Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Республики Адыгея "Стройзаказчик" (далее - Заказчик), Комитета Республики Адыгея по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом, электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Туристско-рекреационный кластер "Ворота Лаго-Наки" Республики Адыгея" (номер извещения 0176200005516000017) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В расчет начальной (максимальной) цены контракта включены работы, не предусмотренные проектом государственного контракта.
2. В проекте государственного контракта надлежащим образом не установлены требования к объему предоставления гарантии качества.
3. В проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлена ответственность исполнителя за непривлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также объем такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
4. В проект государственного контракта неправомерно включено условие о расторжении контракта в случае прекращения дальнейшего финансирования объекта.
5. Разъяснения Заказчика положений документации об Аукционе изменяют ее суть, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
6. Описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что не позволяет Заявителю сформировать свое предложение и подать заявку на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об Аукционе, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 26.01.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 865 185 740 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) единственная заявка участника закупки признана соответствующей требованиям документации об Аукционе;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует положениям Закона о контрактной системе, а именно, в расчет начальной (максимальной) цены контракта включены работы по авторскому надзору, которые проектом государственного контракта не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно положениям документации об Аукционе обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта приведено в приложении N 1 к информационной карте документации об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании изложенного, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует положениям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта надлежащим образом не установлены требования к объему предоставления гарантии качества.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.
Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к содержанию государственного контракта, в том числе, об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе гарантийного обязательства), во всем остальном, что не урегулировано Законом о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, участники закупок и государственные заказчики руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.
Пунктом 7 "Гарантийные обязательства" раздела IV "Техническая часть. Описание объекта закупки" установлено следующее:
"Гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта устанавливается 60 (шестьдесят) месяцев, с даты ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, в соответствии с требованиями действующего законодательства".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности однозначно определить требования к гарантийным обязательствам, установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлена ответственность исполнителя за непривлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также объем такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии пунктом 3.1.13 проекта государственного контракта документации об Аукционе "в случае наличия в извещении об осуществлении закупки соответствующего требования, привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Совокупная цена субподрядных договоров должна составлять не менее пятнадцати процентов от цены настоящего Контракта".
Таким образом, Комиссия приходит к вводу о том, что указанные положения, содержащие фразу "не менее" не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также, Комиссией установлено, что проектом государственного контракта установлены следующие положения о обязанности исполнителя:
"3.1.6. Предоставлять Заказчику информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта. При этом предоставлять Заказчику информацию на предмет договора, наименование и адрес субподрядчика, соисполнителя. Указанная информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение 10 (десяти) дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.
11.2. За не представление информации, указанной в пункте 3.1.6. и не исполнение требования указанного в п. 3.1.13. Контракта, Подрядчик обязан уплатить Заказчику пеню в размере одной трехсотой действующей на дату ее уплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки такого обязательства".
Условия и порядок установления ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены частями 6, 7, 8 статьи 34 Закона о контактной системе.
Комиссия приходит к выводу о том, что положения, указанные в пункте 11.2 государственного контракта, не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку содержат не предусмотренные частями 6, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе порядок и условия установления ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктами 6-8 Правил определения неустойки установлен порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссия установила, что согласно пункту 11.11 проекта государственного контракта документации об Аукционе "в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком".
Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлена формула расчета пени за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в:
- неустановлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта;
- установлении не предусмотренного частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе порядка и условия установления ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом;
- неустановлении соответствующей требованиям Правил определения неустойки формулы расчета пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом нарушают часть 6 статьи 30, часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, в проект государственного контракта неправомерно включено условие о расторжении контракта в одностороннем порядке, в случае прекращения дальнейшего финансирования объекта, что может повлечь необоснованное включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг, согласно которому Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 12.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что заказчик вправе инициировать расторжение контракта, в том числе, в случае прекращения дальнейшего финансирования объекта.
Комиссия приходит к выводу о том, что инициирование заказчиком расторжения контракта в связи с прекращением финансирования объекта не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что расторжение государственного контракта по указанному основанию, свидетельствует о существенном нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного контракта, которое может повлечь включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, разъяснения Заказчика положений документации об Аукционе о наличии символа "" в описании объекта закупки, а также о применении единицы "КОН/гБ" изменяют ее суть, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что 01.02.2016 Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД1, согласно которым Заказчик указал, что символ "" и единицу измерения "КОН/гБ" необходимо считать технической ошибкой, а также разъяснил порядок указания названной информации в первых частях заявок участников Аукциона.
При этом представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что разъяснения Заказчика положений документации об Аукционе от 01.02.2016 N РД1 изменяют ее суть.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего надлежащим образом характеристики показателей, используемого при осуществлении работ товара, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- наименование и показатели товаров по позициям 1, 12, 13, 15, 16, 17-24, 28-31, 33, 37, 47, 58, 195-197, 264 являются не стандартными или несуществующими и не соответствуют требованиям ГОСТ.
- требования установленные к товарам 20-24, 49 не соответствуют требованиям установленным в проектной документации;
- по показателю "давление" товаров по позициям 28-31 установлен некорректно;
- по товару 8 установлены противоречивые требования.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен, в том числе использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что требования к товарам, используемых при выполнении работ, установлены в приложении N 1 "Характеристика материалов и оборудования" к документации об Аукционе в соответствии с требованиями Заказчика. Кроме того, Заказчиком товары по позициям 1, 12, 13, 15, 16, 17-24, 28-31, 33, 37, 47, 58, 195-197, 264 приложения
N 1 "Характеристика материалов и оборудования" к документации об Аукционе не установлено требований о соответствии указанных товаров каким-либо ГОСТ.
При этом законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок обязывает государственных заказчиков при описании объекта закупки использовать показатели установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, в случае, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования к товарам по позициям 1, 12, 13, 15, 16, 17-24, 28-31, 33, 37, 47, 58, 195-197, 264 должны указываться в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В отношении требований установленных в приложении N 1 к документации об Аукционе к товарам по позициям 20 - 24, 49 представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с разделом 4 "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе "предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Описании объекта закупки (требования к товарам, применяемым при выполнении работ). При этом не подлежат указанию в первой части заявки параметры товаров, показатели которые содержатся в проектной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих товаров не установлены Заказчиком в разделе Описание объекта закупки (требования к товарам, применяемым при выполнении работ). Не подлежат указанию в первой части заявки параметры материалов, показатели которых содержатся в сметной документации, если требования к техническим характеристикам (показателям) этих материалов не установлены Заказчиком в разделе Описание объекта закупки (требования к товарам, применяемым при выполнении работ).
Проектно-сметная документация является неотъемлемой частью аукционной документации и определяет объем и стоимость работ, подлежащих выполнению в рамках настоящего аукциона, но не устанавливает требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ, товара".
Таким образом, довод Заявителя о том, что при установлении требований к товарам по позициям 20 - 24, 49, установленным в приложении N 1 к документации об Аукционе, Заказчиком нарушены правила описания объекта Закупки не нашел своего подтверждения.
Также, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указание некорректного требования к показателю "давление" товаров по позициям 28-31 является технической ошибкой.
Комиссией установлено, что пунктом 27 приложения N 1 "Характеристика материалов и оборудования" к документации об Аукционе установлено следующее: "должны быть давлением не менее".
Аналогичные несоответствия установлены в пунктах 25 - 27, 29-31 приложения N 1 "Характеристика материалов и оборудования" к документации об Аукционе.
Также, пунктом 8 приложения N 1 "Характеристика материалов и оборудования" к документации об Аукционе установлены следующие требования:
"Лента поливинилхлоридная липкая толщиной 0,4 мм, должна представлять собой эластичный рулонный материал, изготовленный исключительно в заводских условиях вальцекаландровым методом на основе поливинилхлоридной основы с добавлением светостабилизаторов и нанесением на одну сторону специального клеевого слоя. Ширина должна быть 45011 мм., толщина 0,40,05 мм".
Учитывая изложенное, значение показателя "толщина" по позиции "Лента поливинилхлоридная липкая толщиной 0,4 мм" может быть указано менее или более чем 0,4 мм.
Таким образом, в пункте 8 приложения N 1 "Характеристика материалов и оборудования" к документации об Аукционе Заказчик установил противоречивые требования к товару "Лента поливинилхлоридная липкая толщиной 0,4 мм", поскольку показатель толщины, указанный в наименовании товара указан конкретно, вместе с тем показатель "толщина" указанный в технических характеристиках товара может быть менее или более чем 0,4 мм.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего надлежащим образом характеристики показателей, используемого при осуществлении работ товара, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении товара указанного пункте 8 приложения N 1 "Характеристика материалов и оборудования" к документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе метод производства указанного товара (изготовленный исключительно в заводских условиях вальцекаландровым методом). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о методах производства такого товара.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015
N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 Перечня, к таким работам относятся, в том числе строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41 - 43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Извещением о проведении Аукциона установлено следующее:
"Наименование товара, работы, услуги:
Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Туристско-рекреационный кластер "Ворота Лаго-Наки" Республики Адыгея";
Код по ОКПД2: 42.21.21".
Комиссией установлено, в Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к участникам Аукциона, предусмотренные Постановлением N 1457.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Комиссией установлено, что в документации об Аукционе, к товарам используемым при выполнении работ, например, по пунктам 58, 59, 60, 149, приложения N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования:
"58. Щебень из природного камня для строительных работ. Потеря массы при испытании должна быть не менее 10%, но не более 14%. Содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более 10% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером <0,05 мм) в щебне должно быть не более 1% по массе. Содержание глины в комках не должно быть более 0,25% по массе.
59. Песок природный для строительных работ крупный, должен быть I класса. Группа песка: крупный. Модуль крупности песка 2,5 3,0. Содержание глины в комках необходимо не более 0,25%. Содержание глинистых, илистых, пылевидных частиц не более 2,0%
60 Песок: I/II класса. Полный остаток песка на сите N063, в процентах по массе, свыше 30 до 45. Содержание в песке зерен крупностью свыше 10мм, в процентах по массе, не более 5 (максимальное значение) для песка II класса. Содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм, в процентах по массе, не более 15 (максимальное значение) для песка II класса. Содержание в песке зерен крупностью менее 0,16мм, в процентах по массе, не более 5 (максимальное значение) для песка I класса. Содержание в песке зерен крупностью менее 0,16 мм, в процентах по массе, не более 15 (максимальное значение) для песка II класса. Содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм, в процентах по массе, не более 0,5 (максимальное значение) для песка I класса. Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, в процентах по массе, не более 3 (максимальное значение) для песка II класса. Содержание в песке зерен крупностью свыше 5мм, в процентах по массе, не более 5 (максимальное значение) для песка I класса. Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, в процентах по массе, не более 2 (максимальное значение) для песка I класса. Содержание глины в комках, в процентах по массе, не более 0,5 (максимальное значение) для песка II класса.
149. Щебень известняковый для строительных работ марка должна быть не менее 600, фракция мм. Основные характеристики данной смеси: Марка прочности должна быть 600; Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 0,85%. Содержание зерен слабых пород не должно быть более 4%. Насыпная плотность должна быть 1300 кг/м3. Зерновой состав: полный остаток на сите 40 мм. должен быть < 10%; полный остаток на сите 30 мм. должен быть 30-80%; полный остаток на сите 10 мм. должен быть 90-100%".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении товаров указанных пунктах 58, 59, 60, 149 приложения N 1 "Характеристика материалов и оборудования" к документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе химического состава и результатов испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о химическом составе и результатах испытаний такого товара.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения подрядчика, в связи с тем, что по указанным основаниям заявка единственного участника закупки не отклонена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу Некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" обоснованной в части:
- установления в проекте государственного контракта ненадлежащим образом ответственности исполнителя за непривлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
- некорректного установления показателя "давление" по позициям 28 - 31;
- установления противоречивого требования к показателю "толщина" позиции 8.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 7 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 16.02.2016 N К-188/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 февраля 2016 г. N К-188/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был