Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Внутренний контроль и внутренний аудит, осуществляемый контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства
1. Планирование контрольной и аудиторской деятельности
1.1. Планирование контрольной и аудиторской деятельности на очередной календарный год (далее по тексту настоящего Стандарта - очередной год) представляет собой процесс составления и обеспечения утверждения годового плана внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства на очередной календарный год по форме согласно приложению N 4 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - План), осуществляемый контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства ежегодно в рамках установленных функций и полномочий Федерального казначейства.
1.2. План включает перечень проверок, которые запланированы к проведению в очередном году.
1.3. В Плане для каждой запланированной проверки устанавливаются:
объект проверки;
тема проверки;
проверяемый период;
метод проведения проверки;
вид проверки;
срок проведения проверки (квартал);
ответственный исполнитель.
Приказом Казначейства России от 12 июля 2016 г. N 253 в пункт 1.4 внесены изменения
1.4. При планировании контрольной и аудиторской деятельности учитываются:
значимость операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий объектом проверки, групп однотипных операций объектов проверки, которые могут оказать значительное влияние на содержание годовой и (или) квартальной отчетности Федерального казначейства в случае неправомерного исполнения этих операций, в том числе на содержание бюджетной отчетности Федерального казначейства;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий объектом внутреннего аудита, для определения эффективности (надежности) внутреннего контроля, к которым, в том числе, относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего контроля;
наличие значимых казначейских, в том числе бюджетных, рисков после проведения процедур внутреннего контроля;
степень обеспеченности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения проверок в установленные сроки;
установленная периодичность проведения проверки (комплексной или тематической) в отношении структурного подразделения ЦАФК - не реже одного раза в два года; ФКУ "ЦОКР" - не реже одного раза в год; ТОФК - не реже одного раза в четыре года. В случае если по итогам интегральной оценки результативности деятельности, осуществленной по результатам последней проведенной в ТОФК комплексной проверки в соответствии с Порядком осуществления интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства по итогам контрольных и аудиторских мероприятий, утвержденным приказом Федерального казначейства, результативность деятельности ТОФК была признана отличной, то очередная проверка в таком ТОФК может быть проведена через пять лет со дня завершения последней комплексной проверки;
произошедшие с даты последней проверки существенные кадровые изменения в структурных подразделениях ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (назначение начальника соответствующего структурного подразделения ЦАФК, руководителя ТОФК, директора ФКУ "ЦОКР", начальников структурных подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР", осуществляющих полномочия по рискоемким направлениям деятельности);
информация о нарушениях (недостатках) в деятельности структурного подразделения ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", полученная по результатам анализа обращений граждан и организаций, а также по итогам мониторинга средств массовой информации, имеющаяся в распоряжении контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства;
информация о результатах проверок, проведенных контрольно-надзорными органами, в том числе Счетной палатой Российской Федерации, в структурных подразделениях ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР";
перечни закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР";
информация о качестве финансового менеджмента, осуществляемого ТОФК;
информация о начале исполнения структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства;
рейтинг результативности деятельности ТОФК;
наличие резерва времени для проведения внеплановых проверок (до 30 процентов от общего времени, отведенного на осуществление проверок);
поступление в Федеральное казначейство жалоб на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц объектов проверки.
Приказом Казначейства России от 12 июля 2016 г. N 253 в пункт 1.5 внесены изменения
1.5. В целях составления Плана контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства обязано провести предварительный анализ данных об объектах проверки, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего контроля за период, подлежащий проверке;
проведения в отношении деятельности объектов проверки в текущем и (или) отчетном году контрольных мероприятий контрольно-надзорными органами, в том числе Счетной палатой Российской Федерации.
В целях обеспечения своевременного планирования деятельности структурных подразделений и сотрудников субъектов и объектов проверок проект Плана должен быть сформирован контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства не позднее 25 июня года, предшествующего очередному году.
Обязательным приложением к Плану является карта внутреннего контроля на очередной календарный год, сформированная в соответствии с пунктом 4.6 Стандарта N 1 Стандартов.
1.6. План утверждается руководителем Федерального казначейства не позднее 1 июля года, предшествующего очередному году.
Электронный образ утвержденного Плана в течение пяти рабочих дней с даты утверждения Плана руководителем Федерального казначейства размещается на Интернет-сайте Федерального казначейства.
1.7. Допускается формирование контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства двух проектов Планов:
проекта Плана в разрезе структурных подразделений ЦАФК;
проекта Плана в разрезе ТОФК, ФКУ "ЦОКР",
к каждому из которых должна прилагаться соответствующая карта внутреннего контроля на очередной календарный год, сформированная в соответствии с пунктом 4.6 Стандарта N 1 Стандартов.
Формирование и утверждение проектов Планов, а также размещение электронных образов Планов на Интернет-сайте Федерального казначейства осуществляется в порядке и сроки, определенные пунктами 1.1-1.6 раздела 3 настоящего Стандарта.
1.8. В целях реализации Плана(ов) контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства не позднее чем за 45 дней до наступления квартала, в котором запланировано осуществление контрольной и аудиторской деятельности, составляет график(и) проведения проверок Федерального казначейства на очередной квартал по форме согласно приложению N 5 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - График) отдельно для каждого из Планов, утвержденных в соответствии с пунктами 1.6-1.7 настоящего Стандарта.
График составляется в разрезе методов проведения проверки и должен содержать:
перечень объектов проверки;
информацию о руководителях контрольно-аудиторских групп;
конкретные сроки проведения проверок (указание на дату начала проверки и дату окончания проверки).
График утверждается заместителем руководителя Федерального казначейства, осуществляющим курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, в установленном порядке, и в течение пяти рабочих дней с даты утверждения электронный образ Графика размещается на Интернет-сайте Федерального казначейства.
1.9. Изменения в План(ы) вносятся на основании решения руководителя Федерального казначейства об изменении информации, подлежащей отображению в Плане в соответствии с формой, установленной приложением N 4 к Стандартам, в том числе в связи с изменением перечня объектов проверки, путем утверждения Плана(ов) в новой редакции.
Изменения в График(и) вносятся на основании решения заместителя руководителя Федерального казначейства, осуществляющего курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, об изменении информации, подлежащей отображению в Графике в соответствии с формой, установленной приложением N 5 к Стандартам, в том числе в связи с изменением перечня объектов проверки, путем утверждения Графика(ов) в новой редакции.
Изменения в График(и) должны соответствовать действующей на дату их утверждения редакции Плана(ов).
Электронные образы изменений в План(ы), изменений в График(и), утвержденных в порядке, установленном настоящим пунктом, размещаются на Интернет-сайте Федерального казначейства в течение пяти рабочих дней с даты утверждения.
1.10. Исполнение Плана(ов) и Графиков# обеспечивается начальником контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства (иным уполномоченным лицом).
1.11. Внеплановые проверки подлежат включению в График(и) в порядке, установленном пунктом 1.9 настоящего Стандарта.
2. Организация подготовки к проведению проверки
2.1. Подготовка к проведению проверки
2.1.1. Подготовка к проведению проверки организуется руководителем контрольно-аудиторской группы в соответствии с утвержденным Графиком.
2.1.2. В ходе подготовки к проведению проверки руководителем контрольно-аудиторской группы:
организуется работа по сбору информации об объекте проверки и предмете проверки, достаточной для подготовки программы проверки;
определяется объем проверки исходя из перечня и характера процедур внутреннего контроля по уровню подведомственности, процедур последующего внутреннего контроля, внутреннего аудита, необходимых для достижения цели проверки;
осуществляется подготовка программы проверки, организуется формирование контрольно-аудиторской группы, в том числе с привлечением сотрудников из числа членов пула контролеров и аудиторов в соответствии со Стандартом N 4 Стандартов, распределяются обязанности между членами контрольно-аудиторской группы, определяются ответственные за оформление справок по итогам проверки деятельности объекта проверки (далее по тексту настоящего Стандарта - Справка) в случае если проверка по направлению деятельности объекта проверки (вопросу программы проверки) осуществляется двумя или более участниками контрольно-аудиторской группы, и решение об отсутствии необходимости оформления Справок в соответствии с пунктом 4.1.2 настоящего Стандарта не принято;
обеспечивается доведение программы проверки до членов контрольно-аудиторской группы в соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Стандарта;
осуществляется подготовка проекта приказа о назначении проверки;
осуществляется, в случае необходимости, подготовка планов-графиков проверки объекта(ов) проверки;
осуществляется, в случае необходимости, формирование запроса-требования о предоставлении объектом проверки копий электронных документов, копий соответствующих баз данных ППО, удаленного доступа к иным информационным ресурсам;
организуется, в случае необходимости, выделение адресов и подключение ящиков электронной почты ЗКВС каждому из членов контрольно-аудиторской группы, а также информирование членов контрольно-аудиторской группы о предоставленных им адресах электронной почты ЗКВС.
Приказом Казначейства России от 12 июля 2016 г. N 253 в пункт 2.1.3 внесены изменения
2.1.3. При подготовке к проведению проверки члены контрольно-аудиторской группы должны изучить:
законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые и правовые акты Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иные документы, регламентирующие деятельность объекта проверки по соответствующим направлениям деятельности объекта проверки (вопросам программы проверки);
технологические регламенты по направлениям деятельности объекта проверки (вопросам программы проверки);
отчетные и статистические данные о деятельности объекта проверки;
материалы проверок, проведенных контрольно-надзорными органами, в том числе Счетной палатой Российской Федерации на объекте проверки, а также материалы проверок, ранее проведенных контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства на объекте проверки;
информацию из соответствующих баз данных ППО, иных информационных ресурсов, доступ к которым предоставлен объектом проверки;
другие материалы, характеризующие деятельность объекта проверки, имеющиеся в распоряжении субъекта проверки.
Члены контрольно-аудиторской группы также должны изучить программу проверки.
2.2. Назначение, продление, приостановление проведения проверки
2.2.1. Проверка назначается приказом Федерального казначейства, в котором указываются тема проверки, основание назначения проверки, персональный состав контрольно-аудиторской группы, срок проведения проверки, методы и способы проведения проверки, виды проверки.
Срок проведения проверки (с учетом возможного его продления в соответствии с пунктом 2.2.6 настоящего Стандарта) не может превышать 30 календарных дней. При этом сроки проведения проверки по вопросу организации работ по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ТОФК устанавливаются с учетом требований Регламента проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденного приказом Федерального казначейства.
Приказ может также содержать поручение руководителю объекта проверки, иному должностному лицу, которому в установленном порядке переданы соответствующие полномочия, о предоставлении контрольно-аудиторской группе копий соответствующих баз данных ППО и (или) доступа к иным информационным ресурсам объекта проверки.
2.2.2. В случае если проверка осуществляется по вопросу, относящемуся к компетенции нескольких структурных подразделений ЦАФК, нескольких ТОФК, структурных подразделений ЦАФК и (или) ТОФК и (или) ФКУ "ЦОКР", а также в случае, если эффективная проверка вопроса, отнесенного к полномочиям одного из указанных структурных подразделений (органов Федерального казначейства, казенных учреждений), невозможна без проверки вопросов, отнесенных к компетенции иных структурных подразделений (органов Федерального казначейства, казенных учреждений), такая проверка может назначаться одним приказом Федерального казначейства с указанием перечня объектов проверки и вопросов, подлежащих проверке, для каждого объекта проверки.
2.2.3. Издание приказа о назначении проверки, включенной в годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства на очередной год, должно осуществляться в Федеральном казначействе не менее чем за 30 дней до начала проверки.
Издание приказа Федерального казначейства о назначении внеплановой проверки должно осуществляться не позднее чем за один рабочий день до даты начала проверки.
2.2.4. Персональный состав контрольно-аудиторской группы устанавливается исходя из темы проверки, предполагаемого объема проверки, вида проверки, а также с учетом иных обстоятельств, влияющих на качество проверки, в том числе необходимости осуществления контроля по уровню подведомственности.
2.2.5. Проведение проверки может быть приостановлено по решению руководителя Федерального казначейства на основании мотивированных письменных предложений контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
Приостановление проведения проверки оформляется приказом Федерального казначейства, в котором указывается тема проверки, основание назначения проверки, проверяемый период, основание и срок, на который приостанавливается проведение проверки, а также срок завершения проверки после ее возобновления.
Проверка возобновляется по истечении установленного приказом Федерального казначейства срока приостановления.
2.2.6. Проведение проверки может быть продлено по решению руководителя Федерального казначейства на основании мотивированных письменных предложений контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
Продление проверки оформляется приказом Федерального казначейства, в котором указывается тема проверки, основание назначения проверки, основание продления проверки и срок, на который продлевается проверка (не более 15 дней).
2.3. Составление программы проверки
2.3.1. Обязательным условием проведения проверки является наличие утвержденной программы проверки по форме согласно приложению N 6 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Программа проверки).
2.3.2. Программа проверки должна содержать:
полные наименования объектов проверки, деятельность которых подлежит проверке, проверяемый период (в заголовочной части);
тему проверки;
основание для проведения проверки;
цель проверки;
предмет проверки;
вид проверки;
метод проведения проверки;
способ проведения проверки;
срок проведения проверки;
перечень вопросов, подлежащих изучению (в случае если вопросы, подлежащие изучению, охватывают полностью одно или более направлений деятельности органа Федерального казначейства, предусмотренных перечнем вопросов типовой программы проверки ТОФК, утвержденным приказом Федерального казначейства (далее - Типовой перечень вопросов проверки), и проверка по направлению деятельности осуществляется с применением одного вида проверки, в Программе проверки допускается указание разделов Типового перечня вопросов проверки без указания перечня входящих в него вопросов).
2.3.3. Программа проверки утверждается заместителем руководителя Федерального казначейства, осуществляющим курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
2.3.4. При необходимости Программа проверки может быть изменена до начала или в ходе проведения проверки.
Изменения в Программу проверки утверждаются в соответствии с пунктом 2.3.3 настоящего Стандарта путем утверждения Программы проверки в новой редакции на основании служебной записки начальника контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства (иного уполномоченного лица), содержащей обоснование необходимости внесения соответствующих изменений.
2.4. Порядок оформления документов, удостоверяющих право членов контрольно-аудиторской группы на проведение проверки
2.4.1. Приказ о назначении проверки, а также сведения о дате и времени прибытия на место проверки членов контрольно-аудиторской группы (при необходимости) доводятся до руководителя(ей) объекта(ов) проверки.
2.4.2. Сотруднику ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", осуществляющему проверку, уполномоченным структурным подразделением ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в установленных случаях оформляется предписание на выполнение задания и справка о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2.4.3. При необходимости оформления сотруднику ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", осуществляющему проверку, предписания на выполнение задания руководитель контрольно-аудиторской группы обеспечивает доведение копии приказа о назначении проверки до Управления режима секретности и безопасности информации Федерального казначейства в течение трех рабочих дней с даты издания указанного документа, но не позднее, чем за один рабочий день до даты начала проверки.
2.5. Составление планов-графиков проведения проверки объекта проверки
2.5.1. Руководителем контрольно-аудиторской группы, по его решению, могут составляться планы-графики проведения проверки по форме согласно приложению N 7 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - План-график), в которых указываются:
полные наименования объектов проверки;
проверяемый период;
фамилия, инициалы и наименование должности члена контрольно-аудиторской группы, в отношении деятельности которого составляется План-график;
наименование направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), подлежащего проверке соответствующим членом контрольно-аудиторской группы;
фамилия, инициалы и наименование должности лица, ответственного за проверку направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), подлежащего проверке соответствующим членом контрольно-аудиторской группы;
дата и время представления соответствующим членом контрольно-аудиторской группы руководителю контрольно-аудиторской группы (члену контрольно-аудиторской группы, ответственному за оформление справки по результатам проверки деятельности объекта проверки) справки по результатам проверки деятельности объекта проверки (рабочей документации в случае, если проверка направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки) осуществляется двумя или более участниками контрольно-аудиторской группы) по проверенному направлению деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки).
2.5.2. В случае составления Плана-графика указанный документ передается руководителем контрольно-аудиторской группы членам контрольно-аудиторской группы не позднее первого дня проведения проверки. При необходимости, исходя из конкретных обстоятельств, допускается уточнение (корректировка) Планов-графиков руководителем контрольно-аудиторской группы в ходе проверки.
2.5.3. В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (в случае если камеральный этап проверки осуществляется до выездного этапа проверки) доведение Планов-графиков до членов контрольно-аудиторской группы может осуществляться с использованием электронной почты ЗКВС с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем, скриншоты которых приобщаются к материалам проверки.
В случае проведения выездной проверки либо комбинированной проверки (в случае если выездной этап проверки осуществляется до камерального этапа проверки):
План-график составляется в двух экземплярах отдельно по каждому члену контрольно-аудиторской группы и подписывается руководителем контрольно-аудиторской группы;
один экземпляр Плана-графика передается руководителем контрольно-аудиторской группы каждому члену контрольно-аудиторской группы с отметкой о дате его предоставления на обоих экземплярах, второй экземпляр Плана-графика остается у руководителя контрольно-аудиторской группы и приобщается к материалам проверки.
2.5.4. Исполнение Плана-графика обеспечивается каждым членом контрольно-аудиторской группы. Члены контрольно-аудиторской группы (в случае проведения камеральной либо комбинированной проверки) обязаны обеспечить своевременное прочтение сообщения о направлении Плана-графика, осуществленном в порядке, предусмотренном пунктом 2.5.3 настоящего Стандарта.
3. Проведение проверки
3.1. Организационно-подготовительный этап проведения проверки
3.1.1. Непосредственное руководство проведением проверки и координацию действий членов контрольно-аудиторской группы осуществляет руководитель контрольно-аудиторской группы.
Руководитель контрольно-аудиторской группы обеспечивает доведение до членов контрольно-аудиторской группы копии Программы проверки до начала проверки в течение трех рабочих дней с даты ее утверждения, но не позднее, чем за один рабочий день до даты начала проверки.
3.1.2. Руководитель контрольно-аудиторской группы обеспечивает доведение до руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) копии приказа о назначении проверки, Программы проверки в течение трех рабочих дней с даты утверждения каждого из указанных документов, но не позднее, чем за один рабочий день до даты начала проверки. Также, при необходимости, руководитель контрольно-аудиторской группы обеспечивает доведение до руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) персонализированного перечня используемых каждым членом контрольно-аудиторской группы адресов электронной почты ЗКВС. Доведение указанных копий документов и сведений осуществляется с использованием автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
3.1.3. Руководитель контрольно-аудиторской группы и руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) вправе провести совещание с членами контрольно-аудиторской группы и уполномоченными лицами объекта проверки.
В случае проведения в ТОФК, ФКУ "ЦОКР" камеральной либо комбинированной проверки (если выездной этап проверки следует за камеральным) проведение вышеуказанного совещания, в случае принятия соответствующего решения, осуществляется с использованием системы видеоконференцсвязи ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" либо иных средств конференцсвязи.
В ходе совещания руководитель контрольно-аудиторской группы:
информирует участников совещания о теме проверки, проверяемом периоде, сроке и порядке проведения проверки;
представляет членов контрольно-аудиторской группы;
доводит до участников совещания иную информацию, связанную с проверкой.
3.1.4. Руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) организует:
установку соответствующего ППО, иных информационных ресурсов и доступ к нему членов контрольно-аудиторской группы в режиме просмотра по проверяемому направлению деятельности объекта проверки (вопросам Программы проверки);
предоставление членам контрольно-аудиторской группы документов и сведений, необходимых для проведения проверки. В случае наличия в документах (информации) сведений, составляющих государственную тайну, члены контрольно-аудиторской группы обеспечивают работу с такими документами (информацией) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по защите государственной тайны.
Кроме того, в случае проведения выездной проверки либо выездного этапа комбинированной проверки руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) обеспечивает:
информирование членов контрольно-аудиторской группы о схеме их размещения в служебных помещениях, режиме работы объекта проверки и порядке их доступа в служебные помещения;
представление контактной информации уполномоченных сотрудников объекта проверки;
размещение членов контрольно-аудиторской группы в служебных помещениях, оборудованных необходимой компьютерной техникой и оргтехникой в количестве, достаточном для обеспечения нормального исполнения членами контрольно-аудиторской группы своих обязанностей по проведению проверки, начиная с первого дня проведения проверки. В случае необходимости работы с документами (информацией), составляющими государственную тайну, члены контрольно-аудиторской группы (имеющие предписание на выполнение задания и справку о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну), размещаются в режимных помещениях объекта проверки, оборудованных средствами вычислительной техники и оргтехники, которые имеют предписания на их эксплуатацию.
3.1.5. Члены контрольно-аудиторской группы не позднее дня прибытия на объект проверки (в случае выездной проверки либо выездного этапа комбинированной проверки):
размещаются в служебных помещениях объекта проверки;
проходят инструктаж по технике безопасности и вопросам применения ППО при осуществлении проверки.
3.2. Проведение проверки по вопросам Программы проверки
3.2.1. Проверка по вопросам Программы проверки осуществляется по документам, сформированным объектом проверки на бумажных носителях, в форме электронных документов и (или) по сведениям, не имеющим статуса документа. При этом электронные документы должны содержать все необходимые реквизиты, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иными документами, и должны быть подписаны электронной подписью соответствующих должностных лиц.
3.2.2. В ходе проверки в отношении соответствующих направлений деятельности объекта проверки (вопросов Программы проверки) осуществляется:
контроль по уровню подведомственности в отношении объекта проверки - ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (в случае если осуществление внутреннего контроля предусмотрено Программой проверки) в порядке, установленном Стандартом N 1 Стандартов;
установление соответствия деятельности объекта проверки - структурного подразделения ЦАФК требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, а также иных документов, регламентирующих деятельность такого подразделения;
аудиторское мероприятие (в случае если осуществление внутреннего аудита предусмотрено Программой проверки), включающее:
- оценку системы внутреннего контроля;
- проверку законности выполнения операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий объектом проверки, в том числе внутренних бюджетных процедур;
- оценку эффективности использования средств федерального бюджета;
- проверку ведения учетной политики, принятой объектом проверки, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
- оценку применения объектом проверки автоматизированных информационных систем при осуществлении операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий объектом проверки, в том числе внутренних бюджетных процедур;
- проверку вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- проверку наделения пользователей правами доступа к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих выполнение функций и осуществление полномочий, в том числе бюджетных полномочий, объектом проверки;
- проверку формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
- проверку формирования бюджетной и иной отчетности;
- контрольные обмеры и иные измерения, не требующие специальных знаний (при необходимости).
3.2.3. Проверка проводится путем:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с выполнением операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий объектом проверки, в том числе операций внутренних бюджетных процедур, и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и сотрудников объекта проверки, осуществляемых ими в ходе выполнения операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", в том числе операций внутренних бюджетных процедур;
обращения к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта проверки в целях получения и документирования сведений, необходимых для проведения проверки;
подтверждения, представляющего собой получение ответов на запросы информации, в том числе содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом проверки, либо самостоятельного расчета членом контрольно-аудиторской группы;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении деятельности объектом проверки, в том числе о выполнении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) некорректно отраженных в бюджетном учете и в иной отчетности операций и их причин и недостатков осуществления иных операций, в том числе внутренних бюджетных процедур.
3.2.4. Результаты проверки подлежат документированию.
3.2.5. При проведении проверки должны быть получены достаточные надлежащие достоверные доказательства.
3.2.6. При проведении проверки членом контрольно-аудиторской группы при необходимости руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) направляется запрос-требование на представление документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам по форме согласно приложению N 8 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Запрос-требование).
В случае проведения выездной проверки либо выездного этапа комбинированной проверки Запрос-требование оформляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) под роспись с указанием даты и времени его вручения на обоих экземплярах Запроса-требования.
В случае проведения камеральной проверки либо камерального этапа комбинированной проверки Запрос-требование оформляется в одном экземпляре и приобщается к материалам проверки. Членом контрольно-аудиторской группы обеспечивается направление скана-копии соответствующего Запроса-требования посредством автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству в ЦАФК, утвержденной приказом Федерального казначейства. При этом в Запросе-требовании данные в графе 4 "Подпись лица объекта проверки, предоставившего документы; дата, время" и данные по строке "Запрос-требование получен: ..." не проставляются.
Руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) обеспечивает своевременное прочтение доставленных посредством автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", Запросов-требований, а также их своевременное исполнение.
При непредставлении (отказе от представления) затребованных документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам в сроки, указанные в Запросе-требовании, руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) должен направить руководителю контрольно-аудиторской группы пояснения с изложением причин непредставления (отказа от представления) затребованных документов и сведений, которые приобщаются к материалам проверки. В случае проведения камеральной проверки либо камерального этапа комбинированной проверки пояснения направляются посредством автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", на имя члена контрольно-аудиторской группы, оформившего Запрос-требование.
3.2.7. Ответственность за полноту и достоверность предоставленных для проверки копий баз данных ППО, иных информационных ресурсов несет руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо).
3.2.8. В ходе выездной проверки (выездного этапа комбинированной проверки) для работы с документами и информацией, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, члены контрольно-аудиторской группы предъявляют уполномоченному лицу объекта проверки документы, удостоверяющие их личность, предписание на выполнение задания, справку о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по защите государственной тайны и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Федерального казначейства устанавливается особый порядок проведения проверки отдельных вопросов деятельности объекта проверки, проверка таких вопросов осуществляется в порядке, установленном соответствующими законодательными, иными нормативными правовыми и правовыми актами.
3.2.9. Члены контрольно-аудиторской группы при проведении проверки имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения проверки, в том числе информацию об организации и о результатах осуществления внутреннего контроля, а также письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных сотрудников объекта проверки;
посещать помещения и территории, относящиеся к объекту проверки.
Кроме того, руководитель контрольно-аудиторской группы вправе привлекать к проведению проверки независимых экспертов в порядке, установленном в Федеральном казначействе.
3.2.10. Члены контрольно-аудиторской группы обязаны:
соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов в установленной сфере деятельности, а также Правил профессиональной этики федеральных государственных гражданских служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, утвержденных приказом Федерального казначейства;
проводить проверку в соответствии с Программой проверки на качественном уровне, позволяющем обеспечить независимое, полное и достоверное отображение информации по проверяемым направлениям деятельности объекта проверки.
3.2.11. Выявленные в ходе проверки нарушения (недостатки) подтверждаются копиями соответствующих документов, заверенными оттиском штампа "Копия верна" и подписью руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица). Копии электронных документов заверяются электронной подписью руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) либо распечатываются на бумажном носителе и заверяются в порядке, установленном в ЦАФК для заверения бумажных копий электронных документов. Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по защите государственной тайны.
В случае проведения камеральной проверки либо камерального этапа комбинированной проверки допускаются распечатка сканов-копий доказательств и их заверение подписями члена контрольно-аудиторской группы, ответственного за проведение проверки по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), и руководителя контрольно-аудиторской группы.
При отказе руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) заверить копии документов, сформированных на бумажном носителе, их заверение осуществляется членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за проведение проверки по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), и руководителем контрольно-аудиторской группы. При этом на таких копиях документов проставляется отметка "В заверении отказано" с указанием причин такого отказа.
При отказе руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) заверить копии электронных документов их заверение осуществляется путем распечатывания на бумажном носителе копии электронного документа и ее заверения членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за проведение проверки по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), и руководителем контрольно-аудиторской группы. При этом на таких копиях документов проставляется отметка "В заверении отказано" с указанием причин такого отказа.
Отметки "Копия верна", "В заверении отказано" могут быть сделаны в письменной форме.
3.3. Контроль качества выполнения заданий проверки
3.3.1. Для достижения цели проверки и обеспечения ее надлежащего качества руководителем контрольно-аудиторской группы или отдельными членами контрольно-аудиторской группы по его поручению осуществляется контроль деятельности членов контрольно-аудиторской группы и ее результатов в части соответствия требованиям настоящего Стандарта, а также иных документов, регламентирующих вопросы проведения проверки.
Контролю в ходе проверки подлежат:
деятельность каждого члена контрольно-аудиторской группы независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;
деятельность, осуществляемая на каждом этапе проверки, и ее результаты.
3.3.2. Контроль организации деятельности, соблюдения требований к содержанию проверяемых вопросов и объема выборки по каждому из вопросов Программы проверки осуществляется в ходе ее проведения до подписания Справки по соответствующему вопросу Программы проверки.
3.3.3. В ходе контроля необходимо удостовериться в том, что:
члены контрольно-аудиторской группы имеют единое четкое понимание Программы проверки;
Программа проверки выполняется в полном объеме и в установленные сроки;
все случаи выявленных в ходе проверки допущенных нарушений (недостатков) в деятельности объекта проверки надлежащим образом задокументированы;
рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие предложения по выводам, сформулированным по результатам проверки;
достигается цель проверки.
4. Оформление результатов проверки
4.1. Документирование результатов проверки по вопросам Программы проверки
4.1.1. Результаты проверки по всем вопросам Программы проверки подлежат документированию.
4.1.2. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проверки по вопросам Программы проверки, соответствующим образом фиксируются в Справке по результатам проверки Федеральным казначейством деятельности объекта проверки по форме согласно приложению N 9 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Справка), являющейся основой для подготовки акта проверки.
Справка составляется с соблюдением правил русского языка. Стиль изложения содержания Справки должен обеспечивать отражение фактов, установленных в ходе проверки.
Допускается составление Справки по вопросам проверки одного направления деятельности объекта проверки и отдельным вопросам проверки другого направления деятельности объекта проверки. При проведении проверки по отдельному направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки) либо в случае если объектом проверки является структурное подразделение ЦАФК, по решению руководителя контрольно-аудиторской группы Справка может не составляться. В этом случае результаты проверки оформляются актом проверки в порядке, установленном настоящим Стандартом.
4.1.3. Справка должна включать заголовочную, вводную, описательную и заключительную части.
Заголовочная часть Справки должна содержать:
указание на проверяемое направление деятельности (номера вопросов Программы проверки), результаты проверки которого(ых) отражены в Справке;
указание на место составления и дату Справки. Датой Справки является дата ее подписания членами контрольно-аудиторской группы, осуществлявшими проверку по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
Вводная часть Справки должна содержать:
основание проведения проверки (реквизиты приказа Федерального казначейства о назначении проверки, а также реквизиты Программы проверки);
фамилии, инициалы и наименования должностей членов контрольно-аудиторской группы, осуществлявших проверку;
полное наименование объекта(ов) проверки;
указание на проверяемое направление деятельности объекта проверки (вопросы Программы проверки);
вид проверки;
срок проведения проверки конкретного направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), информация о ходе проверки которого включена в соответствующую Справку;
цель проверки;
предмет проверки;
метод проведения проверки;
способ проведения проверки;
краткую информацию об объекте проверки (дату создания, штатную и фактическую численность, иную информацию об объекте проверки, имеющую существенное значение для оценки результатов проверки).
В случае необходимости во вводной части Справки указывается перечень неполученных документов и сведений из числа затребованных проверяющим с указанием причин, на основании которых проверяющим было отказано в предоставлении документов и сведений, а также информация о фактах создания препятствий проведению проверки с указанием, в чем конкретно выражались препятствия в проведении проверки.
Вводная часть Справки может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к проверке.
Описательная часть Справки должна содержать информацию по каждому вопросу, указанному в Программе проверки по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросам Программы проверки). В описательной части Справки отражаются:
предмет проверки, массив изученных и (или) проверенных документов (операций), в том числе операций внутреннего контроля;
выявленные нарушения (недостатки) (в количественном и денежном выражении);
информация о причинах таких нарушений (недостатков);
сведения о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных).
Информация об условиях и причинах выявленных в ходе проверки нарушений (недостатков) излагается в Справке на основе анализа данных, полученных в результате изучения предмета проверки, данных объяснительных (пояснительных) служебных записок, запрошенных (в случае необходимости) в ходе проверки от должностных лиц объекта проверки, а также данных различных документов (приказы, служебные записки, письма и др.), имеющихся в наличии у объекта проверки на момент проверки, изучения всей имеющейся и полученной информации, относящейся к фактам выявленных нарушений (недостатков), а также условиям и предпосылкам для их возникновения.
Для подтверждения нарушений (недостатков), выявленных в ходе проверки, необходимо приложить к Справке копии соответствующих документов, заверенных в порядке, установленном пунктом 3.2.11 настоящего Стандарта, и (или) справочные (аналитические) таблицы, подписанные членами контрольно-аудиторской группы, осуществлявшими проверку по соответствующему направлению деятельности (вопросу Программы проверки), и, при необходимости, уполномоченными должностными лицами объекта проверки.
Справка по результатам проверки объекта проверки по организации режима секретности и безопасности информации не оформляется.
Информация о нарушениях (недостатках), выявленных в ходе проверки объекта проверки по отдельному направлению деятельности (вопросу Программы проверки) в части вопросов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, отражается в акте проверки, составленном по результатам проверки объекта проверки по организации режима секретности и безопасности информации. При этом, в Справке, оформленной по результатам проверки объекта проверки по отдельному направлению деятельности (вопросу Программы проверки), в ходе которой выявлены нарушения (недостатки) в части вопросов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, указывается ссылка, содержащая реквизиты акта проверки, составленного по результатам проверки объекта проверки по организации режима секретности и безопасности информации, в который включена информация о данных нарушениях (недостатках).
Информация о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных необъектом проверки, отражается в Справке в отдельном пункте "Информация о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных необъектом проверки" раздела, содержащего краткое изложение результатов проверки в разрезе вопросов Программы проверки.
В Справке также указываются:
конкретный период (дата), за который проведена проверка документов по каждому вопросу Программы проверки;
количество проверенных документов и сведений, не имеющих статуса документов, и количество документов и сведений, не имеющих статуса документов, по которым выявлены нарушения (недостатки).
Кроме того, в Справке, помимо вышеуказанной информации, отражаются наименования вопросов Программы проверки, по которым в ходе проверки нарушений (недостатков) не установлено, с проставлением отметки "нарушений (недостатков) не выявлено".
Если в ходе проверки установлено, что объектом проверки не выполнены какие-либо предложения (рекомендации), сформулированные по результатам предыдущих проверок, проведенных на объекте проверки, либо по итогам рассмотрения результатов внутреннего контроля, данный факт подлежит отражению в Справке.
В заключительной части Справки указываются:
предложения по выводам о качестве деятельности объекта проверки;
предложения по выводам о степени надежности внутреннего контроля и достоверности представленной объектом проверки бюджетной и иной отчетности (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки)). Внутренний контроль считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых и правовых актов, регламентирующих деятельность объекта проверки (в том числе, регулирующих бюджетные правоотношения), внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета;
предложения по выводам о соответствии организации ведения бюджетного учета объектом проверки методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки));
предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки, а также предложения по повышению эффективности (экономности и результативности) использования средств федерального бюджета (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки)).
Приложениями к Справке являются:
перечень законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов по вопросам осуществления ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" установленных полномочий, соблюдение которых проверено при осуществлении проверки деятельности объекта проверки, составленный по форме согласно приложению N 10 к Стандартам;
копии документов, подтверждающих выявленные нарушения (недостатки) в деятельности объекта проверки, заверенные в порядке, установленном пунктом 3.2.11 настоящего Стандарта, и (или) справочные (аналитические) таблицы.
4.1.4. Справка составляется членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за ее оформление, и подписывается членами контрольно-аудиторской группы, осуществившими проверку по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
При этом членами контрольно-аудиторской группы, осуществившими проверку по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), предоставление материалов, необходимых для оформления Справки, члену контрольно-аудиторской группы, ответственному за оформление Справки, осуществляется посредством электронной почты ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем.
В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (в случае если камеральный этап следует за выездным) проект Справки членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за оформление Справки, для подписания иным членам контрольно-аудиторской группы, осуществившим проверку по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), не направляется.
Справка передается для ознакомления под роспись руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) не позднее, чем за один рабочий день до наступления срока ее представления руководителю контрольно-аудиторской группы, установленного указанным должностным лицом, в том числе в Планах-графиках.
В случае если в ходе проверки выявлены нарушения (недостатки), допущенные необъектом проверки, Справка передается для ознакомления под роспись руководителю объекта проверки (лицу, замещающему его на период отсутствия).
В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап проверки следует за выездным) направление Справки руководителю объекта проверки для ознакомления осуществляется посредством электронной почты ЗКВС с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем.
При этом согласие с содержанием Справки оформляется письмом руководителя объекта проверки на имя руководителя контрольно-аудиторской группы, скан-копия которого также направляется посредством электронной почты ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем.
4.1.5. При наличии возражений (замечаний) к тексту Справки руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо), который должен ознакомиться с ней под роспись, делает об этом письменную оговорку в Справке перед проставлением своей подписи и одновременно представляет письменные возражения и (или) замечания по форме согласно приложению N 13 к Стандартам, которые приобщаются к Справке и являются ее неотъемлемой частью.
В случае непредставления руководителем объекта проверки (иным уполномоченным лицом) возражений (замечаний) к тексту Справки соответствующие возражения (замечания) могут быть представлены в составе возражений (замечаний) к акту проверки в срок, установленный пунктом 4.2.10 настоящего Стандарта.
В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап следует за выездным этапом) возражения (замечания) к тексту Справки оформляются письмом руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) на имя руководителя контрольно-аудиторской группы, скан-копия которого также направляется посредством электронной почты ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем.
4.1.6. Справка представляется членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за оформление Справки, руководителю контрольно-аудиторской группы не позднее срока, установленного указанным должностным лицом, в том числе в Планах-графиках.
В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап следует за выездным этапом) скан-копия Справки, подписанной членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за ее оформление, передается руководителю контрольно-аудиторской группы посредством электронной почты ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем.
4.2. Оформление акта проверки
4.2.1. Результаты проверки оформляются актом проверки по форме согласно приложению N 11 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Акт).
4.2.2. Акт составляется руководителем контрольно-аудиторской группы на основании Справок, оформленных членами контрольно-аудиторской группы по проверенным направлениям деятельности объекта проверки (вопросам Программы проверки).
Акт должен отражать нарушения (недостатки), выявленные в ходе проверки, в том числе зафиксированные в Справках (в случае оформления Справок) (кроме тех, в отношении которых руководителем контрольно-аудиторской группы принято решение об их исключении). Составление Акта должно быть завершено до окончания проверки. Руководитель контрольно-аудиторской группы при составлении Акта вправе учесть возражения (замечания) по Справкам, представленные руководителем объекта проверки (иным уполномоченным лицом) в порядке, установленном пунктом 4.1.5 настоящего Стандарта.
4.2.3. Акт включает заголовочную, вводную и описательную части.
Заголовочная часть Акта должна содержать:
полное наименование объекта(ов) проверки;
тему проверки;
указание на место составления и дату Акта. Датой Акта является дата его подписания руководителем контрольно-аудиторской группы.
Вводная часть Акта должна содержать:
основание проведения проверки (реквизиты приказа Федерального казначейства о назначении проверки, а также реквизиты Программы проверки);
фамилии, инициалы и наименования должностей руководителя контрольно-аудиторской группы, членов контрольно-аудиторской группы, проводивших проверку;
наименования объекта(ов) проверки;
тему проверки;
вид проверки;
срок проведения проверки в соответствии с приказом Федерального казначейства о назначении проверки (период с даты начала проведения проверки по дату окончания проверки в соответствии с приказом о назначении проверки включительно);
цель проверки;
предмет проверки;
метод проведения проверки;
способ проведения проверки;
краткую информацию об объекте проверки.
По решению руководителя контрольно-аудиторской группы во вводную часть Акта может быть включена иная информация, относящаяся к проверке.
4.2.4. Описательная часть Акта должна содержать сведения об объеме и прочие характеристики проведенной проверки по каждому направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
4.2.5. Нарушения (недостатки), излагаемые в Акте, должны быть подтверждены доказательствами.
4.2.6. В Акте при описании каждого нарушения (недостатка), установленного в ходе проверки, должны быть указаны:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, которые были нарушены;
сведения о периоде, к которому относятся выявленные нарушения (недостатки);
информация о том, в чем выразилось нарушение (недостаток), с указанием реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать операцию, документ (положение документа), при проверке которого выявлено нарушение (недостаток);
документально подтвержденная сумма нарушения, исчисляемая в количественном и денежном (если применимо) выражении;
информация о причинах нарушений (недостатков);
сведения о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных).
Формулировка нарушения должна начинаться со слов "В нарушение", после чего должны указываться конкретные пункты, части, статьи нормативных правовых актов, правовых актов, технологических регламентов и иных документов, а также иные реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать положения указанных документов, которые были нарушены.
Сумма нарушения, исчисляемая в денежном выражении, указывается в Акте в случаях:
установления признаков нецелевого использования бюджетных средств;
недоперечисления (излишнего перечисления) в соответствующие бюджеты поступивших доходов при их распределении по бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
переплаты (недоплаты) заработной платы, выплат социального характера.
В Акте также должны быть указаны:
конкретный период (дата), за который проведена проверка документов по каждому направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки);
общее количество проверенных документов и сведений, не имеющих статуса документов;
количество документов и сведений, не имеющих статуса документов, в которых выявлены нарушения (недостатки).
Информация о нарушениях (недостатках), отраженная в Справках (в случае их составления) в разделе "Информация о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных необъектом проверки" отражается в Акте в одноименном пункте раздела, содержащего краткое изложение результатов проверки в разрезе направлений деятельности объекта(ов) проверки (по вопросам Программы проверки).
Информация о нарушениях (недостатках), выявленных в ходе
проверки объекта проверки по отдельному направлению деятельности (вопросу
Программы проверки) в части вопросов, содержащих сведения, составляющие
государственную тайну, отражается в Акте, оформленном по результатам
проверки объекта проверки по организации режима секретности и
безопасности информации, в отдельном пункте "Информация о нарушениях
(недостатках), выявленных при осуществлении проверки по направлению
деятельности (вопросу Программы проверки): ____________________________".
В Акте должны также содержаться:
предложения по выводам о качестве деятельности объекта проверки;
предложения по выводам о степени надежности внутреннего контроля и достоверности представленной объектом проверки бюджетной и иной отчетности;
предложения по выводам о соответствии ведения бюджетного учета объектами проверки методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки));
предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки;
предложения по повышению эффективности (экономности и результативности) использования средств федерального бюджета (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки)).
4.2.7. При составлении Акта должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
4.2.8. Текст Акта не должен содержать:
сведений и информации, не подтвержденных доказательствами;
морально-этической оценки действий должностных лиц и сотрудников объекта проверки.
4.2.9. Приложениями к Акту являются:
перечень законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов по вопросам осуществления ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" установленных полномочий, соблюдение которых проверено при осуществлении проверки деятельности объекта проверки, составленный по форме согласно приложению N 10 к Стандартам;
Справки (в случае их составления в соответствии с требованиями настоящего Стандарта);
копии соответствующих документов, заверенных в порядке, установленном пунктом 3.2.11 настоящего Стандарта, и (или) справочные (аналитические) таблицы (в случае если в соответствии с настоящим Стандартом Справки не составляются);
перечень неполученных документов и сведений из числа затребованных контрольно-аудиторской группой с указанием причин, на основании которых проверяющим было отказано в предоставлении документов и сведений, а также информация о фактах создания препятствий проведению проверки с указанием, в чем конкретно выражались препятствия в проведении проверки (в случае непредставления таких документов и сведений, а также наличия соответствующих фактов).
4.2.10. В случае проведения выездной проверки либо комбинированной проверки (если выездной этап следует за камеральным):
Акт составляется в двух экземплярах;
каждый экземпляр Акта подписывается руководителем контрольно-аудиторской группы. Подпись руководителя контрольно-аудиторской группы подтверждает, что текст Акта подготовлен в соответствии с требованиями настоящего Стандарта, отвечает целям проверки и содержит все нарушения (недостатки), содержащиеся в Справках (кроме тех, в отношении которых руководителем контрольно-аудиторской группы принято решение об их исключении (изменении формулировок), в том числе на основании возражений (замечаний), представленных в порядке, установленном настоящим Стандартом, к Справкам);
в случае если объектом проверки является структурное подразделение ЦАФК, Акт визируется всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, с указанием разделов (вопросов Программы проверки), ответственными за проверку которых являлись соответствующие члены контрольно-аудиторской группы;
в случае если объектом проверки является ТОФК, ФКУ "ЦОКР", и руководителем контрольно-аудиторской группы принято решение об отсутствии необходимости в составлении Справок, Акт визируется также всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, с указанием разделов (вопросов Программы проверки), ответственными за проверку которых являлись соответствующие члены контрольно-аудиторской группы;
Акт представляется для ознакомления руководителю (иному уполномоченному лицу) объекта проверки на 24 часа, с отметкой о дате и времени представления на обоих экземплярах Акта. При этом руководитель объекта проверки вправе ознакомиться с Актом в срок менее 24 часов с момента его получения от руководителя контрольно-аудиторской группы с учетом необходимости соблюдения срока проведения проверки, установленного приказом о назначении проверки. После ознакомления на экземплярах Акта руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) проставляет свою подпись, подтверждающую его ознакомление с Актом;
при наличии у руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) возражений (замечаний) к тексту Акта указанное должностное лицо делает об этом отметку перед проставлением своей подписи об ознакомлении и в течение 3 рабочих дней со дня подписания Акта представляет заместителю руководителя Федерального казначейства, осуществляющему курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, посредством автоматизированной системы документооборота, применяемой в ЦАФК, письменные возражения (замечания) по форме согласно приложению N 13 к Стандартам с приложением к ним надлежащим образом заверенных копий документов и сведений, не имеющих статуса документов, подтверждающих обоснованность соответствующих возражений (замечаний). Данные возражения (замечания) передаются начальнику контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства в порядке, установленном в Федеральном казначействе, и являются неотъемлемой частью Акта;
один экземпляр Акта остается у руководителя контрольно-аудиторской группы, второй экземпляр передается руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) с отметкой о его получении на экземпляре Акта, который остается у руководителя контрольно-аудиторской группы.
В случае проведения камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап следует за выездным):
Акт составляется в одном экземпляре;
единственный экземпляр Акта подписывается руководителем контрольно-аудиторской группы. Подпись руководителя контрольно-аудиторской группы подтверждает, что текст Акта подготовлен в соответствии с требованиями настоящего Стандарта, отвечает целям проверки и содержит все нарушения (недостатки), содержащиеся в Справках (кроме тех, в отношении которых руководителем контрольно-аудиторской группы принято решение об их исключении (изменении формулировок), в том числе на основании возражений (замечаний), представленных в порядке, установленном настоящим Стандартом, к Справкам);
Акт представляется для ознакомления руководителю (иному уполномоченному лицу) объекта проверки на 24 часа, путем направления скана-копии подписанного Акта посредством электронной почты ЗКВС с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем. При этом отметка о дате и времени представления на Акте не проставляется. Руководитель объекта проверки вправе ознакомиться с Актом в срок менее 24 часов с момента его получения от руководителя контрольно-аудиторской группы с учетом необходимости соблюдения срока проведения проверки, установленного приказом о назначении проверки;
факт ознакомления руководителем объекта проверки (иным уполномоченным лицом) подтверждается сканом-копией надлежащим образом подписанного руководителем объекта проверки (иным уполномоченным лицом) письма, направленного в адрес руководителя контрольно-аудиторской группы посредством электронной почты ЗКВС с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем;
при наличии у руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица) возражений (замечаний) к тексту Акта в вышеуказанном письме письменные возражения (замечания), составленные по форме согласно приложению N 13 к Стандартам, направляются заместителю руководителя Федерального казначейства, осуществляющему курирование и контроль деятельности контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства, в течение трех рабочих дней со дня ознакомления с Актом с приложением к ним сканов-копий надлежащим образом заверенных копий документов и сведений, не имеющих статуса документов, подтверждающих обоснованность возражений (замечаний). Данные возражения (замечания) передаются начальнику контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства в порядке, установленном в Федеральном казначействе, являются неотъемлемой частью Акта и приобщаются к материалам проверки.
4.2.11. По результатам проверки объекта проверки по организации режима секретности и безопасности информации оформляется Акт по форме согласно приложению N 11 к Стандартам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по защите государственной тайны.
4.2.12. Оформление результатов проверки организации мобилизационной подготовки, гражданской обороны и обеспечения устойчивости деятельности Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном в Федеральном казначействе.
4.2.13. Акт является одним из оснований для организации в объекте проверки мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений (недостатков).
4.3. Оформление рабочей документации проверки
4.3.1. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства обеспечивает формирование и хранение рабочей документации проверки по всем проведенным проверкам, назначенным Федеральным казначейством.
4.3.2. Рабочая документация проверки включает:
документы, оформленные на этапе подготовки к проверке, включая копии приказов о назначении проверки (ее продлении, приостановлении), Программу проверки;
Планы-графики (при наличии);
Запросы-требования (при наличии);
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе проверки, и полученные от них сведения;
Акт с приложениями к нему,
оформленные в соответствии с требованиями настоящего Стандарта.
4.3.3. Формирование и хранение рабочей документации проверки осуществляется в соответствии с номенклатурой дел контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства. Формирование и хранение рабочей документации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с номенклатурой дел Управления режима секретности и безопасности информации Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по защите государственной тайны.
5. Подготовка отчета о результатах проверки
5.1. Подписанный Акт (с приложениями) представляется руководителем контрольно-аудиторской группы начальнику контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства не позднее первого рабочего дня после прибытия с объекта проверки (в случае выездной проверки либо комбинированной проверки (если выездной этап следует за камеральным) или после окончания проверки (в случае камеральной проверки либо комбинированной проверки (если камеральный этап следует за выездным).
5.2. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства по результатам рассмотрения начальником указанного подразделения представленного руководителем контрольно-аудиторской группы Акта (с приложениями) обеспечивает подготовку отчета о результатах проверки по форме согласно приложению N 12 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Отчет) в срок не позднее шести рабочих дней с даты окончания проверки; в случае проведения выездной проверки либо комбинированной проверки (если выездной этап следует за камеральным) - с даты прибытия руководителя контрольно-аудиторской группы с объекта проверки.
5.3. Отчет представляет собой документ, содержащий информацию об основных итогах проверки, и должен включать:
полное(ые) наименование(я) объекта(ов) проверки;
основание для проведения проверки;
проверяемый период;
срок проведения проверки;
цель проверки;
предмет проверки;
результаты проверки, в том числе:
- информацию о выявленных нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, иных документов, а также о выявленных недостатках, с указанием содержания нарушения (недостатка), количества и сумм расчетно-платежных операций, совершенных с нарушением (по нарушениям, указанным в пункте 4.2.6 настоящего Стандарта, с указанием содержания нарушения (в количественном и денежном (если применимо) выражении);
- информацию о причинах возникновения нарушений (недостатков), а также сведения о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных);
информацию о наличии либо отсутствии возражений (замечаний) руководителя объекта проверки (иного уполномоченного лица);
выводы о качестве деятельности объекта проверки;
выводы о степени надежности внутреннего контроля и достоверности представленной объектом проверки бюджетной и иной отчетности (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки));
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами проверки методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки));
предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки;
предложения по повышению эффективности (экономности и результативности) использования средств федерального бюджета (в случае проверки соответствующего направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки)).
Информация о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных необъектом проверки, отражается в Отчете в отдельном пункте "Информация о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных необъектом проверки" раздела, содержащего изложение результатов проверки в разрезе вопросов Программы проверки.
5.4. При наличии возражений (замечаний) к Акту, представленных объектом проверки в соответствии с пунктом 4.2.10 настоящего Стандарта, контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства по результатам рассмотрения возражений (замечаний) к акту проверки осуществляет подготовку заключения на возражения (замечания) по форме согласно приложению N 14 к Стандартам.
Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства вправе не рассматривать возражения (замечания) к Акту, представленные объектом проверки позже установленного настоящим Стандартом срока.
5.5. Отчет с приложением Акта, возражений (замечаний) к нему (при их наличии), а также заключения на возражения (замечания) к акту проверки (при наличии возражений (замечаний) к Акту) представляется в срок не позднее шести рабочих дней с даты окончания проверки:
при проведении проверок в отношении структурных подразделений ЦАФК, ФКУ "ЦОКР" - руководителю Федерального казначейства;
в иных случаях - председателю Контрольного совета Федерального казначейства.
6. Рассмотрение результатов проверки
6.1. Результаты проверки содержатся:
в отчете о результатах проверки в отношении структурных подразделений ЦАФК, а также ФКУ "ЦОКР";
в протоколе заседания Контрольного совета Федерального казначейства для проверок в отношении ТОФК.
6.2. Руководитель Федерального казначейства (иное уполномоченное лицо) на основании представленного отчета о результатах проверки в отношении структурных подразделений ЦАФК, а также ФКУ "ЦОКР", или протокола заседания Контрольного совета Федерального казначейства определяет порядок реализации результатов соответствующей проверки.
Приказом Казначейства России от 12 июля 2016 г. N 253 в пункт 6.3 внесены изменения
6.3. Руководитель Федерального казначейства (иное уполномоченное лицо) по результатам рассмотрения представленного Отчета (протокола заседания Контрольного совета Федерального казначейства) вправе принять одно или несколько из решений:
о необходимости реализации соответствующих выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности отдельных выводов, предложений и рекомендаций;
о применении мер материальной ответственности к виновным должностным лицам, допустившим выявленные в ходе проверки нарушения, а также о проведении в их отношении служебных проверок и (или) о применении по их результатам мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
о направлении соответствующих материалов в Федеральную антимонопольную службу (ее территориальные органы), иные контрольно-надзорные органы, и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков соответствующих нарушений законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
6.4. По результатам рассмотрения Отчета (протокола заседания Контрольного совета Федерального казначейства) руководителем Федерального казначейства (иным уполномоченным лицом) в адрес объекта проверки направляется информационное письмо, содержащее сведения о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) (далее по тексту настоящего Стандарта - Указание).
6.5. Указание должно содержать:
сведения о выявленных нарушениях (недостатках);
предложения (рекомендации) объекту проверки по устранению выявленных нарушений (недостатков) и обеспечению их недопущения в дальнейшей деятельности (при необходимости);
срок представления плана мероприятий, направленных на устранение нарушений (недостатков), отраженных в акте проверки, оформленного объектом проверки по форме согласно приложению N 15 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - План мероприятий);
срок представления отчета о выполнении плана мероприятий, направленных на устранение нарушений (недостатков), отраженных в акте проверки, оформленного объектом проверки по форме согласно приложению N 16 к Стандартам (далее по тексту настоящего Стандарта - Отчет о выполнении Плана мероприятий).
При установлении соответствующих сроков необходимо исходить из их разумной достаточности и необходимости.
В случае если по результатам проверки нарушения (недостатки) не выявлены Указания не оформляются.
6.6. Указание направляется объекту проверки в течение пяти рабочих дней с даты принятия руководителем Федерального казначейства (иным уполномоченным лицом) решения, предусмотренного пунктом 6.3 настоящего Стандарта, и является обязательным для исполнения.
6.7. На основании полученного Указания объект проверки формирует и представляет в контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства План мероприятий и Отчет о выполнении Плана мероприятий.
Документы (информация), содержащие сведения, составляющие государственную тайну, направляются в Управление режима секретности и безопасности информации Федерального казначейства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по защите государственной тайны.
6.8. Контроль за реализацией Указаний осуществляет контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства.
7. Организация контроля выполнения Указаний
7.1. Контроль выполнения Указаний осуществляется контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства в одной или нескольких из следующих форм:
получение Отчета о выполнении Плана мероприятий;
осуществление мониторинга выполнения объектом проверки мероприятий, направленных на устранение допущенных нарушений (недостатков), в том числе на основе полученных от объекта проверки соответствующих документов, подтверждающих выполнение Указания, без выезда на объект проверки;
осуществление мониторинга выполнения объектом проверки отдельных предложений (рекомендаций) с выездом на объект проверки;
проведение проверки результатов выполнения Указаний в ходе выездной, комбинированной либо камеральной тематической проверки.
Контроль выполнения Указаний в форме осуществления мониторинга выполнения объектом проверки мероприятий, направленных на устранение допущенных нарушений (недостатков), а также мониторинга выполнения объектом проверки отдельных предложений (рекомендаций) может осуществляться в любое время по решению руководителя Федерального казначейства, принятому на основании предложений контрольно-аудиторского подразделения Федерального казначейства.
Проверка результатов выполнения Указаний при проведении проверки с выездом на объект проверки может проводиться не ранее, чем через шесть месяцев, но не позднее полутора лет после их направления в адрес объекта проверки.
7.2. По результатам проверки выполнения Указаний осуществляется подготовка Отчета в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего Стандарта (за исключением случая, если контроль выполнения Указаний проводится в форме получения Отчета о выполнении Плана мероприятий) либо служебной записки на имя руководителя Федерального казначейства (в случае контроля выполнения Указаний путем осуществления мониторинга).
8. Отчетность о контрольной и аудиторской деятельности
8.1. Контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства организуется составление в установленном порядке отчетности о результатах осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе, ТОФК и ФКУ "ЦОКР" (далее по тексту настоящего Стандарта - Отчетность).
8.2. Единый порядок составления и представления Отчетности утверждается Федеральным казначейством.
8.3. Отчетность представляется в контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства в электронном виде в соответствии с утвержденными требованиями к форматам и способам передачи в электронном виде данных по осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита в ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
8.4. Контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства обеспечивает систематизацию и свод Отчетности на основании информации, представленной контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в соответствии со Стандартом N 5 Стандартов.
8.5. Консолидированная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года.
8.6. На основе консолидированной отчетности контрольно-аудиторское подразделение Федерального казначейства осуществляет подготовку аналитической записки по результатам осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе (далее по тексту настоящего Стандарта - Аналитическая записка).
Аналитическая записка должна содержать информацию, достаточную для определения результативности контрольной и аудиторской деятельности Федерального казначейства, в том числе информацию о выявляемых в ходе проверок систематических и наиболее часто повторяющихся нарушениях (недостатках) в деятельности ТОФК, ФКУ "ЦОКР" и их динамике, а также предложения по предупреждению повторения таких нарушений (недостатков) в дальнейшей деятельности.
8.7. Аналитическая записка направляется для рассмотрения руководителю Федерального казначейства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.