Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV
Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы
Одним из ключевых механизмов развития системы подготовки кадров с прикладными квалификациями является консолидация усилий бизнеса, образования и государства в решении задач ее управления и финансирования.
Управление системой профессионального образования и обучения будет развиваться в контексте децентрализации, повышения автономии образовательных организаций, информационной открытости, усиления значимости общественных институтов управления, носить государственно-общественный характер.
С целью преодоления фрагментарности в руководстве и управлении получат дальнейшее развитие общественные формы управления, в том числе:
советы по профессиональному образованию при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых образовательных кластерах;
отраслевые общественные объединения профессиональных образовательных организаций, руководителей профессиональных образовательных организаций;
наблюдательные и попечительские советы профессиональных образовательных организаций (с участием представителей реального сектора экономики).
Одной из ведущих форм координации усилий бизнеса, образования и государства в подготовке квалифицированных кадров в интересах развития отраслей и технологий, в том числе развития моделей многоканального финансирования, реализации сетевых образовательных программ, станут территориальные образовательные кластеры, объединяющие организации реального сектора экономики и организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке квалифицированных кадров.
Взаимодействие внутри кластера будет осуществляться, в том числе, в рамках соглашений о сотрудничестве, за счет территориально-отраслевой оптимизации структуры подготовки кадров, формирования консолидированного территориально-отраслевого заказа на подготовку кадров, создания кафедр и иных структурных подразделений на территории организаций реального сектора экономики, сетевого обучения, за счет использования различных форм и механизмов частно-государственного партнерства.
Получат дальнейшее развитие механизмы участия работодателей в решении задач обеспечения квалифицированными кадрами предприятий (организаций) за счет использования различных форм государственно-частного партнерства, в том числе:
создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях (в организациях);
заключение образовательными организациями концессионных соглашений для размещения оборудования предприятиями на отдельных площадях образовательных организаций;
субсидирование процентных ставок субъектам, инвестирующим заёмные средства в развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров (в том числе создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, развитие социальной инфраструктуры (общежитий, пищеблоков, стадионов);
развитие практики целевого обучения обучающихся в профессиональных образовательных организациях (в том числе с заключением договоров, предусматривающих меры социальной поддержки обучающихся и педагогических работников);
создание региональных (отраслевых) фондов целевого капитала профессионального образования (в том числе для подготовки и профессионального обучения кадров для малого и среднего бизнеса);
реализация схемы финансирования подготовки кадров на основе индивидуальных образовательных сертификатов;
развитие механизмов и инструментов профессионально-общественной аккредитации и пр.
Получит дальнейшее развитие организационно-экономический механизм модернизации системы профессионального образования на основе трехстороннего государственно-частного партнерства (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей бизнеса (работодателей и их объединений) и образовательных организаций).
Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу будет сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных профессиональных образовательных организаций от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.
Одним из важных моментов развития Системы является создание условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности профессиональных образовательных организаций, в том числе путем реализации новых принципов финансирования на основе государственных (муниципальных) заданий, путем обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно-правовых форм.
Также запланировано расширение практики использования образовательными организациями, являющимися бюджетными учреждениями, права быть учредителями и участниками хозяйственных обществ (в том числе учебных полигонов, учебно-тренировочных центров, малых молодежных предприятий).
С целью повышения эффективности управления ресурсами профессиональных образовательных организаций, повышения скоординированности действий при формировании, реализации и оценке качества образовательных программ, организации практической подготовки студентов усилится роль представителей реального сектора экономики в попечительских и наблюдательных советах.
Будет сформирована новая образовательная инфраструктура подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, направленная на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования и отдельных образовательных организаций, а также улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики.
Для этого будет продолжена оптимизация региональных сетей государственных (муниципальных) организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, их социальной инфраструктуры, укрупнение профессиональных образовательных организаций до средней численности 200-600 человек.
Получат развитие многоуровневые модели профессиональных образовательных организаций (то есть реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена, профессионального обучения и дополнительного образования), нацеленных либо на территориально доступное получение широкого спектра профессий и специальностей, либо подготовку для конкретных отраслей (предприятий).
Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов также будет реализовываться за счет целевой концентрации уникальных образовательных ресурсов на базе ресурсных центров (региональных и межрегиональных), развитии на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса.
Будет сформирована сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций (как структурных подразделений образовательных организаций, так и отдельных юридических лиц), обеспечивающих:
доступ к получению профессиональных квалификаций для всех возрастных групп населения от 15 лет;
оперативное реагирование на обновление производства и текущие запросы предприятий;
гибкость программ профессионального обучения;
повышение многообразия траекторий профессионального развития;
расширение полномочий работодателей в управлении подготовкой кадров.
Будет продолжено формирование "рыночной" инфраструктуры профессионального образования, обеспечивающей взаимодействие образовательных организаций с рынком труда: получат развитие службы образовательного маркетинга, центры инжиниринга профессионального образования, информационные сервисы для обеспечения взаимодействия внутри сети образовательных организаций, центры оценки и сертификации квалификаций и пр.
Будет проведена оптимизация структуры подготовки кадров по практико-ориентированным программам бакалавриата и программам среднего профессионального образования в соответствии с распределением Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" полномочий в сфере образования между федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Основой для принятия управленческих решений будет выступать ежегодный мониторинг деятельности образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, организуемый федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, на основе единых организационных и методологических принципов, обеспечивающих сопоставимость данных.
Результаты мониторинга будут размещаться в виде итоговых отчетов в сети Интернет на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Результаты мониторинга будут также использоваться для подготовки национального доклада о состоянии и перспективах развития среднего профессионального образования и профессионального обучения, в рамках участия Российской Федерации в процессах международной кооперации (проекты Международной организации труда, Группы 20, Туринском процессе и др.), а также для принятия решений о тактических и стратегических направлениях развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на федеральном и региональном уровнях.
Получит развитие нормативное финансирование, учитывающее результаты оценки деятельности профессиональных образовательных организаций.
Происходящие в образовании изменения отражаются в системе образовательной статистики, которая содержит сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Будут введены показатели, отвечающие международным требованиям.
Будут реализованы мероприятия по повышению квалификации и переподготовке управленческих кадров профессиональных образовательных организаций, включая формирование кадрового резерва руководителей, подготовку управленческих команд профессиональных образовательных организаций.
Будут разработаны и внедрены профессиональные стандарты "руководитель образовательной организации" и "педагогический работник". Будет разработан и внедрен механизм эффективного контракта с руководителями профессиональных образовательных организаций, устанавливающий взаимосвязь между показателями качества предоставляемых профессиональной образовательной организацией услуг и эффективностью деятельности руководителя данной организации (в том числе по результатам независимой оценки).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.