Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 января 2016 г. N 03-05-03-02/3295
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) изменений, предусматривающих льготное налогообложение по земельному налогу для пенсионеров, имеющих единственный земельный участок, вне зависимости от проживания на нем, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно статье 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
Средства от уплаты данного налога направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
Также отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
Таким образом, конкретные налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований.
Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков как пенсионеры в данный перечень не включена.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с предоставлением пенсионерам льгот по уплате земельного налога, должны решаться не на федеральном, а на местном уровне представительными органами муниципальных образований, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие пенсионерам.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы, связанные с предоставлением пенсионерам льгот по уплате земельного налога, должны решаться не на федеральном, а на местном уровне. Это отнесено к компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие пенсионерам.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 января 2016 г. N 03-05-03-02/3295
Текст письма официально опубликован не был