Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 декабря 2015 г. N 989
"Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики"
23 ноября 2016 г.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2014, N 30, ст. 4226) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шестидесяти дней с даты его официального опубликования.
Министр |
А.В. Улюкаев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г.
Регистрационный N 41484
Приложение
Требования
к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
23 ноября 2016 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящие требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482; N 31, ст. 4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6419, 6450; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7024, 7061; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4082; 2014, N 11, ст. 1098; N 23, ст. 2928; N 30, ст. 4226; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 24, ст. 3372; N 29, ст. 4342, 4350) (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики (далее - Требования) устанавливают требования к содержанию жалобы на действия члена саморегулируемой организации оценщиков (далее - жалоба), порядок, сроки и процедуры рассмотрения поступившей в саморегулируемую организацию оценщиков жалобы и дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков за нарушения членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, порядок и основания применения к члену саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия.
II. Требования к содержанию жалобы
2.1. Письменное обращение (жалоба) физического или юридического лица в саморегулируемую организацию оценщиков о нарушении членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, содержащее доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права лица, направившего обращение (далее - заявитель), должно содержать:
1) наименование саморегулируемой организации оценщиков;
2) сведения о заявителе:
- для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
- для юридических лиц: полное наименование организации, ИНН и (или) ОГРН, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного или уполномоченного им лица, подписавшего обращение;
3) контактная информация заявителя:
- почтовый адрес;
- номер телефона, факса и адрес электронной почты (при наличии);
4) сведения о члене саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков (если известно);
5) предмет обращения: указание на нарушение членом саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;
6) доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя;
7) документы (или их копии), подтверждающие факты такого нарушения (при их наличии), или реквизиты таких документов (дата и номер);
8) подпись заявителя.
Если обращение направлено в электронной форме, то оно должно быть подписано электронной подписью заявителя в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
III. Порядок и сроки рассмотрения жалобы
3.1. Саморегулируемая организация оценщиков рассматривает поступившее в саморегулируемую организацию оценщиков обращение в порядке и сроки, установленные положением о порядке осуществления контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации, утвержденным в соответствии со статьей 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности (далее - положение о порядке осуществления контроля).
При рассмотрении поступившего в саморегулируемую организацию оценщиков обращения на соответствие его требованиям к содержанию жалобы, указанным в главе II Требований, саморегулируемая организация оценщиков может запрашивать дополнительную информацию (документы или материалы), относящуюся к рассматриваемым вопросам, у заявителя и члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба.
3.2. При несоответствии обращения требованиям к содержанию жалобы, указанным в главе II Требований, саморегулируемая организация оценщиков в срок, установленный внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, но не более чем десять дней с даты получения обращения, направляет ответ заявителю с указанием оснований несоответствия.
3.3. При устранении оснований несоответствия обращения требованиям к содержанию жалобы, указанным в главе II Требований, заявитель вправе повторно обратиться с жалобой в саморегулируемую организацию оценщиков.
3.4. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в саморегулируемую организацию оценщиков (анонимные обращения), не могут служить основаниями для проведения внеплановой проверки члена саморегулируемой организации оценщиков.
3.5. При соответствии обращения требованиям к содержанию жалобы, указанным в главе II Требований, саморегулируемая организация оценщиков инициирует внеплановую проверку члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба.
3.6. Решение о проведении внеплановой проверки (далее - решение о проведении проверки) оформляется соответствующим актом саморегулируемой организации оценщиков в порядке, предусмотренном ее внутренними документами.
Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 743 в пункт 3.7 внесены изменения
3.7. Саморегулируемая организация оценщиков направляет уведомление о принятом решении лицу, направившему жалобу, и запрос необходимых для проведения проверки документов и информации члену саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого направлена жалоба, в течение десяти дней с момента получения жалобы саморегулируемой организацией оценщиков в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с требованиями статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности.
При необходимости саморегулируемая организация оценщиков может запрашивать документы и информацию у заявителя.
Член саморегулируемой организации оценщиков обязан представить для проведения проверки необходимые документы и информацию по запросу саморегулируемой организации оценщиков в порядке и сроки, установленные в положении о порядке осуществления контроля.
3.8. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе.
3.9. По результатам проведенной саморегулируемой организацией оценщиков внеплановой проверки на основании поступившей жалобы составляется акт внеплановой проверки.
Абзац второй утратил силу.
См. текст абзаца второго пункта 3.9
3.10. Акт внеплановой проверки должен содержать следующую информацию:
- дату составления акта внеплановой проверки;
- сведения о члене саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого проводилась проверка: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков;
- вид проверки;
- основание проведения проверки, предмет проверки;
- решение о проведении проверки (дата и номер);
- период проверки (даты начала и окончания проверки);
- материалы проверки с указанием источников их получения (документы и информация);
- результаты исследования фактов, указанных в жалобе, и описание выявленных нарушений либо информацию об отсутствии нарушений;
- сведения о лицах, проводивших проверку (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность);
- подписи лиц, проводивших проверку;
- иную информацию, установленную внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
3.11. Акт внеплановой проверки, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан электронной подписью лица, проводившего проверку, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.12. По окончании внеплановой проверки фактов нарушений, указанных в жалобе, жалоба, акт внеплановой проверки и материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет в течение трех рабочих дней с даты составления акта внеплановой проверки.
Абзац второй утратил силу.
См. текст абзаца второго пункта 3.12
3.13. Общий срок рассмотрения жалобы с даты ее поступления в саморегулируемую организацию оценщиков до даты принятия решения дисциплинарным комитетом не может превышать шестидесяти дней в соответствии со статьей 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности.
3.14. О результатах исследования фактов, указанных в жалобе, сведениях о выявленных нарушениях либо об отсутствии нарушений, отраженных в акте внеплановой проверки, саморегулируемая организация оценщиков уведомляет члена саморегулируемой организации оценщиков и лицо, направившее жалобу, в течение трех рабочих дней с даты составления такого акта.
IV. Порядок и сроки обжалования результатов рассмотрения жалобы
4.1. В случае несогласия с результатами рассмотрения жалобы, отраженными в акте внеплановой проверки, член саморегулируемой организации оценщиков или заявитель вправе обжаловать результат рассмотрения жалобы, представив соответствующее письменное обращение в дисциплинарный комитет саморегулируемой организации оценщиков в течение десяти дней с даты получения акта внеплановой проверки.
4.2. Заявление на обжалование результатов рассмотрения жалобы должно содержать следующую информацию:
1) наименование саморегулируемой организации оценщиков;
2) сведения о заявителе:
- для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
- для юридических лиц: полное наименование организации, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица юридического лица, подписавшего заявление;
3) сведения о члене саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого была проведена внеплановая проверка на основании жалобы: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков (при наличии);
4) реквизиты акта внеплановой проверки (дата и номер) и принятое решение, а также сведения о жалобе, на основании которой была проведена такая проверка;
5) доводы члена саморегулируемой организации оценщиков или заявителя о несогласии с результатами рассмотрения жалобы;
6) подпись лица, подавшего заявление на обжалование результатов рассмотрения жалобы.
4.3. В обоснование доводов, указанных в заявлении на обжалование результатов рассмотрения жалобы, могут быть приложены документы (или копии документов) при их наличии у заявителя.
Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 743 в пункт 4.4 внесены изменения
4.4. Саморегулируемая организация оценщиков направляет на рассмотрение в дисциплинарный комитет заявление на обжалование результатов рассмотрения жалобы и приглашает заявителя и члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого была проведена внеплановая проверка по жалобе, на первое запланированное после даты поступления в саморегулируемую организацию оценщиков такого заявления заседание дисциплинарного комитета с уведомлением за десять дней до его проведения с указанием даты, места и времени его проведения.
4.5. Неявка на заседание дисциплинарного комитета заявителя и (или) члена саморегулируемой организации оценщиков, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания дисциплинарного комитета в порядке и сроки, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, не является препятствием для рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы в их отсутствие.
4.6. В случае, если дисциплинарный комитет по результатам рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы подтверждает факты, указанные в заявлении, то дисциплинарный комитет рассматривает дело о применении мер дисциплинарного воздействия и (или) материалы соответствующей внеплановой проверки в установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков порядке.
4.7. В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения и исследования дополнительных материалов для всестороннего рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы, дисциплинарным комитетом принимается мотивированное решение об отложении рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы, но не более чем один раз в отношении одного такого заявления и на срок не более чем тридцать дней с даты соответствующего решения дисциплинарного комитета.
4.8. Дисциплинарный комитет принимает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы и рассмотрении дела о применении мер дисциплинарного воздействия и (или) материалов проверки в установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков порядке;
2) об отложении рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы в связи с необходимостью получения и исследования дополнительных материалов для всестороннего рассмотрения заявления;
3) об отказе в удовлетворении заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы либо в случае несоответствия такого заявления требованиям пункта 4.2 Требований, либо в случае если дисциплинарный комитет по результатам рассмотрения заявления на обжалование результатов рассмотрения жалобы не подтверждает факты, указанные в заявлении.
4.9. Решение дисциплинарного комитета по заявлению на обжалование результатов рассмотрения жалобы направляется заявителю, члену саморегулируемой организации оценщиков в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, в течение двух рабочих дней со дня его принятия.
V. Основания применения к члену саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия
5.1. При наличии нарушений по результатам рассмотрения жалобы в соответствии с положениями статьи 24.3 Федерального закона об оценочной деятельности дисциплинарный комитет принимает решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:
1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации оценщиков устранить выявленные в результате проведенной проверки нарушения и устанавливающего сроки их устранения (далее - предписание);
2) вынесение члену саморегулируемой организации оценщиков предупреждения (далее - предупреждение);
3) наложение на члена саморегулируемой организации оценщиков штрафа в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков (далее - штраф);
Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 743 подпункт 4 изложен в новой редакции
4) приостановление права осуществления оценочной деятельности;
5) рекомендация о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков, подлежащая рассмотрению и утверждению или отклонению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков (далее - рекомендации о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков);
6) рекомендация об исключении члена саморегулируемой организации оценщиков из состава экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, подлежащая рассмотрению и утверждению или отклонению общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (далее - рекомендация об исключении из состава экспертного совета);
7) рекомендация об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков, подлежащая рассмотрению и утверждению или отклонению коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков (далее - рекомендация об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков);
8) иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков меры дисциплинарного воздействия.
5.2. При рассмотрении дел о применении мер дисциплинарного воздействия дисциплинарный комитет устанавливает следующие нарушения:
1) нарушения требований к членству в саморегулируемой организации оценщиков:
- неуплата и (или) несвоевременная уплата членских и иных взносов, установленных внутренними документами саморегулируемой организацией оценщиков;
- нарушение порядка обеспечения имущественной ответственности;
- нарушение дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности;
- непредставление в саморегулируемую организацию оценщиков информации об изменениях в сведениях, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, или иной информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков;
- непредставление запрашиваемых саморегулируемой организацией оценщиков документов, необходимых для проведения плановых или внеплановых проверок;
- нарушение иных условий членства, установленных положениями статьи 24 Федерального закона об оценочной деятельности;
Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 743 в подпункт 2 внесены изменения
2) нарушения требований при осуществлении оценочной деятельности или экспертизе отчетов об оценке:
- нарушение требований Федерального закона об оценочной деятельности;
- нарушение требований федеральных стандартов оценки;
- нарушение требований иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности;
- нарушение требований стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков и иных федеральных законов;
3) нарушение правил деловой и профессиональной этики, установленных внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
5.3. Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предписания являются:
1) наличие нарушений требований к членству в саморегулируемой организации оценщиков, указанных в подпункте 1 пункта 5.2 Требований;
2) наличие устранимых нарушений требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.
Решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предписания должно содержать срок устранения нарушений, послуживших основаниями для принятия решения о применении такой меры дисциплинарного воздействия, в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, но не более тридцати календарных дней с даты вынесения такого решения.
5.4. Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде предупреждения являются:
- наличие неустранимых нарушений требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков при осуществлении оценочной деятельности;
- наличие неустранимого нарушения порядка обеспечения имущественной ответственности;
- наличие нарушений правил деловой и профессиональной этики.
5.5. Мера дисциплинарного воздействия в виде штрафа может применяться как основная мера дисциплинарного воздействия, а также как дополнительная мера дисциплинарного воздействия к одной из мер дисциплинарного воздействия, указанных в подпунктах 1, 2, 4, 5, 6, 7 пункта 5.1 Требований, по основаниям и в размере, предусмотренным внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде штрафа как основной меры дисциплинарного воздействия являются:
- невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений;
- причинение ущерба действиями члена саморегулируемой организации оценщиков в связи с осуществлением оценочной деятельности или экспертизы отчетов в результате нарушения требований Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, ставшее основанием для обращения взыскания на средства компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в размере обращенного взыскания;
- неустранимое нарушение порядка обеспечения имущественной ответственности.
Решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде штрафа должно содержать размер штрафа и срок его уплаты в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 743 пункт 5.6 изложен в новой редакции
5.6. Основания для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления права осуществления оценочной деятельности предусмотрены положениями статьи 24.4 Федерального закона об оценочной деятельности.
Срок приостановления права осуществления оценочной деятельности должен быть указан в решении дисциплинарного комитета и не может превышать шесть месяцев с даты утверждения такой меры дисциплинарного воздействия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков.
5.7. Основанием для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации о приостановлении деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков является наличие нарушений требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности при проведении экспертизы отчетов об оценке.
Срок приостановления деятельности эксперта саморегулируемой организации оценщиков не может превышать шесть месяцев с даты утверждения такой меры дисциплинарного воздействия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков.
5.8. Основаниями для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении члена саморегулируемой организации оценщиков из состава экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков являются:
- применение более двух раз в течение календарного года мер дисциплинарного воздействия за нарушение членом саморегулируемой организацией требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков;
- выявление факта несоответствия члена экспертного совета требованиям Федерального закона об оценочной деятельности, внутренних документов саморегулируемой организации оценщиков, предъявляемым к нему, или представления подложных документов для принятия в члены экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков.
Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 743 пункт 5.9 изложен в новой редакции
5.9. Основания для принятия решения о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации об исключении из членов саморегулируемой организации оценщиков предусмотрены положениями статьи 24.4 Федерального закона об оценочной деятельности.
VI. Порядок применения к члену саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия
6.1. По итогам внеплановой проверки члена (членов) саморегулируемой организации оценщиков, проведенной на основании поступившей в саморегулируемую организацию оценщиков жалобы, сформированное в порядке и сроки, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, дело о нарушении членом (членами) саморегулируемой организации оценщиков требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, требований о внесении обязательных взносов в саморегулируемую организацию оценщиков и дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов и о применении в отношении этого члена (членов) саморегулируемой организации оценщиков мер дисциплинарного воздействия (далее - дело о применении мер дисциплинарного воздействия) передается на рассмотрение в дисциплинарный комитет саморегулируемой организации оценщиков.
6.2. При принятии решения о применении меры дисциплинарного воздействия учитываются следующие обстоятельства:
- квалификация нарушения в соответствии с пунктом 5.2 Требований;
- смягчающие и отягчающие обстоятельства.
6.3. Смягчающими обстоятельствами являются:
- применение в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков меры дисциплинарного воздействия впервые;
- активное участие и помощь члена саморегулируемой организации оценщиков в процессе рассмотрения дела о применении мер дисциплинарного воздействия;
- устранение членом саморегулируемой организации оценщиков выявленных нарушений до вынесения решения по жалобе;
- иные обстоятельства, признанные смягчающими по мнению членов дисциплинарного комитета.
6.4. Отягчающими обстоятельствами являются:
- неоднократное применение мер дисциплинарного воздействия;
- предоставление подложных документов и доказательств;
- непредставление запрашиваемых для проверки документов и материалов.
6.5. Члены дисциплинарного комитета при принятии решения о применении меры дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков в зависимости от характера допущенного нарушения вправе учитывать обстоятельства, изложенные в пунктах 6.3, 6.4 Требований.
6.6. В том случае, если до вынесения решения дисциплинарным комитетом по жалобе на тот же самый отчет об оценке или экспертное заключение, в которых выявлены нарушения требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, или на тот же факт нарушения правил деловой и профессиональной этики, который является предметом рассмотрения, поступает еще одна или несколько жалоб, данные жалобы независимо от количества заявителей объединяются в одно дело о применении меры дисциплинарного воздействия. По таким жалобам дисциплинарный комитет вправе применить одну меру дисциплинарного воздействия с учетом характера допущенного нарушения по совокупности поступивших жалоб.
6.7. Дисциплинарный комитет объединяет жалобы или дела о применении мер дисциплинарного воздействия в одну жалобу или дело о применении мер дисциплинарного воздействия в случае поступления нескольких жалоб или дел о применении мер дисциплинарного воздействия, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований, и (или) содержащих общий предмет, и (или) поданных по одному факту нарушения в отношении одного или нескольких членов саморегулируемой организации оценщиков.
6.8. Дисциплинарный комитет выделяет жалобу или дело о применении мер дисциплинарного воздействия в отдельное рассмотрение дела о применении мер дисциплинарного воздействия в случае поступления жалобы или материалов проверки по фактам нарушений, относящихся к разным видам нарушений в соответствии с содержанием нарушений, предусмотренными Требованиями.
Такое выделение допускается только в случае, если это не повлияет на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения жалобы или дела о применении мер дисциплинарного воздействия.
6.9. В случае, если в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков дисциплинарным комитетом вынесено решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации к исключению из членов саморегулируемой организации оценщиков, то право осуществления оценочной деятельности такого члена приостанавливается до момента рассмотрения и утверждения или отклонения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков указанной рекомендации.
6.10. В случае, если в отношении члена саморегулируемой организации оценщиков дисциплинарным комитетом вынесено решение о применении меры дисциплинарного воздействия в виде рекомендации к исключению из состава экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, то право деятельности эксперта такого члена приостанавливается до момента рассмотрения и утверждения или отклонения общим собранием саморегулируемой организации оценщиков указанной рекомендации.
VII. Процедура рассмотрения жалоб и дел о применении мер дисциплинарного воздействия
7.1. Жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия рассматриваются дисциплинарным комитетом в порядке и сроки, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, по месту нахождения саморегулируемой организации оценщиков.
7.2. В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения и исследования дополнительных материалов для всестороннего рассмотрения жалобы либо дела о применении мер дисциплинарного воздействия, дисциплинарным комитетом принимается мотивированное решение об отложении рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия, но не более чем один раз в отношении одной жалобы либо одного дела и на срок не более чем тридцать дней с даты принятия такого решения.
7.3. Информация о месте и времени проведения заседания дисциплинарного комитета направляется в срок не позднее чем за десять дней до даты заседания дисциплинарного комитета:
- члену саморегулируемой организации оценщиков по адресу, указанному в реестре членов саморегулируемой организации;
- заявителю по адресу, указанному в жалобе;
- членам дисциплинарного комитета, а также должностным лицам саморегулируемой организации оценщиков в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
7.4. Заседания дисциплинарного комитета проводятся в форме очного или дистанционного участия с использованием систем видеоконференцсвязи.
При этом участие лиц в процедуре рассмотрения жалоб и (или) дел о применении мер дисциплинарного воздействия путем использования видеоконференцсвязи допускается при наличии такой технической возможности.
7.5. Неявка на заседание дисциплинарного комитета участников процедуры рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия заявителя, члена саморегулируемой организации оценщиков, в отношении которого рассматривается жалоба и (или) дело о применении мер дисциплинарного воздействия, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания дисциплинарного комитета в порядке и сроки, предусмотренные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, не является препятствием для рассмотрения жалобы и (или) дела о применении мер дисциплинарного воздействия в их отсутствие.
7.6. Член саморегулируемой организации оценщиков, заявитель лично либо через представителя (представителей) по доверенности вправе:
1) знакомиться со всеми материалами, имеющими отношение к делу о применении мер дисциплинарного воздействия;
2) давать объяснения и представлять доказательства по делу о применении мер дисциплинарного воздействия;
3) заявлять ходатайства;
4) подавать жалобы дисциплинарному комитету на действия лица (лиц), проводившего проверку;
5) обжаловать решения дисциплинарного комитета в коллегиальный орган управления саморегулируемой организации оценщиков в срок, установленный Требованиями, с соблюдением порядка обжалования.
7.7. Заявитель и член саморегулируемой организации оценщиков или их представители вправе заявлять отводы членам дисциплинарного комитета, рассматривающим жалобу и (или) дело о применении мер дисциплинарного воздействия (далее - отводы) в случаях и порядке, установленных в настоящей главе Требований.
7.8. Член дисциплинарного комитета вправе заявить самоотвод в случаях и порядке, установленных в настоящей главе Требований.
7.9. Основаниями для отвода и самоотвода являются обстоятельства, при которых член дисциплинарного комитета:
1) является заявителем или членом саморегулируемой организации оценщиков, в отношении кото
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлено, как СРО оценщиков рассматривает жалобы и дела о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении ее членов, нарушивших требования законодательства и стандартов в области оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики.
Определено содержание жалобы. В частности, в ней должны быть указаны наименование СРО оценщиков, сведения о заявителе, его контактные данные, предмет обращения, доводы, документы, подтверждающие факты нарушения. Жалобу можно направить в электронном виде.
Если жалоба соответствует требованиям, СРО инициирует внеплановую проверку своего члена. Срок проведения - не более 30 календарных дней. По результатам проверки составляется акт (в т. ч. в форме электронного документа). Он направляется лицу, направившему жалобу, и члену СРО. Затем акт и материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет СРО. Он обязан в течение 30 дней принять соответствующее решение.
Член СРО или заявитель вправе обжаловать результат проверки. Для этого нужно представить в дисциплинарный комитет письменное обращение. Срок - 10 дней с даты получения акта проверки. Заявление рассматривается на заседании комитета. На него приглашаются обе стороны. Если они не явились на заседание, заявление рассматривается в их отсутствие.
Если по результатам рассмотрения жалобы имеются нарушения, дисциплинарный комитет принимает решение о применении мер дисциплинарного воздействия. В их числе предписание, обязывающее члена СРО устранить нарушения, предупреждение, штраф, рекомендация о приостановлении права ведения оценочной деятельности, деятельности эксперта СРО, исключении из членов СРО. Определены основания для принятия каждого из решений. При вынесении решения учитываются квалификация нарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Решение размещается на сайте СРО. Решения дисциплинарного комитета можно обжаловать в коллегиальный орган управления.
Меры дисциплинарного воздействия, примененные в отношении члена СРО, могут быть сняты или прекращены. Установлено, в каких случаях. Информация об этом также раскрывается на сайте СРО.
Приказ вступает в силу по истечении 60 дней с даты его официального опубликования.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 декабря 2015 г. N 989 "Об утверждении требований к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г.
Регистрационный N 41484
Настоящий приказ вступает в силу по истечении шестидесяти дней с даты его официального опубликования
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 марта 2016 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2 мая 2016 г. N 18
Постановлением Правительства России от 11 июня 2020 г. N 851 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. N 743
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа