Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 68 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 68
"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций"

С изменениями и дополнениями от:

11 октября 2016 г.

 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:

утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (НП-005-16).

 

Руководитель

А.В. Алёшин

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2016 г.

Регистрационный N 41573

 

Федеральные нормы и правила
в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций"
(НП-005-16)
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 68)

С изменениями и дополнениями от:

11 октября 2016 г.

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии

I. Назначение и область применения

 

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций" (далее - Положение) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549; 2012, N 51, ст. 7203).

2. Настоящее Положение устанавливает:

критерии объявления на атомных станциях (далее - АС) состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка";

порядок объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка";

порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС;

требования к организации оказания экстренной помощи АС со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных ситуаций.

3. Требования настоящего Положения распространяются на все действующие, строящиеся и проектируемые АС Российской Федерации с реакторами всех типов.

4. Требования настоящего Положения должны выполняться при проектировании, сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации АС, а также при взаимодействии организаций, осуществляющих реагирование при возникновении радиационно опасных ситуаций на АС.

Используемые термины и определения приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

 

II. Критерии объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на атомной станции

 

5. Критериями объявления состояния "Аварийная готовность" являются: превышение значений мощностей доз в помещениях и на территории АС, в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) и зоне наблюдения, приведенных в приложении N 2 к настоящему Положению, при нарушении пределов и условий безопасной эксплуатации АС;

внешнее воздействие природного и/или техногенного происхождения, взрыв, пожар или затопление на территории АС, нарушившие нормальную работу систем и/или элементов, важных для безопасности, и приведшие к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации.

Информация об изменениях:

Приказом Ростехнадзора от 11 октября 2016 г. N 415 пункт 6 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

6. В качестве критериев объявления состояния "Аварийная обстановка" должны использоваться:

значения мощностей доз в помещениях и на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения, указанные в приложении N 2 к настоящему Положению;

факт введения в действие административным руководством АС руководства по управлению запроектными, в том числе тяжелыми, авариями.

 

III. Порядок объявления на атомной станции состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"

 

7. Решения об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" принимает директор АС или лицо, исполняющее его обязанности. Одновременно с принятием данного решения директор АС или лицо, исполняющее его обязанности, а при их отсутствии - начальник смены АС принимает решение о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.

8. При принятии директором АС или лицом, исполняющим его обязанности, решения об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС данные лица должны немедленно отдать указание начальнику смены АС об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.

9. Информация об объявлении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС доводится до сведения работников (персонала) АС согласно утвержденным схемам оповещения с применением средств оповещения и связи.

10. После объявления на АС состояния "Аварийная готовность" должны быть приведены в состояние готовности силы ликвидации чрезвычайных ситуаций и средства для ослабления, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций, определенные в документах эксплуатирующей организации.

 

IV. Порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций

 

11. До завоза ядерного топлива на АС директором АС должна быть утверждена схема оповещения организаций, участвующих в аварийном реагировании.

12. Не позднее чем через 15 минут после объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" и введения в действие плана мероприятий по защите персонала информация об этом должна быть доведена до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно и радиационно опасными объектами и органа повседневного управления функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Информирование участников аварийного реагирования при радиационно опасной ситуации на АС должно быть оперативным, лаконичным, исчерпывающим и достоверным для достижения своевременного и адекватного реагирования на возможное развитие радиационно опасной ситуации.

14. Лица, передающие и принимающие сообщения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка", должны регистрировать их с обязательным указанием даты, времени передачи/приема сообщения и лиц, передавших и принявших сообщение.

15. В случае возникновения радиационно опасной ситуации эксплуатирующая организация не реже одного раза в сутки должна информировать Ростехнадзор и уполномоченный орган управления использованием атомной энергии о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности и принимаемых мерах оказания помощи АС.

16. В случае возникновения радиационно опасной ситуации административное руководство АС не реже одного раза в сутки должно информировать работников (персонал) АС о радиационной обстановке, осуществляемых мерах по обеспечению безопасности АС в зависимости от масштабов радиационно опасной ситуации.

 

V. Организация оказания экстренной помощи атомным станциям при возникновении радиационно опасных ситуаций

 

17. Эксплуатирующая организация должна планировать и обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию экстренной помощи АС.

18. В эксплуатирующей организации должна быть создана группа оказания экстренной помощи АС (далее - группа ОПАС). Эксплуатирующая организация должна обеспечить функционирование группы ОПАС для оказания научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении мер по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций на АС.

19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации.

20. С целью выполнения анализа, прогноза развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные, конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.

21. Для оказания научно-технической поддержки группе ОПАС эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и функционирование центров технической поддержки (далее - ЦТП) на базе организаций, участвующих в формировании и работе группы ОПАС.

ЦТП по направлению своей деятельности должны решать следующие задачи: анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития;

оценка степени повреждения оборудования и конструкций реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и физических барьеров АС;

разработка вариантов возвращения АС в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий;

анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды;

подготовка рекомендаций по защите персонала;

подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения;

подготовка предложений по защите населения с учетом состояния АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды;

проведение необходимых расчетов, подготовка предложений:

по замене вышедшего из строя оборудования;

по сохранению/восстановлению работоспособности систем, зданий и сооружений АС.

22. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного реагирования.

23. Для обеспечения постоянной готовности группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть дублер.

24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать:

финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения при радиационно опасных ситуациях;

оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической документацией;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;

финансирование создания и функционирования центров технической поддержки.

25. В эксплуатирующей организации для координации противоаварийной деятельности должен быть создан и функционировать кризисный центр (далее - КЦ).

26. КЦ должен включать:

специально оснащенные помещения;

персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации.

27. КЦ должен обеспечивать:

работу группы ОПАС;

информационное взаимодействие между участниками аварийного реагирования;

функционирование единого для всех участников аварийного реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения.

28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать оснащение КЦ:

средствами связи;

транспортными средствами;

документацией;

системой автоматизированного оповещения;

программно-техническими комплексами для работы группы ОПАС.

29. Для организации проведения работ по аварийному реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить документы (положения, инструкции), определяющие:

организацию оповещения участников аварийного реагирования в случаях радиационно опасных ситуаций;

организацию оказания экстренной помощи АС;

порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС;

регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных центров АС, центров технической поддержки;

порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС;

перечень необходимой технической документации и порядок обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС.

30. До завоза ядерного топлива на АС руководством АС должна быть образована из состава руководителей и персонала АС комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций.

31. На АС должны функционировать внутренний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийные центры (далее - АЦ), служащие местом сбора и работы участников аварийного реагирования КЧСПБО и группы ОПАС после ее прибытия на аварийную АС.

32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть предусмотрено проектом АС.

33. АЦ должен включать:

специально оснащенные помещения;

персонал, обеспечивающий функционирование АЦ.

34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях.

35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления.

36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие:

систем обеспечения жизнедеятельности;

средств связи с участниками аварийного реагирования;

технических средств, обеспечивающих поступление, обработку, отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;

средств связи с блочными пунктами управления (блочными щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию;

технических средств, необходимых для функционирования АЦ в условиях радиационно опасной ситуации;

технической документации для всех блоков данной АС;

средств аварийного электроснабжения АЦ.

37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и тренировок.

38. Руководство АС должно обеспечивать содержание, техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической документацией.

39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для целей аварийного реагирования выполнять:

контроль радиационной обстановки на территории площадки АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;

анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха, воды, почвы);

контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий.

40. Оповещение населения производится с использованием локальной системы оповещения АС (далее - ЛСО). Запуск ЛСО осуществляется в автоматизированном режиме с одного из пультов управления, расположенных на рабочих местах начальника смены станции, а также в защищенных пунктах управления противоаварийными действиями, расположенных на территории промплощадки АС и в городе при АС. Пульт управления ЛСО может устанавливаться на рабочем месте другого должностного лица (оператора), назначенного приказом (распоряжением) директора АС.

41. Для поддержания в постоянной готовности к работе автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки ее работоспособности.

42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое название ("Проверка", "Учение", "Тренировка").

43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации.

44. Для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок.

45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения противоаварийных учений.

Информация об изменениях:

Приказом Ростехнадзора от 11 октября 2016 г. N 415 пункт 46 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС и привлечением организаций, указанных в пунктах 20 и 21 настоящего Положения, должны проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому графику.

 

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Положение
о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным
станциям в случаях радиационно опасных
ситуаций"

 

Термины и определения

 

1. Аварийное реагирование - согласованные действия эксплуатирующей организации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, ослабление и ликвидацию последствий радиационно опасных ситуаций.

2. Радиационно опасная ситуация - авария на АС либо угроза возникновения аварии на АС вследствие внешних воздействий природного и техногенного происхождения, террористических актов или изменения технологических параметров АС.

3. Состояние "Аварийная готовность" - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" с установлением объектового уровня реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации.

4. Состояние "Аварийная обстановка" - состояние АС, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Чрезвычайная ситуация" с установлением объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации.

 

Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Положение
о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным
станциям в случаях радиационно опасных
ситуаций"

 

Значения мощностей доз в помещениях и на территории атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых объявляются состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"

 

Критерий для

Состояние

определения состояния

"Аварийная готовность"

"Аварийная обстановка"

Помещения постоянного пребывания персонала зоны контролируемого доступа

10 мкЗв/ч

600 мкЗв/ч

Территория промплощадки и СЗЗ

2,5 мкЗв/ч

200 мкЗв/ч

Территория зоны наблюдения АС

0,1 мкЗв/ч*

20 мкЗв/ч

 

_____________________________

* Превышение естественного радиационного фона.

Установлены критерии и порядок объявления на атомных станциях состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка".

Так, аварийная готовность объявляется при превышении установленных значений мощностей доз в помещениях и на территории АЭС, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при нарушении пределов и условий безопасной эксплуатации АС, а также при внешнем воздействии природного и/или техногенного происхождения, взрыве, пожаре или затоплении на территории АЭС, которое нарушило нормальную работу важных для безопасности систем и/или элементов и привело к нарушению пределов и/или условий безопасной эксплуатации.

Решения об объявлении на АЭС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" принимает директор АЭС или лицо, исполняющее его обязанности. Одновременно с этим принимается решение о введении в действие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на АЭС.

Прописан порядок оповещения и передачи информации при возникновении радиационно опасных ситуаций на АЭС.

Установлены требования к оказанию экстренной помощи АЭС со стороны эксплуатирующей организации при возникновении радиационно опасных ситуаций.


Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 68 "Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случаях радиационно опасных ситуаций"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2016 г.

Регистрационный N 41573


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 марта 2016 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Ростехнадзора от 11 октября 2016 г. N 415

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа