В целях обеспечения учета предоставленных в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, налоговым органам содержащихся в заявлении по форме N 1А адресов для направления по почте документов, в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом решений подкомиссии ФНС России по приемке работ, выполненных в соответствии с государственным контрактом от 10.08.2015 N 5-7-02/117 (протокол подкомиссии от 29.09.2015 N 9-Р/3-2015), приказываю:
1. Ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение подсистемы "Централизованный учет налогоплательщиков" АИС "Налог-3" в части обработки сведений из Заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов по форме N 1А (технологический процесс 103.01.07.00.0010) в составе функционального блока N 3 АИС "Налог-3" (далее - ПО).
2. Утвердить Порядок приема от налогоплательщика - физического лица и обработки заявления по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@, с использованием АИС "Налог-3" (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.
3. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) организовать в установленном порядке сопровождение в процессе промышленной эксплуатации ПО в составе подсистемы "Централизованный учет налогоплательщиков".
4. Управлению регистрации и учета налогоплательщиков (В.Г. Колесников) обеспечить методологическое сопровождение ПО.
5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации:
5.1. Довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов.
5.2. Обеспечить применение Порядка в практической работе.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы в части пунктов 3 и 5.1 настоящего приказа, и на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы государственной регистрации и учета юридических и физических лиц, а также иностранных организаций и граждан, - в части пунктов 4 и 5.2 настоящего приказа.
Руководитель Федеральной |
М.В. Мишустин |
Порядок приема
от налогоплательщика - физического лица и обработки заявления по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@, с использованием АИС "Налог-3"
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 22 марта 2016 г. N ММВ-7-6/153@)
Настоящий порядок определяет последовательность действий налоговых органов по приему от налогоплательщика - физического лица и обработке Заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов по форме N 1А, утвержденной приказом ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2014 г., регистрационный номер 32949) (далее - Заявление), с использованием АИС "Налог-3".
Действия должностных лиц налоговых органов при осуществлении приема от налогоплательщика - физического лица и обработки Заявления с использованием АИС "Налог-3".
1. При обращении налогоплательщика - физического лица (его уполномоченного представителя) в любой налоговый орган, обслуживающий физических лиц, должностное лицо проверяет:
а) у налогоплательщика - физического лица, представившего Заявление непосредственно, документ, удостоверяющий личность этого физического лица (у уполномоченного представителя - документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия);
б) соответствие Заявления установленной форме;
в) правильность заполнения Заявления согласно предъявленным документам:
документу, удостоверяющему личность (для ребенка до 14 лет - свидетельству о рождении), и документу, подтверждающему регистрацию по месту жительства (пребывания) (если представленный документ, удостоверяющий личность, не содержит сведений о регистрации);
г) правильность заполнения Заявления согласно разъяснениям, приведенным в сносках к Заявлению.
2. В случае выполнения требований, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, должностное лицо принимает Заявление.
При обнаружении ошибок в заполнении Заявления должностное лицо информирует заявителя о выявленных недостатках, а также выдает заявителю чистый бланк Заявления и предлагает заявителю корректно заполнить и передать новое Заявление.
Если налогоплательщик - физическое лицо обратился с двумя экземплярами Заявления, должностное лицо по просьбе заявителя на втором экземпляре Заявления проставляет отметку о его приеме и прилагаемых к нему копий документов (при наличии) с указанием своей фамилии и инициалов, даты приема с оттиском штампа "Принято".
3. Регистрация Заявления производится не позднее следующего рабочего дня после приема Заявления в подсистеме "Электронный архив налоговой информации" АИС "Налог-3" в соответствии с руководством пользователя подсистемы "Электронный архив налоговой информации". После регистрации в правом нижнем углу Заявления указывается регистрационный номер, присвоенный подсистемой "Электронный архив налоговой информации".
4. Сведения из Заявления не позднее трех рабочих дней после дня его регистрации вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН) должностным лицом налогового органа согласно порядку, приведенному в руководстве пользователя, описывающем функции налогового администрирования "Учет физических лиц. Учет индивидуальных предпринимателей. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)".
4.1. Зарегистрированные Заявления поступают в ПП ЦУН для дальнейшего ввода и отражаются в режиме "Налоговое администрирование \Централизованный учет налогоплательщиков\18. Действия к выполнению\1.02. Ввод документов ФЛ".
Для перехода на форму ввода Заявления необходимо запустить интерактивное задание с помощью кнопки работы с интерактивными заданиями "Запустить задание".
До внесения сведений Заявления в ЕГРН (до завершения ввода либо после завершения ввода, но до внесения в ЕГРН) документ (Заявление) может быть признан "ошибочно зарегистрированным" по решению инспектора (в случае обнаружения ошибочных действий). Для этого предназначен режим "Признать документ ошибочно зарегистрированным".
4.2. После завершения ввода сведений из Заявления происходит стандартная поэтапная процедура обработки документа в ЦУН с участием налогового автомата и интерактивных форм взаимодействия с пользователем АИС "Налог-3".
Для отслеживания этапов обработки документа предназначен режим "Этапы обработки документа/сообщения" в ветке "Налоговое администрирование \Централизованный учет налогоплательщиков\07. Учет физических лиц\1.01. Журнал поступивших документов".
4.3. Если на этапе идентификации в ЕГРН физическое лицо не найдено или найдено несколько лиц (неуспешная идентификация) или выявлены неактуальные данные о ФИО, месте жительства, реквизитах паспорта, осуществляется проведение уточняющих мероприятий (ручная идентификация).
При этом проводится работа по уточнению сведений ЕГРН в отношении данного физического лица, в том числе проверка на множественность ИНН.
Работа налоговых органов в случае наличия в информационном ресурсе ЕГРН у физического лица более одного ИНН регламентируется Методическими указаниями по работе налоговых органов с множественными ИНН физических лиц, а также процедуре снятия с учета физического лица в налоговом органе по причине ошибочной постановки на учет, направленными письмом ФНС России от 20.09.2012 N ПА-5-6/1101дсп@*.
Работа налоговых органов в случае наличия в информационном ресурсе ЕГРН у физического лица неактуальных данных о ФИО, месте жительства, реквизитах паспорта осуществляется в соответствии с письмом ФНС России от 10.04.2013 N ПА-4-6/6477@.
В частности, налоговый орган должен провести работу по актуализации содержащихся в ЕГРН сведений о заявителе в общеустановленном порядке:
проверить поступление из органов, осуществляющих регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, установленных пунктами 3 и 8 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сведений;
проверить внесение изменений в ЕГРН согласно полученным сведениям;
направить** запрос в соответствующий орган в случае отсутствия в налоговом органе установленных Кодексом сведений;
актуализировать сведения ЕГРН в отношении физического лица на основании полученной на запрос информации.
4.4. После завершения идентификации сведения из Заявления автоматически вносятся в ЕГРН и доступны для просмотра в режиме "Налоговое администрирование \Централизованный учет налогоплательщиков\02. ЕГРН - физические лица\1.32. Сведения заявлений о предоставлении ФЛ адреса для направления документов по почте".
В указанном режиме отражается информация обо всех внесенных в ЕГРН (ЦУН) Заявлениях, как о введенных в АИС "Налог-3", так и о сконвертированных из АИС ФЦОД Заявлениях.
5. В случае отсутствия возможности ввести сведения Заявления в ЕГРН, налогоплательщик - физическое лицо информируется о данном факте в письменной форме.
6. В случае выявления некорректно внесенных сведений из Заявлений в ЕГРН, возможно их исправление (аннулирование) (режим "Сформировать Решение об аннулировании заявления" в ветке "Налоговое администрирование\Централизованный учет налогоплательщиков\02. ЕГРН - физические лица\1.32. Сведения заявлений о предоставлении ФЛ адреса для направления документов по почте").
Для исправления Заявления его необходимо аннулировать и ввести новое с исправленными данными.
Аннулированным может быть только последнее поступившее Заявление.
Аннулированные Заявления отражаются в ветке "1.32. Сведения заявлений о предоставлении ФЛ адреса для направления документов по почте" с индикаторной колонкой "А" красного цвета.
7. Если Заявление было подано в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, то по завершении обработки оно передается на хранение в учетное дело, если Заявление было подано в налоговый орган, в котором налогоплательщик на учете не состоит, то Заявление передается на хранение по отдельной номенклатуре дел, если иное не регламентировано организационно-распорядительными документами ФНС России.
______________________________
* Корректировка данных ПП ЦУН осуществляется сотрудниками Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России на основании заявки, написанной на сайт технической поддержки ФГУП ГНИВЦ ФНС России, в соответствии с Регламентом технической корректировки (до особого указания ФНС России).
** Порядок направления запросов в условиях работы АИС "Налог-3" разъяснен письмом Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России от 14.10.2015 N 14-4-07/0792@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решено ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение подсистемы "Централизованный учет налогоплательщиков" АИС "Налог-3".
Оно обеспечивает обработку сведений из заявления о предоставлении налогоплательщиком - ИП, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физлицом, не являющимся ИП, налоговому органу адреса для направления по почте документов по форме N 1А в составе функционального блока N 3 АИС "Налог-3".
Определен порядок последовательности действий налоговых органов по приему и обработке указанного заявления.
В частности, при обращении налогоплательщика - физлица (его уполномоченного представителя) в любой налоговый орган, должностное лицо проверяет документ, удостоверяющий личность (у уполномоченного представителя - документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия); соответствие заявления установленной форме; правильность его заполнения.
В случае выполнения указанных требований должностное лицо принимает заявление. Последнее регистрируется в подсистеме "Электронный архив налоговой информации" АИС "Налог-3" не позднее следующего рабочего дня после его приема.
Сведения из заявления не позднее 3 рабочих дней после дня его регистрации вносятся в ЕГРН.
В случае отсутствия возможности ввести сведения заявления в ЕГРН, налогоплательщик - физлицо информируется о данном факте в письменной форме.
Приказ Федеральной налоговой службы от 22 марта 2016 г. N ММВ-7-6/153@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения подсистемы "Централизованный учет налогоплательщиков" АИС "Налог-3" в части обработки сведений из Заявления о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов по форме N 1А"
Текст приказа официально опубликован не был