Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение, перенаправленное ФАС России письмом от 27 января 2016 г. N АЦ/4339/16, по вопросу о применении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и сообщает.
Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществлялось до 31 декабря 2013 года в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.
Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также регламентирует порядок и процедуры отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с целью заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с положениями части 3 статьи 22 Закона N 94-ФЗ, в случае если заказчик, уполномоченный орган не имеют возможности установить четкие требования и показатели, предусмотренные частью 2 статьи 22 Закона N 94-ФЗ. конкурсная документация может содержать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Таким образом, в случае, если конкурсная документация содержит указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые сопровождаются словами "или эквивалент", заказчик обязан установить показатели и требования к товарам, работам, услугам (в соответствии с положениями части 2 статьи 22 Закона N 94-ФЗ), позволяющие определить соответствие товаров, работ, услуг "эквиваленту".
Согласно части 3 статьи 29 Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в том числе в части 3 статьи 29 Закона N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 Закона N 94-ФЗ. Указанный перечень случаев является исчерпывающим.
Учитывая изложенное, контракт заключается и исполняется на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. Участник размещения заказа обязан поставить именно тот товар, который указан был в конкурсной заявке и контракте.
Изменение условий контракта, указанных в том числе в части 3 статьи 29 Закона N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается за исключением указанных случаев.
Так, согласно части 6.7 статьи 9 Закона N 94-ФЗ установлено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, вносятся сведения об изменении условий контракта.
Таким образом, Закон N 94-ФЗ допускает возможность, при условии согласия заказчика, изменения условий контракта в части согласования поставки товара с улучшенными характеристиками и качеством.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществлялось до 31 декабря 2013 г. в соответствии с положениями Закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
В связи с этим разъяснено следующее.
Если конкурсная документация содержит указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или производителя, которые сопровождаются словами "или эквивалент", заказчик обязан установить показатели и требования, позволяющие определить соответствие товаров, работ, услуг "эквиваленту".
Контракт заключается и исполняется на условиях, указанных в поданной участником, с которым заключается контракт, заявке и в конкурсной документации. Участник размещения заказа обязан поставить именно тот товар, который указан был в конкурсной заявке и контракте.
Закон о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд допускает возможность, если согласен заказчик, изменения условий контракта в части согласования поставки товара с улучшенными характеристиками и качеством.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 февраля 2016 г. N Д28и-443 "О применении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был