производиться после продажи завершенных строительством зданий либо передачей муниципальному образованию соответствующих площадей.
Система обеспечения льгот инвесторам должна быть дифференцирована и в зависимости от типологии возводимых сооружений.
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
- кредиты банков;
- облигационные займы;
- средства предприятий, организаций, заинтересованных в реализации Программы;
- денежные средства населения и т.д.
Программа предусматривает предоставление жилой площади гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в пределах установленных норм, стандартного качества, в границах территории населенного пункта. Эту меру необходимо рассматривать в качестве социальной защиты, а также выполнения принятых ранее обязательств государства. Однако определенная категория граждан может, вложив собственные средства, получить жилье с повышенными потребительскими качествами.
При этом критерием качества жилья являются:
- увеличенная площадь предоставляемого жилого помещения;
- нестандартная планировка, расширенный набор вспомогательных помещений (кладовая, холл и т.п.);
- высокая степень комфортности жилья (изолированность комнат, придомовые территории и т.п.);
- район проживания;
- индивидуальный жилой дом.
Программа не предусматривает финансирования строительства жилья повышенной комфортности, однако, имеется и такая возможность при условии вложения дополнительных финансовых средств переселяемыми гражданами. В случае желания переселяемых граждан осуществить строительство индивидуального жилого дома, предполагается предоставление земельных участков на льготных условиях.
6. Оценка эффективности реализации Программы
В соответствии с целью Программы первым критерием интегральной оценки ее эффективности должно рассматриваться количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
В результате реализации Программы к концу 2010 года все граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде на 1 января 2004 года, должны быть переселены.
Успешная реализация Программы обеспечит:
- выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для проживания условиях, создающих угрозу здоровью, жизни и имуществу граждан;
- создание благоприятных условий на территории Новосибирской области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
- снижение социальной напряженности в обществе;
- создание дополнительных рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации в области;
- улучшение состояния здоровья населения.
Одним из критериев эффективности реализации Программы станет размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации Программы станет не только решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, но и улучшение окружающей среды за счет комплексного освоения территорий ликвидации аварийного жилищного фонда.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в областной бюджет и местные бюджеты.
7. Система управления реализацией Программы
Реализация подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и разработанной в соответствии с ней Программы осуществляется государственным заказчиком подпрограммы - Министерством регионального развития Российской Федерации, администрацией Новосибирской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.
Абзацы 2-5 раздела 7 исключены;
См. текст абзацев 2-5 раздела 7
Задачи государственного заказчика областной целевой программы - администрации Новосибирской области:
- формирование областной целевой Программы "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы";
- формирование нормативно-правовой и методологической базы для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья на уровне субъекта Федерации;
- определение приоритетов в выполнении отдельных частей Программы, в том числе способных привлечь наибольшие объемы внебюджетных источников финансирования, принести наибольшую прибыль при минимальном сроке окупаемости;
- формирование совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
- определение принципов предоставления денежных средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов, органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области ;
- проведение мониторинга целевого использования средств, выделенных из областного бюджета, и соблюдение соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены указанные средства;
- составление отчета об использовании средств, направленных на реализацию Программы и результатах мониторинга принятых к финансированию предложений и проектов.
Ежеквартально, т.е. до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации области представляет в департамент экономики и планирования администрации Новосибирской области информацию о ходе исполнения Программы.
Администрация области совместно с заказчиком - застройщиком - получателем средств из федерального бюджета ежегодно до 10 января представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации сводный отчет о целевом использовании государственных капитальных вложений и привлеченных средств консолидированного областного бюджета для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области как основной исполнитель Программы, в рамках текущей деятельности организует работу по реализации Программы в рамках своих полномочий. Совместно с департаментом финансов и налоговой политики Новосибирской области решает вопросы бюджетного финансирования Программы на уровне Новосибирской области, включая вопросы межбюджетных отношений, принимает участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляет контроль за эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов всех уровней.
Формы и методы управления реализацией Программы определяются администрацией Новосибирской области в лице координационного совета и департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации области, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.
Задачи органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, мэрии г.Новосибирска:
- формирование и реализация адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включающей, как минимум, следующие данные:
а) срок окупаемости;
б) объем требуемых инвестиций;
в) объем внебюджетных ресурсов;
г) разбивка программы на составные части с учетом выполнения работ по завершению строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности, строительству социального жилья, реконструкции, приобретения жилья на вторичном рынке и др.;
- создание нормативной правовой базы (в том числе регламентирующей процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой и т.д.), соответствующей типовой базе, утвержденной на уровне администрации Новосибирской области;
- формирование совместно с администрацией области жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
- своевременное составление отчета о расходовании средств, консолидируемых на реализацию адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и предоставление его в администрацию Новосибирской области;
Абзац 27 раздела 7 исключен.
См. текст абзаца 27 раздела 7
Муниципальные образования осуществляют финансирование программы из консолидированных источников и контроль за ее выполнением, организуют работу межведомственных комиссий по инвентаризации ветхого и аварийного жилищного фонда, организуют и обеспечивают переселение граждан, контролируют соблюдение порядка, сроков и очередности переселения, разрабатывают предложения по более эффективным методам решения задач, привлечению бюджетных и внебюджетных средств.
Управление Программой должно производиться на основании ежегодных планов реализации по данной проблеме на уровне области и муниципальных образований с учетом требований федеральной целевой подпрограммы.
Мониторинг хода выполнения Программы является составной частью управления Программой.
Предлагаемый подход к управлению реализацией Программы позволит администрации Новосибирской области:
- проводить единую политику переселения граждан из аварийного жилищного фонда, исходя из приоритетов развития отдельных территорий;
- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования;
- создать открытую процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки Программы;
- создать систему мониторинга реализации Программы на уровне муниципальных образований.
В рамках предлагаемой системы взаимоотношений муниципальные образования будут иметь:
- возможность получать средства из областного и федерального бюджетов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
- стимулы для привлечения внебюджетных источников финансирования на указанные цели;
- стимулы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и направления сэкономленных средств местных бюджетов на реализацию программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена областная целевая программа переселения граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Основной целью принятой программы является
переселение граждан, проживающих в государственном жилищном фонде, муниципальном жилищном фонде, частном жилищном фонде, находящемся в собственности граждан в многоквартирных жилых домах, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, ликвидация до 2010 года включительно существующего на 1 января 2005 года на территории области государственного жилищного фонда, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, находящегося в собственности граждан в многоквартирных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу.
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств областного бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий областной целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Постановление двадцать второй сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 октября 2003 г. "Об областной целевой программе "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление тридцать девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 26 ноября 2009 г. N 224
Постановление тридцать пятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 28 мая 2009 г. N 100
Постановление двадцать девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 4 декабря 2008 г. N 214
Постановление двадцать пятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 26 июня 2008 г. N 121
Постановление четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 апреля 2006 г. N 63