Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ООО "Строй-подряд": Козлова А.Н.,
при участии представителя ФГБУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации: Воропаева Д.А., Галича С.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строй-подряд" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания в 2016 г. (Закупка N 0373100019215000522) (далее - Аукцион) в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
в Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к поставляемым товарам.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.02.2016 N МГ/3592 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товару "Апельсины": "Категория по размеру: III", "Размер плодов по наибольшему поперечному диаметру диапазон: более 62 мм", поскольку, согласно ГОСТ 4427-82 "Апельсины. Технические условия", требование о соответствии которому установлены в аукционной документации, размер плодов апельсинов III категории по наибольшему поперечному диаметру должен быть менее 63 до 50 включительно мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требования к размеру требуемых к поставке апельсинов таким образом, что значение характеристики размера должно быть представлено участником закупки в заявке на участие в аукционе в виде диапазона значений от 62 до 63 мм, не включая крайние значения показателя, а также затруднился обосновать необходимость поставки товаров указанного размера.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товару "Апельсины" составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товару п. 47 Технического задания "Сметана": "Массовая доля белка: не менее 2,8%", "Массовая доля жира - 20%", поскольку, согласно ГОСТ 31452-2012 "Сметана. Технические условия" массовая доля белка в сметане жирностью 20% должна быть не менее 2,5%.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом данное положение аукционной документации Заказчика препятствует корректному определению потребностей Заказчика в поставляемом товаре, а также противоречит ГОСТ 31452-2012.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование о повышенном содержании белка в сметане установлено Заказчиком в соответствии со спецификой деятельности ФГБУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя в части установления Заказчиком неправомерных требований к товару "Сметана".
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в приложении к аукционной документации, содержащем описание объекта закупки требования к поставляемым товарам установлены следующим образом: требования к характеристикам товаров установлены с указанием в графах "Требуемый параметр", содержащем описание характеристики и "Требуемое значение", минимальные и (или) максимальные значения данной характеристики, а также значения характеристики, которые не могут изменяться. При этом в документации также содержится требование к показателю "Прочее", указанному в графе "Требуемый параметр", содержащему требования к значениям нескольких характеристик товара, так, в частности, при описании характеристик товара п. 4 "Дрожжи свежие прессованные" Заказчиком установлены следующие требования к показателю "Прочее": "Содержание токсичных элементов не должно превышать: свинец 1,0 мг/кг, мышьяк 0,2 мг/кг, кадмий 0,2 мг/кг, ртуть 0,03 мг/кг. Не допускается содержание БГКП (колиформы) в 0,001 г/см3, S.aureus в 0,1 г/см3, патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы, в 25 г/см3. Герметичная упаковка. Пакеты из полимерных или комбинированных пленочных материалов массой нетто продукта 11 г. Дрожжи должны быть упакованы в потребительскую тару, должны быть упакованы в транспортную тару, массой нетто продукта менее 15 кг". Описание объекта закупки подобным образом не позволяет участникам закупки определить требуемый параметр, а также минимальных и (или) максимальных значений показателя, а также значений которые не могут изменяться, что может препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Кроме того, Заказчик помимо установления требований к товарам в приложении к техническому заданию "Описание объекта закупки", описывает требования к поставляемым товарам в таблице "Иные технические характеристики товаров", приложенной к описанию объекта закупки, при этом требования к товарам, указанные в тексте описания объекта закупки отсутствуют в указанной таблице, что также может вводить участников закупки в заблуждение при определении характеристик требуемых товаров.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка N 0373100019215000522 проводится на поставку продуктов питания, при этом в приложении "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены излишние требования в т.ч. к товарам, не являющимся предметом закупки (в частности, в п. 1 "Макаронные изделия (Вермишель)" установлены требования к относительному сопротивлению продавливанию и белизне пергамента, применяемого для изготовлении упаковке изделий, в п. 78 "Яблоки свежие зеленые" установлены требования к габаритным размерам ящиков, применяемых при хранении, диаметру и материалу скоб, применяемых при креплении реек ящика, а также размерам петли на щитках стенок ящика), а также способам хранения (в частности в п. 3 "Горох" и п. 11 "Макаронные изделия (макароны)") и транспортировки (в частности в п. 1 "Макаронные изделия (Вермишель) и в п. 46 "Молоко коровье питьевое").
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к требуемым к поставке товарам составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
2. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлен перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых Заказчиком при осуществлении, в частности, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующее единое требование к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки, что участник закупки не является офшорной компанией, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 10 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установлено, что Заказчиком в п. 2.1 раздела 2 аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки правомочности заключения государственного контракта.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не предусмотрено требование о наличии у участника правомочности заключения контракта.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации Заказчика, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии правомочности заключения государственного контракта.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "Строй-подряд" на действия ФГБУ "Научный центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований к товару "Апельсины".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 10 ч. 1, 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
Е.А. Исаева |
Заместитель председателя Комиссии: |
А.В. Гордуз |
Член Комиссии: |
Д.А. Орехов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 3 февраля 2016 г. N 2-57-891/77-16 "По делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок"
Текст решения официально опубликован не был