Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 16-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия городского поселения г. Котово "Водоканал" о признании недействующим постановления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17 декабря 2014 г. N 52/92 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия городского поселения г. Котово "Водоканал" в части приложения N 1 по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия городского поселения г. Котово "Водоканал" на решение Волгоградского областного суда от 16 ноября 2015 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области и Администрации Волгоградской области Анциперова В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие городского поселения г. Котово "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17 декабря 2014 г. N 52/92 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия городского поселения г. Котово "Водоканал" (далее - постановление N 52/92) в части приложения N 1.
Решением Волгоградского областного суда от 16 ноября 2015 г. в удовлетворении административного искового заявления МУП "Водоканал" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "Водоканал" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Комитетом и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
В судебное заседание представитель МУП "Водоканал", администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области, извещенные надлежащим образом, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится в том числе холодное водоснабжение.
В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (часть 2 указанной нормы).
В сфере водоотведения регулированию подлежит в том числе тариф на водоотведение (часть 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
В силу пункта 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
В соответствии со статьей 26 Правил регулирования тарифов экспертное заключение должно содержать, в том числе анализ обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг.
Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (пункт 27 Правил).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 28 апреля 2014 г. МУП "Водоканал" обратилось в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области (далее - Комитет) с заявлением об установлении тарифов на холодное водоснабжение (питьевая вода) и водоотведение для потребителей МУП "Водоканал" на 2015 - 2016 годы, представив обосновывающие материалы в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов.
Постановлением Комитета от 17 декабря 2014 г. N 52/92 (приложение N 1) установлены тарифы: на питьевую воду (питьевое водоснабжение) с 1 января по 30 июня 2015 г. для населения - 28,74 руб./куб. м (с НДС), 24,36 руб./куб. м. (без НДС), для бюджетных потребителей и прочих потребителей - 24,36 руб./куб. м. (без НДС); с 1 июля по 31 декабря 2015 г. для населения - 32,19 руб./куб. м. (с НДС), 27,28 руб./куб. м. (без НДС); для бюджетных потребителей и прочих потребителей - 27,28 руб./куб. м. (без НДС); на водоотведение с 1 января по 30 июня 2015 г. для населения - 23,18 руб./куб. м (с НДС), 19,64 руб./куб. м. (без НДС), для бюджетных потребителей и прочих потребителей - 22,56 руб./куб. м. (без НДС); с 1 июля по 31 декабря 2015 г. для населения - 26,66 руб./куб. м (с НДС), 22,59 руб./куб. м (без НДС), для бюджетных потребителей и прочих потребителей - 25,26 руб./куб. м (без НДС).
Как следует из экспертных заключений по установлению тарифов в сфере водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения, выписки из протокола заседания коллегии комитета от 17 декабря 2014 г. N 55/52, при расчете тарифов объем реализации услуг по водоснабжению и водоотведению принят исходя из планового объема услуг, установленного предприятию на 2013 и 2014 годы: 2400 тыс. куб. м. по водоснабжению и 1600 тыс. куб. м. по водоотведению. Поскольку указанные объемы не пересматривались в течение двух лет, то в соответствии с пунктом 5 раздела II Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, они снижены на 10% и определены в размере 2160 тыс. куб.м, и 1440 тыс. куб.м, соответственно.
При этом заявленные предприятием в производственной программе потери воды при производстве, транспортировке и реализации в объеме 878,80 тыс. куб.м. (40,50% от отпуска в сеть) скорректированы со ссылкой на то, что данные показатели не подтверждены расчетом потерь на основании пункта 5.3 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 640/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке" и не представлены данные фактических потерь, отраженных в формах статистической отчетности 1-В. С учетом потерь, принятых в прошлом периоде регулирования, регулирующим органом учтены потери в объеме 240,00 тыс. куб.м, то есть в размере 10% от отпуска в сеть.
Не соглашаясь с произведенной органом регулирования корректировкой размера тарифа, МУП "Водоканал" указывает на необоснованность определения объема поставляемой потребителям питьевой воды и отводимых сточных вод на регулируемый период, ссылаясь на представленную органу регулирования производственную программу предприятия на 2015 год, где предусмотрен объем услуг по подаче воды 1291,04 тыс. куб. м, объем услуг по водоотведению - 708,7 тыс. куб.м. В подтверждение фактических объемов оказания регулируемых услуг административный истец ссылается на данные статистической отчетности по форме N 22-ЖКХ за 2013 год и 9 месяцев 2014 года.
Приводимые административным истцом доводы обоснованно не приняты судом во внимание.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания), пунктом 4 которых установлено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
МУП "Водоканал" создано 5 октября 2012 г. и оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению городского поселения г. Котово с 19 января 2013 г. До указанного времени оказание этих услуг осуществляло ООО "Котово Водоканал", в отношении которого действовало постановление Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25 января 2012 г. N 3/2 "Об установлении тарифов на холодную воду (питьевая вода), водоотведение и очистку сточных вод для потребителей ООО "Котово Водоканал" Котовского городского поселения Волгоградской области". Определенный при этом объем реализации совпадал с предложенным обществом и им не оспаривался.
При установлении Министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области МУП "Водоканал" тарифов по водоснабжению и водоотведению на первый период регулирования (с 19 января 2013 г. по 31 декабря 2014 г.) объемы водоснабжения и водоотведения приняты согласно расчетам предприятия, что подтверждается представленными суду материалами по рассмотрению тарифов на 2013 год (т. 1 л.д. 186-219). Как следует из производственной программы предприятия на 2013 год, на 1 ноября 2012 г. реализация воды производилась 16 110 абонентам (260 абонентов - юридические лица, 15 850 чел. - физические лица), при этом для осуществления стабильной деятельности в сфере обеспечения потребителей услугами по водоснабжению и водоотведению предприятие должно обеспечить подачу воды в количестве 2 400 тыс. куб.м, нормативные потери по воде должны составить 10%. Объем услуг по водоотведению определен в размере 1600 тыс. куб.м. Установленные тарифы, а также утвержденные в производственной программе объемы услуг предприятием не оспаривались.
Расчет, обосновывающий значительное снижение объемов реализации, органу регулирования не представлен, в то же время данные производственной программы МУП "Водоканал" на 2015 год не свидетельствуют о снижении числа абонентов, поскольку в ней указано, что реализация воды производится юридическим лицам в количестве 272 абонентов, физическим лицам в количестве 18965 человек (т. 1 л.д. 18).
При этом в представленных МУП "Водоканал" для установления тарифов документах не имелось сведений о фактических объемах оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению за 2013 год и динамике отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года.
Так, в приложениях 1 (баланс водоснабжения) (т. 1 л.д. 51) и 1.1 (баланс водоотведения) (т.1 л.д. 49) содержатся данные по МУП "Водоканал" за истекший 2013 год (план, факт) и текущий 2014 год (план, ожидаемое), в связи с чем суд обоснованно принял во внимание доводы органа регулирования о невозможности исчисления расчетного объема отпуска воды и объема принятых сточных вод согласно пункту 4 Методических указаний исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние три года.
Также следует отметить, что баланс водоснабжения МУП "Водоканал" на 2015 год предусматривает потери воды в размере 10%, в то время как в производственной программе предприятия на 2015 год данный показатель составляет 40,5% (т. 1 л.д. 20).
Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец располагал сведениями о фактическом объеме оказанных услуг только за 2013 год, поскольку предприятие было создано 5 октября 2012 г., то орган регулирования должен был воспользоваться информацией об объемах отпуска воды и принятых сточных вод за предшествующие 3 года в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, не может быть принят.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие 3 года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6.
Информация о фактических объемах за предшествующие 3 года в орган регулирования не представлена, а информация об объемах потребления воды и принятых сточных вод за 2013 год и первый квартал 2014 года не позволяла рассчитать фактические объемы за 3 предшествующих года, в связи с чем обоснованно принят объем реализации оказанных услуг на основании плановых данных 2014 года.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 16 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия городского поселения г. Котово "Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 16-АПГ16-2
Текст определения официально опубликован не был