Определение Верховного Суда РФ от 25 марта 2016 г. N 303-ЭС15-18506
Судья Верховного суда Российской Федерации Пронина М.В.
изучила по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 26.11.2015 N 20-10-35/17-8496 на решение Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015 по делу N А51-775/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.10.2015 по тому же делу
по иску муниципального казенного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа (далее - предприятие) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - управление) о взыскании расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, в сумме 102 044 рубля 03 копеек, установил:
как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное казенное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа в соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от 03.03.2006 N 254 "О специализированной службе по вопросам похоронного дела" осуществляет весь комплекс услуг и мероприятий по организации и проведению похорон, включая погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
В период с января 2014 по декабрь 2014 предприятием произведено погребение 17 умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Расходы по погребению названных лиц с учетом расценок, установленных постановлением администрации Уссурийского городского округа от 31.12.2013 N 4571-НПА, составили 102 044 рубля 03 копейки.
Наличие у истца невозмещенных расходов в связи с погребением умерших, личность которых не установлена, явилось основанием обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.10.2015 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального казенного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа взыскано 102 044 рубля 03 копейки расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
При этом суды исходили из того, что пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) не установлены источники финансирования расходов на погребение лиц, личность которых не установлена органами внутренних дел. Определение источников таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия или отсутствия статуса пенсионера, а также социального страхования умерших. В случае невозмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела расходов на погребение указанных категорий умерших, специализированная служба должна предъявить требование к соответствующему публичному образованию или государственному фонду, отвечающему за определенный источник финансирования. В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от т "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет средств бюджета субъекта, не отнесено финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. Поэтому в силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Поскольку в спорный период денежные средства на эти цели из федерального бюджета бюджету Приморского края не выделялись, затраты, понесенные истцом, должны быть возмещены Российской Федерацией за счет средств казны Российской Федерации.
На указанные судебные акты Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю подана кассационная жалоба, в которой министерство полагает оспариваемые судебные акты незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан и находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Статьей 12 Закона N 8-ФЗ предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В соответствии с названной правовой нормой погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости;
Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ не определен источник финансирования расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации, поскольку в указанных случаях не установлено также, являлся ли умерший работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления услуг по погребению является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предоставление межбюджетных трансфертов на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона N 8-ФЗ не предусмотрено, денежные средства на эти цели из федерального бюджета в краевой бюджет не поступали.
Истцом не доказано, а судами не установлены источники возмещения стоимости услуг по захоронению умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации, такие расходы подлежат возмещению за счет казны Приморского края.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Признавая, что доводы кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации заслуживают внимания, жалобу министерства вместе с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
передать кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 25 марта 2016 г. N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015
Текст определения официально опубликован не был