Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТехноТорг" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению бесперебойного функционирования автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников Минэкономразвития России, серверного и видеопрезентационного оборудования в 2016 году (номер извещения 0173100008616000004) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении оригинальных запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.01.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 38 000 000 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 29.02.2016 18:00.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, требование Заказчика о предоставлении оригинальных запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, установленное в документации об Аукционе, влечет ограничение количества участников закупки.
Пунктом 4.1 технического задания документации об Аукционе установлены в том числе следующие требования к расходным материалам и запасным частям оборудования: "Расходные материалы на критически важное оборудование копировально-множительной и принтерной техники и запасные части должны быть новыми (не бывшими в эксплуатации, не восстановленными), оригинальными, рекомендованными к использованию фирмами-производителями техники (при наличии рекомендации фирмы-производителя)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с технической документацией на оборудование использование неоригинальных запасных частей и расходных материалов повлечет нарушение требований безопасности и электромагнитной совместимости, согласно правилам сертификации действующим в Российской Федерации к данному типу оборудования, а также отрицательно повлияет на работоспособность оборудования.
При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил информационные письма официальных представителей производителей оборудования (ООО "РИКО Рус" от 18.02.2016 исх. N 16471, ЗАО "Хьюлетт-Паккард АО" от 17.06.2014 б/н, ООО "Ксерокс (СНГ)" от 22.10.2014 исх. N 074, ООО "Бразер" от 18.02.2016 исх. N 3197), в соответствии с которыми производители оборудования не рекомендуют использовать неоригинальные расходные материалы и запасные части.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что требование Заказчика о предоставлении оригинальных запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, установленное в документации об Аукционе, влечет ограничение количества участников закупки.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 6.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование к участникам Аукциона: "Наличие действующих лицензий: Лицензия ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В составе работ, выполняемых в соответствии с лицензией, должны быть предусмотрены работы в соответствии с нижеуказанными пунктами перечня работ, являющегося приложением к Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 313: пункт 17: Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, пункт 18: Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем, пункт 20: Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Лицензия на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, выданная Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. Действие лицензии должно распространяться на разработку, производство, реализацию, установку, монтаж, наладку, испытания, ремонт, техническое обслуживание: защищенных технических средств обработки информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации".
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по обеспечению бесперебойного функционирования автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников Минэкономразвития России, серверного и видеопрезентационного оборудования в 2016 году.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит требования о том, что участник закупки не является офшорной компанией, что нарушает пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТехноТорг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 10 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 19.02.2016 по делу N К-205/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 февраля 2016 г. N К-205/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был