Определение Верховного Суда РФ от 21 марта 2016 г. N 305-ЭС16-1094
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В.,
изучив кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области (г. Самара) и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (г. Самара) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2015 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-879/2014
по иску Мэрии городского округа Тольятти к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении расходов в размере 20 526 000 руб., понесенных муниципальным бюджетом городского округа Тольятти в связи с предоставлением во исполнение вступивших в законную силу судебных актов жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, вставшим на жилищный учет после 01.01.2005,
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства экономического развития Самарской области и Министерства строительства Самарской области установил:
решением от 27.05.2014 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мэрии городского округа Тольятти взысканы убытки в размере 20 526 000 руб.
В удовлетворении требования о взыскании убытков в размере 14 900 руб. отказано.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 суд перешел к рассмотрению дела по правилам для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство регионального развития Российской Федерации.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 Министерство управления финансами Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 решение от 25.07.2014 отменено. С Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Мэрии городского округа Тольятти взысканы убытки в размере 20 526 000 руб.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.04.2015 постановление апелляционного суда от 20.01.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу муниципального образования - городского округа Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти взыскано 20 526 000 руб. возмещения расходов в связи с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 29.12.2015 постановление суда апелляционной инстанции от 19.08.2015 оставил без изменения.
Министерство управления финансами Самарской области и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратились с кассационными жалобами в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение оспариваемыми судебными актами их прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационные жалобы по изложенным в них доводам могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Полагая, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебных актов о предоставлении жилых помещений гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, мэрия городского округа Тольятти обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также законов, подлежащих применению по данному делу, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска за счет федерального бюджета.
При этом суды исходили из того, что обеспечение жильем инвалидов и их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если они встали на учет до 01.01.2005. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 жилья инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, определен статьями 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что расходы по предоставлению жилых помещений указанным категориям инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не относятся к расходам Российской Федерации; обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Суды, применив положения статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установили, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области как главный распорядитель средств бюджета Самарской области, направляемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы жилищной политики в отношении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области.
Данные функции закреплены в Положении о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области", в котором, указано, что к ведению данного министерства относится в том числе обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 25.09.2014 N 599 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области" имеется в виду "от 31.10.2007 N 225 "Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской области"
Иное толкование заявителями положений закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Доводы жалоб сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобах доводы не подтверждают и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
в передаче кассационных жалоб Министерства управления финансами Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Попов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 марта 2016 г. N 305-ЭС16-1094 по делу N А40-879/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2810/15
19.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20168/15
23.04.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2810/15
20.01.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31657/14