Руководство по государственной регистрации и допуску к эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации
(утв. Министерством транспорта РФ 11 февраля 1994 г. N ДВ-26/И)
Приказом Минтранса России от 2 февраля 2016 г. N 17 приказ Директора Департамента воздушного транспорта от 11 февраля 1994 г. N ДВ-26/И, утвердивший настоящее Руководство, признан не подлежащим применению
См. Федеральные авиационные правила "Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации", утвержденные приказом Минтранса России от 19 августа 2015 г. N 251
С введением в действие настоящего "Руководства по государственной регистрации и допуску к эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации" утрачивает силу:
"Временные правила подготовки, допуска к эксплуатации, сертификации и контроля за состоянием гражданских аэродромов", утвержденные МГА 13.06.85 г. N 21/И.
Введение
Настоящее "Руководство по государственной регистрации и допуску к эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации" разработано в целях совершенствования требований "Временных правил подготовки, допуска к эксплуатации, сертификации и контроля за состоянием гражданских аэродромов", утвержденных МГА 13.06.85 г. N 21/И.
Порядок регистрации и допуска к эксплуатации гражданских аэродромов, расположенных на территории Российской Федерации, устанавливается ФАС России.
Порядок сертификации гражданских аэродромов, предназначенных для эксплуатации по минимуму I, II и III категории ИКАО, и аэродромов международных аэропортов определяется "Правилами сертификации аэродромов" - 1993 г.
Выполнение установленного Руководством порядка регистрации и допуска аэродромов к эксплуатации необходимо для получения документов, удостоверяющих пригодность аэродромов к эксплуатации.
Руководство обязательно для выполнения Региональными управлениями ФАС России, авиапредприятиями, организациями, летными учебными заведениями гражданской авиации кооперативными или иными общественными организациями, имеющими аэродромы для осуществления производственной деятельности.
1. Определения
Аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный для взлета, посадки, руления и обслуживания воздушных судов.
Аэропорт - предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, обслуживание полетов воздушных судов, экипажей и имеющее для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование и персонал.
Международный аэропорт - предприятие, осуществляющее международные воздушные перевозки, в котором обеспечивается таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль.
Аэродромная сеть - перечень постоянных аэродромов, расположенных на территории Российской Федерации и используемых воздушными судами.
Государственный Реестр гражданских аэродромов Российской Федерации - документ государственной регистрации аэродромов, находящихся в ведении ФАС России.
Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации - документ, удостоверяющий пригодность к эксплуатации определенных типов воздушных судов и дающий право эксплуатации аэродрома в течение определенного срока.
Сертификат - документ, удостоверяющий соответствие аэродрома требованиям Норм годности и дающий право его владельцу на эксплуатацию аэродрома по установленной категории ИКАО или являющийся условием для допуска аэропорта в качестве международного.
2. Общие положения
2.1. Эксплуатация аэродрома в целях приема и выпуска воздушных судов, не имеющего Свидетельства или с просроченным сроком его действия - не допускается.
2.2. Свидетельства на аэродромы выдаются ФАС России. Допуск аэродрома к эксплуатации по минимуму I, II, III категории ИКАО и ввод в действие Сертификата осуществляется на основании приказа ФАС России.
2.3. Ответственность за поддержание аэродрома на уровне нормативных требований несет авиапредприятие.
2.4. Аэродром, находящийся в ведении ФАС России, кооперативных или иных общественных организаций, аэродромы совместного базирования с другими ведомствами, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации.
2.5. Порядок государственной регистрации, выдачи Свидетельства и продления срока его действия устанавливается настоящим Руководством.
2.6. Постоянные и временные аэродромы, предназначенные для обеспечения авиационных работ и посадочные площадки регистрируются авиапредприятиями, к которым они приписаны.
2.7. ФАС России имеет право:
- инспектировать аэродромы в целях выявления несоответствия и отступлений от требований Норм годности;
- приостанавливать действие Свидетельств о государственной регистрации и годности аэродромов к эксплуатации.
3. Регистрация аэродромов и выдача свидетельств о государственной регистрации и годности аэродромов к эксплуатации
3.1. Регистрация, выдача Свидетельств о государственной регистрации, продление срока действия Свидетельств производится:
- на аэродромы классов А, Б, В - ФАС России;
- на аэродромы классов Г, Д, Е - Региональными управлениями ФАС России.
3.2. Для получения Свидетельства авиапредприятие устанавливает соответствие аэродрома требованиям Норм годности и соответствие разработанной доказательной документации фактическому состоянию аэродрома.
3.3. Выдача и продление срока действия Свидетельств производится на основании доказательной документации, представляемой в Департамент воздушного транспорта и Региональные управления воздушного транспорта. На сертифицированных аэродромах продление срока действия Свидетельств осуществляется с учетом данного Сертификата.
3.4. Свидетельства на аэродромы всех классов выдаются сроком на 5 лет и хранятся в авиапредприятии. Копии свидетельств хранятся на аэродромы классов А, Б, В - в ФАС России, на аэродромы классов Г, Д, Е - в соответствующих Региональных управлениях воздушного транспорта.
3.5. Форма Свидетельства устанавливается ФАС России.
3.6. Региональные управления воздушного транспорта ежегодно, по состоянию на первое января, направляют в установленном порядке в Департамент воздушного транспорта сведения о состоянии аэродромной сети регионов.
4. Допуск аэродрома к эксплуатации
4.1. Оценка соответствия аэродрома требованиям НГЭА производится комиссией в случае приема в эксплуатацию:
- вновь построенного, реконструированного или технически переоснащенного аэродрома;
- допуска к эксплуатации воздушного судна нового типа, высшего класса, с большей полетной массой.
4.2. Аэродром допускается к эксплуатации при условии его соответствия требованиям НГЭА. Для разработки доказательной документации (таблиц соответствия аэродрома и оборудования требованиям НГЭА) привлекаются отраслевые научно-исследовательские организации на договорных условиях.
4.3. В отдельных случаях аэродром допускается к эксплуатации при наличии отступлений от требований НГЭА, если они компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов.
Для разработки эквивалентных решений привлекаются соответствующие научно-исследовательские организации на договорных условиях.
4.4. Допуск аэродромов к эксплуатации производится на основании:
- приказа ФАС России на аэродромы классов А, Б, В;
- приказа (указания) Регионального управления ФАС России на аэродромы классов Г, Д, Е;
- приказа (распоряжения) авиапредприятия на приписные аэродромы обеспечения авиационных работ и посадочные площадки.
(п. 4.5 изменен письмом ФАС России от 02.12.96 N 50/и)
4.5. Для определения готовности аэродрома к эксплуатации воздушных судов назначается специальная комиссия Федеральной авиационной службы России или Регионального управления ФАС России, в ведении которого находится аэропорт, на которую возлагается выполнение технического рейса.
В состав комиссии ФАС России назначаются представители от Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ (Главной инспекции по БП ГВС РФ), Управления летной службы ФАС России (УЛС ФАС России), Управления сертификации аэропортов и аэропортовой деятельности ФАС России (УСД и ЛД ФАС России), Управления технической эксплуатации и ремонта авиационной техники ФАС России (УТЭРАТ ФАС России), Управления регулирования авиационных перевозок, работ и услуг ФАС России (УРАПРУ ФАС России), Управления авиационной безопасности ФАС России (УАБ ФАС России), Отдела поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ФАС России (ОПАСОП ФАС России). В состав комиссии Регионального управления ФАС России включаются соответствующие специалисты Управления.
Для проверки готовности к эксплуатации вновь построенного, реконструированного или подготовленного аэродрома, предназначенного для полетов 1-го класса, назначается комиссия ФАС России указанием директора ФАС России или его заместителя по направлению деятельности; для полетов самолетов 2-го класса и ниже, а также вертолетов всех классов назначается комиссия РУ ФАС России указанием начальника РУ ФАС России. При необходимости в работе комиссии РУ ФАС России участвуют специалисты ФАС России.
(п. 4.6 изменен письмом ФАС России от 02.12.96 N 50/и)
4.6. Проект указания о назначении комиссии ФАС России готовит Управление летной службы ФАС России по согласованию с заинтересованными Управлениями ФАС России, а о назначении комиссии РУ ФАС России - летно-штурманский отдел РУ ФАС России.
(п. 4.7 изменен письмом ФАС России от 02.12.96 N 50/и)
4.7. Комиссию ФАС России или комиссию РУ ФАС России возглавляет председатель, назначенный из лиц руководящего состава, имеющих соответствующую подготовку и опыт полетов.
(п. 4.8 изменен письмом ФАС России от 02.12.96 N 50/и)
4.8. По результатам работы комиссии и выполнения технического рейса составляется Акт технического рейса по установленной форме (Приложение N 2).
Технический рейс выполняется на самолете того типа, который предполагается эксплуатировать на данном аэродроме и может совмещаться с первым регулярным рейсом.
Лист технического рейса на самолетах 1-го класса утверждается Первым заместителем директора ФАС России; на самолетах 2-го и ниже классов, а также вертолетах всех классов - начальником РУ ФАС России.
При наличии недостатков, препятствующих открытию полетов, Лист утверждается после устранения этих недостатков.
4.9. Аэродром считается пригодным к эксплуатации при условии:
- положительного заключения комиссии, выполнившей технический рейс на аэродром;
- устранения недостатков, отмеченных комиссией в Акте технического рейса;
- соответствия аэродрома и оборудования требованиям НГЭА;
- представления и защиты в ФАС России (Региональном управлении ФАС России) доказательной документации, подтверждающей соответствие аэродрома требованиям НГЭА;
- наличия (при необходимости) заключений об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов при имеющихся несоответствиях и отступлениях от требований НГЭА.
4.10. Приказ о допуске аэродрома к эксплуатации готовится на основании заключений соответствующих отделов ФАС России (на аэродромы А, Б, В) и Регионального управления ФАС России (на аэродромы классов Г, Д, Е) о соответствии аэродрома и оборудования требованиям НГЭА.
4.11. Аэродромы совместного базирования с другими ведомствами регистрируются в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации.
4.12. Эксплуатация аэродромов совместного базирования осуществляется на основании выданного в установленном порядке Свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.
4.13. Для допуска аэродрома к эксплуатации конкретным типом воздушного судна технический рейс может не выполняться, если руководитель аэропорта (организации) представляет утвержденный им акт готовности аэропорта к приему конкретного типа воздушного судна согласно пункту 4.10 в ФСВТ России или территориальный орган ФСВТ России, что является основанием для издания соответствующего приказа и записи в Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации аэродрома.
(раздел 5 отменен Руководством по государственной регистрации и допуску к эксплуатации аэродромов авиации общего назначения России)
5. Регистрация и допуск к эксплуатации аэродромов авиации общего назначения национальной авиационной ассоциации России
5.1. Регистрация аэродромов авиации общего назначения, выдача Свидетельств о государственной регистрации, продление сроков действия Свидетельств производится:
- на аэродромы классов А, Б, В - ФАС России;
- на аэродромы классов Г, Д, Е - Региональными управлениями ФАС России;
- на неклассифицированные аэродромы, используемые только авиацией общего назначения, - Национальной авиационной ассоциацией России (Региональным филиалом) с последующим представлением информации в Региональное управление ФАС России.
5.2. Выдача и продление срока действия Свидетельств на аэродромы авиации общего назначения производится:
- на аэродромы классов А, Б, В на основании доказательной документации, представляемой Национальной авиационной ассоциацией России через Региональные управления ФАС России в ФАС России;
- на аэродромы классов Г, Д, Е на основании доказательной документации, представляемой Региональным филиалом авиации общего назначения в Региональное управление ФАС России;
- на неклассифицированные аэродромы, используемые только в целях авиации общего назначения, на основании доказательной документации, представляемой владельцем аэродрома в Национальную авиационную ассоциацию России (Региональные филиалы).
5.3. Национальная авиационная ассоциация России (Региональный филиал авиации общего назначения) информирует ФАС России (Региональное управление ФАС России) о регистрации и выдаче Свидетельства на неклассифицированные аэродромы, предназначенные только к эксплуатации авиации общего назначения.
5.4. Допуск аэродромов авиации общего назначения к эксплуатации производится на основании:
- приказа ФАС России на аэродромы классов А, Б, В;
- приказа регионального управления ФАС России на аэродромы классов Г, Д, Е;
- приказа Национальной авиационной ассоциации России (Регионального филиала) на неклассифицированные аэродромы, используемые только в целях авиации общего назначения.
6. Допуск аэропортов к эксплуатации зарубежных типов воздушных судов
6.1. Оценка пригодности аэропортов для приема и выпуска зарубежных типов воздушных судов производится комиссией Регионального управления ФАС России. При необходимости в работе комиссии принимают участие специалисты Департамента воздушного транспорта.
Комиссия назначается в случае намечающейся эксплуатации на действующем аэродроме воздушных судов высших классов с большей полетной массой.
6.2. Комиссия рассматривает состояние пригодности аэропорта, аэродрома, оборудования и служб для приема, выпуска и обслуживания конкретного типа воздушного судна.
Проверке подлежат:
- летная служба, служба УВД, аэронавигационной информации и метеорологического обеспечения полетов;
- служба радионавигации и связи;
- состояние летного поля, его элементов, светотехнического оборудования и электроснабжения;
- состояние авиационно-технического обслуживания воздушного судна;
- служба перевозок, условия обслуживания авиапассажиров;
- служба авиационной безопасности.
6.3. Допуск аэропорта к регулярной эксплуатации воздушного судна зарубежного типа производится ФАС России на основании материалов Акта технического рейса.
6.4. Для допуска аэродрома к эксплуатации конкретным типом воздушного судна технический рейс может не выполняться, если руководитель аэропорта (организации) представляет утвержденный им акт готовности аэропорта к приему конкретного типа воздушного судна согласно пункту 4.10 в ФАС России или территориальный орган ФАС России, что является основанием для издания соответствующего приказа и записи в "Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации".
Директор Департамента |
В.В. Замотин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководство по государственной регистрации и допуску к эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (утв. Департаментом воздушного транспорта 11 февраля 1994 г. N ДВ-26/И)
Текст руководства официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 2 февраля 2016 г. N 17 приказ Директора Департамента воздушного транспорта от 11 февраля 1994 г. N ДВ-26/И, утвердивший настоящее Руководство, признан не подлежащим применению