Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и порядок осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство).
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется отделом Финансового департамента Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита), на основе функциональной независимости.
Функциональная независимость субъекта аудита состоит в том, что его должностные лица:
не принимают участие в исполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур;
не принимали участие в исполнении внутренних бюджетных процедур объекта аудита в проверяемом периоде;
не подчиняются директору Финансового департамента в части осуществления в Министерстве внутреннего финансового аудита;
не имеют родства с должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры.
Субъект аудита в части осуществления в Министерстве внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно первому заместителю Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
3. Объектами внутреннего финансового аудита в Министерстве являются структурные подразделения Министерства и подведомственные Министерству федеральные государственные учреждения, в том числе федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, федеральные государственные унитарные предприятия (далее - объекты аудита).
4. Целями внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, в соответствии с пунктом 29 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила, утвержденные постановлением N 193), являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования объектами аудита средств федерального бюджета.
5. Согласно пункту 31 Правил, утвержденных постановлением N 193, внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки на основании годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План), а также внеплановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с пунктами 16 - 24 настоящего Положения.
6. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:
а) должностным лицом субъекта аудита (далее - проверяющий);
б) группой должностных лиц субъекта аудита, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками (далее - аудиторская группа), под руководством должностного лица субъекта аудита, назначенного приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - руководитель аудиторской группы).
7. В соответствии с пунктом 34 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторской проверки имеет право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
8. Запрос вручается руководителю (уполномоченному им лицу) объекта аудита до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее 3 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.
Исполнение объектами аудита запросов осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки на объекте аудита. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита, в сроки, указанные в запросе. В случае если срок представления не указан в запросе, документы, материалы и информация представляются в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.
По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом аудита документов, материалов и информации, запрошенных при проведении аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет акт.
Ответ на запрос может быть направлен объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом аудита.
9. Независимые эксперты, при необходимости их участия в аудиторской проверке, привлекаются субъектом аудита по согласованию с Министром труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министр).
10. Согласно пункту 33 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
11. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается Министром не позднее 7 календарных дней до начала аудиторской проверки.
12. Программа аудиторской проверки должна содержать: тему аудиторской проверки; наименование объекта (объектов) аудита; срок проведения аудиторской проверки; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки (пункт 45 Правил, утвержденных постановлением N 193).
13. Составление, утверждение, ведение Плана осуществляется в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения Плана согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
14. Приказ об утверждении Плана на очередной финансовый год представляется субъектом аудита на подпись Министру не позднее 25 декабря текущего года.
15. Копия приказа об утверждении Плана и План на очередной финансовый год не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа Министром размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
16. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, состав аудиторской группы (проверяющий), срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
17. В соответствии с пунктом 46 Правил, утвержденных постановлением N 193, в ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля объектом аудита;
б) законности выполнения объектом аудита внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности объектов аудита.
18. В соответствии с пунктом 47 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
19. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.
20. Согласно пункту 49 Правил, утвержденных постановлением N 193, при проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с подготовкой и проведением аудиторской проверки, которая содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
21. Аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторских проверок обязана:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) формулировать выводы по результатам аудиторской проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
г) знакомить руководителя (уполномоченное им лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
22. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
23. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, образец которого предусмотрен приложением N 3 к настоящему Положению.
24. Акт аудиторской проверки, подписанный руководителем аудиторской проверки (проверяющим) и всеми членами аудиторской группы, вручается руководителю объекта аудита (представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта) под роспись.
Направление акта аудиторской проверки, а также установление срока его рассмотрения объектом аудита осуществляется в порядке согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
25. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
26. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
27. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки (далее - Отчет).
28. Согласно пункту 53 Правил, утвержденных постановлением N 193, Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению .выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
29. Отчет с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителем аудиторской проверки (проверяющим) Министру.
30. По результатам рассмотрения Отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в органы государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
31. Субъект аудита обеспечивает составление годового отчета о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита в соответствии с Порядком составления и представления годового отчета о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита, предусмотренным приложением N 5 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.