Обсудив вопросы, связанные с формированием концепции федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Формирование проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов должно основываться на ключевых направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года.
Достижение сбалансированности федерального бюджета, являющееся важнейшим условием обеспечения макроэкономической устойчивости, должно стать основным направлением бюджетной политики, особенно в неблагоприятных геополитических условиях при прогнозируемом низком уровне цен на сырьевые товары.
При этом остаются актуальными задачи формирования современной структуры экономики и создания условий для эффективного развития отечественного бизнеса, поэтому Правительству Российской Федерации необходимо разработать соответствующие меры и пересмотреть приоритеты в бюджетной политике с целью увеличения расходов федерального бюджета на развитие человеческого капитала.
В целях осуществления структурных преобразований, требуемых для обеспечения перехода от инерционного сценария развития к новой модели экономического роста, необходимо более широко использовать инструменты стратегического планирования.
Для обеспечения стабильности и предсказуемости бюджетных проектировок необходим возврат к трехлетнему бюджетному планированию, которое позволит повысить ответственность и самостоятельность участников бюджетного процесса в рамках среднесрочных и программно-целевых ориентиров.
В условиях сохраняющейся зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры должно быть продолжено совершенствование бюджетной политики за счет разработки и внедрения новых "бюджетных правил", позволяющих сохранять устойчивость бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим необходима новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ исполнения федерального бюджета за предыдущие годы показывает наличие значительных резервов оптимизации бюджетных расходов, которые следует учитывать при планировании бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, как неоднократно отмечалось Счетной палатой Российской Федерации.
Остается нерешенной главная проблема межбюджетных отношений - отсутствие достаточных финансовых ресурсов у субъектов Российской Федерации, позволяющих в полной мере обеспечить их социально-экономическое развитие и исполнение ими своих расходных обязательств своевременно и в полном объеме.
Несмотря на реализуемые Правительством Российской Федерации меры в области межбюджетной политики, продолжается увеличение различий в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Создавшаяся ситуация требует изменения подходов к формированию межбюджетных отношений, так как действующая система межбюджетных трансфертов не обеспечивает реальную сбалансированность и устойчивость консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов:
обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов с учетом необходимости концентрации бюджетных ресурсов в целях стимулирования развития человеческого капитала и социальной поддержки граждан;
разработать комплекс мер по снижению темпов роста инфляции до целевого уровня, определенного Центральным банком Российской Федерации, в том числе предусматривающий индексацию цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора не выше целевого уровня инфляции;
осуществить необходимую корректировку государственных программ Российской Федерации по результатам оценки эффективности их реализации и в соответствии со стратегическими целями развития соответствующих отраслей российской экономики;
предусмотреть переход на программно-целевые принципы бюджетного планирования ассигнований на обеспечение обороноспособности страны;
принять меры по совершенствованию регулирования рынка алкогольной продукции в целях увеличения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе усилив уголовную ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, приравняв ее к ответственности за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег;
разработать перечень некодифицированных публичных платежей, а также подготовить предложения по законодательному определению принципов установления и взимания неналоговых платежей для субъектов предпринимательской деятельности;
создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части некодифицированных публичных платежей в целях снижения фискальной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности;
рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения после 31 декабря 2017 года специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
продолжить работу по совершенствованию единой и обязательной методики оценки объектов недвижимости в целях обеспечения сопоставимости и обоснованности кадастровой стоимости и рыночной стоимости объекта недвижимости;
утвердить методику расчета кадастровой стоимости для зданий, строений, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства;
установить единый порядок определения видов фактического использования объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, помещений) для целей налогообложения;
рассмотреть вопрос о сокращении переходного периода применения пониженных ставок налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
обеспечить планирование бюджетных ассигнований, направляемых на взносы в уставные капиталы юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на осуществление бюджетных инвестиций при наличии финансово-экономического обоснования потребности в них с учетом не использованных указанными юридическими лицами объемов бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета в предыдущие периоды;
представить в материалах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" финансово-экономическое обоснование предусматриваемых бюджетных ассигнований на взносы в уставные капиталы акционерных обществ отдельно по каждому акционерному обществу;
разработать концепцию проекта федерального закона, направленного на расширение практики применения проектного финансирования, предусматривающей обязательность проведения сравнения различных вариантов поддержки инвестиционных проектов;
принять меры, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотрев разработку и внедрение механизма обоснования и нормирования закупок;
повысить обоснованность данных по прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и представить расчеты по каждому приватизируемому объекту с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов";
продолжить работу по формированию эффективной системы социальной защиты на основе применения принципа адресности и критериев нуждаемости, в том числе по методическому обеспечению оценки нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки;
ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на совершенствование системы учета и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения трудоспособного возраста;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, определяющих статус государственных внебюджетных фондов;
продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений и рассмотреть вопрос об определении общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации отдельно на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений;
предусмотреть в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" распределение максимального количества межбюджетных трансфертов;
установить срок распределения и предоставления Правительством Российской Федерации межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и не распределенных федеральным законом о федеральном бюджете, - до 1 апреля;
продолжить работу по консолидации субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, и в случае экономии бюджетных средств направить их на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации, в том числе на реализацию программ поддержки местных инициатив;
обеспечить направление в соответствии с требованием пункта 9 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых между бюджетами субъектов Российской Федерации не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете, после их согласования всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и анализа замечаний Счетной палаты Российской Федерации;
рассмотреть возможность изменения условий предоставления бюджетных кредитов, выданных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, с учетом фактически складывающейся ситуации с исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона N 730216-6 "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающего применение российскими экспортерами налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в текущем налоговом периоде до подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам принимать участие в заседаниях рабочей группы по инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации провести мониторинг установленных муниципальными органами действующих налоговых ставок, налоговых льгот и налоговых вычетов по имущественным налогам физических лиц в целях их унификации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
30 марта 2016 г.
N 137-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 марта 2016 г. N 137-СФ "О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 14 ст. 1939