Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 01.02.2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 08.02.2016 г.
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харламовой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОАО "БПО" Сибприбормаш"
к ФАС России
третье лицо: СПП ОАО "СтройГАЗ"
о признании недействительным и отмене решения N 223ФЗ-258/15 от 17.09.2015 г. в части п. 2, 3, 4
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Семирикова Н.С., паспорт, дов. N 5 от 08.12.2015 г.,
от ответчика: Удалых А.Д., паспорт, дов. N ИА/34730/15 от 02.06.2015 г.,
от третьего лица: извещен, не явился, установил:
Открытое акционерное общество "Бийское производственное объединение "Сибприбормаш" (далее - Заявитель, Общество, ОАО "БПО" Сибприбормаш") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, Ответчик) о признании недействительным решение N 223ФЗ-258/15 от 17.09.2015 г. в части п. 2, 3, 4, а именно: признания в действиях ОАО "БПО "Сибприбормаш" нарушение части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках; передачи соответственному должностному Управлению контроля размещения государственного заказа ФАС России материалов дела от 19.09.2015 N 223ФЗ-258/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном нарушении; выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
Заявитель требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении, мотивированном тем, что Заявитель не нарушил положения п.3 ч. 9 ст. 4, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и в действиях Заявителя отсутствуют признаки состава административного правонарушения, ответственность которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Ответчик по заявленным требованиям возражал, представил материалы антимонопольного дела и письменный отзыв, указал, что решение является законным и обоснованным.
Третье лицо СПП ОАО "СтройГАЗ" в судебное заседание не явилось, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещении о месте и времени судебного разбирательства.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Судом проверен срок на обращение с заявлением в суд, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, установлено, что Заявителем соблюден установленный законом трехмесячный срок для обжалования решения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 11.09.2015 г. в ФАС России поступила жалоба СПП ОАО "СтройГАЗ" (вх. 97212-ЭП/15) на действия заказчика ОАО "БПО Сибприбормаш" при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса строительно-монтажных работ: "Реализация комплекса мероприятий по реконструкции промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш", г. Бийск, Алтайский край" (извещение 31502687744) (далее - Конкурс).
В результате рассмотрения указанной жалобы по существу 17 сентября 2015 г. Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок по итогам проверки действий Заказчика ОАО "БПО "Сибприбормаш" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ: "Реализация комплекса мероприятий по реконструкции промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш", г. Бийск, Алтайский край" (извещение N 31502687744) вынесено решение N 223ФЗ-258/15 о:
1. Признании жалобы СПП ОАО "СтройГАЗ" (вх. N 97212-ЭП/15 от 11.09.2015 на действия заказчика необоснованной;
2. Признании в действиях ОАО "БПО "Сибприбормаш" нарушение части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках;
3. Передано соответственному должностному Управлению контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 19.09.2015 N 223ФЗ-258/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном нарушении;
4. Выдано предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Полагая, что решение ФАС России от 17.09.2015 г. N 223ФЗ-258/15 в части п. 2, 3, 4 является незаконным и необоснованным, Заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований ОАО "БПО" Сибприбормаш" на основании следующего.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 5.3.1.12 упомянутого Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными, службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках) контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 статьей 6 Закон N 223-ФЗ установлены случаи, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг по правилам Закона N 223-ФЗ.
Процедура рассмотрения жалоб участников закупок по Закону N 223-ФЗ предусмотрена статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13, которым утвержден Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый ненормативный правовой акт ФАС России вынесен в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Судом отклоняется довод Заявителя о том, что ФАС России необоснованно признала в действиях Заявителя нарушение части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ (пункт 1 заявления), ФАС России находит несостоятельным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупочной деятельности ОАО "БПО "Сибприбормаш", утвержденным решением совета директоров ОАО "БПО "Сибприбормаш" (протокол N 15 от 18.03.2014) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1 статьи 3 Положения о закупке.
Согласно пункту 1.3 Документации предметом Конкурса является:
"...выполнение комплекса строительно-монтажных работ, поставка и монтаж оборудования, пусконаладочные работы и техническому содействию в получении акта приемки законченным строительством объекта "Реализация комплекса мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш" в объемах, предусмотренных прошедшей государственную экспертизу проектной документации, пояснительной запиской к проектной документации, рабочей документацией, техническим заданием...".
В соответствии с требованиями Документации победителю Конкурса необходимо выполнить комплекс строительно-монтажных работ, пусконаладочные работы, поставить оборудование, а также выполнить комплекс мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш".
Например, согласно пункту 3.5 части 2.1 "Технологические решения и оборудование" Проектной документации Конкурса необходимо реконструировать инженерно-технические средства охраны, а именно выполнить установку технических средств охраны, установку камер видеонаблюдения, освещение периметра и т. д.
Данные работы не могут быть признаны технологически и функционально связанными с реконструкцией зданий, строительством и другими работами, указанными в Техническом задании Конкурсной документации.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что не соответствует требованиям пункта 3 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в его действиях Заявителя нарушение части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ не находит своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что ФАС России необоснованно признала в действиях Заявителя нарушение пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ (пункт 2 заявления), ФАС России суд находит несостоятельным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Как следует из Документации, Извещения предметом Конкурса является завершение строительства объектов энергетического комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о закупке требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации, приводит к невозможности формирования участником закупочной процедуры предложения по исполнению контракта, в том числе, в части расчёта цены и объёмов работ по строительству.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
При этом, как указывает ответчик, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что проектная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на официальном сайте в составе Документации не размещена.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя о том, что ФАС России необоснованно признала в действиях Заявителя нарушение пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, а именно неразмещение Заяавителем проектно-сметной документации в полном объеме на Официальном сайте не находит своего подтверждения.
Судом отклоняется довод Заявителя о том, что ФАС России необоснованно признала в действиях Заявителя нарушение части 1 стать 3, части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ (пункт 3 заявления) по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмеримым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Из пункта 12 Документации следует, что заявка участника закупки будет отклонена в связи с тем, что участником будут предоставлены неправильно оформленные документы или документы будут поданы не в полном объеме.
Пунктом 6 Документации установлено, что "...участник Конкурса должен обладать свидетельством, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на основании Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; стоимость работ на право заключить договор по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, указанная в свидетельстве СРО, должна соответствовать требованиям ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и быть не менее цены контракта, предложенной участником открытого конкурса...".
При этом, в Документации отсутствует конкретный перечень работ, свидетельство СРО по которым необходимо представить в составе заявки на участие в Конкурсе, что является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, для участия в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, достаточно наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в отсутствие свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам Конкурса о наличии свидетельств, выданных в Саморегулируемой организации (СРО) с допуском на выполнение работ на объектах капитального строительства, противоречит нормам пункта 3 Положения о закупке, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в его действиях нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках не находит своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что ФАС России необоснованно признала в действиях Заявителя нарушение пункта 2 части 1 стать 3, части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ (пункт 4 заявления), суд так же находит несостоятельным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Подпунктом 12 пункта 2.1 Документации установлено, что участник Конкурса должен иметь "действующую лицензию по обеспечению пожарной безопасности зданий сооружений, выданной МЧС РФ".
Предметом Конкурса является: "...выполнение комплекса строительно-монтажных работ, поставка и монтаж оборудования, пусконаладочные работы и техническому содействию в получении акта приемки законченным строительством объекта "Реализация комплекса мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей ОАО "БПО "Сибприбормаш" в объемах, предусмотренных прошедшей государственную экспертизу проектной документации, пояснительной запиской к проектной документации, рабочей документацией, техническим заданием...".
Согласно пункту 11.4 проекта договора "...подрядчик, а также привлекаемые им субподрядные организации, на все время проведения строительно-монтажных Работ на Объекте должен иметь лицензию МЧС РФ на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну...".
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее -лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением законодательства о закупках.
Таким образом, требование о наличии соответствующей лицензии МЧС у участника конкурса является избыточным, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в его действиях нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках не находит своего подтверждения.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Границы предмета доказывания, как и пределы судебного разбирательства, определяются предметом и основанием иска. При этом арбитражный суд в соответствии с действующим арбитражным процессуальным законодательством не вправе выходить за пределы заявленных требований, а также рассматривать спор по иным основаниям, не заявленным заявителем.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствуют нарушения законных прав и интересов заявителя, а также возможность их восстановления с учетом предмета заявленных требований и способа восстановления нарушенного права, избранного заявителем, что в силу ст.198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным в судебном порядке.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 41, 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд решил:
Проверив на соответствие требованиям действующего законодательства, требования ОАО "БПО" Сибприбормаш" к ФАС России оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
С.О. Ласкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 февраля 2016 г. N А40-199212/2015-33-1404
Текст решения официально опубликован не был