Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Права и свободы человека в России: реалии 2015 года
1.1. Право на жизнь: основные вызовы и риски
В 2015 году число умерших в России от всех причин составило 1 911 413 человек, из них 458 218 ушли из жизни в трудоспособном возрасте.
164 276 человек из почти двух миллионов умерших погибли неестественной смертью от внешних причин, из них 120 761 человек - люди трудоспособного возраста.
Показатели несколько лучше, чем за 2014 год, но тем не менее вызывают огромную тревогу. Это ничем не оправданные людские потери от неестественных причин, особенно среди мужчин трудоспособного возраста.
Выражая серьезную обеспокоенность неестественной "убылью" населения, пожалуй, главное, в чем можно упрекнуть Правительство страны - это отсутствие гибкой и динамичной системы действий, направленных на опережение и недопущение развития негативных процессов, приводящих к драматическим последствиям.
В стремительно меняющемся мире плестись в хвосте тенденций, навязанных разного рода случайными обстоятельствами, пытаясь хаотично минимизировать ущерб от уже произошедших бедствий - значит обречь страну на вязкое существование вместо осмысленного развития.
Это слабое звено в деятельности правительства затрагивает практически все сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Укоренившийся фискально-механический подход перечеркивает саму суть многих стратегий и бюджетов развития. Хроническое недофинансирование образования, здравоохранения, науки, экологии и ряда других перспективных направлений впрямую негативно влияет на качество генофонда, качество человеческого капитала, личностного развития. И это одна из главных причин отставания России в международном марафоне, где интеллектуальный и человеческий потенциал уже давно играют ключевую роль в развитии наиболее успешных стран.
Экономя на реабилитации, профилактике, своевременном и качественном ремонте, охране труда и технике безопасности, контроле за качеством услуг и производства, мы затем судорожно "ликвидируем" непоправимые последствия силами и средствами, в десятки и сотни раз превышающими те, на которые поскупились ранее. Это как пожалеть денег на оборудование одного пункта пожарной охраны, а затем возить воду самолетами для тушения горящей тайги и выделять миллиарды на восстановление уже не подлежащего восстановлению. Это когда проверки детских домов и домов престарелых лихорадочно проводятся только после произошедших в них разного рода трагедий. Это когда вспоминают о строительных нормах и правилах (СНиП), лицензиях, и необходимости проверок надзорными органами только после аварий, пожаров, обвалов, прорыва плотин, обрушения зданий, мостов, провалов дорог, массовых отравлений людей или ничем не оправданных смертей младенцев. Эта хроническая и часто уже бессмысленная суета чиновников на фоне произошедших трагедий все чаще повергает общество в раздражение и шок.
Вынужденно повторяя основные мысли из вступления к Докладу 2014 года, полагаю важным вновь обратить внимание Правительства именно на этот аспект, а точнее - на очевидный дефект управления, непосредственно влияющий на основополагающее право на жизнь.
Следует обратить внимание на следующие источники угроз:
- факты повсеместной коррупции, которые являются основной причиной нарушений прав человека, включая гибель людей;
- принимающий все более изощренные формы терроризм;
- отсутствие механизмов обеспечения неотвратимости и неизбежности наказания;
- "издержки" правосудия, нередко позволяющие привилегированной категории лиц уходить от ответственности за преступления, повлекшие за собой гибель или тяжкие увечья потерпевших;
- неконтролируемые потоки нелегальной миграции и "прозрачные" границы;
- пропажа людей, трудовое рабство, торговля людьми, наркоторговля;
- вирусные эпидемии (в том числе ВИЧ/СПИД);
- бытовое и домашнее насилие;
- природные катаклизмы и техногенные катастрофы;
- высокий уровень изношенности электро- и тепломагистралей, газового хозяйства, разного рода коммуникаций, систем водоснабжения и водоотвода, жилищно-коммунального, дорожного и транспортного хозяйства;
- неэффективность государственного надзора в сфере строительства зданий, мостов, дорог, надзора за качеством предоставления медицинских услуг, лекарств, воды, продуктов питания, детских товаров;
- не соответствующая современным требованиям организация безопасности движения на дорогах;
- снижение возрастного порога алкоголизации и наркотизации населения;
- пренебрежение экологической безопасностью при беззастенчивом лоббировании бизнес-проектов;
- нарастание немотивированной агрессии, обусловленной неустойчивым психоэмоциональным состоянием значительной части населения (по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности).
Вышеперечисленное - всего лишь часть вызовов, угрожающих основополагающему неотчуждаемому праву на жизнь.
Необходимо также обратить внимание на эпизодичность и бессистемность государственных мер по восстановлению человеческого и социального капитала в той степени, которая обеспечила бы необратимость положительных тенденций в развитии человеческого потенциала.
Государственным, общественным и научным институтам, чтобы справиться с нарастающим валом вызовов и угроз человеческому существованию, необходимо научиться совместными усилиями формировать опережающие стратегии для их предупреждения и преодоления.
Коррупция
Разнообразные проявления коррупции, несмотря на определенное снижение, остаются одними из ключевых угроз системе национальной безопасности страны. Самым опасным и драматичным фактором, нивелирующим эффективную борьбу с коррупцией и подчас загоняющим эту борьбу в тупик, является коррупционная коррозия самой правоохранительной системы и разного рода надзорных и проверяющих органов. Как следствие - техногенные и иные катастрофы, обвалы производственных конструкций, обрушения зданий, прорыв теплотрасс, аварии на дорогах, отравления недоброкачественной пищей, пожары и многие другие трагедии, приводящие к человеческим жертвам.
По итогам девяти месяцев прошедшего года выявлено 27 775 коррупционных преступлений, при этом отмечается рост деяний, представляющих наибольшую общественную опасность и, по существу, составляющих ядро коррупции, таких как получение и дача взяток, злоупотребление должностными полномочиями. Преступления данной направленности имеют высоко латентный характер, обусловленный их неочевидностью, пассивной позицией потерпевших, неготовностью, а то и нежеланием специальных служб застигнуть преступника с поличным.
Статьей 8 Конвенции ООН предусмотрено, что государство-участник должно поощрять неподкупность, честность и ответственность своих публичных должностных лиц. До сих пор в России не существует системы антикоррупционной социальной рекламы, освещения в средствах массовой информации (в том числе электронных) результатов принятых мер антикоррупционной направленности.
Не принят и закон о лоббизме, тогда как его принятие предусмотрено национальным планом противодействия коррупции. За девять месяцев 2015 года органами прокуратуры выявлено 35 998 (35 316) нормативных правовых актов, содержащих положения коррупциогенного свойства.
В этой связи актуально принятие федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации". Возможно, это приведет к большей стабильности законодательства, поскольку в базовые рамочные законы вносятся десятки изменений, в том числе в 2015 году - 14 раз в Федеральный закон N 184, девять раз в Федеральный закон N 131, пять раз в Федеральный закон N 67.
Избирательность правосудия, круговая порука и уход от ответственности высокопоставленных коррупционеров, отсутствие действенной системы неизбежности и неотвратимости наказания усиливают в обществе сомнения в способности государства защитить законопослушных граждан, развращают, с одной стороны, массовое сознание вседозволенностью, а с другой - порождают такое явление, как самосуд.
Терроризм
Терроризм, безусловно, непосредственно отражается на правах человека, лишая людей права на жизнь, свободу и физическую неприкосновенность. На протяжении новейшей истории наша страна не раз страдала от страшных кровавых терактов, которые унесли множество человеческих жизней. 2015 год стал свидетелем страшной трагедии - крушения российского авиалайнера Airbus A321 в небе над Синайским полуостровом, жертвами которой стали 224 человека. Вот почему Россия предпринимает огромные усилия в борьбе с этим мировым злом.
По данным Генпрокуратуры, в России запрещена деятельность 68 организаций. Из них 44 организации признаны экстремистскими, в том числе три международных организации. Еще 24 организации являются террористическими. По требованиям Генпрокуратуры заблокировано порядка 450 ресурсов, где осуществлялся сбор средств на нужды террористических группировок в Сирии и Ираке.
Для успешного противодействия терроризму в любой стране недостаточно антитеррористической деятельности спецслужб. Каждый ее гражданин должен быть вооружен антитеррористическими знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения личной и общественной безопасности в современных условиях.
При этом борьба с терроризмом на любом уровне должна вестись на основе уважения прав человека и законности. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в рамках своей компетенции участвует в мероприятиях по противодействию таким опасным общественным явлениям, как религиозный радикализм, экстремизм и терроризм.
На встрече Президента с членами своего Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 года Уполномоченным по правам человека в РФ было внесено предложение наделить российских военнослужащих, участвующих в операции в Сирии, статусом ветеранов боевых действий. Поддержав предложение Уполномоченного, Президент России В.В. Путин поручил Правительству РФ рассмотреть вопрос о возможности внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений.
Наркотизация и алкоголизация
Анализ ситуации с незаконным оборотом наркотических веществ в Российской Федерации и в мире показывает, что наркомания и связанная с ней преступность стали по факту глобальной угрозой человечеству наряду с таким опасным явлением, как международный терроризм. Средний возраст начинающего наркомана снизился до 11 лет.
В настоящее время большую популярность получили так называемые синтетические наркотики, которые по своему смертоносному эффекту сродни оружию массового поражения.
Усугубляет ситуацию тот факт, что новые наркотики синтезируются быстрее, чем их успевают внести в реестр запрещенных веществ и таким образом объявить вне закона.
Не снижается объем контрабандного ввоза синтетических наркотиков на территорию Российской Федерации. В последнее время особое внимание правоохранительных структур привлекают крупномасштабные поставки новых видов синтетических наркотиков на территорию Российской Федерации из Китая.
Антинаркотические профилактические мероприятия в субъектах Российской Федерации реализуются в рамках государственных программ (подпрограмм государственных программ), однако в ряде регионов руководством субъектов принято решение о сокращении запланированного финансирования. Так, в Кемеровской области сокращение составило 13,65 млн рублей (с 15 млн рублей до 1,35 млн рублей), в Томской области - 6 млн рублей (с 9,4 млн рублей до 3,4 млн рублей), в Республике Тыва - 6 млн рублей (с 6 млн рублей до 0 рублей), в Алтайском крае - 3,7 млн рублей (с 4,2 млн рублей до 0,5 млн рублей). В Еврейской автономной области в связи с дефицитом областного бюджета принят Закон Еврейской автономной области от 24 апреля 2015 года N 685-ОЗ "О внесении изменений в Закон ЕАО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", по которому финансирование подпрограммы "Профилактика наркомании на территории Еврейской автономной области" аннулировано. Представляется целесообразным Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации пересмотреть статьи расходов соответствующих бюджетов в части выделения средств для обеспечения реализации программ профилактики наркомании, поскольку это тот случай, когда "экономия" на профилактике неизбежно приведет к неизмеримо большим затратам в дальнейшем, когда процесс может принять неконтролируемые и необратимые последствия. Наибольшее внимание следует сосредоточить на организации работы с детьми из социально неблагополучных семей.
Уполномоченным в своей деятельности особое внимание уделяется проблеме наркомании. Так, 22 сентября был проведен круглый стол "Профилактика подросткового алкоголизма и наркомании: проблемы, пути решения". В ходе мероприятия обсуждались медико-социальные, педагогические и криминологические аспекты проблемы наркомании и алкоголизма несовершеннолетних, правовая регламентация деятельности органов и учреждений в контексте защиты прав граждан, вопросы ранней профилактики алкоголизации и наркотизации детей и подростков, выявления, учета, лечения и реабилитации несовершеннолетних и родителей, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. По данным МВД, 32,1% от общего числа преступлений, зарегистрированных в 2015 году, было совершено в состоянии алкогольного опьянения, свыше 13 тысяч наших сограждан за год ушли из жизни вследствие алкогольного отравления.
Вновь актуальной является необходимость создания системы многоуровневой ранней профилактики алкогольной и наркотической зависимостей, включая восстановления системы лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), а также развития информационно-просветительской деятельности как основной превентивной меры.
Дорожно-транспортные происшествия
Согласно Международной классификации причин смерти, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) относятся к классу внешних причин смерти. Еще в 1974 году Всемирная Ассамблея здравоохранения приняла резолюцию WHA 27/59, в которой объявила дорожно-транспортные происшествия одной из важнейших проблем здравоохранения. Всего в ДТП ежегодно в мире погибает 1,3 миллиона человек. Еще 20-50 миллионов человек получают в авариях ранения.
Причинами смертей в результате ДТП являются многие факторы: и качество дорог, и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, и невнимательность, отсутствие культуры вождения, и игнорирование требований правил дорожного движения.
Необходима современная, более эффективная система оказания помощи, поскольку в России число погибших на 100 пострадавших в ДТП значительно выше, чем в ведущих странах мира, где успешно решены три ключевых вопроса:
- своевременность получения информации о происшествии;
- своевременность начала оказания медицинской помощи;
- наличие медпунктов (больниц), расположенных вдоль автотрасс.
Наиболее эффективная медицинская помощь, как показывает зарубежная практика, оказывается в течение первых 30 минут после получения травмы. В России из-за позднего прибытия "скорой помощи" почти 60% погибших в ДТП умирают еще до поступления в больницу. При этом только 6% пострадавших доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте, а нуждаются в этом от 30% до 60%.
По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 2015 год в России произошло 184 000 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибло 23 114 человек. 231 197 человек получили травмы. 24 794 дорожно-транспортных происшествия произошло с участием детей, в результате которых 1 028 детей погибло и 26 838 - ранено.
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года была утверждена федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах". Целью Программы является сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий. Основными задачами по обеспечению безопасности дорожного движения являются создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, повышение культуры вождения, развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, повышение требований к подготовке водителей на получение прав на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.
На практике, несмотря на принятую Программу, кардинального улучшения ситуации на дорогах не произошло.
Распространение заболеваний ВИЧ/СПИД
С момента регистрации первого случая ВИЧ в РФ с 1987 года в России по разным причинам умерло 205 538 ВИЧ-инфицированных, в том числе 20 612 - в 2015 году. Это на 16,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД, число граждан, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 ноября 2015 года составило 986 657 человек. Каждый год в среднем на 10% растет число ВИЧ-инфицированных, то есть почти на 10 тысяч человек.
Фактически число носителей ВИЧ значительно больше. По оценке международной организации UNAIDS, среди россиян ВИЧ-инфицированных около полутора миллиона, минимум половины инфицированных просто не знают о своей болезни. Несмотря на предпринимаемые государством меры борьбы с распространением данного заболевания, ситуация крайне опасна тем, что довольно быстрыми темпами приобретает необратимый характер (см. более подробно в главе 2).
1.2. Влияние кризиса на состояние прав и свобод
Углубление социально-экономического неравенства
Запредельный разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными (малоимущими), что и наблюдается в России на современном этапе, относится к одной из значимых внутренних угроз для государства.
По данным Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, число россиян с доходами ниже прожиточного минимума за последний год увеличилось на 3 миллиона человек и составило 19 миллионов, от 60% до 70% лиц, оказавшихся за чертой бедности, - семьи с детьми.
В 2015 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,4% общего объема денежных доходов (в 2014 году - 30,5%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,1% (1,9% в 2014 году).
На 2015 год население распределяется (по величине среднедушевых денежных доходов) следующим образом. Самый большой уровень разрыва между богатыми и бедными в России отмечен в Москве (39,3%), Чеченской Республике (40,1%) и Республике Дагестан (38,6%).
Аналитики отмечают, что в России наблюдается один из самых высоких показателей социального расслоения. Выше уровень социального расслоения только в Китае. Показатель соотношения средних доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных слоев населения вырос с 4,5 раза в 1990 году до 16,5 раза в 2013 году, в 2015 году этот показатель немного снизился. При этом с 2000 года бедность снижается, а экономическое неравенство растет.
При сохранении нынешних тенденций, к 2017 году показатель неравенства доходов между 10% наиболее и наименее обеспеченных может вырасти с 16,5 до 20.
Усиливается социальное расслоение не только граждан, но и семей: чем больше в семье детей, тем выше вероятность оказаться за чертой бедности.
Среди проблем социального расслоения особое место занимает вопрос определения "среднего класса", так как считается, что "средний класс" является наиболее экономически активным элементом общества, гарантом социальной стабильности государства, поскольку он является прослойкой между малоимущим населением и богатыми людьми. В зависимости от совокупности этих факторов реальное количество граждан, относящихся к среднему классу, в России оценивается в 15% (при норме развитого государства в 60-80%).
Не может не вызывать тревогу усиливающиеся диспропорции в доступности к качественному образованию, что усугубляет складывающееся социальное неравенство. В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 65% до 90% детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и того же федерального округа. Такая дифференциация в доступности образования уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении дальнейшего образования.
Одним из негативных явлений, сопутствующих социальному расслоению, является детская беспризорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних. Увеличивающийся разрыв между реальными доходами и жизненными стандартами, невозможность достижения пропагандируемого роскошного образа жизни законными способами способствуют интенсивному вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность или порождают высокую степень психологической готовности к правонарушениям.
Высокий уровень социального расслоения, а главное - обнищание значительной части населения, является одним из ключевых факторов роста преступности. В частности, около половины (45,6%) преступлений по России за 2015 год носит имущественный характер. Среди лиц, совершивших преступление, 65,9% не имели постоянного источника дохода. Все это приводит к повышению градуса социальной нетерпимости, адресованной условным "богатым", а также мигрантам, которые "демпингуют" в оплате труда при конкуренции за рабочие места.
Региональная асимметрия
Остается существенным разрыв в доходах между наиболее благополучными и наиболее бедными субъектами Российской Федерации, социальное расслоение носит ярко выраженный региональный аспект. Регионы, адаптируясь к условиям экономического кризиса, начали постепенно сокращать социальные обязательства перед населением. За период январь-август 2015 года наибольшая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата имела место в Ямало-Ненецком автономном округе и составляла 76 380 рублей, самая низкая - в Республике Дагестан (18 472 рубля).
Доходы населения в регионах также отражаются на доступности покупки семьями жилья в ипотеку. В Ямало-Ненецком автономном округе 49,3% семей способны приобрести жилье в ипотеку, из них семьи с двумя работающими взрослыми и ребенком составляют 62%. Иная ситуация в Республике Дагестан, где только 5% семей могут позволить приобрести жилье в ипотеку.
Характерно, что в наиболее дотационных регионах наблюдается и наибольший разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, что свидетельствует о том, что вследствие коррупции и бесконтрольности средства, направляемые из федерального бюджета, не доходят до тех, кто в них больше всего нуждается. Это требует особого государственного внимания, особенно в связи с ликвидацией Министерства регионального развития.
Рост противоречий между городом и деревней
Недофинансирование отдельных территорий, труднодоступных в силу различных причин, порождает также "переселение народов" из сельской местности в крупные города. Это влечет за собой такие негативные в целом для России последствия, как отказ от традиционных ремесел и видов занятости, упадок сельского хозяйства и животноводства, утрату культурно-нравственных и социальных ценностей, гибель крестьянских и фермерских хозяйств. Это подрывает в целом экономику муниципальных образований и отдельных субъектов Российской Федерации. В 35% сельских поселений страны существуют проблемы с общественным транспортом. Система выездных врачебных бригад действует далеко не во всех субъектах Российской Федерации, а развитие мобильных санитарных бригад ограничено из-за высокой стоимости транспортных расходов.
Переселение сельских жителей в города порождает так называемую проблему "мертвых зон" - фактически, брошенных территорий с полным отсутствием населения. В XXI веке речь идет даже о "мертвых городах". Заброшенные города и деревни - яркое свидетельство халатного отношения к имуществу, труду и населению. Кроме того, те населенные пункты, которые ранее основывались для проживания населения, занятого в сфере добычи нефти и газа, после их "опустошения" требуют особого внимания в части, касающейся экологической безопасности. Здесь необходимо уделить внимание и вопросу национальной безопасности, поскольку среди мертвых городов есть и такие, которые расположены вблизи границ государства.
В настоящее время необходимо поднимать вопросы защиты прав сельского населения, развития территорий за счет льготного обеспечения сельских жителей медицинскими, образовательными услугами, а также повсеместном льготном подключении к сетям электро-, газо-, водо- и теплоснабжения.
"Пищевое расслоение" России и продовольственная безопасность
Обычно в России обсуждают объемы производства, но не экономическую доступность населению продовольствия. Анализ потребления в стране по децильным группам в зависимости от среднедушевых располагаемых ресурсов показывает, что нижние три группы страдают от недоедания, а верхние три потребляют существенно больше продуктов питания, чем предусмотрено рациональными нормами. Беднейшие семьи тратили на продовольствие 44,6% своих доходов, а наиболее обеспеченные - 16%. При этом сельское население имеет физический доступ к продовольствию, но экономический доступ обеспечивается более дешевыми продуктами (с меньшей степенью переработки, из иных, чем в городе, источников). В рационах питания нижних групп ощущается недостаток белков, в том числе животного происхождения.
В первой децильной группе положение с доступом к продовольствию катастрофическое. В трех верхних группах, наоборот, и калорийность, и обеспеченность белками избыточны. Недоедание в первых группах соседствует с перееданием в последних, что приводит к ухудшению показателей здоровья в связи с ожирением.
По регионам ситуация более сложная. В трех регионах страны от 79,9% до 83,4% домохозяйств на питание тратят более 50% всех потребительских расходов (Чеченская Республика, республики Дагестан и Ингушетия). Особенно острое положение в Ингушетии: высочайшая доля домохозяйств с расходами на питание более 50% (83,4% домохозяйств), наиболее низкая степень достижения рекомендованной нормы питания, низкое потребление животного белка. При этом в данном регионе отмечается один из самых высоких показателей плотности населения в России - 124,8 чел./кв. км (четвертое место по стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области).
Не менее актуальна проблема продовольственной безопасности. Россия заняла 44 место из 145 стран в рейтинге доступности, качества и разнообразия пищи и оказалась в числе ведущих стран по доступности пищи. В то же время в рейтинге отмечается, что россияне едят много вредной еды, поэтому позиция страны оказалась ниже, чем некоторых более бедных государств.
Производители продуктов питания снижают стоимость товара за счет использования более дешевого, но худшего с точки зрения качества сырья, уменьшают объем упаковки, выпускают новые продукты в нижнем ценовом сегменте. Роспотребнадзор отметил резкий рост количества забракованных во время проверок продуктов. В 24 раза увеличился объем некачественной импортной кондитерской продукции: ягод - в 13 раз, рыбы - почти в 6,5 раза. Забраковано почти в четыре раза больше импортной молочной продукции и в три раза - заграничных овощей и фруктов.
Резко увеличилось число отечественных фальсифицированных продуктов: они не отвечают ГОСТам и техническим регламентам, указанный на их упаковке состав не соответствует содержанию. Импортозамещение на рынке молочных продуктов привело к серьезному ухудшению их качества. Серьезной проблемой стал экспорт молокосодержащих продуктов из Украины и Белоруссии: в России они упаковывались и продавались под видом сыра, сливочного масла и т.д. После запрета экспорта молочных продуктов из Украины ситуация с фальсификатом не улучшилась: импортная продукция продолжает поступать в Россию под видом транзита в Казахстан и другие соседние с Россией государства. Занимаются фальсификацией и российские производители, добавляющие пальмовое масло в сыр, йогурт, творог.
Лаборатории, по сути, обеспечивают исключительно радиационную и микробиологическую безопасность продукции. Оснащенных лабораторий очень мало, поэтому параметры проверки продуктов максимально занижены. Так, в российских лабораториях проводится проверка продуктов на наличие всего четырех пестицидов, в то время как помимо них существует еще 450, которые при повышении концентрации оказывают негативное влияние на здоровье человека и запрещены к использованию. Проводится проверка продуктов всего на 4-5 антибиотиков, применяемых в сельском хозяйстве, а примерно 35-40 остаются без внимания. В США лаборатории контролируют около трех тысяч пищевых добавок, в то время как в России разрешено к применению 476 (красители, консерванты, стабилизаторы, ароматизаторы), причем ни одна из этих добавок не контролируется. Некачественное питание становится национальной угрозой.
В сложившихся условиях необходимо наладить систему оказания адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся и вывести на должный уровень организацию государственного контроля за качеством продуктов питания, лекарств и питьевой воды.
1.3. Общественное мнение о правах человека в России
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации
И правы, - сам себя вини: что ты посеял - то и жни.
И.А. Крылов
Социальная и экономическая защищенность - ключевой показатель соблюдения прав человека в представлениях жителей России. При этом, несмотря на ухудшение экономической ситуации вследствие санкций и других внешних и внутренних факторов, более половины россиян продолжают считать, что за последние несколько лет ситуация с соблюдением прав человека в стране не изменилась. Такие выводы основаны на анализе данных Фонда "Общественное мнение", полученных в ходе исследования по заказу Уполномоченного по правам человека в России.
Опрос включал в себя три части, раскрывающие представление респондентов о значимости состояния прав человека, о соблюдении таких прав и об условиях благополучия россиян. Исследование проводилось в ноябре 2015 года среди жителей всех регионов России, достигших 18 лет; общее количество респондентов - 60 500.
Итак, соблюдаются ли права человека в России? Уверенность в соблюдении прав граждан в 2015 году снизилась на 8%. Если в 2014 году об этом положительно отзывалась почти половина респондентов (44%), то в 2015 году - 36%. По мнению 42% опрошенных в 2015 году, права человека в России не соблюдаются; по сравнению с аналогичными данными 2014 года этот показатель снизился на 4%. Затруднившихся же с определением своей позиции стало больше в два раза (10% в 2014 году и 21% в 2015 году).
Учитывая исключительное географическое положение страны и ее многообразие, был проведен анализ восприятия ситуации с правами человека в различных регионах страны. Если данные ответов о соблюдении прав человека соотнести с картой субъектов Российской Федерации, то можно сформировать семь групп, исходя из количественных показателей ответов. Больше половины - 45 субъектов Российской Федерации - с той или иной степенью уверенности ответили о несоблюдении прав человека в стране. Наиболее скептически настроены респонденты Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Респонденты 36 субъектов Российской Федерации оценивают ситуацию как преимущественно положительную. Респонденты четырех субъектов не смогли определиться с ответом.
Прослеживается разница положительных и отрицательных ответов респондентов в городах-миллионниках и субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены города: горожане дают больше положительных ответов. Очевидно, что сказывается влияние лучших бытовых условий и наличие рабочих мест в сравнении с отсутствием соответствующих благ в малонаселенных городах и сельской местности (исключения составляют такие города как Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск, Пермь и Воронеж). В Красноярском крае мнение о несоблюдении прав человека совпадает между жителями столицы и других населенных пунктов края.
Показательно, что оценка состояния прав человека в стране коррелирует с социальным положением граждан: чем выше уровень материального положения респондентов, тем больше процент утверждений о соблюдении прав граждан внутри социальной группы. Например, в группе респондентов, утверждающих, что им хватает денег только на еду, ответ о соблюдении прав граждан дали только 24%, в следующей категории данный процент равен уже 30%, а при оценке своего материального благополучия как "денег хватает на автомобиль" положительный ответ о соблюдении прав граждан в стране равен 46%.
Таким образом, восприятие России как правового государства жителями самой страны напрямую зависит от ее социально-экономического развития и объема предоставляемого "социального пакета" от государства.
Связь социально-материального положения и правовой незащищенности подтверждается и при анализе конституционных прав и свобод, которые участники опроса выделяют как наиболее важные и значимые. В 2015 году для граждан существенно возросла значимость права на бесплатную медицинскую помощь (74% - в 2015 году, 66% - в 2014 году), бесплатное образование (53% и 37% соответственно), право иметь землю в частной собственности (23% и 12% соответственно), право на благоприятную окружающую среду (19% и 10% соответственно) и право на получение квалифицированной юридической помощи (15% и 6% соответственно). При этом право на бесплатную медицинскую помощь остается наиболее актуальным для граждан, как и в 2014 году.
Право на труд и его справедливую оплату называет значимым для себя половина всех опрашиваемых, в 2015 году их число возросло на 4%. При этом респондентами всех регионов указано в качестве ценности право иметь постоянную работу. В среднем по стране более 40% заявили о желании иметь не просто работу, а именно постоянную работу. Жители Казани, Екатеринбурга, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов определили это право как полностью реализованное в настоящий момент.
Для 7% респондентов приоритетным правом является свобода предпринимательства (в 2014 году - только 3%).
По мнению респондентов большинства регионов России, в том числе её городов-миллионников, реализация политических прав является менее актуальной проблемой по сравнению с реализацией социальных прав. В частности речь идет о праве на участие в управлении обществом и государством и праве на свободу собраний, манифестаций (митингов, демонстраций).
Свобода передвижения и выбор места проживания являются значимым правом для 10% россиян против 20% в 2014 году.
Таким образом, права "первого поколения", и в первую очередь - политические, имеют для россиян менее значимую актуальность, чем так называемые права "второго поколения", которые включают в себя, в первую очередь, социальные, трудовые и жилищные права. Права "второго поколения" наиболее важны для жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Хабаровского края, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Свердловской, Орловской областей, а также участников опроса из Чувашской республики, республик Марий Эл и Алтай. Ханты-Мансийский автономный округ возглавляет группу регионов, наиболее обеспокоенных состоянием прав, касающихся медицины и образования, жилья и оплаты труда, социального обеспечения.
Можно ли при этом утверждать, что россияне отмечают значительные изменения в соблюдении своих прав? Нет, так как преимущественное большинство (52%) говорит об отсутствии изменений. Однако доля тех, кто видел положительные изменения в ситуации с правами человека, существенно снизилась по сравнению с 2014 годом (от 45% до 13%). Ухудшения отмечают 18%, что на 4% больше предыдущего года. А практически каждый пятый россиянин затрудняется судить о соблюдении прав человека. Как и стоило ожидать, оценки социально незащищенных слоев населения и малообеспеченных групп респондентов наиболее пессимистичны.
Динамика изменения ситуации с правами человека в регионах также была проанализирована отдельно. Без учета позиции 52% респондентов, уверенных в отсутствии изменений, субъекты Российской Федерации были разделены на семь групп в зависимости от количественного соотношения трех вариантов ответов. Самую большую группу составили 32 субъекта Российской Федерации, в которых не смогли охарактеризовать динамику изменений с соблюдением прав человека в России за последние несколько лет.
В 19 субъектах ответы о негативной динамике лишь в незначительной степени превалируют над ответами о положительной динамике. В количественном измерении число субъектов Российской Федерации, в той или иной степени отметивших ухудшение (7, 19 и 8 в каждой группе) почти в два раза превышает число субъектов Российской Федерации, давших положительную оценку.
Соответствующим образом разделились мнения россиян в федеральных округах. На общем фоне выделяется Крымский федеральный округ, жители которого фиксируют улучшение ситуации с правами человека.
Ответы респондентов семи городов-миллионников: Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Челябинск, Волгоград, Красноярск - менее пессимистичны, чем в соответствующих областях. Из них уверенно говорят об улучшении ситуации с соблюдением прав жители Омска. Респонденты Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Перми и Воронежа считают, что ситуация стала хуже.
Один из важных показателей оценки соблюдения прав человека - это сопоставление ожиданий и реальности. Чем меньше разрыв между желаемым и действительным, тем более реализованы права человека в том или ином государстве.
Для понимания того, чего ожидают граждане от своего государства, были сопоставлены ответы на соответствующие вопросы.
В представлениях о благополучии наибольшая разница (более 50%) между реальностью и ожиданиями приходится на позицию "материальный достаток". Около 60% респондентов понимают благополучие в первую очередь как материальный достаток, но только 8% ответили, что он у них есть.
Значителен разрыв между "желаемым и действительным" в оценке доступного, качественного здравоохранения и образования, а также продуктов питания.
Среди необходимых составляющих человеческого благополучия были указаны доверие между людьми, взаимоуважение в обществе, правовая защищенность, общественная и личная безопасность.
По пяти пунктам из девятнадцати в списке необходимого человеку для благополучной жизни получен положительный результат.
Единственный пункт, который отмечен как реализованный во всех субъектах Российской Федерации - это "хорошие отношения в семье". В значительном количестве субъектов Российской Федерации совпадают ожидания и возможности по организации свободного времяпровождения, проведению досуга и обеспечения доступа к культурным ценностям. Пункт "собственное жилье" не совпадает для жителей 12 субъектов Федерации.
Ожидания о необходимой и реализованной личной свободе и независимости не совпадают для респондентов из 40 субъектов Российской Федерации.
Для оценки реального уровня защищенности прав данные опроса были разделены на 6 групп в зависимости от соотношения ответов по всем позициям опроса. Большинство субъектов Российской Федерации (40 субъектов РФ) вошло в группу, в которой значительно расходятся представления о благополучной жизни, но по ряду показателей этот разрыв не абсолютен. В 21 субъекте Российской Федерации этот разрыв невысок, еще в четырех представления о благополучной жизни и реальность расходятся незначительно.
В 15 субъектах Российской Федерации наблюдается резкое расхождение между желаемым и действительным. Соотношение субъектов Российской Федерации, занимающих крайние противоположные позиции невелико: почти совпадают представления о благополучной жизни и реальность в трех субъектах РФ, и крайне мало совпадают - в двух субъектах РФ.
Разница между действительным и желаемым в городах-миллионниках и в субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены эти города, практически везде одинакова. В городах Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Челябинск и Волгоград она наименее значительна. В сравнении с общим показателем по Республике Башкортостан жители Уфы считают, что реальность и представления о благополучной жизни расходятся значительнее.
Результаты данного исследования и анализа представлений о благополучной жизни, безусловно, имеют некоторые погрешности, однако могут являться ориентиром в деятельности всех органов публичной власти и должностных лиц.
1.4. Контуры правозащитной карты Российской Федерации
С просьбой о содействии в реализации, восстановлении или защите конституционных прав к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации ежегодно обращается значительное число граждан, что говорит о доверии к названному правозащитному институту и его востребованности. Развитие института уполномоченных по правам человека предоставило гражданам право выбора направлять жалобу федеральному либо региональному уполномоченным по правам человека, что находит отражение в распределении обращений, поступающих Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, по их территориальной принадлежности.
По сравнению с 2014 годом на прежнем уровне осталось число обращений из Крымского, Северо-Кавказского, Сибирского федеральных округов. Значительно увеличился поток корреспонденции из Северо-Западного (в 2015 году - 8%, в 2014 году - 4%) и Приволжского (в 2015 году - 20%, в 2014 году - 9%) федеральных округов. Наблюдается рост количества обращений из Центрального федерального округа (в 2015 году - 36%, в 2014 году - 33%), снижение числа обращений из Дальневосточного (в 2015 году - 4%, 2014 году - 6%), Уральского (в 2015 году - 6%, в 2014 году - 10%), Южного (в 2015 году - 10%, в 2014 году - 17%) федеральных округов.
Основная проблематика жалоб, поступивших в 2015 году к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, касалась уголовного процесса (30%), жилищных прав и сферы ЖКХ (16%), уголовно-исполнительного производства (14%), социального страхования и обеспечения (5%), оборонной сферы (4%), миграции и вопросов гражданства (4%). По вопросам соблюдения либо восстановления всех иных прав доля обращений составила 27%.
В зависимости от групп прав, наибольшее число обращений относится к гарантиям прав (47%) и социальным правам (37%). Доля группы экономических прав составила 7%, личных - 6%, политических - 2%, культурных - 1%.
Из всех групп наибольшее количество обращений относится к конституционным гарантиям прав и свобод: общим гарантиям прав и свобод и конституционным гарантиям правосудия. Усматривается рост поступающих к Уполномоченному обращений в сфере соблюдения гарантий прав граждан, так или иначе связанных с предполагаемым нарушением права на судебную защиту. В 2015 году 69% обращений касались проблем соблюдения прав граждан в уголовном и гражданском судопроизводстве. По-прежнему заявители просят дать консультацию по правовым вопросам, разъяснить те или иные действия должностных лиц или содержание судебных постановлений, оказать иную юридическую помощь. В процентном выражении этот показатель невелик (1% от всех обращений данной группы), как и жалобы по вопросу обращения в межгосударственные органы за защитой своих прав.
Реализация конституционных прав граждан в местах принудительного содержания чаще является предметом рассмотрения Уполномоченного, 29% от всех обращений данной группы. В числе этих обращений подавляющее большинство составляют жалобы на условия отбывания наказания в исправительных учреждениях (64,2%). Также граждане жаловались на условия содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах (13,8%), на отказ в просьбе о переводе в другую колонию (13,4%), на отказ в предоставлении права на условно-досрочное освобождение и нарушение порядка представления к нему (7,3%).
По данным социологического исследования, право на справедливый суд, равенство перед законом наибольшее значение имеют в Томской области (50%), Нижегородской области, Камчатском крае (46%), наименьшее в Перми (15%), Чеченской Республике (6%) и Республике Адыгея (10%).
Большинство жалоб, относящихся к группе "гарантии прав", поступило из Центрального федерального округа (28%), Приволжского федерального округа (26%), Сибирского федерального округа - (11%); наименьшее - из Крымского (1%), Дальневосточного (5%) и Северо-Кавказского (4%) федеральных округов.
Вместе с тем, в общей массе обращений каждого федерального округа основную часть занимают именно жалобы на нарушение гарантий конституционных прав граждан.
В числе жалоб, поступающих к Уполномоченному, неизменно присутствуют жалобы на судебные постановления, неисполнение этих постановлений, нарушение сроков рассмотрения дел. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению рассмотрения уголовных дел с нарушением сроков в общем количестве поступивших дел: в Центральном федеральном округе (2013 - 1,7%; 2014 - 1,8%; первое полугодие 2015 - 0,7%), Северо-Кавказском федеральном округе (2013 - 1,4%; 2014 - 1,9%; 2015 - 1,7%), Крымском федеральном округе (2014 - 25,1%; 2015 - 20,9%); при рассмотрении гражданских дел с превышением установленных законом сроков в общем количестве поступивших дел: в Центральном федеральном округе (2013 - 3,4%; 2014 - 5,8%; 2015 - 2,1%), Крымском федеральном округе (2014 - 16,6%; 2015 - 32,1%), Дальневосточном федеральном округе (2013 - 1,9%; 2014 - 3,4%; 2015 - 1,8%).
Группа социальных прав составляет 37% от всего числа поступивших обращений. Большинство поступило из Центрального (44%), Приволжского (14%) федеральных округов, меньше всего обращений (2%) - из Крымского федерального округа.
В 2015 году соблюдение жилищных прав граждан находилось в сфере особого внимания Уполномоченного. Такие жалобы составили 46% от общей численности обращений по вопросам соблюдения социальных прав и свобод (в 2014 - 34,4%). Жалобы на нарушения жилищных прав граждан традиционно включают проблематику аварийного и ветхого состояния жилых домов, износа коммунальной инфраструктуры и, как следствие, аварий на коммунальных сетях, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Каждое десятое из обращений по жилищным вопросам, поступивших Уполномоченному, говорит о проблемах такого характера.
По данным Росстата, в 2014 году площадь капитально отремонтированных помещений жилых домов составила 81 964,5 кв. м, что на порядок меньше показателей прошлых лет (в 2013 году - 148 178,8 кв. м, в 2012 году - 701 746,8 кв. м). По данным Минстроя России, в список "Российская Федерация" включено 47 518 аварийных дома (11 400,85 тыс. кв. м), при этом наибольшее количество квадратных метров к расселению предусмотрено в Иркутской (535,78 тыс. кв. м), Кемеровской области (417,33 тыс. кв. м), Республике Саха (402,01 тыс. кв. м), наименьшее - в Севастополе (0,71 тыс. кв. м), Ненецком автономном округе (3,16 тыс. кв. м), Чукотском автономном округе (5,72 тыс. кв. м). Не предусмотрено площадей к расселению в республике Крым (0,00 кв. м), Санкт-Петербурге (0,00 кв. м), Москве (0,00 кв. м).
По данным Росстата, в 2014 году наименьшая доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда в Республике Алтай - 14,4 % (в 2013 году она составляла 13,6%), Республике Бурятия - 31,5% (в 2013 году - 30,5%), Республике Тыва - 27,3% (в 2013 году - 29,9%), наибольшая в Москве - 93,7% (в 2013 году - 93,3%), Республике Северная Осетия - Алания - 91,3% (в 2013 году - 91,2%), Мурманской области - 90,9% (в 2013 году - 92,6%).
Наибольшая стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц за январь-сентябрь 2015 года в Чукотском автономном округе - 7 640,52 рубля (за тот же период в 2014 году она составляла 7 508,2 рубля), в Республике Саха (Якутия) - 5 637,85 (в 2014 году - 4 896,61 рубля), в Камчатском крае - 5 844,34 (в 2014 году - 6 044,54 рубля).
По данным социологического исследования, наиболее обеспокоены соблюдением права на жилище и его справедливую оплату граждане Ханты-Мансийского автономного округа (77%), Уфы (77%) и Воронежской области (76%), в наименьшей степени - жители Челябинска (30%), Республики Бурятия (30%) и Чеченской Республики (9%).
Защита трудовых прав граждан всегда являлась одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного, они занимают второе место в доле обращений группы социальных прав (14%). Социологическое исследование показало, что право на труд и его справедливую оплату наибольшее значение имеет для граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе (76%) и Орловской области (75%), наименьшее - в Чеченской Республике (6%).
Сопоставление показателей численности экономически активного населения в субъектах федерации в четвертом квартале 2014 года и в тот же период в 2015 году позволяет сделать вывод о тенденции к увеличению численности экономически активного населения в ряде субъектов Российской Федерации. В частности, такая тенденция прослеживается в Республике Башкортостан (1 993,6 тыс. человек в 2014 году, 2 020,5 тыс. человек в 2015 году), в Республике Татарстан (2 066 тыс. человек в 2014 году, 2 073,3 тыс. человек в 2015 году), в Ростовской области (2 151,2 тыс. человек в 2014 году, 2 169,2 тыс. человек в 2015 году), в Краснодарском крае (2 577,5 тыс. человек в 2014 году, 2 724,8 тыс. человек в 2015 году). В ряде субъектов, напротив, наблюдаются спад численности экономически активного населения. Например, в Свердловской области численность экономически активного населения уменьшилась с 2 314,7 (в 2014 году) до 2 256,6 тысячи человек (в 2015 году), в Тюменской области соответственно - с 1 960,2 до 1 935,7 тысяч человек. Особенно низкая численность экономически активного населения в 2015 году наблюдаются в Чукотском автономном округе (32,8 тысячи человек), в Магаданской области (94,5 тысячи человек), Республике Калмыкия (146,9 тыс. человек). Наиболее высокая - в Москве (7 140,2 тысячи человек), в Московской области (3 911,0 тыс. человек), в Санкт-Петербурге (2 968,2 тыс. человек), в Краснодарском крае (2 735,1 тыс. человек).
Наибольшее число безработных по состоянию на последний квартал 2015 года насчитывается в Краснодарском крае (161,1 тыс. человек), Свердловской области (152,5 тыс. человек), Республике Дагестан (152,1 тыс. человек), Челябинской области (131,5 тыс. человек), Московской области (131,5 тыс. человек). Самый высокий уровень безработицы наблюдается за этот период в республике Тыва (20,8%), в Республике Ингушетия (30,8%), Карачаево-Черкесской Республике (17,2%), Чеченской республике (16,7%), Республике Алтай (11,4%).
Актуальной среди обращений граждан по социальным вопросам остается проблема пенсионного обеспечения граждан, выплат пособий и льгот. Количество таких жалоб, поступивших в адрес Уполномоченного, практически не изменилось в соотношении с 2014 годом и в 2015 году составило 13% от общего количества. Наиболее часто граждане обращались к Уполномоченному с жалобами на низкий размер трудовых пенсий, пособий и льгот. Просьбы о содействии в признании "Ветераном труда", участником ВОВ, иного специального статуса (в том числе установлении инвалидности) были связаны с реализацией "права каждого на социальное обеспечение в иных случаях, установленных законом", гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Социологическое исследование показало, что наибольшее значение праву на социальное обеспечение придается в Волгоградской области (62%), Ханты-Мансийском автономном округе, Самаре, Хабаровском крае (57%), а наименьшее - в Чукотском автономном округе (26%), Белгородской области (23%) и Чеченской Республике (8%).
По состоянию на 1 октября 2015 года в Российской Федерации было зарегистрировано 42 571 тысяч пенсионеров (на 1 октября 2014 года - 41 302 тыс. человек). Численность инвалидов имеет тенденцию к уменьшению и в 2015 году составила 12 924 тыс. человек (2014 - 12 946; 2013 - 13 082).
По состоянию на 1 октября 2015 года наименьший средний размер пенсий наблюдается в Республике Дагестан (9 415,6 рубля), Кабардино-Балкарской республике (9 579,3 рубля), Республике Калмыкия (10 323,1 рубля).
Социальная защита отдельных категорий граждан является одним из направлений правозащитной деятельности Уполномоченного. По сравнению с 2014 годом несколько увеличилось число обращений по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей: с 8,7% в 2014 году до 11% в 2015 году. Большинство жалоб касалось права на жилище, охрану здоровья, вопросов трудоустройства, пенсионного обеспечения военнослужащих, социальной защиты членов их семей, приговоров военного суда, а также вопросов прохождения и увольнения с военной службы, пребывания в запасе. Жалобы по тематике обращений "защита семьи, материнства и детства" составили 10% от числа обращений группы социальных прав. В большинстве случаев граждане жаловались на отказ в предоставлении установленных льгот либо на их недостаточность в современных экономических условиях. Ряд обращений был посвящен вопросам прав и обязанностей родителей и детей, алиментных обязанностей, вопросам усыновления и удочерения, в том числе усыновления и удочерения российских детей иностранными гражданами.
Доступное и качественное здравоохранение является постоянной темой обращений граждан. Процессы оптимизации и реструктуризации системы здравоохранения не оказали значительного влияния на число жалоб граждан: если в 2014 году они составили 6%, то в 2015 году - 5% обращений от группы социальных прав. Вместе с тем каждое седьмое обращение касается вопросов обязательного медицинского страхования и составляет 14,2% от числа просьб граждан о восстановлении или защите права на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации. За истекший период основной тематикой являлись "лечебно-профилактическая помощь населению" (44,7%) и "психиатрическая помощь и права граждан при ее оказании" (28,4%).
Следует отметить, что в регионах с высоким уровнем смертности отмечается тенденция к резкому увеличению численности населения на одну больничную койку с одновременным увеличением нагрузки на одного врача.
Социологическое исследование показало, что право на бесплатную медицинскую помощь имеет наибольшее значение в Чувашской Республике, Свердловской области, Хабаровском крае (88%), Ханты-Мансийском автономном округе, Владимирской области (87%), а наименьшее - в Приморском крае (43%), Республике Бурятия (37%) и Чеченской Республике (14%).
В отличие от групп "гарантии прав" и "социальные права", число обращений, относящихся к группе экономических прав, не столь велико (7%). Соответственно, "коэффициент интенсивности" (активности) обращений к уполномоченным, представляющий собой число обращений жителей субъекта Российской Федерации, приходящееся на 10 тысяч человек, будет иной. Такая же градация выбрана при делении субъектов Российской Федерации на семь групп в соответствии с "коэффициентом активности" для обращений, относящихся к группам личных (гражданских), политических и культурных прав и свобод человека и гражданина.
Более четверти обращений в сфере экономических прав (30%) касается нарушений правил землепользования и права собственности на землю. Почти четверть жалоб относится к защите прав потребителей (23%) и участников рынка (20%), а также права частной собственности (23%).
Социологическое исследование показало, что праву иметь землю в частной собственности придается наибольшее значение в Липецкой области (43%), Республике Адыгея (42%), Республике Тыва (41%); а наименьшее - в Чукотском автономном округе (12%) и Волгоградской области (7%). Свободу предпринимательства назвали значимым правом большинство респондентов в Республике Бурятия (18%) и Краснодарском крае (16%), менее значимым названо право в Чеченской Республике (1%) и Пензенской области (1%). В целом в 2015 году большинство жалоб группы экономических прав поступило в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации из Центрального (42%), Сибирского (16%), Южного (14%) и Приволжского (10%) федеральных округов.
Доля поступивших к Уполномоченному обращений, относящихся к группе личных прав и свобод человека и гражданина, составила 6% от общего числа обращений. Из них 71% жалоб связан с вопросами гражданства и правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В качестве основной неразрешимой для себя проблемы обратившиеся называли трудности с оформлением легального пребывания на территории России и, следовательно, трудоустройством. Жалобы, относящиеся к тематике правового положения граждан стран СНГ в России, а также связанные с проблемой выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации и запрета на въезд в Российскую Федерацию, составили 33,6% от числа обращений по вопросам миграции.
К Уполномоченному также поступали обращения группы гражданских и личных прав по другим проблемам, но по сравнению с тематикой "свобода передвижения, вопросы национальности и гражданства" они составили значительно меньшую часть. Так, 14% обращений этой группы было связано с вопросами соблюдения личной свободы и неприкосновенности, 6% - по вопросам соблюдения свободы совести и вероисповедания; 6% касались права на жизнь, достоинство и безопасность. В 2015 году большинство обращений, относящихся к группе гражданских прав, поступило из Центрального федерального округа - 50%, Приволжского федерального округа - 13%, Южного федерального округа - 8%.
По сравнению с 2014 годом несколько возросло количество поступающих жалоб по вопросам соблюдения политических прав и свобод граждан: 2% в 2015 году против 1,6% в 2014 году. Больше всего обращений поступило из Центрального федерального округа - 38%, Приволжского федерального округа - 21%, Северо-Западного федерального округа - 9%. Из отдельных видов политических прав и свобод большинство обращений касались права на индивидуальные и коллективные обращения - 72%; свободы слова и свободы массовой информации - 13%; избирательных прав - 10%.
Социологическое исследование показало, что наибольшее значение свободе создания и деятельности объединений (профсоюзов, партий, общественных организаций) придается в Ивановской области (10%) и Республике Бурятия (6%). Свобода собраний, манифестаций (митингов, демонстраций) больше всего волнует жителей Республики Бурятия (16%) и Ивановской области (8%). Праву направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы придается наибольшее значение в Республике Бурятия (18%) и Приморском крае (13%).
В группе культурных прав и свобод усматривается тенденция к увеличению обращений, связанных с нарушением права на образование (они составляют 94% от числа жалоб указанной группы прав), что во многом объясняется проходящей в стране реорганизацией, а нередко и ликвидацией малокомплектных городских и сельских образовательных учреждений.
Основная часть просьб о содействии в реализации права касалась получения образования в общеобразовательных учреждениях (42,2%), учреждениях высшего профессионального образования (29,7%) и дошкольных образовательных учреждениях (19,8%).
Большинство обращений указанной группы прав поступило из Центрального (51%), Приволжского (13%), Северо-Западного (10%) федеральных округов. Социологическое исследование показало, что праву на бесплатное образование наибольшее значение придается в Ханты-Мансийском автономном округе (80%), Кемеровской области, Республике Алтай (69%), Екатеринбурге и Волгоградской области (68%), а наименьшее - в Республике Адыгея (30%), Республике Бурятия (29%), Чеченской Республике (20%).
Анализ данных Росстата свидетельствует, что, несмотря на увеличение численности обучающихся общеобразовательных организаций, наблюдается тенденция к сокращению этих учреждений. В частности, наибольшее сокращение образовательных учреждений отмечено в Москве, Республике Калмыкия, Республике Адыгея, и Ханты-Мансийском автономном округе. Одновременно усматривается сокращение численности учителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в Москве, Адыгее, Калмыкии, а также численность профессорско-преподавательского персонала в Адыгее, Калмыкии и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Кемеровской области.
Как показывает статистика, в Российской Федерации наблюдается устойчивое уменьшение числа государственных (муниципальных) организаций, реализующих программы общего образования. В 2012-2013 годах число таких организаций составляло 44 996, в 2013-2014 годах - 43 698, а в 2014-2015 годах - 43 210. Одновременно с уменьшением числа образовательных организаций в ряде субъектов Российской Федерации уменьшается и число учителей организаций, реализующих программы общего образования. Так, в Москве количество государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций уменьшилось с 1 361 в 2013-2014 годах до 1 011 в 2014-2015 годах, число учителей в 2013 году составляло 57 033 человек, а в 2014 году уменьшилось до 55 440 человек. В Саратовской области количество государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций уменьшилось с 945 в 2013-2014 годах до 924 в 2014-2015 годах, а число учителей уменьшилось с 18 486 человек в 2013 году до 18 198 человек в 2014 году. В Алтайском крае количество государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций уменьшилось с 1 106 в 2013-2014 годах до 1 077 в 2014-2015 годах.
<< Назад |
Глава 2. >> Актуальные проблемы защиты и восстановления прав человека |
|
Содержание Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год от 24 марта 2016 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.