Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2016 г. N 53-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Назаровская ГРЭС" на решение Красноярского краевого суда от 5 ноября 2015 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 года N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" и постановления Правительства Красноярского края от 9 апреля 2015 года N 165-П "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей ОАО "Назаровская ГРЭС" Хусайновой О.А., Капштык Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства и Губернатора Красноярского края Куренева Д.С., представителя Законодательного Собрания Красноярского края Менделеева О.Г., возражавших против отмены решения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законом Красноярского края от 1 декабря 2014 года N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края, утверждаемых губернатором Красноярского края, в том числе по компенсации исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг.
Порядок расчёта размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, механизм реализации права на субсидию установлены постановлением Правительства Красноярского края от 9 апреля 2015 года N 165-П "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Пунктами 4 и 5 статьи 2 указанного закона установлено, что в случае если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают ресурсоснабжающие организации, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес.
Предоставление компенсации в порядке, установленном пунктом 4, осуществляется при условии оплаты коммунальных услуг, предоставленных иными ресурсоснабжающими организациями, в полном объёме за счёту потребителей коммунальных услуг в пределах платы, рассчитанной с применением предельного индекса.
Величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платёжном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам.
В соответствии с пунктом 2.2.1 приложения 2 к постановлению Правительства Красноярского края от 9 апреля 2015 года N 165-П в редакции, действующей на момент принятия решения, исполнители коммунальных услуг рассчитывают плату граждан за коммунальные услуги с учётом предельного индекса и сумму компенсации. Сумма компенсации указывается исполнителем коммунальных услуг в платёжном документе для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по квитанции.
Рекомендованная форма квитанции утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 года N 454 "Об утверждении примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по её заполнению".
Если исполнителями коммунальных услуг выступают ресурсоснабжающие организации, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес.
При этом оплата коммунальных услуг, предоставленных иными ресурсоснабжающими организациями, осуществляется в полном объёме за счёт потребителей коммунальных услуг в пределах платы, рассчитанной с применением предельного индекса.
Открытое акционерное общество "Назаровская ГРЭС" обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия приведённых выше положений регионального законодательства, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты не отвечают критериям формальной определённости, ясности и недвусмысленности, единообразного понимания; противоречат статьям 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку создают дискриминационные условия для административного истца как ресурсоснабжающей организации в г. Назарове Красноярского края, осуществляющей в связи с этим теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей, избравших непосредственное управление помещениями в многоквартирных домах, а также владельцев жилых домов, расположенных в г. Назарове, вынужденного получать субсидию, а не полную оплату по тарифу.
По мнению открытого акционерного общества "Назаровская ГРЭС", эти положения возлагают дополнительные обязанности, ставят в зависимость от осуществления потребителями полной оплаты коммунальных услуг, предоставленных иными ресурсоснабжающими организациями.
Решением Красноярского краевого суда от 5 ноября 2015 года в удовлетворении требований ОАО "Назаровская ГРЭС" отказано.
В апелляционной жалобе представитель открытого акционерного общества "Назаровская ГРЭС" Хусайнова О.А. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителями Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора и Правительства Красноярского края, прокурором Красноярского края поданы возражения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда, не подлежащим отмене.
В силу предписаний Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель, предусматривая обязанность граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153) и в связи с этим определяя структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 154), порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 155), порядок расчёта размера платы за коммунальные услуги (статья 157), одновременно вводит ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (статья 157.1).
Проанализировав оспариваемое регулирование в системной взаимосвязи с указанными федеральными нормами, Судебная коллегия констатирует, что сам по себе предусмотренный органами власти субъекта Российской Федерации организационно-финансовый механизм предоставления компенсации, который имеет своей целью возмещение части расходов, понесённых ресурсоснабжающей организацией в связи с невнесением потребителями коммунальных услуг полной оплаты, обусловленной применением предельного (максимального) индекса, не может расцениваться как противоречие положениям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во всяком случае, положений, отменяющих либо изменяющих принцип определения размера вносимой платы за коммунальные услуги, в оспариваемых нормах не усматривается.
Между тем данное обстоятельство действительно свидетельствовало бы о противоречии статье 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 5 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Назаровская ГРЭС" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2016 г. N 53-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был