Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 марта 2016 г. N 305-ЭС15-17422 по делу N А40-173901/2014 Суд отменил принятые судебные акты о взыскании убытков, поскольку судам следовало привлечь к участию в деле в качестве второго ответчика субъект РФ, законодательным актом которого установлены размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади, причем при наличии возражений субъекта РФ следует установить действовавший в спорном периоде между бюджетами порядок компенсации льгот и определить надлежащего ответчика

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Спор возник по поводу финансирования расходов, связанных с предоставлением педагогам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Речь шла о затратах на электроснабжение, которые энергоснабжающая организация попыталась взыскать как убытки.

Суды трех инстанций сочли, что подобные затраты не относятся к полномочиям регионов, а являются расходными обязательствами Российской Федерации.

СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение и указала следующее.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого должны взыскиваться убытки в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), надо учитывать определенные нормы.

Это нормы, разграничивающие полномочия Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения, в т. ч. по вопросам соцзащиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

При этом возложение на регион обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает, что реализация отдельных госполномочий передается на другой уровень власти.

Подобное должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам.

При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.

Причем такое правило должно применяться независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в региональном бюджете.

В данном деле надо было учесть нормы соответствующего регионального закона. Исходя из них, соответствующие расходы должны финансироваться из бюджета субъекта Федерации в пределах средств, поступающих на эти цели из федеральной казны.

Соответственно, надо было привлечь к участию в деле регион и установить, какой именно порядок компенсации льгот действовал в спорный период.


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 марта 2016 г. N 305-ЭС15-17422 по делу N А40-173901/2014


Текст определения официально опубликован не был