Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации мероприятий в рамках проведения семинаров для сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов (номер извещения 0173100013816000003) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
2. Конкурсная документация не содержит надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе, поскольку не позволяет определить какие именно показатели объекта закупки, касающиеся качества предлагаемых услуг, должны быть указаны в предложении участника Конкурса.
3. В Конкурсной документации неправомерно установлен показатель "Наличие у участника конкурса возможности предоставления радиоконтрольного оборудования для обучения слушателей" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки".
4. Условие о сроке предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации сформулировано Заказчиком противоречиво.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 28.01.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 17 790 300 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки.
1. Согласно доводу Заявителя, обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно положениям Конкурсной документации обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта приведено в приложении N 1 к информационной карте Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании изложенного, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует положениям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная документация не содержит надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе, поскольку не позволяет определить какие именно показатели объекта закупки, касающиеся качества предлагаемых услуг, должны быть указаны в предложении участника Конкурса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, а также требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника Конкурса установлены разделом I "Инструкция участникам совместного конкурса" и пунктами 28, 29 раздела II "Информационная карта совместного конкурса" Конкурсной документации.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что положения инструкции по заполнению заявок не позволяют подать заявку на участие в Конкурсе.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в Конкурсной документации, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации неправомерно установлен показатель "Наличие у участника конкурса возможности предоставления радиоконтрольного оборудования для обучения слушателей" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Конкурсной документацией по показателю "Наличие у участника конкурса возможности предоставления радиоконтрольного оборудования для обучения слушателей (в соответствии с приложением N 1 к конкурсной документации)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий порядок оценки:
"Оценивается документально подтверждённое участником открытого конкурса наличие полного перечня радиоконтрольного оборудования и/или копии договоров/государственных контрактов с организациями на 2016 год, имеющими возможность предоставления соответствующего радиоконтрольного оборудования (в соответствии с приложением 1 к конкурсной документации).
Оценка по показателю "Наличие у участника конкурса возможности предоставления радиоконтрольного оборудования для обучения слушателей (в соответствии с приложением 1 к конкурсной документации)" производится по формуле_".
Приложением N 1 к Конкурсной документации установлен перечень радиоконтрольного оборудования для обучения слушателей, состоящий из 24 наименований указанного оборудования.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что непредставление в составе заявок участников закупки сведений о наличии радиоконтрольного оборудования не является основанием для отклонения таких участников закупки. Указанные сведения служат для определения квалификации участников закупки, в порядке, установленном Конкурсной документацией.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности установления в Конкурсной документации по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" показателя "Наличие у участника конкурса возможности предоставления радиоконтрольного оборудования для обучения слушателей (в соответствии с приложением N 1 к конкурсной документации)".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки по вышеуказанному показателю не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость (шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному показателю возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участника конкурса возможности предоставления радиоконтрольного оборудования для обучения слушателей", нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Конкурсной комиссией по вышеуказанному показателю обоим участникам закупки присвоено "0" баллов.
4. Согласно доводу Заявителя, условие о сроке предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации сформулировано Заказчиком противоречиво.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Учитывая изложенное, Законом о контрактной системе установлена обязанность государственных заказчиков установить в документации о закупке конкретные даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке, а также направить такие разъяснения, поступившие не позднее срока, установленного Законом о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.02.2016.
Пунктом 42 раздела II "Информационная карта совместного конкурса" установлено, в том числе следующее:
"При поступлении Заказчику запроса о разъяснении положений конкурсной документации в письменной форме от любого участника конкурса не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, указанной в Информационной карте совместного конкурса, Заказчик в течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса направляет данному лицу разъяснения положений конкурсной документации в письменной форме или в форме электронного документа".
Согласно пункту 43 раздела II "Информационная карта совместного конкурса" даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации - с 09 часов 00 минут (московского времени) 29 января 2016 г. до 10 час. 00 мин. (московского времени) 16 февраля 2016 г. включительно.
При этом на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что порядок предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации противоречит положениям Конкурсной документации и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 3.7.3 раздела I "Инструкция участникам совместного конкурса" Конкурсной документации установлено, в том числе, что: "Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки (если заявка состоит из нескольких томов) должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника совместного конкурса (для юридического лица) и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса".
Аналогичные требования о необходимости заверять печатью участника Конкурса (для юридического лица) доверенность для участия в Конкурсе, а также скреплять печатью заявку участника Конкурса (для юридического лица) установлены в пунктах 27, 29, 38 раздела II "Информационная карта совместного конкурса", а также в пункте 4 формы "Опись документов, представляемых в составе заявки (томе заявки) на участие в конкурсе" формы 4.1 Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные требования Конкурсной документации нарушают положения Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе установлено, что участникам закупки необходимо скреплять документы, входящие в состав заявки печатью только при наличии такой печати.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе закреплено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, а также устанавливает требования к информации которая должна содержаться в таком протоколе.
19.02.2016 Заказчиком на Официальном сайте размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 19.02.2016 N ПРО1.
При этом Комиссией установлено, что в приложении N 3 к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 19.02.2016 N ПРО1 содержится информация об организациях, не являющихся участниками Конкурса.
Вместе с тем, согласно представленному Заказчиком на заседании Комиссии протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 19.02.2016 N ПРО1 в бумажном виде, указанное противоречие Заказчиком устранено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в размещении на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 19.02.2016 N ПРО1, содержащего противоречивые сведения, нарушают часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, части 4 статьи 51, части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса предписание не выдается.
4. Передать материалы дела от 24.02.2016 по делу N К-215/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 февраля 2016 г. N К-215/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был