Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей:
ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России: О.А. Бабановой,
ООО "АльфаСтрахование": С.Д. Бутусова, Л.В. Чупиной, Т.А. Каспаровой,
рассмотрев жалобу ООО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) (Закупка N 0373100108216000003) (далее - Запрос котировок), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
в Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного Запроса котировок.
Заявитель обжалует действия котировочной комиссии Заказчика в части неправомерного признания победителем запроса котировок САО "ВСК".
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/5180 от 10.02.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок САО "ВСК" признано победителем запроса котировок, заявка данного участника признана соответствующей требованиям, установленным в Извещении о запросе котировок и содержащей наиболее низкую цену услуг (191332,04 рублей).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в п. 1-6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.
На заседании Комиссии Управления установлено, что САО "ВСК" подана котировочная заявка в соответствии с требованиями, установленными Извещением о проведении запроса котировок, с указанием наиболее низкой цены услуги 191332,04 рублей.
На основании ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что котировочной комиссией Заказчика САО "ВСК" правомерно признано победителем закупки в соответствии с ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
На основании ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно Извещению о проведении запроса котировок объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федеральный закон N 40-ФЗ, и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВ С), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т.д.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В силу постановления Правительства РФ N 739 установлены страховые тарифы, которые обязаны соблюдать страховщики при установлении цены на страхование услуги.
Следовательно, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 739, является фиксированной. Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям постановления Правительства Российской Федерации N 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.
Таким образом, цена государственного или муниципального контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 739, не может изменяться в ходе осуществления государственной или муниципальной закупки на услуги ОСАГО.
Вместе с тем, как следует из приведенных норм законодательства, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а потому невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.
Таким образом, проведение запроса котировок не отвечает специфике данного объекта закупки и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Следовательно, осуществление государственной или муниципальной закупки на услуги ОСАГО должно осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса на основании постановления Правительства Российской Федерации N 739.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, на основании представленных на заседание Комиссии документов Комиссия Управления приходит к выводу о том, что осуществление закупки в данном случае путем проведения запроса котировок неправомерно.
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч. 5 ст. 24, ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "АльфаСтрахование" на действия ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и котировочной комиссии Заказчика необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 5 ст. 24, ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как по итогам запроса котировок 08.02.2016 заключен государственный контракт N 1772809511316000107 и восстановление нарушенных прав и законных интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии |
А.В. Гордуз |
Члены комиссии |
С.И. Казарин |
|
Д.С. Грешнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 12 февраля 2016 г. N 2-57-1203/77-16 "По делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок"
Текст решения официально опубликован не был