Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е
(обязательное)
Альтернативные типовые испытания
Е.1 Общие положения
Альтернативные типовые испытания должны проводиться на системах хранения водорода и предназначены для подтверждения возможности использования топливных баков в качестве постоянных систем хранения топлива в дорожных четырехколесных пассажирских транспортных средствах. На основании сведений изготовителя о предполагаемых условиях эксплуатации транспортного средства, топливные баки должны быть квалифицированы в отношении транспортных средств, предназначенных для личного пользования или для коммерческих транспортных средств большой грузоподъемности.
Один топливный бак должен быть подвергнут серии испытаний, которые приведены в таблице Е.1, в последовательности, указанной в Е.2.
Таблица Е.1 - Индивидуальные испытания
Е3 |
Циклическое испытание давлением газа при экстремальной температуре (наполнение/выпуск) |
Е4 |
Испытание на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке (парковка) |
Е5 |
Испытание на утечку/проницаемость |
Е6 |
Испытание избыточным давлением |
Е7 |
Испытание на разрыв для остаточного напряжения |
Е.2 Последовательность проведения испытаний
Перед началом испытания на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке (Е.4) необходимо выполнить половину циклического испытания давлением газа при экстремальной температуре в соответствии с Е.3 (50% от количества циклов давления, указанного в Е.3.2).
Оставшаяся часть циклического испытания давлением газа при экстремальной температуре (оставшиеся 50% от числа циклов давления, указанного в Е.3.2) проводится после первых 500 ч испытания на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке (Е.4).
Первая часть (500 часов) испытания на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке (Е.4) должна выполняться после завершения первой половины циклического испытания давлением газа при экстремальной температуре согласно Е.3 (50% от числа циклов давления, указанного в Е.3.2). Вторая часть (оставшиеся 500 ч) испытания на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке проводится после завершения циклического испытания давлением газа при экстремальной температуре (Е.3).
Испытание на утечку/проницаемость (Е.5), испытание избыточным давлением (Е.6) и испытание на разрыв для остаточного напряжения (Е.7) проводятся на топливном баке в указанном порядке после завершения циклического испытания давлением газа при экстремальной температуре (Е.3) и испытания на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке (Е.4). Испытание на утечку/проницаемость может проводиться одновременно со второй частью (оставшимися 500 ч) испытания на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке (Е.4).
Е.3 Циклическое испытание давлением газа при экстремальной температуре
Е.3.1 Циклы наполнения
Топливный бак, нагруженный сжатым водородом, подвергается циклическому изменению давления в диапазоне от 2 МПа (не выше) и до значения в 1,25 раз (не ниже) выше рабочего давления, с числом циклов, указанным в пункте Е3.2. Моделирование наполнений бака должно выполняться в соответствии с нормальными условиями быстрого наполнения, указанными изготовителем транспортного средства.
Выпуск газа при моделировании должен осуществляться со скоростью не ниже скорости выпуска при максимальной нагрузке транспортного средства в соответствии с указаниями изготовителя транспортного средства.
Е.3.2 Количество циклов наполнения
Количество циклов наполнения, которым подвергается топливный бак при проведении циклического испытания давлением при экстремальной температуре, представляет собой максимальное количество наполнений пустого топливного бака до полного состояния в предполагаемых условиях эксплуатации и определяется по следующей формуле:
,
где
- максимальное число наполнений пустого топливного бака до полного состояния в предполагаемых условиях эксплуатации;
L - общий пробег транспортного средства в предполагаемых условиях эксплуатации;
R - запас хода транспортного средства с полным топливным баком.
Минимальное число циклов давления для топливных баков транспортных средств, предназначенных для личного пользования (см. приложение А) составляет 500 циклов. Минимальное число циклов давления для топливных баков коммерческих транспортных средств большой грузоподъемности составляет 1000 циклов (см. приложение А).
Е.3.3 Описание испытания
Первая часть испытания (25% от числа циклов давления, указанных в Е.3.1 и Е.3.2) должна проводиться при температуре газообразного водорода минус 35°С или ниже и при температуре окружающей среды минус 40°С. Если изготовитель ограничивает эксплуатацию топливного бака другой, более низкой температурой окружающей среды, то должна использоваться указанная более низкая температура.
В начале и между каждым из первых десяти циклов давления бак должен термостатироваться в наполненном состоянии при температуре минус 40°С. Для наполнения в следующих 5 уравновешенных циклах давления должен использоваться водород с температурой минус 20°С. Для наполнения в последующих пяти термостатированных циклах давления и наполнения в оставшихся циклах, которые не являются термостатированными, должен использоваться водород с температурой минус 35°С или ниже.
Вторая часть испытания (25% от числа циклов давления, указанных в Е.3.1 и Е.3.2) должна проводиться при температуре газообразного водорода минус 35°С или ниже, при температуре окружающей среды 50°С и относительной влажности 95%. Должно быть выполнено не менее 50 моделируемых выпусков газа со скоростью, указанной изготовителем транспортного средства для процедур по техническому обслуживанию/ремонту транспортного средства. В начале и между каждым из первых десяти циклов топливный бак должен уравновешиваться в незаполненном состоянии при температуре 50°С и относительной влажности 95%.
Третья часть испытания (25% от числа циклов давления, указанных в Е.3.1 и Е.3.2) должна проводиться при температуре газообразного водорода минус 35°С или ниже, и при температуре окружающей среды 50°С и относительной влажности 95%.
Заключительная часть испытания (25% от числа циклов давления, указанных в Е.3.1 и Е.3.2) должна проводиться при температуре газообразного водорода минус 35°С или ниже, при температуре окружающей среды минус 40°С, если изготовителем транспортного средства не определен иной температурный предел.
Во время проведения испытания топливный бак не должен дать утечку или получить разрыв.
Е.4 Испытание на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке
Топливные баки транспортных средств, предназначенных для личного пользования, нагружаются сжатым водородом до давления, в 1,25 раз превышающим рабочее давление, и выдерживаются в общей сложности 1000 ч при температуре 85°С. Топливные баки, предназначенные коммерческих транспортных средств большой грузоподъемности, нагружаются сжатым водородом до давления, в 1,35 раз превышающим рабочее давление.
Е.5 Испытание на утечку/проницаемость
Топливный бак нагружается сжатым водородом, как минимум, до рабочего давления. В результате проведения испытания проверяется, что скорость утечки водорода и просачивания его из топливных баков, которая для систем хранения водородного топлива для транспортных средств, предназначенных для индивидуального пользования не должна превышать 75 . (при 20°С и 101,325 кПа). Для топливных баков, устанавливаемых на транспортных средствах большой грузоподъемности, например, автобусах, допустимый уровень утечки может быть увеличен пропорционально объему бака транспортного средства. Данное испытание может проводиться одновременно со второй половиной испытания на ускоренное разрушение под напряжением при статической нагрузке (Е.4).
Е.6 Испытание избыточным давлением
Топливный бак нагружается сжатым водородом до давления, в 1,8 раз превышающего рабочее давление. Указанное давление поддерживается в течение 30 сек. Топливный бак не должен разрушаться. Данное испытание может выполняться гидравлическим методом.
Е.7 Гидравлическое испытание на разрыв для остаточного напряжения
Топливный бак нагружается гидравлическим давлением для проверки того, что разрывное давление превышает 90% от среднего значения, полученного по результатам проведения гидравлических испытаний давлением до разрушения (9.2.7).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.