Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО "Сибирская энергетическая компания" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО "Сибирская энергетическая компания" оспаривает конституционность пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа); данное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.
Кроме того, заявитель оспаривает конституционность подпункта 3 пункта 1 статьи 111 данного Кодекса, которым названные обстоятельства определены в качестве исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.
Как следует из представленных материалов, вступившим в силу решением арбитражного суда АО "Сибирская энергетическая компания" было отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления недоимки по налогу на прибыль организаций, начисления сумм пени и штрафа. Как указал суд, заявитель был обязан включить в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доход от реализации недвижимого имущества на момент государственной регистрации права собственности покупателя на указанное имущество. При этом суд отклонил ссылки заявителя на письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации (предназначенные неопределенному кругу лиц) по вопросу определения периода, в котором следует исчислять данный налог, указав, в частности, что данные разъяснения касаются других ситуаций, не являющихся схожими с делом заявителя.
По мнению АО "Сибирская энергетическая компания", оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации допускают возможность начисления пени и привлечения к налоговой ответственности при наличии разъяснений уполномоченного органа для неопределенного круга лиц о порядке уплаты налога, а потому противоречат статьям 2, 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 49, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В налоговой сфере принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено положениями Налогового кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи: к числу обязанностей налоговых органов относится информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 32), а Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2).
Кроме того, как следует из Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506), помимо информирования налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и на которую возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности (пункты 1 и 2, подпункты 5.6 и 6.3).
Определяя последствия применения налогоплательщиком письменных разъяснений уполномоченного органа государственной власти, пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на освобождение от начисления сумм пени на недоимку, а подпункт 3 пункта 1 его статьи 111 исключает вину лица в совершении налогового правонарушения. Из содержания данных законоположений прямо следует, что названные благоприятные для налогоплательщика правовые последствия в виде неначисления сумм пени и освобождения от налоговой ответственности наступают независимо от того, дано ли такое письменное разъяснение непосредственно самому налогоплательщику либо оно предназначено для неопределенного круга лиц.
Следовательно, оспариваемые законоположения, будучи направленными на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие в конкретном деле заявителя его конституционные права.
Из представленных материалов следует, что заявитель, определяя налоговую базу по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период, исходил в том числе из содержания ряда опубликованных в общедоступных справочных правовых системах письменных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации по вопросу отражения в декларации дохода от реализации недвижимого имущества. Однако разрешение вопроса о том, аналогичны ли случаи, рассмотренные в данных актах информационно-разъяснительного характера, случаю заявителя, как требующее установления фактических обстоятельств, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Сибирская энергетическая компания", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 403-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 8 статьи 75 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)