В целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Минобрнауки России направляет разъяснения по исполнению приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" и от 2 декабря 2015 г. N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования".
Заместитель министра |
В. Каганов |
Разъяснения
по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" и от 2 декабря 2015 г. N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования"
Приказ N 1309 определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (это административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования для Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодёжи, подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций. Он вступил в силу с 1 января 2016 г. и является обязательным для исполнения.
В соответствии с приказом N 1309, организациям, подведомственным Минобрнауки России (далее - организации) необходимо:
Определить ответственных за организацию данной работы должностных лиц (в должности не ниже заместителя руководителя организации) и представить в адрес Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) информацию об ответственных лицах (с указанием ФИО, должности, контактных данных) в срок до 15 февраля 2016 г.
Организовать в срок до 1 апреля 2016 г. инструктирование специалистов, работающих с инвалидами, или которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования. Инструктирование может быть организовано с использованием методического пособия, разработанного Минтрудом России, которое размещено на официальном сайте Минтруда России (http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/108). Цель такого инструктирования - научить работников, как правильно оказывать необходимую помощь инвалидам в зависимости от характера нарушения, состояния здоровья при предоставлении организацией услуг или при передвижении по объектам, принадлежащим организации. Такими знаниями должны обладать все сотрудники, которые по роду своей деятельности должны и могут оказывать услуги инвалидам. Целесообразно завести отдельный журнал регистрации проведённых инструктажей и определить ответственного сотрудника за проведение таких инструктажей, в том числе с вновь принятыми сотрудниками. Информацию о проведении инструктирования работников организации с указанием сроков проведения инструктирования, количества проинструктированных работников, в том числе в процентном соотношении от общего числа работников организации, необходимо предоставить на адрес Департамента в срок до 1 апреля 2016 г.
Приказом организации в срок до 20 февраля 2016 г. создать комиссию по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых услуг, утвердить её состав, план-график проведения обследования паспортизации. В состав комиссии необходимо включить представителя общественного объединения инвалидов, осуществляющего свою деятельность на территории городов федерального значения, муниципального образования, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.
Провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации в срок до 10 марта 2016 г.
В приказе N 1309 перечислены требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъёмным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);
- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта (для инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу в здание, работники организации, которые должны оказывать помощь при посадке и высадке, должны быть проинструктированы);
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);
- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь ему в определении маршрута и в организации его входа или выхода из организации. Эти обязанности могут исполнять сотрудники охраны, которые должны быть проинструктированы);
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учётом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ("надлежащее размещение" означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида);
- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утверждённом приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки-проводника;
- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями);
- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);
- наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
- адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида (должность "тьютор" должна быть введена в штатное расписание образовательной организации, если услуга рекомендована ПМПК или ИПРА (исполнение их рекомендаций является обязательным для всех образовательных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности), или у образовательной организации должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения инвалидов);
- предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (это условие гарантируется статьёй 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации").
Кроме того, особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены целым рядом порядков организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам разного уровня (подпункт "и") пункта 4 приказа N 1309).
По результатам обследования объекта и предоставляемых на нём услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности, содержащий следующие разделы:
а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;
в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;
г) управленческие решения по срокам и объёмам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нём услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно (образец формы в приложении N 1).
Для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учётом положений об обеспечении "разумного приспособления" Конвенции о правах инвалидов) предложения по принятию управленческих решений, в том числе:
- по созданию (с учётом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в случае невозможности полностью приспособить объект с учётом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;
- по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нём услуг с учётом потребностей инвалидов;
- по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 г.
Паспорт доступности организации, разработанный комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в адрес Департамента в течение 10 рабочих дней после утверждения.
Разработать, утвердить план действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (далее - "дорожную карту") на период до 2030 г. и представить в адрес Департамента утверждённую "дорожную карту" в срок до 1 апреля 2016 г.
В приказе N 1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы.
Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Базовый норматив затрат по государственным услугам, установленным образовательным организациям с учётом корректирующих коэффициентов, отражающих особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья, рассчитан в том числе с учётом необходимости обеспечения доступности услуг и объектов инвалидов. Также необходимо обеспечить создание условий за счёт средств текущего финансирования и запланированных ремонтных работ и реконструкции зданий. Проектно-сметная документация не будет утверждена Департаментом управления сетью подведомственных организаций, если она не содержит виды работы, направленные на создание условий для инвалидов.
Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.
Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую:
- наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказа N 1309;
- значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг);
- список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;
- перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.
В пояснительной записке к "дорожной карте" необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).
В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
С учётом изложенного несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является дискриминацией инвалидов.
Заместитель директора Департамента |
И. Терёхина |
ПРОЕКТ
(форма)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
___________________
___ _______ 20__ г.
ПАСПОРТ
доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования (далее - услуги)
I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА
Адрес объекта, на котором предоставляется(-ются) услуга (услуги): _______
_________________________________________________________________________
Наименование предоставляемой(-мых) услуги (услуг): ______________________
_________________________________________________________________________
Сведения об объекте:
- отдельно стоящее здание ________ этажей, _______ кв. м
- часть здания ________ этажей (или помещение на _____ этаже), ____
кв. м
- наличие прилегающего земельного участка (да, нет); _____ кв. м
Название организации, которая предоставляет услугу населению, (полное
наименование - согласно Уставу, сокращённое наименование): ______________
_________________________________________________________________________
Адрес места нахождения организации: _____________________________________
_________________________________________________________________________
Основание для пользования объектом (оперативное управление, аренда,
собственность): _________________________________________________________
Форма собственности (государственная, муниципальная, частная) ___________
_________________________________________________________________________
Административно-территориальная подведомственность (федеральная,
региональная, муниципальная): ___________________________________________
_________________________________________________________________________
Наименование и адрес вышестоящей организации: ___________________________
_________________________________________________________________________
II. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НА ОБЪЕКТЕ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Сфера деятельности: _____________________________________________________
Плановая мощность (посещаемость, количество обслуживаемых в день,
вместимость, пропускная способность): ___________________________________
_________________________________________________________________________
Форма оказания услуг (на объекте, с длительным пребыванием, в т.ч.
проживанием, обеспечение доступа к месту предоставления услуги, на дому,
дистанционно): __________________________________________________________
Категории обслуживаемого населения по возрасту (дети, взрослые
трудоспособного возраста, пожилые; все возрастные категории): ___________
_________________________________________________________________________
Категории обслуживаемых инвалидов (инвалиды с нарушениями опорно-
двигательного аппарата; нарушениями зрения, нарушениями слуха): _________
_________________________________________________________________________
III. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ИМЕЮЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТА
N |
Основные показатели доступности для инвалидов объекта |
Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта |
1 |
2 |
3 |
1 |
выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов |
|
2 |
сменные кресла-коляски |
|
3 |
адаптированные лифты |
|
4 |
поручни |
|
5 |
пандусы |
|
6 |
подъёмные платформы (аппарели) |
|
7 |
раздвижные двери |
|
8 |
доступные входные группы |
|
9 |
доступные санитарно-гигиенические помещения |
|
10 |
достаточная ширина дверных проёмов в стенах, лестничных маршей, площадок |
|
11 |
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления, услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения |
|
12 |
дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне |
|
13 |
дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией |
|
14 |
иные |
|
IV. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ИМЕЮЩИХСЯ НЕДОСТАТКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
N |
Основные показатели доступности для инвалидов предоставляемой услуги |
Оценка состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов предоставляемой услуги |
1 |
2 |
3 |
1 |
наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне |
|
2 |
обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий |
|
3 |
проведение инструктирования или обучения сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг |
|
4 |
наличие работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг |
|
5 |
предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации |
|
6 |
предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика |
|
7 |
соответствие транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, требованиям их доступности для инвалидов |
|
8 |
обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
|
9 |
наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры |
|
10 |
адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) |
|
11 |
обеспечение предоставления услуг тьютора |
|
12 |
иные |
|
V. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО СРОКАМ И ОБЪЁМАМ РАБОТ, НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ ОБЪЕКТА И ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НА НЁМ УСЛУГ В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСЛОВИЙ ИХ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
N |
Предлагаемые управленческие решения по объёмам работ, необходимым для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов* |
Сроки |
1 |
|
|
N |
Предлагаемые управленческие решения по объёмам работ, необходимым для приведения порядка предоставления услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении условий их доступности для инвалидов* |
Сроки |
1 |
|
|
______________________________
* С учётом выводов оценки состояния и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов объекта и порядка предоставления услуги, приведённых в разделе III и IV паспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", март 2016 г., N 6, в журнале "Образование в документах", май 2016 г., N 5