Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По пункту 2.1. раздела I.
Предложения.
Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 (далее - Постановление N 99) следующие изменения и дополнения:
1. В приложении N 1 к Постановлению N 99:
1.1. столбец "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" пункта 2 "Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей" изложить в следующей редакции: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) государственного (муниципального) контракта (контрактов), контракта (контрактов) и договора (договоров), заключенных в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе";
1.2. изложить сноску <*> в следующей редакции: "<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ (аналогичные по своему предмету работы), относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.".
2. Дополнить Постановление N 99 положениями, предоставляющими заказчику возможность устанавливать требования к участникам согласно ГОСТ Р 56002-2014 "Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций".
3. Дополнить пункты 2, 5 приложений N 1, 2 к Постановлению соответственно, дополнив их положениями о предоставлении иностранной компанией документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с национальным законодательством, с учетом наличия возможностей по проведению проверки представленной информации (наличия сведений о выполненных работах в открытых источниках).
4. Часть 2 статьи 57 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) изложить в следующей редакции:
"2. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии с настоящим Федеральным законом при одновременном соблюдении следующих условий:
1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.".
Обоснование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Общие требования к участнику закупки установлены частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Частью 2 указанной статьи Закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право, устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с указанной нормой Закона N 44-ФЗ постановлением от 4 февраля 2015 г. N 99 Правительства Российской Федерации - (далее - Постановление N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг и случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1 к Постановлению N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (далее - код 45 ОКПД), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей к участнику закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно сноске <*>, имеющейся в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 под соответствующими работами признаются работы, относящиеся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Исходя из толкования указанного пункта приложения N 1 к Постановлению N 99 следует, что участник закупки претендуя, например, на выполнение земляных крупномасштабных работ, отрывку, перемещение грунта в насыпи, включенных в код 45 ОКПД, должен подтверждать наличие опыта исполненными контрактами на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт.
По мнению Минтранса России, если участник закупки претендует на выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту, а также на выполнение иных работ, включенных в код 45 ОКПД, то он должен обладать опытом выполнения соответствующих предмету закупки работ (аналогичные по своему предмету работы).
Устранение указанных несоответствий возможно в случае внесения изменений в сноску <*>, имеющуюся в приложении N 1 к Постановлению N 99 изложив ее в следующей редакции:
"<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ (аналогичные по своему предмету работы), относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.".
Учитывая, что в предусмотренных Постановлением N 99 случаях работы могут выполняться только участниками закупки, обладающими необходимым опытом выполнения соответствующих работ, которые подтверждаются, в том числе, ранее исполненными контрактами (договорами) полагаем, что этот опыт должен подтверждаться только государственными и/или муниципальными контрактами, контрактами (договорами) с бюджетными, автономными учреждениями, юридическими лицами, закупочная деятельность которых регламентируется Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", так как исполнение этих контрактов (договоров) можно проверить. Обычные контракты (договоры) заключенные с юридическим лицом непроверяемы.
Пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению N 99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2 к Постановлению N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн рублей к участнику закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Таким образом, Законом N 44-ФЗ, Постановлением N 99 установлены требования к участникам закупок на выполнение работ и оказание услуг в автодорожной отрасли в зависимости от видов и объемов работ и услуг, сложности, масштабности, уникальности объектов, требований к их безопасности, предусматривающих возможность и условия допуска к участию в федеральных проектах организаций, обладающих опытом участия, в том числе, в региональных проектах, проектах строительства схожих по функциональным характеристикам. Также закон N 44-ФЗ дает возможность участвовать в закупках иностранным организациям при соответствии их требованиям установленным Законом N 44-ФЗ, Постановлением N 99.
Вместе с тем, при отсутствии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов на выполнение соответствующих работ и документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям иностранные организации не смогут принять участие в вышеуказанных закупках.
В связи с чем участие иностранных компаний в указанных закупках возможно после внесения соответствующих изменений в Постановление N 99. Представляется целесообразным изменить пункты 2, 5 приложений N 1, 2 соответственно, дополнив их положениями о предоставлении иностранной компанией документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона N 44-ФЗ под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.
Частью 2 указанной статьи Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:
1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
В части 5 статьи 57 Закона N 44-ФЗ установлено, что при проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания цены контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.
На первом этапе конкурсная комиссия обсуждает с участниками двухэтапного конкурса, подавшими первоначальные заявки на участие в нем, любые содержащиеся в этих заявках предложения в отношении объекта закупки. Конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса. На обсуждении предложения каждого участника конкурса вправе присутствовать все его участники.
На втором этапе конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в данном конкурсе, где указывается цена контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки.
Учитывая изложенное, Законом N 44-ФЗ заказчику предоставлено право, установлены условия и предусмотрена процедура проведения двухэтапного конкурса.
Расширение сферы и практики, а также случаев проведения двухэтапных конкурсов в автодорожной отрасли возможно в случае внесения соответствующих изменений в статью 57 Закона N 44-ФЗ. С этой целью часть 2 статьи 57 Закона N 44-ФЗ изложить в следующей редакции:
"2. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии с настоящим Федеральным законом при одновременном соблюдении следующих условий:
1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.".
Задачей предквалификационного отбора является определение круга потенциальных исполнителей контракта, способных обеспечить исполнение контракта с установленными показателями качества работ в определенные контрактом сроки.
При этом процедура предквалификационного отбора не имеет конкретных правил и требует определенного совершенствования.
Пример: Классификация требований к участникам конкурсных процедур как для предквалификационного отбора, так и при оценке нестоимостных критериев оценки конкурсных предложений предлагается следующая:
1) Профессиональная оценка (оценка квалификации) участника закупки.
2) Деловая репутация участника закупки.
Профессиональная оценка участника закупки на этапе предквалификационного отбора может проводиться на основании данных, содержащихся в Свидетельстве (или Свидетельствах) о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданном саморегулируемой организацией строительных и проектно-изыскательских ассоциаций, членом которой является претендент.
При этом, кроме перечня видов работ, указанных в Свидетельстве, еще одним фактором определяющим возможность дальнейшего участия участника закупки в конкурсных процедурах может являться указываемая в Свидетельстве предельная стоимость работ на которую участник закупки - член саморегулируемой организации имеет право заключить контракт.
Оценка деловой репутации проводится по результатам анализа деятельности участника закупки за последние 3 года, предшествующие подаче заявки, сведения о которой предоставляются саморегулируемой организацией строительных и проектно-изыскательских ассоциаций, членом которой является участник закупки. При этом, представляется целесообразным законодательно установить ответственность саморегулируемой организации (далее - СРО) за достоверность предоставляемых сведений.
На этапе предквалификационного отбора, наиболее весомым фактором оценки деловой репутации организации, претендующей на участие в конкурсе может являться наличие контрактов, расторгнутых заказчиком вследствие нарушения контрактных обязательств участником закупки, выступавшим в качестве генеральной подрядной организации и наличие у участника закупки действующих контрактов, сроки исполнения которых нарушены по вине участника закупки. При наличии 2-х и более фактов нарушения сроков исполнения контрактов по вине участника закупки за последние три года, предшествующие подаче заявки, организации для участия в конкурсных процедурах не допускается.
В целях упрощения процедуры предквалификационного отбора целесообразно создание единой (или единой отраслевой) информационной базы подрядных проектно-изыскательских и строительных компаний и организаций, основывающейся на реестрах членов саморегулируемых организаций, с дополнительной информацией, касающейся текущей деятельности членов саморегулируемых организаций, внесение которой возможно только саморегулируемой организацией на основании данных о деятельности члена, полученной от заказчиков работ и подтвержденных обосновывающими документами. При этом следует обязать:
1) СРО на своем информационном ресурсе вести реестр обращений заказчиков по неисполнению/ненадлежащему исполнению организацией - членом СРО контрактов или их расторжению с указанием причин.
2) Государственных, муниципальных заказчиков предоставлять такие данные в СРО вне зависимости от причин неисполнения/ненадлежащего исполнения, расторжения контрактов с указанием причин.
Относительно предложений в части расширения конкуренции при проведении конкурсов с ограниченным участием в автодорожной отрасли, изложенных в письме Минэкономразвития России от 28 октября 2015 г. N 30827-ЕЕ/Д28и.
В представленном Минэкономразвития России проекте доклада сделан вывод о том, что одним из факторов, снижающим конкуренцию при проведении конкурсов с ограниченным участием является возможность заказчика произвольно устанавливать требования к наличию у участника закупки необходимых материальных ресурсов.
В качестве мер предложено:
определить типовые виды строительных работ, выполняемых в автодорожной отрасли, при закупке которых применяется конкурс с ограниченным участием. Такие виды работ могут быть дифференцированы в зависимости от сложности, масштабности, уникальности объектов строительства, требований к их безопасности, географических районов строительства;
в отношении каждого вида типовых работ определить требования к наличию необходимых материальных ресурсов у участника закупки;
внести соответствующие изменения в Постановление N 99.
В связи с изложенным информируем.
По мнению Минтранса России целесообразно сохранение возможностей по установлению требований к наличию необходимых ресурсов у участника закупки в случае размещения государственного (муниципального) заказа на осуществление дорожной деятельности, в том числе строительства и реконструкции автомобильных дорог (участков автомобильных дорог). Данная целесообразность объясняется тем, что осуществление работ в рамках дорожной деятельности, в том числе строительства и реконструкции автомобильных дорог (их участков) в принципе невозможно при отсутствии у исполнителя определенных ресурсов, в частности строительной технике.
Отмена указанных норм приведет к росту недобросовестной конкуренции, возникновению предпосылок к победе в конкурсах компаний, заведомо неспособных обеспечить выполнение государственных (муниципальных) контрактов.
Относительно определения перечня типовых видов строительных работ и формирования на их основе перечня предъявляемых требований к наличию материальных ресурсов. Состав работ по конкретному проекту определяется на основании разработанной проектной документации на осуществление строительно-монтажных работ. При этом, линейно-протяженные объекты, в том числе автомобильные дороги характеризуются тем, что технологии, используемые при их строительстве, могут существенно разниться не только в связи с необходимостью создания различных конструктивных элементов, но и в связи с климатическим, геологическими и другими особенностями осуществления строительно-монтажных работ. В этой связи представляется целесообразным сохранить дифференцирование требований к наличию у участников конкурсов материальных ресурсов в зависимости от стоимости выполнения строительных работ по объекту.
Предложения относительно внесения изменений, направленных на расширение сфер и практики проведения двухэтапных конкурсов и предквалификационного отбора участников изложены выше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.