Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Конструкции и технические характеристики
предохранительных клапанов котлов
1. Импульсно-предохранительные устройства свежего пара
1.1. Главные предохранительные клапаны
Для защиты котлов от повышения давления на трубопроводах свежего пара применяются ГПК серий ,
, 875-125-0 и 1029-200/250-0. На старых энергоустановках на параметры 9,8 МПа, 540°С установлены клапаны серии 530, а на блоках 500 и 800 МВт - серии Э-2929, которые в настоящее время сняты с производства. В то же время для вновь проектируемых котлов на параметры 9,8 МПа, 540°С и 13,7 МПа, 560°С заводом разработана новая конструкция клапана 1203-150/200-0, а для возможности замены отработавших свой ресурс клапанов серии 530, имевших двусторонний отвод пара, выпускается клапан 1202-150/150-0.
Технические характеристики выпускаемых ЧЗЭМ ГПК приведены в табл. 3.
Клапаны серий 392 и 875 (рис. 2) состоят из следующих основных узлов и деталей: присоединительного входного патрубка 1, соединенного с трубопроводом с помощью сварки; корпуса 2 с камерой, в которой размещен сервопривод 6; тарелки 4 и седла 3, составляющих узел затвора; нижнего 5 и верхнего 7 штоков; узла гидравлического демпфера 8, в корпусе которого размещены поршень и пружина.
Подача пара в клапане осуществляется на золотник. Прижатие его к седлу давлением рабочей среды обеспечивает повышение герметичности затвора. Прижатие тарелки к седлу при отсутствии под ней давления обеспечивается размещенной в демпферной камере спиральной пружиной.
Клапан серии 1029-200/250-0 (рис. 3) принципиально устроен подобно клапанам серий 392 и 875. Отличие состоит лишь в наличии в корпусе дроссельной решетки и в отводе пара через два противоположно направленных выходных патрубка.
Таблица 3
Технические характеристики
главных предохранительных клапанов ИПУ котлов
Обозначение клапана |
Диаметр условного прохода, мм |
Рабочие параметры пара |
Пробное давление при испытаниях, МПа |
Наименьшая площадь проходного сечения, |
Коэффициент расхода |
Расход пара при рабочих параметрах, т/ч |
Ход клапана, мм |
Масса, кг |
|||
входного |
выходного |
Давление, МПа |
Температура, °С |
на прочность |
на плотность |
||||||
Клапаны свежего пара
| |||||||||||
1202-150/150-0 |
150 |
150 |
9,8 |
540 |
30,0 |
17,5 |
5470 |
0,5 |
120 |
20 |
415 |
1203-150/200-0-01 |
150 |
200 |
9,8 |
540 |
59,0 |
17,5 |
5470 |
0,5 |
120 |
20 |
345 |
1203-150/200-0 |
150 |
200 |
13,7 |
560 |
59,0 |
17,5 |
5470 |
0,5 |
165 |
20 |
345 |
|
175 |
200 |
9,8 |
540 |
30,0 |
17,5 |
4236 |
0,7 |
120 |
22 |
446 |
|
175 |
200 |
13,7 |
560 |
30,0 |
20,0 |
4236 |
0,7 |
160 |
22 |
446 |
875-125-0 |
125 |
250 |
25,0 |
545 |
80,0 |
32,0 |
2900 |
0,7 |
240 |
22 |
640 |
1029-200/250-0 |
150 |
200 |
25,0 |
545 |
80,0 |
32,0 |
11300 |
0,7 |
850 |
28 |
2252 |
Э-2929 |
150 |
200 |
25,5 |
560 |
80,0 |
32,0 |
9400 |
0,7 |
700 |
28 |
2252 |
Клапаны пара промперегрева
| |||||||||||
|
250 |
400 |
0,8-1,2 |
545 |
9,6 |
4,5 |
18700 |
0,7 |
50-80 |
40 |
727 |
|
250 |
400 |
1,3-3,7 |
545 |
9,6 |
4,5 |
18700 |
0,7 |
87-200 |
45 |
727 |
694-250/400-0 |
250 |
400 |
4,1 |
545 |
15,0 |
5,0 |
18700 |
0,7 |
200 |
45 |
652 |
Б-7162 ЛМЗ |
200 |
400 |
1,3-3,7 |
545 |
9,6 |
4,5 |
18700 |
0,7 |
87-200 |
45 |
590 |
Клапаны работают следующим образом: при открытии ИК пар по импульсной трубке поступает в камеру над поршнем сервопривода, создавая давление на него, равное давлению на золотник. Но так как площадь поршня, на которую действует давление пара, превышает аналогичную площадь золотника, возникает перестановочное усилие, перемещающее золотник вниз и открывающее тем самым сброс пара из объекта. При закрытии импульсного клапана доступ пара в камеру сервопривода прекращается, а имеющийся в ней пар сбрасывается через дренажное отверстие в атмосферу. При этом давление в камере над поршнем падает и за счет действия давления среды на золотник и усилия спиральной пружины клапан закрывается.
Для предотвращения ударов при открытии и закрытии клапана в его конструкции предусмотрен гидравлический демпфер в виде камеры, расположенной в бугеле соосно камере сервопривода. В камере демпфера расположен поршень, который с помощью штоков связан с золотником; согласно инструкции завода в камеру заливается или подводится вода, или какая-либо другая аналогичная по вязкости жидкость. При открытии клапана жидкость, перетекая через небольшие отверстия в поршне демпфера, тормозит перемещение ходовой части клапана и смягчает тем самым удары. При перемещении ходовой части клапана в сторону закрытия аналогичный процесс идет в обратном направлении*. Седло клапана съемное, располагается между присоединительным патрубком и корпусом. Уплотнение седла осуществляется гребенчатыми металлическими прокладками. В седле сбоку выполнено отверстие, соединенное с дренажной системой, куда сливается скапливающийся в корпусе клапана после его срабатывания конденсат. Во избежание вибрации золотника и поломки штока в присоединительном патрубке вварены направляющие ребра.
Особенность клапанов серий 1202 и 1203 (рис. 4 и 5) состоит в том, что в них присоединительный патрубок выполнен заодно с корпусом и отсутствует гидравлический демпфер, роль которого выполняет дроссель 8, установленный в крышке на линии, соединяющей надпоршневую камеру с атмосферой.
Так же, как и рассмотренные выше клапаны, клапаны серий 1203 и 1202 работают на принципе "нагружения": при открытии ИК рабочая среда подается в надпоршневую камеру и при достижении в ней давления, равного , начинает перемещать поршень вниз, открывая сброс среды в атмосферу.
Основные детали клапанов свежего пара изготовлены из следующих материалов: корпусные детали - сталь 20ХМФЛ или 15ХМФЛ (t > 540°С), штоки - сталь 25Х2М1Ф, пружина спиральная - сталь 50ХФА.
Уплотнительные поверхности деталей затвора наплавлены электродами марки ЦН-6. В качестве сальниковой набивки используются прессованные кольца из асбестографитового шнура марок АГ и АГИ. На ряде ТЭС для уплотнения поршня используется комбинированная набивка, включающая в себя кольца из терморасширенного графита, из металлической фольги и фольги, изготовленной из терморасширенного графита. Набивка разработана фирмой "УНИХИМТЭК" и успешно прошла испытания на стендах ЧЗ ЭМ.
1.2. Импульсные клапаны
Все выпускаемые ЧЗЭМ ИПУ свежего пара оснащаются импульсными клапанами серии 586. Технические характеристики клапанов приведены в табл. 4, а конструктивное решение на рис. 6. Корпус клапана - угловой, фланцевое соединение корпуса с крышкой. На входе в клапан смонтирован фильтр, предназначенный для улавливания содержащихся в паре инородных частиц. Клапан приводится в действие электромагнитным приводом, который монтируется на одном каркасе с клапаном. Для обеспечения срабатывания клапана при исчезновении напряжения в системе электропитания электромагнитов на рычаге клапана подвешен груз, перемещая который можно отрегулировать клапан на срабатывание при требуемом давлении.
Таблица 4
Технические характеристики импульсных клапанов свежего пара и пара промперегрева
Обозначение клапана (номер чертежа) |
Проход условный |
Параметры рабочей среды |
Пробное давление при испытаниях, МПа |
Масса, кг |
||
Давление, МПа |
Температура, °С |
на прочность |
на плотность |
|||
586-20-ЭМ-01 |
20 |
25,0 |
545 |
80,0 |
32,2 |
226 |
586-20-ЭМ-02 |
20 |
13,7 |
560 |
80,0 |
17,5 |
206 |
586-20-ЭМ-03 |
20 |
9,8 |
540 |
80,0 |
12,5 |
191 |
586-20-ЭМФ-03 |
20 |
4,0 |
285 |
15,0 |
5,0 |
198 |
586-20-ЭМФ-04 |
20 |
4,0 |
545 |
15,0 |
5,0 |
198 |
112-25x1-ОМ |
25 |
4,0 |
545 |
9,6 |
4,3 |
45 |
112-25x1-0 |
25 |
1,2 |
425 |
9,6 |
1,4 |
31 |
112-25x1-0-01 |
25 |
3,0 |
425 |
9,6 |
3,2 |
40 |
112-25x1-0-02 |
25 |
4,3 |
425 |
9,6 |
4,3 |
45 |
Для обеспечения минимальной инерционности работы ИПУ импульсные клапаны должны устанавливаться возможно ближе к главному клапану.
2. Импульсно-предохранительные устройства пара промперегрева
2.1. Главные предохранительные клапаны
На трубопроводах холодного промперегрева котлов устанавливаются ГПК ЧЗЭМ и ЛМЗ 250/400 мм. Технические характеристики клапанов приведены в табл. 3, конструктивное решение клапана промперегрева ЧЗЭМ - на рис. 7. Основные узлы и детали клапана: корпус проходного типа 1, присоединяемый к трубопроводу с помощью сварки; узел затвора, состоящий из седла 2 и тарелки 3, соединенной с помощью резьбы со штоком 4; стакан 5 с сервоприводом, основным элементом которого является уплотняемый сальниковой набивкой поршень 6; узел пружинной нагрузки, состоящий из двух последовательно расположенных спиральных пружин 7, требуемое сжатие которых осуществляется винтом 8; дроссельный клапан 9, предназначенный для демпфирования удара при закрытии клапана путем регулирования скорости удаления пара из надпоршневой камеры. Седло устанавливается между корпусом и стаканом на рифленые прокладки и обжимается при затяжке крепежа крышки. Центровка золотника в седле обеспечивается приваренными к золотнику направляющими ребрами.
Основные детали клапанов выполняются из следующих материалов: корпус и крышка - сталь 20ГСЛ, верхний и нижний штоки - сталь 38ХМЮА, пружина - сталь 50ХФА, сальниковая набивка - шнур АГ или АГИ. Уплотнительные поверхности деталей затвора в заводском исполнении наплавлены электродами ЦТ-1. Принцип работы клапана такой же, как и клапанов свежего пара. Основное отличие - способ демпфирования удара при закрытии клапана. У ГПК пара промперегрева степень демпфирования удара регулируется путем изменения положения иглы дросселя и затяжки спиральной пружины.
Главные предохранительные клапаны, предназначенные для установки на линии горячего промперегрева, серии 694 отличаются от описанных выше клапанов холодного промперегрева серии 111 материалом корпусных деталей. Корпус и крышка этих клапанов выполняются из стали 20ХМФЛ.
Поставляемые для установки на линии холодного промперегрева ГПК, изготовленные ПО ЛМЗ (рис. 8), аналогичны клапанам ЧЗЭМ серии 111, хотя и имеют три принципиальных отличия:
уплотнение поршня сервопривода выполняется с помощью чугунных поршневых колец;
клапаны оснащены конечным выключателем, позволяющим передавать на щит управления информацию о положении запорного органа;
на линии сброса пара из надпоршневой камеры отсутствует дросселирующее устройство, что исключает возможность регулирования степени демпфирования удара или закрытия клапана и способствует во многих случаях возникновению пульсирующего режима работы клапанов.
2.2. Импульсные клапаны
В качестве импульсных клапанов ИПУ ЧЗЭМ системы промперегрева используются рычажно-грузовые клапаны 25 мм серии 112 (рис. 9, табл. 4). Основные детали клапана: корпус 1, седло 2, золотник 3, шток 4, втулка 5, рычаг 6, груз 7.
Седло съемное, устанавливается в корпус и вместе с корпусом - в присоединительный патрубок. Золотник размещается во внутренней цилиндрической расточке седла, стенка которого играет роль направляющей. Шток передает усилие на золотник через шарик, что при закрытии клапана предотвращает перекос затвора. Клапан настраивается на срабатывание путем перемещения груза на рычаге и последующей его фиксации в заданном положении.
Детали изготовлены из следующих материалов: корпус - сталь 20, шток - сталь 25Х1МФ, золотник и седло - сталь 30X13.
У клапанов, предназначенных для ИПУ горячего промперегрева, 112-25x1-ОМ корпус изготовлен из стали 12ХМФ. Импульсные клапаны ЧЗЭМ для системы промперегрева поставляются без электромагнитного привода, клапаны ЛМЗ - с электромагнитным приводом.
3. Клапаны непосредственного действия ПО "Красный котельщик"
Пружинные предохранительные клапаны Т-31М-1, Т-31М-2, Т-31М-3, Т-32М-1, Т-32М-2, Т-32М-3, Т-131М, Т-132М производственного объединения "Красный котельщик" (рис. 10).
Клапаны пружинные, полноподъемные. Имеют литой угловой корпус, устанавливаются только в вертикальном положении в местах с температурой окружающей среды не выше +60°С. При повышении давления среды под клапаном тарелка 2 отжимается от седла, и поток пара, вытекая с большой скоростью через зазор между тарелкой и направляющей втулкой 4, оказывает динамическое воздействие на подъемную втулку 5 и вызывает резкий подъем тарелки на заданную высоту. Изменяя положение подъемной втулки относительно направляющей втулки, можно найти ее оптимальное положение, при котором обеспечивается как достаточно быстрое открытие клапана, так и закрытие его при минимальном
<< Приложение 4. Основные термины и определения |
||
Содержание РД 153-34.1-26.304-98 "Инструкция по организации эксплуатации, порядку и срокам проверки предохранительных устройств котлов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.