Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалоб гражданки И.А. Жеребцовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.А. Жеребцова просит признать не соответствующим статьям 2, 18, 19 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3), 59 (часть 2) и 90 (часть 3) Конституции Российской Федерации пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), согласно которому военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением; до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма допускает при незаконном исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части (без обеспечения его установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением) устранение нарушения прав такого военнослужащего без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части.
Пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы был применен в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
Пункт 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы содержит указание на необходимость полного обеспечения военнослужащего, уволенного с военной службы, установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, а также на запрет исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия до проведения с ним всех необходимых расчетов. Данные положения представляют собой дополнительную гарантию прав и законных интересов лиц, увольняемых с военной службы, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1310-О-О, от 15 июля 2010 года N 1078-О-О, от 21 апреля 2011 года N 496-О-О, от 22 декабря 2015 года N 2912-О и др.).
При этом оспариваемое заявительницей Положение не предполагает возможности его произвольного применения, а обоснованность исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части может быть предметом судебной проверки.
Разрешение же вопроса об обоснованности исключения И.А. Жеребцовой из списков личного состава воинской части не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Жеребцовой Ирины Анатольевны, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся исключения военнослужащего, уволенного со службы, из списков личного состава воинской части.
По мнению заявителя, положения неконституционны.
Так, нормы допускают при незаконном исключении военнослужащего из упомянутых списков (без обеспечения его установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением) устранять нарушения прав данного лица без восстановления его на службе или в списке.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Оспариваемые нормы указывают на необходимость полного обеспечения военнослужащего, уволенного со службы, установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.
При этом закреплен запрет на исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия до проведения с ним всех необходимых расчетов.
Данные положения представляют собой допгарантию прав и интересов лиц, увольняемых с военной службы. Возможность их произвольного применения не предполагается.
Причем обоснованность исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части может быть предметом судебной проверки.
С учетом этого нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 495-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Жеребцовой Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы"
Текст Определения официально опубликован не был