Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Проект
|
Президенту Российской Федерации В.В. ПУТИНУ |
О СИСТЕМЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НА БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Поручение Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N Пр-1798, пункт 4, подпункт "б"
Уважаемый Владимир Владимирович!
В соответствии с вашим поручением Правительство Российской Федерации докладывает.
Необходимость достижения основных показателей Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе увеличения доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и другое), требует подготовки высококвалифицированных кадров инженерных специальностей.
В настоящее время инженерные программы подготовки высшего профессионального образования осваивают 1 млн 798 тысяч студентов. Из них 25 процентов обучаются по программам бакалавриата, 72 процента осваивают программы подготовки специалистов, 3 процента учатся в магистратуре.
Анализ приема в высшие учебные заведения (далее - вузы) за 2009-2012 годы показал, что ежегодно начинают осваивать инженерные направления подготовки (специальности) в среднем 358 тысяч человек, в том числе 214 тысяч человек - за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации, а именно по годам:
- в 2009 году - 383 тысячи человек (24,8 процента от общего приема), из них за счет средств бюджета 224,3 тысячи человек (40,1 процента от общего приема за счет средств федерального бюджета);
- в 2010 году - 370,2 тысячи человек (26,4 процента от общего приема), из них за счет средств бюджета 214,3 тысячи человек (41,2 процента от общего приема за счет средств федерального бюджета);
- в 2011 году - 337,4 тысячи человек (составляет 27,9 процента от общего приема), из них за счет средств бюджета 209 тысяч человек (42,4 процента от общего приема за счет средств федерального бюджета);
- в 2012 году - 343,2 тысячи человек (составляет 26,5 процента от общего приема), из них за счет средств бюджета 210,4 тысячи человек (41,6 процента от общего приема за счет средств федерального бюджета). При этом 81 процент поступили на программы бакалавриата, 11 процентов - подготовки специалиста и 8 процентов - магистратуры.
Востребованность инженерных образовательных программ у абитуриентов, согласно данным о среднем балле единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по результатам зачисления на первый курс вуза, зависит от направления подготовки (специальности). Так, по данным приема по результатам ЕГЭ на бюджетные места в вузы в 2012 году средний балл по различным направлениям подготовки (специальностям) менялся от 44,1 (направление подготовки 111500 "Промышленное рыболовство") до 81,9 (специальность 090305 "Информационно-аналитические системы безопасности"). Средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные места по всем инженерным направлениям подготовки (специальностям) в 2012 году составил 59,7 балла, в то время как среднероссийское значение этого показателя - 63,5 балла. Всего 102,0 тысячи абитуриентов (52,7 процента приема на инженерные направления подготовки [специальности]), поступивших на первый курс в 2012 году на 58 инженерных направлений подготовки (специальностей), имеют средний балл ЕГЭ выше среднего значения, в том числе 1142 человека - выше 70 баллов.
В 2011/2012 учебном году 22,1 тысячи учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений стали победителями и призерами олимпиад и получили льготы для поступления в вузы Российской Федерации, причем 821 человек стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников.
В то же время воспользовались льготами при поступлении в вузы в 2012 году 6,5 тысячи победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников (или 29,4 процента от всех победителей и призеров), причем 3,2 тысячи из них поступили на инженерные направления подготовки (специальности), что составило 49,2 процента.
По статистическим данным за 2012 год 24,4 процента учащихся, участвующих в ЕГЭ, выбрали для сдачи общеобразовательный предмет "Физика", причем средний балл по предмету составил 46,7 балла, предмет "Химия" - 10,4 процента (средний балл - 57,3), предмет "Информатика и ИКТ" - 6,9 процента (средний балл - 60,3); при этом средний балл ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам в 2012 году составил 53,4 балла.
В целях привлечения на бюджетные места для обучения по инженерным направлениям подготовки (специальностям) абитуриентов, имеющих высокие результаты ЕГЭ по профильным предметам, победителей и призеров предметных олимпиад, разработана система мер организационно-методического, профориентационного и материально-стимулирующего характера (далее - Система), предполагающая:
- обеспечение возможности получать по выбору не менее 25 процентам детей школьного возраста, в общей их численности, доступные качественные услуги дополнительного образования исследовательской, инженерно-технической и конструкторской направленности;
- организация семи центров при крупных университетах и 11 дистанционных школ при национальных исследовательских университетах по реализации общеобразовательных программ старшей школы по физическому, математическому, химико-биологическому и технологическому направлениям;
- проведение вузами совместно с ведущими предприятиями отрасли не менее 50 школьных олимпиад инженерного профиля ежегодно, с предоставлением победителям и призерам этих олимпиад возможности пользоваться льготами, предусмотренными порядком приема в вузы;
- дополнение данных федеральной информационной системы сведениями о победителях и призерах Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников;
- разработка, апробация и внедрение программы повышения квалификации педагогических работников по нормативно-правовым и технологическим основам создания и организации деятельности школьных мини-технопарков и детско-взрослых образовательных производств в качестве инновационной инфраструктуры технологического образования и производственного воспитания в общеобразовательной школе;
- расширение возможности участия студентов, обучающихся по инженерным направлениям подготовки (специальностям), имеющих высокие результаты ЕГЭ (выше среднего) по профильным общеобразовательным предметам ("Физика", "Химия", "Информатика и ИКТ"), являющихся победителями и призерами предметных олимпиад, в конкурсе на назначение стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, в рамках предусмотренных квот;
- расширение участия работодателей в целевой контрактной подготовке и формировании стипендиальных программ для обучающихся по инженерным направлениям подготовки (специальностям), имеющих высокие результаты ЕГЭ по профильным общеобразовательным предметам, являющихся победителями и призерами предметных олимпиад, путем учета требований работодателя к содержанию вариативной (профильной) части образовательных программ;
- проведение семинаров и совещаний в вузах по вопросу привлечения большего числа талантливой молодежи к деятельности малых инновационных предприятий в научно-технической сфере.
Повышение качества подготовки абитуриентов для поступления на инженерные направления подготовки (специальности) также предлагается обеспечивать в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, разрабатываемой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
Реализация программы "Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014-2020 годах" позволит отработать предложенные механизмы привлечения абитуриентов с высоким уровнем знаний профильных общеобразовательных предметов на инженерные направления подготовки (специальности).
Мероприятия Системы предлагается финансировать в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, с привлечением средств предприятий и организаций реального сектора экономики.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2013 г. N МОН-П-1694 "О разработке системы привлечения на бюджетные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.