Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2016 г. N 64-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций "ЖКХ-Групп" о признании недействующими раздела 4 приложения к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29 апреля 2013 г. N 13 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах населенных пунктов муниципальных образований: городской округ "Александровск-Сахалинский район" Сахалинской области, Анивский городской округ", городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, "Макаровский городской округ" Сахалинской области, "Невельский городской округ" Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ "Смирныховский", "Томаринский городской округ" Сахалинской области, "Тымовский городской округ", Углегорский муниципальный район, "Холмский городской округ", городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета" и примечания к приложению в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 июля 2015 г. N 21, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 сентября 2015 г. N 30, а также о взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций "ЖКХ-Групп" на решение Сахалинского областного суда от 18 сентября 2015 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, и дополнительное решение от 12 октября 2015 г., которым в удовлетворении административного иска о взыскании судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Беленькой О.С., Зубакиной М.А., Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области Медведева С.М., Короля А.Н., пояснения специалистов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Калиновой К.В., Дадонова Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
саморегулируемая организация некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций "ЖКХ-Групп" (далее - СРО НП "ЖКХ-Групп", партнерство) обратилось в Сахалинский областной суд с заявлением о признании недействующими раздела 4 приложения к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29 апреля 2013 г. N 13 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах населенных пунктов муниципальных образований: городской округ "Александровск-Сахалинский район" Сахалинской области, Анивский городской округ", городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, "Макаровский городской округ" Сахалинской области, "Невельский городской округ" Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ "Смирныховский", "Томаринский городской округ" Сахалинской области, "Тымовский городской округ", Углегорский муниципальный район, "Холмский городской округ", городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета" и примечания к приложению в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 июля 2015 г. N 21, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 сентября 2015 г. N 30, а также о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Решением Сахалинского областного суда от 18 сентября 2015 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Дополнительным решением Сахалинского областного суда от 12 октября 2015 г. в удовлетворении административного иска о взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с решением и дополнительным решением суда первой инстанции, партнерство обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, пояснения специалистов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Оспариваемым приказом Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области по заявлению ресурсоснабжающей организации обособленного подразделения "Энергосбыт" открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее - ОП "Энергосбыт" ОАО "Сахалинэнерго") утвердило нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах населенных пунктов муниципальных образований "Александровск-Сахалинский район" Сахалинской области, Анивский городской округ", городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, "Макаровский городской округ" Сахалинской области, "Невельский городской округ" Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ "Смирныховский", "Томаринский городской округ" Сахалинской области, "Тымовский городской округ", Углегорский муниципальный район, "Холмский городской округ", городской округ "Город Южно-Сахалинск" согласно приложению к приказу.
Разделом 4 приказа установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды определены методом аналогов на основании сведений, представленных ОП "Энергосбыт" ОАО "Сахалинэнерго". Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определены расчетным методом.
Согласно примечанию к приказу в расчетах использована общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенная как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Приказ от 29 апреля 2013 г. N 13 опубликован 15 мая 2013 г. в газете "Губернские Ведомости", N 82, а также размещен на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области в сети Интернет.
СРО НП "ЖКХ-Групп" является саморегулируемой организацией, действующей на территории Дальневосточного федерального округа, которая осуществляет защиту прав и законных интересов организаций, управляющих многоквартирными домами, и в силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения.
По мнению заявителя, приказ от 29 апреля 2013 г. N 13 в оспариваемой части содержит противоречия нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В обосновании заявленных требований партнерство указало, что в расчете нормативов электроснабжения на общедомовые нужды Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области использовало не общую площадь всех помещений, входящих в состав общего имущества собственников согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а только площадь тех помещений, которая применяется при расчетах нормативов на холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, оплата "сверхнормативного" расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды возлагается на управляющие организации как исполнителей коммунальных услуг.
Следовательно, управляющие организации будут вынуждены оплачивать за счет собственных средств электроэнергию, фактически потребленную на общедомовые нужды в местах общего пользования, не учтенных оспариваемым нормативным правовым актом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что действующее нормативное правовое регулирование не нарушает прав и законных интересов управляющих организаций, поскольку включение площадей подвалов, чердаков, технических этажей, лифтовых шахт, иных помещений в доме, не принадлежащих отдельным собственникам, в состав величины общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, приведет к уменьшению норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так как указанная величина находится в знаменателе расчетной формулы.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды рассчитаны методом аналогов в порядке пункта 21 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила).
Согласно пункту 21 Правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Определение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, приведено в пункте 27 приложения I к Правилам, в котором содержится формула расчета нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению с применением расчетного метода.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области состав общей площади помещений определялся в соответствии с пунктом 27 приложения I к Правилам.
Обосновывая необходимость применения формулы расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению, орган регулирования сослался на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 29433-ВК/19, которое дает разъяснение о необходимости единого подхода для установления всех нормативов потребления коммунальных услуг при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт ч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 10, которая содержится в приложении I к Правилам (пункт 9 приложения I).
Составляющая данной формулы S^ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формуле 10 не раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В связи с этим определением Судебной коллегии от 21 января 2016 г. по делу назначен специалист Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, согласно разъяснениям которого при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, невключение административным ответчиком в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей технических этажей, чердаков, подвалов приводит к неправильному определению кВт ч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что невключение указанных выше площадей помещений в состав общего имущества не нарушает права и законные интересы управляющих компаний, поскольку общая площадь помещений при расчетах между исполнителями и ресурсоснабжающими организациями, между исполнителями и потребителями рассчитывается по формуле 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, согласно которой объем коммунального ресурса определяется с учетом общей площади помещений в качестве множителя.
Другие выводы суда о соблюдении уполномоченным органом порядка снятия показаний приборов учета, обеспеченности необходимой представительности выборки и т.д., по мнению суда апелляционной инстанции, являются правильными.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Согласно части 2 статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 2 статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" имеется в виду "части 2 статьи 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления в законную силу апелляционного определения Судебной коллегии.
Поскольку при принятии дополнительного решения судом первой инстанции разрешен вопрос о судебных расходах, во взыскании которых административному истцу отказано, Судебная коллегия полагает дополнительное решение суда первой инстанции также подлежащим отмене.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса (часть 1 данной нормы).
Правила, установленные частью 1 указанной статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (часть 2 данной нормы).
В случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных настоящей статьей. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении (часть 3 данной нормы).
В связи с тем, что Судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении административного искового заявления, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб. подлежат взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Сахалинского областного суда от 18 сентября 2015 г. и дополнительное решение от 12 октября 2015 г. отменить, апелляционную жалобу саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций "ЖКХ-Групп" - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу раздел 4 приложения к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 29 апреля 2013 г. N 13 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению потребителями, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах населенных пунктов муниципальных образований: городской округ "Александровск-Сахалинский район" Сахалинской области, Анивский городской округ", городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации, Корсаковский городской округ Сахалинской области, "Макаровский городской округ" Сахалинской области, "Невельский городской округ" Сахалинской области Российской Федерации, Поронайский городской округ, городской округ "Смирныховский", "Томаринский городской округ" Сахалинской области, "Тымовский городской округ", Углегорский муниципальный район, "Холмский городской округ", городской округ "Город Южно-Сахалинск", при отсутствии приборов учета" и абзаца 3 примечания к приложению в редакции приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 июля 2015 г. N 21, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 3 сентября 2015 г. N 30.
Расходы саморегулируемой организации некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов жилищно-коммунальных организаций "ЖКХ-Групп" по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб. возложить на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2016 г. N 64-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был