1. Заказчик в документации о закупке должен установить порядок оценки заявок, позволяющий отобрать победителя по лучшему предложению участника.
Заказчиком проведен открытый конкурс на поставку инструментальной продукции осуществлена закупка (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 5 Раздела 2 Информационной карты Закупочной документации установлено следующее требование к дополнительно представляемым Участником информации и документам в подтверждение квалификации:
"Для подтверждения своей квалификации Участник представляет также следующие документы, которые учитываются Заказчиком при проведении оценки заявок Участников Конкурса, проводимой в порядке и по критериям, указанным в пункте 17 Информационной карты Раздела 2 Документации:
- информацию по форме N 4 Раздела 3 о наличии/отсутствии у участника опыта поставки товара, а также опыта выполнения работ, услуг, сопоставимых предмету настоящего конкурса (с приложением копий договоров, актов и других документов в количестве не менее 1-го договора за 1 календарный год, указанный в заполняемой Участником Форме)".
Пунктом 17 Раздела 2 Информационной карты Заказчиком в Закупочной документации установлен, в том числе критерий "Опыт работы", согласно которому рейтинг рассчитывается следующим образом:
"По критерию "Опыт работы" рейтинг рассчитывается следующим образом: максимальное количество баллов присваивается предложениям участников, имеющих максимальный опыт (согласно справке по Форме N 4 Раздела 3). Остальным предложениям Участников количество баллов присваивается пропорционально представленному Участником максимальному опыту".
Вместе с тем, из Закупочной документации не представляется возможным определить какие документы необходимо представить участникам Закупки для подтверждения опыта поставки товара, а также опыта выполнения работ, услуг, сопоставимых предмету конкурса, в связи с тем, что Закупочной документации не раскрыто понятие "сопоставимых предмету конкурса".
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика, нарушают пункты 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.02.2016 г. по делу N АК137-16)
2. В документации о закупке заказчик должен установить исчерпывающий перечень документов, которые должен представить участник закупки в составе заявки.
ФГУП "С" (далее - Заказчик) осуществлена закупка (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупках товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 19 информационной карты документации о проведении Закупки установлены следующие требования к квалификации участника закупки:
"а) наличие опыта выполнения работ по предмету договора за последние 2 года, при этом объем выполняемых работ, определяемых на основании графиков выполнения работ по годам, не должен превышать выручку участника процедуры закупки за отчетный год более чем в 1,5 раза;
б) наличие специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, компетентностью, опытом, профессиональными знаниями для поставки товара, выполнения работ;
в) наличие материально-технических ресурсов необходимых для поставки товара, выполнения работ, позволяющих эффективно осуществить поставку, выполнить работы в соответствии с условиями договора;
г) наличие сведений о профессиональной и деловой репутации".
В соответствии с пунктом 3.6.2.4 документации о закупке основанием для отклонения заявки на участие в закупке являются такие обстоятельства, как "наличие в представленных в составе заявки документах неполной информации и/или информации об участнике закупки, несоответствующей действительности; несоответствие участника закупки требованиям документации".
Вместе с тем, в документации о закупке отсутствуют документы и сведения, позволяющие однозначно понять, специалисты какой квалификации и в каком количестве должны быть в наличии у участника закупки, какими профессиональными знаниями они должны обладать, какие (и в каком количестве) материально-технические ресурсы необходимы для выполнения обязательств по договору.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации о закупке неизмеряемых требований к участникам закупки нарушают пункт 9 части 10 статьи 4, пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 3.6.3.11 документации о закупке, при оценке заявки участника запроса предложений по подкритерию "Сведения о профессиональной и деловой репутации" каждой заявке присуждается от 0 до 10 баллов. Максимальный балл присваивается участнику процедуры закупки, предоставившему подтверждённые сведения (информацию) с наибольшим количественным значением по подкритерию. Остальным участникам присваивается пропорциональное количество баллов относительно значения в заявке, которой присвоено максимальное количество баллов.
Вместе с тем, из документации о закупке невозможно установить, каким образом Заказчик будет оценивать представленные в составе заявки на участие в Закупке сведения о профессиональной и деловой репутации, а также будут ли учитываться сведения о негативной репутации при расчете указанного количественного показателя.
Учитывая изложенное, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по подкритерию "Сведения о профессиональной и деловой репутации" не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, что нарушает пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Пунктом 1 Технического задания документации о проведении закупки установлено, что все работы по устройству наружных инженерных сетей должны быть выполнены в соответствии с проектно-сметной и рабочей документацией со штампом "В производство работ", а также требованиями действующих СНиП, ГОСТ, СанПиН, санитарными нормами, приказами и др. нормами действующего законодательства РФ в области строительства.
Вместе с тем, Заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) проектная документация, рабочая документация на основании которых должны выполняться работы, являющиеся предметом закупки, не размещена.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия (бездействие) Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
4. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Пунктом 4.13 проекта договора, заключаемого по итогам закупки установлено, что "Генподрядчик вправе произвести авансирование Субподрядчика в размере до 30% (тридцати процентов) Цены Договора. Генподрядчик имеет право в любой момент потребовать возврат аванса (неотработанной части аванса), а у Субподрядчика возникает обязательство по возврату аванса (неотработанной части аванса) в срок, указанный в требовании Генподрядчика".
Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.01.2016 г. по делу N АК001-16)
3. Требования документации о закупке к коллективному участнику должны распространяться на все компании, входящие в консорциум.
ФГУП "С" (далее - Заказчик) осуществлена закупка выполнение работ по строительству жилых домов на объекте (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.
Согласно пункту 3.3.8.5 документации о проведении закупки в случае участия коллективного участника в запросе предложений каждый из участников коллективного участника должен соответствовать требованиям, предъявленным к участникам запроса предложений в настоящей документации, за исключением случаев специально оговоренных в документации о закупке.
Заявка должна включать документы, подтверждающие соответствие каждого члена объединения установленным закупочной документацией требованиям (подпункт "а" пункта 3.3.8.5 документации о закупке).
В соответствии с пунктом 3.3.8.7 документации о закупке, если заявка коллективного участника не соответствует требованиям, установленным пунктом 3.3.8.6, заявка такого коллективного участника подлежит отклонению.
Согласно пункту 3.3.8.8 документации о проведении закупки, если хотя бы один участник коллективного участника, входящей в состав коллективного участника, на стадии подачи заявок отказывается от участия в проведении процедуры закупки, заявка от такого коллективного участника подлежит отклонению.
Учитывая, что во исполнение требований части 6 статьи 3 Закона о закупках, требования документации подлежат применению в равной степени ко всем участникам закупки, Заказчик, установив не только требования к коллективному участнику закупки, но и к лицам, входящим в состав коллективного участника нарушил требования частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2016 г. по делу N АК002-16)
4. В случае, если заказчик использует критерий "квалификация" в критериях оценки заявок, он должен указать какие документы должны быть представлены для подтверждения опыта работы.
АО "С" (далее - Заказчик) осуществлена закупка Поставка инструментальной продукции (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 5 Раздела 2 Информационной карты Закупочной документации установлено следующее требование к дополнительно представляемым Участником информации и документам в подтверждение квалификации:
"Для подтверждения своей квалификации Участник представляет также следующие документы, которые учитываются Заказчиком при проведении оценки заявок Участников Конкурса, проводимой в порядке и по критериям, указанным в пункте 17 Информационной карты Раздела 2 Документации:
- информацию по форме N 4 Раздела 3 о наличии/отсутствии у участника опыта поставки товара, а также опыта выполнения работ, услуг, сопоставимых предмету настоящего конкурса (с приложением копий договоров, актов и других документов в количестве не менее 1-го договора за 1 календарный год, указанный в заполняемой Участником Форме)".
Пунктом 17 Раздела 2 Информационной карты Заказчиком в Закупочной документации установлен, в том числе критерий "Опыт работы", согласно которому рейтинг рассчитывается следующим образом: "максимальное количество баллов присваивается предложениям Участников, имеющих максимальный опыт (согласно справке по Форме N 4 Раздела 3). Остальным предложениям Участников количество баллов присваивается пропорционально представленному Участником максимальному опыту".
Вместе с тем, из Закупочной документации не представляется возможным определить какие документы необходимо представить участникам Закупки для подтверждения опыта поставки товара, а также опыта выполнения работ, услуг, сопоставимых предмету конкурса, в связи с тем, что Закупочной документации не раскрыто понятие "сопоставимых предмету конкурса".
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика, нарушают пункты 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.02.2016 г. по делу N АК132-16)
5. Заказчик должен внести изменения в план закупки до размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте.
ПАО "С" (далее - Заказчик) осуществлена закупка по выбору организации на право поставки печатного оборудования и расходных материалов (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N932 (далее - Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.
Пунктом 9 Правил установлено, что в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
В плане закупки Заказчика на 2015 год, размещенном на официальном сайте, отсутствует информация об Аукционе.
Учитывая изложенное, указанные действия нарушают требования пункта 2 Правил, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.02.2016 г. по делу N 223ФЗ-128/15/АК126-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводится обзор отдельных решений ФАС России о привлечении к административной ответственности за правонарушения в сфере закупок.
Так, отмечено, что заказчик в документации о закупке должен установить порядок оценки заявок, позволяющий отобрать победителя по лучшему предложению участника.
Законом о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки, для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Например, является нарушением Закона установление заказчиком в документации о закупке требований по критерию "Опыт работы" без перечня документов, необходимых для подтверждения опыта поставки товара, выполнения работ, услуг, сопоставимых предмету конкурса.
Несоблюдение заказчика предусмотренных законодательством России в сфере закупок требований к содержанию извещений о закупке товаров, является основанием для привлечения его к административной ответственности.
Даны разъяснения по вопросу внесения изменений в план закупки.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.