Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Рекомендации
по показателям динамики обеспечения образовательными услугами детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Для оценки положения дел в сфере соблюдения права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования" (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2014 г., peг. N 31528) утверждены следующие показатели:
- удельный вес численности детей с ОВЗ в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций;
- удельный вес численности детей-инвалидов в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций;
- удельный вес численности детей с ОВЗ в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций;
- удельный вес численности детей с ОВЗ, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), государственных общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ОВЗ, обучающихся в государственных общеобразовательных организациях;
- удельный вес численности детей с ОВЗ, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), негосударственных общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ОВЗ, обучающихся в негосударственных общеобразовательных организациях;
- удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ;
- удельный вес численности студентов-инвалидов в общей численности студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования: программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена.
С целью более детального анализа состояния дел в сфере соблюдения права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование Минобрнауки России приказом от 2 марта 2015 г. N 135 "О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утверждённые Министерством образования и науки Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 14" (зарегистрирован в Минюсте России 20 марта 2015 г., peг. N 36519) утвердило дополнительные показатели мониторинга системы образования, отражающие:
- структуру численности обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью по всем группам нозологий, получающих образовательные услуги совместно с другими обучающимися; в отдельных классах общеобразовательных организаций; в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- удельный вес числа организаций, имеющих в своём составе лекотеку, службу ранней помощи, консультативный пункт, в общем числе дошкольных образовательных организаций;
- укомплектованность отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам педагогическими работниками;
- удельный вес численности детей с ОВЗ в общей численности обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- удельный вес численности детей-инвалидов в общей численности обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Кроме того, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2015 г., peг. N 40000) (далее - Приказ N 1309) утверждены показатели доступности для инвалидов объектов и услуг сфере образования:
- удельный вес введённых с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов (зданий, помещений), в которых предоставляются услуги в сфере образования, а также используемых для перевозки инвалидов транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки инвалидов транспортных средств;
- удельный вес существующих объектов, которые в результате проведения после 1 июля 2016 года на них капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию;
- удельный вес существующих объектов, на которых до проведения капитального ремонта или реконструкции обеспечивается доступ инвалидов к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства инвалида, от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учётом потребностей инвалидов;
- удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, на которых имеются в том числе:
- выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;
- сменные кресла-коляски;
- адаптированные лифты;
- поручни;
- пандусы;
- подъёмные платформы (аппарели);
- раздвижные двери;
- доступные входные группы;
- доступные санитарно-гигиенические помещения;
- достаточная ширина дверных проёмов в стенах, лестничных маршей, площадок от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;
- удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) с учётом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;
- удельный вес объектов в сфере образования, имеющих утверждённые паспорта доступности объектов, от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования;
- удельный вес объектов, в которых одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, оборудовано индукционной петлёй и звукоусиливающей аппаратурой, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;
- удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых с использованием русского жестового языка, допуском сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;
- доля работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего числа работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования;
- удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением ассистента-помощника, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;
- удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением тьютора, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;
- доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, имеющих образование и (или) квалификацию, позволяющие осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, от общего числа педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций;
- доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общего числа детей-инвалидов данного возраста;
- доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей-инвалидов данного возраста;
- доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, от общего числа детей-инвалидов школьного возраста;
- удельный вес органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, официальный сайт которых адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Дополнительно к показателям, утверждённым приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, рекомендуем оценивать динамику обеспечения образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов с учётом следующих показателей:
- характеристики групп обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в детских домах-интернатах и организациях системы социальной защиты (численность обучающихся; распределение их по уровням образования, по ведущим особым образовательным потребностям (ведущему типу нарушения));
- численность детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, индивидуальным учебным планам, специальным индивидуальным программам развития (СИПР);
- наличие сетевой формы реализации адаптированных основных образовательных программ;
- наличие и эффективность работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательной организации и организациях, осуществляющих обучение;
- организация условий для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, в том числе обеспеченность специалистами (психолог, дефектолог, логопед) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2013 г., рег. N 30067);
- удельный вес обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих помощь в форме индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, от общего количества обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование;
- наличие координатора - системного оператора по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- участие социальных партнёров в организационно-управленческом обеспечении процесса организации образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- ежегодный анализ региональных программ развития образования на предмет включения в соответствующие программы мероприятий, направленных на обеспечение образованием (по всем уровнях образования) детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также финансового обеспечения указанных мероприятий.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2015 г. N ВК-3041/07 "О показателях динамики обеспечения образованием... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.