Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), перенаправленное письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 22 октября N А26-02-112937511, и сообщает.
Согласно статье 7 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципе открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
При этом согласно части 5 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в ней, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Таким образом, вся информация, подлежащая размещению в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в настоящее время содержится на официальном сайте.
Кроме того, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В настоящее время проведение электронных аукционов осуществляется на следующих электронных площадках: ЗАО "Сбербанк-АСТ": http://sberbank-ast.ru, ОАО "ЕЭТП": http://etp.roseltorg.ru, ГУП "АГЗРТ": http://etp.zakazrf.ru, ЗАО "MMBБ-ИT": http:/www.etp-micex.ru; и ООО "PTC-тендер": http://www.rts-tender.ru.
Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах операторы электронных площадок осуществляют аккредитацию участников аукциона. Для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки документы и информацию, указанные в части 2 статьи 61 Закона N 44-ФЗ.
В срок не более чем пять рабочих дней с даты поступления документов и информации оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника электронного аукциона или отказать этому участнику в аккредитации по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 61 Закона N 44-ФЗ, а также направить ему уведомление о принятом решении.
Согласно статье 44 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должен быть указан размер обеспечения заявок. Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки.
Кроме того, в целях защиты государственных заказчиков от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), борьбы с коррупцией и предотвращения злоупотреблений законодательством о контрактной системе предусмотрен механизм обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам.
Так, согласно статье 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением некоторых случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, обеспечительные меры - обязанность заказчика, а не право.
Касательно информации о заключенных контрактах отмечаем, что статьей 103 Закона N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика в течении трех рабочих дней с даты заключения контракта, изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги направлять информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство).
Согласно части 2 статьи 103 в реестр контрактов включаются в том числе наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключается контракт по итогам проведенных процедур закупок.
Таким образом, информацию о победителе закупки, с которым заключается контракт, заказчик обязан размещать в единой информационной системе.
Обращаем внимание, что в целях ликвидации нарушений закона должностными лицами и восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций законодатель предусмотрел возможность обжалования действий должностных лиц в порядке подчиненности и в суде.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вся информация, подлежащая размещению в соответствии с Законом о контрактной системе, до ввода в эксплуатацию ЕИС содержится на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Правительством РФ устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок.
Сообщается, на каких электронных площадках проводятся электронные аукционы.
Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах операторы электронных площадок осуществляют аккредитацию участников аукциона. Для получения аккредитации нужно представить документы и информацию, указанные в Законе о контрактной системе.
При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Оно в равной мере относится ко всем участникам закупки.
Кроме того, в целях защиты госзаказчиков от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), борьбы с коррупцией и предотвращения злоупотреблений законодательством о контрактной системе предусмотрен механизм обеспечения исполнения обязательств по госконтрактам.
Таким образом, обеспечительные меры - обязанность заказчика, а не право.
Информацию о победителе закупки, с которым заключается контракт, заказчик обязан размещать в ЕИС.
Кроме того, законодатель предусмотрел возможность обжалования действий должностных лиц в порядке подчиненности и в суде.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 ноября 2015 г. N Д28и-3355 "О разъяснении законодательства о контрактной системе в сфере закупок"
Текст письма официально опубликован не был