Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2016 г. N 5-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "НПО Геофизика - ТНВ" о признании недействующим пункт 2431 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "НПО Геофизика - ТНВ" на решение Московского городского суда от 24 сентября 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя открытого акционерного общества "НПО Геофизика - ТНВ" адвоката Серкова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И. и представителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Петрыкина А.А., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "НПО Геофизика - ТНВ" (далее - ОАО "НПО Геофизика - ТНВ", Общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление N 700-ПП) в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды (далее - Перечень) пункта 2431: здания с кадастровым номером 77:03:0003011:1050, общей площадью 10 699 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, улица Стромынка, дом 18, корп. 13.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что здание включено в названный пункт Перечня незаконно, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в 2015 году в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 24 сентября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "НПО Геофизика - ТНВ" просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, так как спорное здание не отвечает критериям административно-делового центра, указанным в статье 378.2 НК РФ. Кроме того, акт проверки фактического использования здания не является допустимым доказательством, поскольку не позволяет достоверно установить, что более 20% помещений в здании используется под офисы. Также административный истец указывает на недопустимость распространения действия оспариваемого постановления на последующие (после 2015 года) налоговые периоды.
Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития г. Москвы (далее - Департамент), прокуратурой г. Москвы представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представитель Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещен, в связи с чем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций") на территории г. Москвы с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Постановление Правительства Москвы N 700-ПН опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г., вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее перечень таких объектов на 2015 год, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ.
Утверждение такого Порядка произведено с соблюдением компетенции и полномочий, вытекающих из положений пункта 9 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - мероприятия обследования) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Госинспекция провела обследование здания с кадастровым номером 77:03:0003011:1050, общей площадью 10 699 кв.м., в котором расположены нежилые помещения с кадастровым номером 77:03:0003010:4957, общей площадью 9 573, 4 кв.м., принадлежащие на праве собственности ОАО "НПО Геофизика - ТНВ".
По результатам обследования составлен акт от 22 августа 2014 г. N 9030793, согласно которому 68% помещений от общей площади здания фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Данное обстоятельство послужило основанием для включения здания в пункт 2431 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что акт проверки фактического использования здания является надлежащим доказательством по делу. Сведения, изложенные в акте, подтверждены инспектором Госинспекции, принимавшем участие в осуществлении мероприятий по определению фактического использования здания, допрошенным в суде первой инстанции в качестве свидетеля, документами технического и кадастрового учета.
Доказательств иного фактического использования помещений в спорном здании заявителем не представлено.
Является правомерным вывод суда о том, что может быть принято во внимание решение арбитражного суда о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий, об отказе Обществу в проведении повторной проверки, так как оно не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела, принято по иному предмету и основанию, не содержит выводов о фактическом использовании помещений в спорном здании.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость определяется на 1 число налогового периода. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год (статья 379 НК РФ).
Из текста постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП усматривается, что объекты недвижимого имущества включены в Перечень в целях налогообложения на 2015 год, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применены нормы законодательства к данным правоотношениям. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу обрытого акционерного общества "НПО Геофизика - ТНВ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2016 г. N 5-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был