Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 марта 2016 г. N 03-07-08/15459
Вопрос: Просим изложить позицию относительно права авиакомпании на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее НДС) в отношении товаров, ввозимых назначенным швейцарским авиапредприятием на территорию РФ, в рамках международного соглашения о воздушном сообщении, а также подтвердить право авиакомпании на получение указанной льготы.
Причиной обращения послужили письма таможни и ФТС России, содержащие утверждения, что в соответствии с ст. 9 Соглашения между Федеральным Советом Швейцарии и Правительством Российской Федерации о регулярном воздушном сообщении от 02 сентября 1993 года (далее "Соглашение") авиакомпании может быть предоставлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении вышеуказанных товаров, но не освобождение от уплаты НДС, поскольку "Соглашением от 02.09.1993 освобождение от уплаты НДС не предусмотрено" (письмо Таможни N 08-10/14017 от 21.07.2015 г.).
Позиция ФТС России, изложенная в письме N 05-17/06261 от 12.02.2015 г. сводится к тому, что исходя из положений действующего Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС), НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, является самостоятельным видом таможенных платежей и не относится к таможенным пошлинам, сборам.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 9 Соглашения "воздушные суда, эксплуатируемые на договорных линиях назначенным авиапредприятиям одной Договаривающейся стороны, а также их табельное имущество, запасы топлива и смазочные материалы, бортовые запасы, включая продукты питания, напитки и табачные изделия, находящиеся на борту таких воздушных судов, освобождаются от всех таможенных пошлин и сборов по прибытии на территорию другой Договаривающейся стороны...".
Согласно пп. d) п. 2 ст. 9 Соглашения "Также будут освобождаться от таких пошлин и сборов транспортные средства, материалы и оборудование", которые используются при обслуживании пассажиров и груза.
С момента вступления в силу Соглашения и вплоть до вышеуказанного письма Таможни обеими Договаривающимися сторонами под "таможенными пошлинами и сборами" понимался в том числе налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при ввозе установленных соглашением товаров на территорию Другой договаривающейся стороны.
Во избежание неправильного толкования термина "таможенные пошлины и сборы" Государственный Таможенный комитет Российской Федерации (далее ГТК России) издал Распоряжение от 21.05.2002 N 339-р.
В соответствии с указанным Распоряжением ГТК России обязал таможни производить таможенное оформление воздушных судов, эксплуатируемых на договорных линиях назначенным авиапредприятием, табельного имущества, запасов топлива и смазочных материалов, бортовых запасов, находящихся на борту воздушных судов указанного авиапредприятия до момента их обратного вывоза без взимания таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
На основании вышеизложенного общество просит подтвердить право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых в соответствии со ст. 9 Соглашения между Федеральным Советом Швейцарии и Правительством РФ о регулярном воздушном сообщении от 02.09.1993 г.
Ответ: В связи с письмом об освобождении от налога на добавленную стоимость транспортных средств, материалов и оборудования, которые используются при обслуживании пассажиров и груза, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарии о регулярном воздушном сообщении от 2 сентября 1993 года (далее - Соглашение), Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При этом налог на добавленную стоимость уплачивается в зависимости от избранной таможенной процедуры, под которую помещаются товары согласно статье 151 Кодекса.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что статьей 9 Соглашения освобождение товаров, в том числе транспортных средств, материалов и оборудования, которые используются при обслуживании пассажиров и груза, от налога на добавленную стоимость не предусмотрено, в случае их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог на добавленную стоимость подлежит уплате в общеустановленном порядке.
И.о. директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об НДС в отношении транспортных средств, материалов и оборудования, которые используются при обслуживании пассажиров и груза, ввозятся в нашу страну в рамках Соглашения между Россией и Швейцарией о регулярном воздушном сообщении.
В силу НК РФ ввоз товаров в Россию и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является объектом обложения НДС.
При этом НДС уплачивается в зависимости от избранной таможенной процедуры, под которую помещаются товары.
Отмечается, что указанным соглашением не предусмотрено освобождение от НДС товаров, в том числе транспортных средств, материалов и оборудования, которые используются при обслуживании пассажиров и груза.
В связи с этим при помещении рассматриваемых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в общеустановленном порядке.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 марта 2016 г. N 03-07-08/15459
Текст письма официально опубликован не был