State system for ensuring the uniformity of measurements. Weighbridges for weighing of cinder vehicles in motion. Verification procedure
Дата введения - 1 января 2004 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП СНИИМ) Госстандарта России
Внесен Управлением метрологии Госстандарта России
2 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 10 июня 2003 г. N 192-ст
3 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на весы (далее - вагонные весы), предназначенные для взвешивания в движении железнодорожных вагонов, цистерн, вагонеток (далее - вагоны), составов из них, выпускаемые по ГОСТ 30414, и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.453-82 Весы для статического взвешивания. Методы и средства поверки
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия
ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования
ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования
3 Определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вагон контрольный: Вагон известной массы, однотипный с вагонами, для взвешивания которых предназначены весы, используемый при поверке весов в движении.
Примечание - Масса контрольных вагонов не должна изменяться при движении от контрольных весов к месту расположения поверяемых весов (из-за атмосферных осадков, выдувания сыпучих грузов и т.д.) и в течение всего времени поверки.
3.2 весы контрольные: Весы для измерения действительной массы контрольных вагонов.
3.3 состав испытательный: Состав, состоящий из обычных и контрольных вагонов, распределенных равномерно по составу, или только из контрольных вагонов.
3.4 взвешивание:
3.4.1 взвешивание движущегося вагона в целом: Взвешивание вагона, который всеми осями (тележками) одновременно находится на грузоприемном устройстве (устройствах).
3.4.2 взвешивание по частям:
3.4.2.1 взвешивание поосное: Взвешивание вагона, в том числе с жидкими грузами кинематической вязкости не менее 59 , в движении на весах, грузоприемное устройство которых поочередно воспринимает нагрузку от каждой оси с дальнейшим суммированием результатов взвешивания и регистрацией результата измерения на измерительном устройстве или на печатающем устройстве для вагона в целом.
3.4.2.2 взвешивание потележечное: Взвешивание вагона, в том числе с жидкими грузами кинематической вязкости не менее 59 , в движении на весах, грузоприемное устройство которых поочередно воспринимает нагрузку от каждой тележки вагона с дальнейшим суммированием результатов взвешивания и регистрацией результата измерения на измерительном устройстве или на печатающем устройстве для вагона в целом.
3.4.3 взвешивание вагонов в движении:
3.4.3.1 взвешивание вагонов с расцепкой: Взвешивание в движении расцепленных вагонов, независимо друг от друга проходящих через грузоприемное устройство весов (обычно это достигается за счет наклона подъездного пути, прилегающего к грузоприемному устройству).
3.4.3.2 взвешивание сцепленного вагона: Взвешивание в движении состава сцепленных вагонов для получения показания или распечатки массы каждого из вагонов состава.
3.4.3.3 взвешивание состава: Взвешивание в движении сцепленных вагонов для получения суммарной массы состава.
3.4.4 взвешивание в статике: Взвешивание вагона в статике для измерения значения его действительной массы.
3.5 действительное значение массы контрольного вагона: Значение массы вагона, измеренное на контрольных весах.
4 Операции поверки
При проведении первичной и периодической поверок выполняют операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта настоящего стандарта |
Внешний осмотр |
|
Опробование |
|
Определение метрологических характеристик |
|
Определение погрешности весов при статическом взвешивании |
|
Определение действительных значений массы контрольных вагонов |
|
Определение погрешности весов при взвешивании в движении расцепленных вагонов, вагонов без расцепки и состава в целом: |
|
1) определение погрешности весов при взвешивании в движении расцепленного вагона |
|
2) определение погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки |
|
3) определение погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом |
|
* При проведении операций по 8.3.3 определяют только те погрешности весов, которые нормированы в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
Примечание - Допускается проведение первичной поверки на месте эксплуатации. |
5 Средства поверки
При проведении поверки применяют следующие средства поверки:
5.1 Контрольные вагоны.
5.2 Контрольные весы:
5.2.1 Вагонные весы для статического взвешивания по ГОСТ 29329.
Погрешность контрольных весов не должна быть более 1/3 значения пределов допускаемых погрешностей поверяемых весов.
5.2.2 Вагонные весы для взвешивания вагонов в движении.
При проверке весов классов 1 и 2 для определения действительных значений массы контрольных вагонов в движении могут применяться железнодорожные весы по ГОСТ 30414 классов 0,2 и 0,5 соответственно.
5.2.3 Поверяемые весы:
5.2.3.1 Поверяемые весы могут быть использованы в качестве контрольных весов, если отвечают следующим требованиям:
- если они соответствуют требованиям 5.2.1;
- если они имеют соответствующую дискретность и порог чувствительности для статической нагрузки, нормируемые в эксплуатационной документации.
Таблица 2
Общее число вагонов в испытательном составе |
Минимальное число n контрольных вагонов |
5 |
|
10 |
|
15 |
5.2.3.2 Поверяемые весы для поосного взвешивания, предназначенные для взвешивания двухосных вагонов, и весы потележечного взвешивания, предназначенные для взвешивания четырех- и шестиосных вагонов, оси которых сгруппированы в две тележки, каждая из которых полностью размещается на грузоприемном устройстве весов, могут быть использованы при выполнении требований приложения А.
5.3 Испытательный состав:
Состав, состоящий из порожних, полностью и частично груженных контрольных вагонов и простых вагонов общим числом, указанным в таблице 2.
5.4 Весоповерочный вагон с гирями класса точности по ГОСТ 7328.
5.5 Гири класса точности ГОСТ 7328.
6 Требования безопасности
При проведении поверки соблюдают требования безопасности по ГОСТ 12.2.003, а также требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на весы конкретного типа, на средства поверки, и требования безопасности, действующие на месте эксплуатации поверяемых весов.
7 Условия поверки
7.1 Условия поверки должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 30414 и эксплуатационной документацией на весы конкретного типа. Поверку проводят при любом сочетании значений влияющих факторов.
7.2 Применяемые при поверке средства измерений должны иметь действующие свидетельства о поверке.
8 Проведение поверки
8.1 Внешний осмотр
При внешнем осмотре проверяют:
- комплектность поверяемых весов;
- отсутствие видимых повреждений сборочных единиц весов и электропроводки;
- целостность соединительных кабелей;
- наличие заземления, знаков безопасности и соответствие маркировки требованиям ГОСТ 30414 и эксплуатационной документации на поверяемые весы;
- соответствие внешнего вида весов, фундамента и примыкающих к весам подъездных путей требованиям эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
8.2 Опробование
При опробовании проверяют взаимодействие и работоспособность всех элементов весов:
- включают измерительную аппаратуру весов и прогревают в течение времени, указанного в эксплуатационной документации на весы конкретного типа;
- устанавливают нулевое показание ненагруженных весов;
- при наличии у весов при статическом взвешивании и при взвешивании в движении различной дискретности проверяют изменение дискретности весов при переходе с одного режима взвешивания на другой (для каждого режима взвешивания при наличии нескольких отсчетных и регистрирующих устройств проверяют наличие единой дискретности);
- прокатывают по весам состав с любыми вагонами и убеждаются, что показания нарастают, а значения индикации и регистрации не отличаются друг от друга;
- после разгрузки весов убеждаются, что не произошло смещение нуля;
- проверяют сервисные функции весов (при наличии) согласно требованиям, указанным в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
Допускается совмещение этих операций с другими операциями поверки.
8.3 Определение метрологических характеристик
8.3.1 Определение погрешности весов при статическом взвешивании
Для весов по ГОСТ 30414, в эксплуатационной документации на которые нормируются метрологические характеристики при статическом взвешивании, соответствие этих характеристик определяют методами, изложенными в ГОСТ 8.453 или в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
Погрешность не должна превышать значений, указанных в ГОСТ 29329.
8.3.2 Определение действительных значений массы контрольных вагонов
Действительные значения массы контрольных вагонов определяют на контрольных весах:
8.3.2.1 В соответствии с 5.2.1 - с остановкой и расцепкой.
8.3.2.2 В соответствии с 5.2.3.1 - с остановкой и расцепкой.
8.3.2.3 В соответствии с 5.2.3.2 - с учетом требований приложения А.
8.3.2.4 В соответствии с 5.2.2 - в движении при трехкратном прокатывании с двух сторон и взвешивании на контрольных весах. За действительное значение массы контрольного вагона принимают среднеарифметическое значение результатов шести взвешиваний.
8.3.3 Определение погрешности весов при взвешивании в движении расцепленных вагонов, вагонов без расцепки и состава в целом
8.3.3.1 Определение погрешности весов при взвешивании в движении расцепленного вагона
При поверке весов для взвешивания в движении отдельных расцепленных вагонов допускается использовать не менее пяти контрольных вагонов с диапазоном нагрузок от порожнего до полностью груженого вагона. Для определения погрешности весов фиксируют не менее пяти показаний или распечаток массы для каждого контрольного вагона. Движение вагонов проводится со стороны (сторон), указанной в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
Приведенную погрешность весов при взвешивании каждого контрольного вагона в диапазоне от наименьшего предела взвешивания весов (НмПВ) до 35% наибольшего предела взвешивания весов (НПВ) включительно в процентах рассчитывают по формуле
,
(1)
где - значение массы контрольного вагона, определенное на поверяемых весах;
- действительное значение массы контрольного вагона, определенное на контрольных весах.
Значение относительной погрешности при взвешивании каждого контрольного вагона в диапазоне свыше 35% НПВ в процентах рассчитывают по формуле
.
(2)
Значения погрешностей, определенные по формулам (1) и (2) для весов при взвешивании в движении расцепленного вагона, не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов, указанных в ГОСТ 30414.
Примечания
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
2 При первичной поверке не более чем 10% полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в ГОСТ 30414, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
8.3.3.2 Определение погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки и состава из вагонов в целом
Весы для взвешивания в движении вагонов в составе без расцепки и состава в целом поверяют при использовании испытательного состава, состоящего из порожних, частично и полностью груженных контрольных вагонов. При этом вес порожние вагоны должны находиться в конце испытательного состава. Испытательный состав должен включать в себя не менее пяти и не более 15 контрольных вагонов. Испытательный состав прокатывают через поверяемые весы с одной стороны или с двух сторон (при тяге локомотива в одну сторону и при толкании в другую, если это оговорено в эксплуатационной документации) для получения не менее 60 результатов взвешиваний контрольных вагонов. При числе контрольных вагонов меньше, чем общее число вагонов в испытательном составе, контрольные вагоны должны быть распределены по всему составу равномерно.
Скорость вагонов не должна превышать указанного в руководстве по эксплуатации значения. При превышении скорости соответствующие регистрируемые значения массы вагона и состава в целом должны маркироваться специальным знаком с указанием скорости проезда, и эти значения не должны приниматься для расчета погрешности.
Погрешность весов при каждом взвешивании каждого контрольного вагона в составе без расцепки определяют по формуле (1) или (2).
Значения погрешностей, определенные по формулам (1) и (2) для весов при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки, не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов, указанных в ГОСТ 30414.
Примечания
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
2 При взвешивании контрольных вагонов в составе свыше 1000 т абсолютные значения пределов допускаемой погрешности увеличивают на 200 кг (для каждого вагона) на каждую дополнительную 1000 т общей массы состава.
3 При первичной поверке не более чем 10% полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в ГОСТ 30414, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Погрешность весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом рассчитывают:
- приведенную погрешность весов в диапазоне от до 35% включительно в процентах - по формуле
,
(3)
где - число прокатываний состава через весы до получения не менее 60 результатов взвешивания контрольных вагонов ;
m - число контрольных вагонов массой ;
, - см. формулу (1).
Примечание - При фактическом числе контрольных вагонов в составе, превышающем 10, значение в знаменателе формулы (3) принимают равным 10;
- относительную погрешность весов в диапазоне свыше 35% в процентах - по формуле
,
(4)
где () - число контрольных вагонов массой НПВ (где n - число контрольных вагонов в составе);
- число полученных результатов взвешивания контрольных вагонов массой НПВ.
Допускается при проведении поверки по настоящему подпункту применять два испытательных состава, первый из которых содержит контрольные вагоны с действительным значением массы от НмПВ до 35% НПВ, а второй - контрольные вагоны с действительным значением массы свыше 35% НПВ до НВП.
В первом случае погрешность определяют по формуле (3), во втором случае погрешность весов определяют по формуле
,
(5)
где - число контрольных вагонов во втором испытательном составе.
Значения погрешности весов, определенные по формуле (3), (4) или (5), не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов, указанных в ГОСТ 30414.
Примечания
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
2 При первичной поверке на месте эксплуатации и периодических поверках весов в соответствии с 8.3.3.2 допускают;
а) уменьшение количества контрольных вагонов до трех, четырех, если объективные особенности подъездных путей или технологии производства на эксплуатирующем весы предприятии позволяют использовать только составы с общим количеством вагонов три или четыре соответственно;
б) массу контрольных вагонов в соответствии с перечислением а) настоящего примечания и в случае, когда весы используют в ограниченной части диапазона взвешивания (только "брутто", "брутто" и "тара") необходимо выбирать в зависимости от технологических особенностей эксплуатирующего весы предприятия.
3 Поверяющий орган при ограничениях в соответствии с перечислениями а) и б) примечания 2 должен сделать отметку в паспорте весов о запрещении использовании весов для применения при других технологиях взвешивания.
4 Если программное обеспечение не позволяет выделить суммарную массу контрольных вагонов в испытательном составе, то необходимо исключить из результатов измерений суммарной массы состава в целом массу вагонов, не являющихся контрольными, простым вычислением.
9 Оформление результатов поверки
9.1 Положительные результаты первичной и периодической поверок весов оформляют выдачей свидетельства о поверке в соответствии с [1] и нанесением поверительного клейма в соответствии с [2] в месте, предусмотренном в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.
9.2 При отрицательных результатах поверки весы к дальнейшему применению не допускают, поверительное клеймо гасят, свидетельство о поверке аннулируют и выдают извещение о непригодности с указанием причин по [1].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 8.598-2003 "Государственная система обеспечения единства измерений. Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки" (введен в действие постановлением Госстандарта России от 10 июня 2003 г. N 192-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарт России, Москва
Дата введения - 1 января 2004 г.