На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "***" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ ВПО "Московская государственная консерватория (университет) имени П.И.Чайковского" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по: "Реконструкция многофункционального студенческого комплекса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского", в том числе проектирование, г. Москва, ул. М. Грузинская, вл. 24, стр. 1, 3, вл. 26, стр. 1", а именно корректировка Рабочей документации "ЦТП", разделы: (ЭОМ, ТМ, АТМ, УУТЭ) (номер извещения 0373100070116000005) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, установила
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 17.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 09.03.2016;
5) дата вскрытия конвертов с заявками участников закупки - 09.03.2016
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке - 11.03.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в связи с тем, что поименованные в техническом задании Конкурсной документации объекты Многофункционального студенческого комплекса не являются памятниками истории и культуры Российской Федерации, при этом согласно положениям Конкурсной документации, в качестве подтверждения опыта участника закупки в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо предоставить сведения об исполненных контрактах, связанных с предметом закупки и выполненных исключительно на памятниках истории и культуры Российской Федерации.
На заседании Комиссии представители Заказчика подтвердили, что поименованные в техническом задании Конкурсной документации объекты Многофункционального студенческого комплекса не являются памятниками истории и культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по нестоимостным критериям оценки установлен следующий порядок оценки заявок:
- Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:
Значимость критерия оценки - 20%;
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,2;
Максимальное количество баллов по каждому показателю - 100. Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 в зависимости от детализации и содержательной проработанности предложения.
Применяемые показатели данного критерия:
Коэффициент значимости показателя критерия:
Наименование показателей: Технологии и методы выполнения работ;
Значимость показателя критерия, %: 100;
Коэффициент значимости показателя критерия: 1,0;
Значение показателя: Отсутствие в заявке предложения по технологии и методам выполнения работ;
Шкала оценки в баллах: 0;
Значение показателя: Предложение частично соответствует техническому заданию в составе конкурсной документации с привязкой к объекту выполнения работ;
Шкала оценки в баллах: 1-20;
Значение показателя: Предложение частично соответствует техническому заданию в составе конкурсной документации с привязкой к объекту выполнения работ;
Шкала оценки в баллах: 21-40;
Значение показателя: Предложение полностью соответствует техническому заданию в составе конкурсной документации без привязки к объекту выполнения работ;
Шкала оценки в баллах: 41-60;
Значение показателя: Предложение полностью соответствует техническому заданию в составе конкурсной документации с привязкой к объекту выполнения работ;
Шкала оценки в баллах: 61-100.
Количество баллов по показателям присваивается заявке в зависимости от детализации и содержательной проработанности предложения и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупке, присуждаемых заявке по каждому показателю (пункт 26 Правил оценки).
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия оценки (%): 20;
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,2;
Наименование показателя: Наличие опыта работы;
Количество баллов: 100;
Значимость показателя критерия, %: 100;
Коэффициент значимости показателя критерия: 1,0;
Порядок оценки показателя: комиссия оценивает предложения участников путем изучения данных, представленных в форме "опыт работы" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия). Оценка по данному показателю производится на основании п. 20 Правил оценки. Заказчиком установлена следующая шкала оценки данного показателя:
Уровень шкалы: а);
Значение показателя: Документы и (или) сведения не представлены и (или) не соответствуют уровням шкал: б), в), г), д);
Шкала оценки в баллах: 0;
Уровень шкалы: б);
Значение показателя: Наличие у участника закупки 1, но < 3 исполненных контрактов, связанных с предметом закупки и выполненных на памятниках истории и культуры РФ в период 2010 г.-2015 г., сумма каждого контракта - не менее 700 000 руб.*;
Шкала оценки в баллах: 25;
Уровень шкалы: в);
Значение показателя: Наличие у участника закупки 3, но < 5 исполненных контрактов, связанных с предметом закупки и выполненных на памятниках истории и культуры РФ в период 2010 г.-2015 г., сумма каждого контракта - не менее 700 000 руб.*;
Шкала оценки в баллах: 50;
Уровень шкалы: г);
Значение показателя: Наличие у участника закупки 5, но < 7 исполненных контрактов, связанных с предметом закупки и выполненных на памятниках истории и культуры РФ в период 2010 г.-2015 г., сумма каждого контракта - не менее 700 000 руб.*;
Шкала оценки в баллах: 75;
Уровень шкалы: д);
Значение показателя: Наличие у участника закупки 7 исполненных контрактов, связанных с предметом закупки и выполненных на памятниках истории и культуры РФ в период 2010 г.-2015 г., сумма каждого контракта - не менее 700 000 руб.*;
Шкала оценки в баллах: 100.
*Участник вправе предоставить копии контрактов и актов, подтверждающих поставку товаров аналогичные объекту закупки.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок по показателю "Наличие опыта работы" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание, определяющее аналогичность имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ (оказанию услуг), связанного с предметом осуществляемой закупки.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в Конкурсной документации по указанному показателю требования о необходимости предоставления в качестве подтверждения опыта участника закупки в составе своей заявки на участие в Конкурсе сведений об исполненных контрактах, выполненных на памятниках истории и культуры Российской Федерации неправомерно, поскольку поименованные в техническом задании Конкурсной документации объекты Многофункционального студенческого комплекса не являются памятниками истории и культуры Российской Федерации.
Также, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по показателю "Технологии и методы выполнения работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по указанному показателю, а также формула расчета количества баллов по установленным шкалам, в соответствии с которой будет производиться оценка от 1 до 20, от 21 до 40, от 41 до 60, от 61 до 100 баллов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к участникам Конкурса, предусмотренные Постановлением N 1457.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе: порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Пунктом 17 раздела 2 Конкурсной документации установлен следующий порядок и сроки предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации:
"Начало: с момента публикации извещения о проведении открытого конкурса.
Окончание: не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе".
Следовательно, Заказчиком не установлены надлежащим образом даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 11.03.2016 N ПРО1 не содержит информации, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что 02.03.2016 Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений Конкурсной документации от 02.03.2016 N РД1.
Комиссией установлено, что разъяснение положений Конкурсной документации, размещенное Заказчиком на Официальном сайте, не содержит предмета запроса о разъяснении положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего ненадлежащим образом разъяснения положений Конкурсной документации нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 8, 9 части 1, части 8 статьи 50, Закона о контрактной системе.
2. Признать в действия Конкурсной комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 21.03.2016 N ВП-131/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 марта 2016 г. N ВП-131/16 "По делу о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был