Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2016 г. N 21-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" о признании недействующим постановления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2013 г. N 80 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании природного газа на территории Кабардино-Балкарской Республики" с начала отопительного сезона на 2015-2016 годы,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 ноября 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" Гриненко И.В. и ДумлерТ.В., представителя Государственного комитета КБР по энергетики, тарифам и жилищному надзору Шагенова А.Х. и Рябкина Н.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" (далее - ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск", Общество) обратилось в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействующим постановления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2013 г. N 80 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании природного газа на территории Кабардино-Балкарской Республики" с начала отопительного сезона на 2015-2016 годы.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 ноября 2015 г. ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
На апелляционную жалобу Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору подано возражение, в котором указывается на законность принятого судом решения.
Представители прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики (далее Министерство энергетики и тарифной политики КБР) 30 декабря 2013 г. принято постановление N 80 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании природного газа на территории Кабардино-Балкарской Республики", которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению природным газом, определенные с применением расчетного метода, в том числе: на приготовление пищи, подогрев воды и отопление жилых помещений согласно Приложению N 1; на отопление теплиц, гаражей и содержание животных в личном подсобном хозяйстве согласно Приложению N 1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "на отопление теплиц, гаражей и содержание животных в личном подсобном хозяйстве согласно Приложению N 1" имеется в виду "на отопление теплиц, гаражей и содержание животных в личном подсобном хозяйстве согласно Приложению N 2"
Постановлением N 80 установлен норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений в размере 6.6 куб.м/кв.м.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" полагает, что оспариваемый норматив потребления газа на отопление жилых помещений в размере 6.6 куб.м./кв.м, установлен с нарушением предусмотренного Методикой от 13 июля 2006 г. порядка расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, исходя из неправильного определения общей площади жилого фонда, не оборудованного приборами учета газа, а именно вместо выбранной площади в размере 92,8 кв.м., необходимо применить площадь в размере 64 кв.м., неправильного использования значений: коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции в место выбранного коэффициента 2, необходимо применить коэффициент - 3; вместо выбранного параметра коэффициента полезного действия (КПД) отопительной системы в размере 67%, необходимо применить параметр КПД 65% и значения высоты здания в место выбранного 6 м., необходимо применить 6,25 м. При правильном применении этих значений, результатом расчета мог стать норматив потребления газа на отопление жилых помещений в размере свыше 8 куб.м./кв.м.
Суд первой инстанции установил, что норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений в размере 6,6 куб.м/кв.м, на территории Кабардино-Балкарской Республики утвержден Министерством энергетики и тарифной политики КБР правомерно.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пункт 2 Правил N 306 устанавливает, что норматив потребления коммунальной услуги, является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
На территории Кабардино-Балкарской Республики обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг возложена на Министерство энергетики и тарифной политики КБР, в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 2012 г. N 264-ПП.
Постановление N 80 принято Министерством энергетики и тарифной политики КБР 30 декабря 2013 г. и опубликовано в газете "Официальная Кабардино-Балкария" N 1 от 10 января 2014 г.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Согласно пункту 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные Постановлением N 80, определены с применением расчетного метода, поскольку в декабре 2013 года метод аналогов не мог быть применен по причине отсутствия данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки.
В порядке пункта 47 Правил N 306 нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению устанавливаются на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа дифференцированно в зависимости от направлений использования газа, определяемых: для природного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации; для сжиженного углеводородного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N 83 утверждена Методика расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Согласно этой Методики нормы (объем) потребления газа населением устанавливаются расчетным методом (теплотехническим расчетом) по следующим направлениям его использования: приготовление пищи и горячей воды при наличии газового водонагревателя; приготовление горячей воды при отсутствии газового водонагревателя; индивидуальное отопление жилых помещений; отопление бань, теплиц и гаражей; содержание животных и домашней птицы в личном подсобном хозяйстве.
Таким образом, постановление N 80 от 30 декабря 2013 г. соответствует содержанию норм Методики от 13 июля 2006 г., поскольку им утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению природным газом: на приготовление пищи, подогрев воды и отопление жилых помещений согласно Приложению N 1; на отопление теплиц, гаражей и содержание животных в личном подсобном хозяйстве согласно Приложению N 1.
Расчет норм потребления газа населением произведен в соответствии с Методикой от 13 июля 2006 г. N 83.
Правомерность использования в расчетах значений факторов состояния жилищного фонда КБР, подтверждается разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 1 июля 2015 г. N 20301-ЛГ/04.
Так согласно разъяснениям Минстроя России в расчетах условного коэффициента теплопередачи здания и средней кратности воздухообмена здания за отопительный период учитываются данные о состоянии жилищного фонда (факторы отсутствия регулируемых вентиляционных решеток и клапанов; наличия неплотностей (щелей) в дверях, окнах; ненормативной воздухоизоляции ограждающих конструкций зданий), применяемые в соответствии с приложением 7 к Методике расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 15 августа 2009 г. В данном случае реализован единый подход к определению норм потребления газа.
Общество считает, что расчет нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению произведен Министерством по данным, представленным Обществом в электронном виде, что не допустимо. Такая позиция является ошибочной, поскольку согласно материалам дела информация для расчета нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению поступила в Министерство на электронную почту 27 декабря 2013 г. На бумажном носителе она получена Министерством 31 декабря 2013 г., которая идентична информации в электронном виде применимой при расчете норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению 30 декабря 2013 г.
Действующее законодательство не содержит норм как запрещающих получение информации в электронном виде, так и обязательности получения необходимой информации только на бумажном носителе.
При расчете норматива по газоснабжению регулирующим органом использовано значение параметра КПД отопительной системы в размере 67% при имеющейся дельте 65-75%, что по мнению Общества, привело к значительным изменениям в расчетах.
Данный довод заявителя не нашел своего подтверждения и правомерно отклонен судом первой инстанции. Государственный комитет КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору применил в расчетах средневзвешенный КПД отопительного оборудования в пределах диапазонов, утвержденных Методикой.
Применение при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению значений средней площади одной квартиры, определенной исходя из всей отапливаемой газом жилой площади как с приборами так и без приборов учета газа квартир, по мнению заявителя противоречит Методике расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 13 июля 2006 г. N 83. Такая позиция Общества опровергается материалами дела.
Государственным комитетом КБР по энергетики, тарифам и жилищному надзору расчеты нормы потребления газа проводились с различными исходными параметрами, в том числе с различными показателями средних площадей как с применением площади в размере 92,8 кв.м так и 63.92 кв.м.
При этом значения норм расхода газа на отопление, полученные в ходе расчетов с применением значений средней площади одной квартиры, определенной исходя из всей отапливаемой газом жилой площади 92,8 кв.м определил в размере 5,0526 куб.м./кв.м, а также той площади, которая не оборудована прибором учета газа 63,9 кв.м определил в размере 5,246 куб.м./кв.м, что ниже утвержденной для Республики Кабардино-Балкарии минимально допустимой нормы на отопление жилых помещений, которая соответствует 6,6 куб.м на 1 кв.м, (постановление Правительства РФ от 13 июля 2016 г. N 373).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 13 июня 2006 г."
Применение при расчете норм потребления природного газа на отопление высоты здания в размере 6 м с учетом округления, вместо предлагаемых заявителем - 6,25 м, могло лишь незначительно повлиять на расчетную норму расхода газа, что составило всего 0,003 куб.м газа, или 0,059%. Кроме того Методика расчета не содержит запрета на округление промежуточных значений. В связи с чем, указанная ссылка заявителя правомерна отклонена судом первой инстанции.
При расчете норматива органом регулирования использовано значение коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции. Данный параметр рекомендовано использовать по практическим данным, и его значения варьируются в пределах от 1,1 до 3,0. При расчете тарифным органом использовано значение 2.
По мнению Общества значения коэффициентов превышения минимального количества приточного воздуха при естественной вентиляции при расчете нормы потребления газа необходимо было учесть на максимально допустимом уровне - 3, поскольку жилой фонд абонентов, использующих газ для отопления, крайне изношен. Однако данные, подтверждающие обоснованность применения этих значений, ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" не представлены.
В целях проверки применения при расчетах коэффициента в размере 3, регулирующим органом проведено выборочное обследование домовладений без установленных приборов учета газа по адресам согласно реестру абонентов, представленному филиалом ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" в КБР. В результате обследования в 102 домах состояние элементов наружных ограждающих конструкций признаны удовлетворительными (92,7%); в 8 домах состояние отдельных элементов наружных ограждающих конструкций признаны неудовлетворительными (7,3%).
Каких-либо доказательств необходимости применения коэффициента 3,0 заявителем не представлено.
Значения норм расхода газа на отопление, полученные в ходе расчетов с применением различных исходных параметров, в том числе и тех о которых заявляло Общество, оказались ниже утвержденной для республики минимально допустимой нормы в размере 6,6 куб.м на 1 кв.м.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2016 г. N 21-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был