Стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 1.02.020-2009
"Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные и технические средства ограждения и охраны объектов. Общие требования к ремонту"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 1 апреля 2010 г. N 705р)
Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования и порядок проведения ремонта инженерно-технических средств ограждения и охраны объектов ВСЖТ.
Примечание - Под техническими средствами ограждения понимается совокупность отдельных технических средств охраны, установленных на элементах и конструкциях ограждений с целью создания рубежа охраны.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.
СТО РЖД 1.02.014-2009 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта. Средства защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (классификаторов) по соответствующему указателю стандартов (классификаторов), составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 18322, ГОСТ 27.002 и СТО РЖД 1.02.014.
3.2 В настоящем документе применены следующие сокращения:
ВСЖТ |
- |
высокоскоростной железнодорожный транспорт; |
ЗИП |
- |
запасные части, инструменты и принадлежности; |
ИТСО |
- |
инженерно-технические средства охраны; |
РП |
- |
ремонтное предприятие; |
ТК |
- |
телевизионная камера; |
ШС |
- |
шлейф сигнализации. |
4 Общие положения
4.1 Ремонт ИТСО, установленных на объектах ВСЖТ является составной частью процесса технической эксплуатации данных средств и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление их исправности или работоспособности и восстановление ресурсов ИТСО и/или их составных частей. Организация ремонта ИТСО включает:
- контроль технического состояния ИТСО;
- планирование организационно-технических мероприятий по ремонту ИТСО;
- отбор эксплуатирующих, обслуживающих и ремонтных организаций, подготовку договорных документов, согласование и контроль исполнения договоров на ремонт ИТСО;
- профессиональный отбор, подготовку и аттестацию специалистов по технической эксплуатации ИТСО;
- контроль сроков и качества выполнения ремонта ИТСО на объектах ВСЖТ;
- ведение рекламационной работы в части, касающейся ИТСО;
- материально-техническое и метрологическое обеспечение ремонта.
4.2 На каждом объекте ВСЖТ, оборудованном ИТСО назначают ответственный за техническую эксплуатацию ИТСО, который планирует и организует выполнение ремонтных работ.
5 Виды и общие требования по проведению ремонта инженерно-технических средств ограждения и охраны
5.1 Виды ремонта ИТСО
5.1.1 В зависимости от характера повреждений, отказов, трудоемкости ремонтных работ, устанавливают следующие виды ремонта:
- для изделий ИТСО - средний и текущий;
- для комплексов ИТСО - капитальный;
- для ШС - капитальный и текущий.
5.1.2 Текущий ремонт ИТСО - минимальный по объему ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности изделия и не требующий специального ремонтного оборудования и включает в себя работы по замене на исправные или восстановлению работоспособности отказавших легкосъемных частей изделия ИТСО.
5.1.3 Текущий ремонт ИТСО осуществляют без предварительного назначения и проводят для устранения отказов или повреждений.
5.1.4 Текущий ремонт ИТСО проводят в соответствии с нормативно-технической документацией непосредственно на месте установки изделия или в ремонтных подразделениях обслуживающих организаций.
Ресурс восстановленных или замененных частей должен быть не ниже остатка ресурса ремонтируемого изделия до очередного планового ремонта.
5.1.5 Средний ремонт ИТСО проводят для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
5.1.6 Капитальный ремонт комплекса ИТСО производят при невозможности дальнейшей эксплуатации из-за физического износа или необратимого изменения технических параметров вследствие воздействия климатических или производственных факторов, исключающих надежную защиту охраняемого объекта ВСЖТ.
5.1.7 Капитальный ремонт выполняют для восстановления исправности комплекса ИТСО и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделий с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
5.1.8 Ремонт, проводимый в период гарантийного срока эксплуатации, является гарантийным ремонтом.
Гарантийный ремонт проводят предприятия-изготовители или РП по рекламациям, предъявляемым поставщикам изделий (организациям осуществлявшим оборудование объектов ВСЖТ ИТСО).
5.2 Общие требования по проведению ремонта ИТСО
5.2.1 Место проведения ремонтных работ зависит от их сложности. Ремонт, связанный с разборкой и заменой основных сборочных единиц изделия, проводят в стационарных условиях. Ремонт, проводимый без разборки и замены основных сборочных единиц, следует осуществлять на месте эксплуатации изделия.
5.2.2 Неисправные изделия ИТСО следует помечать ярлыком с надписью красного цвета "Неисправен". Неисправные изделия ИТСО хранят отдельно от исправных.
5.2.3 Персонал, выполняющий ремонтные работы, должен быть обеспечен нормативно-технической документацией, контрольно-измерительной аппаратурой, необходимыми инструментом и приспособлениями.
5.2.4 Для ремонта ИТСО используют комплекты ЗИП и запасные части, поставляемые россыпью.
5.2.5 Комплекты ЗИП следует использовать и расходовать по прямому на- значению.
5.2.6 Учет расходования ЗИП следует вести в ведомостях ЗИП, а работы по замене неисправных составных частей, элементов и т.п. из комплектов ЗИП оформляют записями в формулярах (паспортах) ИТСО и журналах учета ремонта в соответствии с приложением А.
5.2.7 Изделия ИТСО, демонтированные с объектов ВСЖТ и направленные в ремонт, заменяют исправными из обменного фонда.
5.2.8 Для предотвращения случаев применения при ремонте некондиционных запасных частей, каждая сборочная единица перед установкой на изделие должна быть проверена в соответствии с технической документацией на соответствующее изделие.
5.2.9 Материалы, применяемые при ремонте, должны соответствовать стандартам и техническим условиям. При отсутствии данных о марке и сорте, материалы для ремонта не применяют.
5.2.10 Отремонтированные ИТСО должны удовлетворять своим техническим требованиям, соответствовать требованиям технической документации, а также отвечать требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды и электромагнитную совместимость.
5.2.11 Сведения о приеме изделий в ремонт, выполненных работах и выдаче из ремонта регистрируют в паспортах (формулярах) и журнале учета ремонта, в соответствии с приложением А.
5.2.12 Ремонту не подлежат ИТСО, утратившие свои функции вследствие износа, после выработки установленных сроков эксплуатации, уничтоженные стихийными бедствиями и авариями, ремонт которых экономически нецелесообразен.
5.3 Требования по проведению гарантийного ремонта ИТСО
5.3.1 В период действия гарантийных обязательств на ИТСО рекламацию предъявляют поставщику ИТСО независимо от того, в какой его составной части или комплектующем изделии, или в комплекте ЗИП, входящем в комплект, обнаружено несоответствие качества и (или) комплектности.
5.3.2 Рекламацию не предъявляют, если обнаруженные дефекты ИТСО явились результатом несоблюдения условий и правил эксплуатации (применения), хранения и транспортирования, предусмотренных эксплуатационными документами.
5.3.3 При обнаружении несоответствия качества и комплектности ИТСО установленным требованиям, вызывают представителя поставщика уведомлением, представленным в приложении Б. Уведомление должно быть направлено поставщику не позднее сроков, указанных в гарантийных обязательствах. В тот же срок в формуляр (паспорт) ИТСО вносят данные о неисправности.
5.3.4 На объекте ВСЖТ должны быть приняты необходимые меры по обеспечению сохранности пломб на изделиях ТСО до истечения гарантийных обязательств.
5.3.5 Представитель поставщика для устранения рекламации должен иметь удостоверение своей организации со ссылкой на документ, которым поставщик уполномочил данную организацию участвовать в проверке качества и комплектности изделия, составлении рекламационного акта и устранении дефектов (восстановлении) изделия. Рекламацию поставщику предъявляют в форме рекламационного акта, в соответствии с приложением В.
В случае неявки в установленный срок представителя поставщика ИТСО, создают комиссию из ответственного за техническую эксплуатацию и представителя эксплуатирующей организации, которая составляет рекламационный акт в одностороннем порядке.
Комиссии надлежит:
- проверить выполнение требований эксплуатационных документов при эксплуатации ИТСО (режим работы, применяемые материалы, своевременность выполнения проверок, регламентных работ и др.), ведение формуляра или паспорта;
- определить, выполнены ли доработки и внесены ли изменения в эксплуатационные документы по бюллетеням, если они были выпущены;
- определить внешнее проявление дефекта и выявить отказавшие комплектующие изделия;
- провести исследования для определения характера дефекта ИТСО (производственный, конструктивный, эксплуатационный, дефект комплектующего изделия), а также причин его возникновения;
- определить, при необходимости, порядок дальнейшего исследования ИТСО для выявления конкретной причины и характера дефекта, если нет возможности определить это на месте;
- определить возможность восстановления ИТСО непосредственно на месте или необходимость проведения этой работы у поставщика.
5.3.6 В рекламационном акте указывают данные о дефектных изделиях, предусмотренные типовой формой этого акта, а также привести дополнительные данные, которые необходимы для подтверждения дефектов (некомплектности) ИТСО, его восстановления и удовлетворения рекламации. Если для участия в составлении акта вызывают представителя поставщика, то к данному сроку добавляют время, необходимое для его приезда. Общий срок составления рекламационного акта не должен превышать 30 дней с момента обнаружения дефекта ИТСО.
5.3.7 В случае составления рекламационного акта в одностороннем порядке, к нему прикладывают заверенную в установленном порядке копию уведомления о вызове представителя поставщика, а в акте указывают факт неявки представителя поставщика в установленный срок. После составления рекламационного акта, акт в течение 3 дней направляют в те же адреса, что и уведомление о вызове поставщика.
5.3.8 Члены комиссии, не согласные с содержанием рекламационного акта, подписывают акт с оговоркой о несогласии и излагают свое особое мнение. Если особое мнение составляет представитель поставщика, то лицу, утверждающему акт, при необходимости, следует составить мотивированное заключение по особому мнению.
5.3.9 К рекламационному акту следует приложить выписку из формуляра (паспорта) о времени ввода изделия ИТСО в эксплуатацию и о выполненных на нем работах по техническому обслуживанию, в случае если представитель поставщика в своем особом мнении отмечает, что причиной дефекта явилось нарушение требований инструкции по эксплуатации (техническому обслуживанию).
5.3.10 Изделие ИТСО совместно с документацией (формуляр, паспорт), следует направить поставщику для исследования, если на месте невозможно выявить характер и причины возникновения дефектов изделия.
5.3.11 Рекламацию считают удовлетворенной, если изделие восстановлено (заменено) и доставлено на объект ВСЖТ, использованный ЗИП изделия или детали восполнены поставщиком и оформлен акт удовлетворения рекламации, согласно приложению Г. Порядок составления, утверждения и отправки акта удовлетворения рекламации аналогичен порядку составления, утверждения и отправки рекламационного акта.
5.3.12 Изделие считают восстановленным, если дефекты, указанные в рекламационном акте, устранены, и качество изделия соответствует требованиям технической документации.
5.3.13 О работах, проведенных по восстановлению ИТСО, делают отметку в его формуляре (паспорте). Отметку делает лицо, производившее ремонт.
5.3.14 Если устранение дефектов в ИТСО или его восстановление произведено силами и средствами поставщика, акт удовлетворения рекламации не составляют, а запись об удовлетворении рекламации делают в рекламационном акте. Порядок возврата поставщику некачественных ИТСО, деталей, приборов, агрегатов и узлов предусматривают в договоре между собственником объекта ВСЖТ и поставщиком.
5.3.15 Отдельные детали, приборы, агрегаты и узлы, оказавшиеся некачественными, если дефекты их не повлекли порчи ИТСО в целом, при возможности замены их годными из обменного фонда, снимают с ИТСО и до возвращения поставщику содержат в условиях, предохраняющих их от дальнейшей порчи. Рекламационные акты, акты удовлетворения рекламаций, акты исследований, уведомления о вызове и другие документы, связанные с проведением рекламационной работы учитывают в книге учета рекламаций, в соответствии с приложением Д.
5.3.16 Представителю поставщика создают необходимые условия для участия в проверке качества поставленных изделий ИТСО, для работы по устранению выявленных дефектов или восстановлению работоспособности. Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций на некачественные и некомплектные изделия после планового ремонта на РП с гарантийным сроком эксплуатации или гарантийной наработкой должен быть такой же, как и на новые изделия. При этом уведомления, рекламационные акты и акты удовлетворения рекламаций следует направлять в адрес РП, проводившего плановый ремонт.
5.4 Требования при отправке ИТСО в ремонт
5.4.1 Перед отправкой в ремонт изделие ИТСО:
- подвергают чистке от грязи, пыли и окислов;
- укомплектовывают и проверяют соответствие комплектующих частей по номерам, указанным в формулярах (паспортах).
5.4.2 При отправке изделия ИТСО в ремонт изъятие и замену блоков, узлов, элементов, деталей не проводят. Изделие ИТСО следует упаковать в прочную штатную или иную подходящую тару и разместить в ней таким образом, чтобы исключить поломку при транспортировании. Совместно с изделием ИТСО следует отправить эксплуатационные документы.
5.4.3 Отправленные в ремонт изделия ИТСО с учета не снимают, а в книгах учета делают соответствующие отметки.
5.4.4 При получении отремонтированных изделий ИТСО следует проверить качество и объем проведенного ремонта, комплектность изделия и наличие соответствующих записей в эксплуатационной документации. По результатам проверки составляют акт приемки, в соответствии с приложением Е.
6 Требования по проведению ремонта отдельных технических средств охраны
6.1 Системы контроля и управления доступом
6.1.1 При отказе считывателя, его заменяют кондиционным из обменного фонда. Целесообразно иметь обменный фонд из 1-2 считывателей непосредственно на объекте ВСЖТ.
6.1.2 При отказе устройства управления СКУД, его либо заменяют однотипным из обменного фонда, либо восстанавливают на месте заменой отказавшего модуля из ЗИП. При необходимости программное обеспечение устройства переустанавливают и настраивают. Обменный фонд этих устройств хранят централизованно и доставляют на объекты ВСЖТ по мере надобности.
6.1.3 Запасные идентификаторы следует хранить в бюро пропусков или у должностных лиц, ответственных за оформление и выдачу пропускных документов. При отказе идентификатора, его заменяют в порядке, установленном для замены неисправных идентификаторов. Отказавший идентификатор уничтожают.
6.2 Системы охранного телевидения
6.2.1 При отказе ТК, ее заменяют кондиционной из обменного фонда. После замены в обязательном порядке проводят юстировку ТК согласно эксплуатационной документации. В зависимости от стоимости применяемых ТК, их надежности и сложности работ по замене, обменный фонд ТК следует хранить как на объектах ВСЖТ, так и централизованно.
6.2.2 При отказе видеомонитора, устройства коммутации, видеорегистратора и других достаточно сложных устройств системы их следует заменить кондиционными из обменного фонда. Обменный фонд этих изделий следует хранить централизованно и доставлять на объекты ВСЖТ по мере надобности.
6.2.3 Отказавшие изделия восстанавливают на специализированных рабочих местах обслуживающей организации, РП, предприятия-изготовителя.
6.2.4 Перед отправкой отказавших видеорегистраторов в ремонт, следует стирать накопленную в них видеоинформацию.
6.3 Средства охранной сигнализации
6.3.1 При отказе извещателя охранного его заменяют кондиционным из обменного фонда. Обменный фонд извещателей охранных целесообразно хранить непосредственно на объектах ВСЖТ.
6.3.2 При отказе приборов приемно-контрольных охранных, их заменяют кондиционными из обменного фонда. Обменный фонд приборов приемно-контрольных охранных целесообразно хранить централизованно и доставлять на объекты ВСЖТ по мере надобности.
6.3.3 Отказавшие изделия восстанавливают на специализированных рабочих местах.
6.3.4 Текущий ремонт ШС при несоответствии их параметров техническим требованиям осуществляют заменой отдельных (вышедших из строя) участков соединительных линий, выносных элементов и т.п.
6.3.5 Капитальный ремонт ШС осуществляют исходя из сроков их эксплуатации и технического состояния. Капитальный ремонт ШС заключается в их демонтаже и полной замене соединительных линий, вспомогательных элементов и элементов, задающих режим работы ШС. Ремонт выполняют специалисты обслуживающей организации или РП по заключенным с ними договорам.
6.3.6 Плановый капитальный ремонт ШС следует проводить при невозможности их дальнейшей эксплуатации, но не реже одного раза в 6-7 лет, и, как правило, совмещают с капитальным ремонтом комплекса ИТСО объекта ВСЖТ.
6.3.7 Неплановый капитальный ремонт ШС производят по необходимости, если повреждения нельзя устранить в процессе текущего ремонта.
6.3.8 Капитальный ремонт ШС следует осуществлять на объекте ВСЖТ.
6.3.9 На время выполнения капитального ремонта ШС предусматривают мероприятия по усилению охраны за счет персонала подразделения охраны или быстро развертываемых систем охраны.
6.3.10 Восстановительный ремонт к ШС не применяют.
7 Документы, используемые при проведении ремонта инженерно-технических средств ограждения и охраны
7.1 Полный перечень документов, отражающий все стадии подготовки ремонтного производства и проведения ремонтных работ ИТСО, приведен в таблице 1.
Таблица 1 Перечень документов по ремонту ИТСО
Стадия проведения ремонтных работ |
Наименование документа |
Постановка изделия на учет |
Акт приема в эксплуатацию |
Планирование ремонта |
Перспективный план ремонта Годовой план ремонта Месячный план-график ремонта |
Ремонт |
Руководство по эксплуатации (раздел "Текущий ремонт") Руководство по ремонту Технические условия на ремонт Чертежи ремонтные Норма расхода запасных частей на ремонт Норма расхода материалов на ремонт Ведомость ЗИП на ремонт Каталог деталей и сборочных единиц (при необходимости) Наряд на ремонт Уведомление о неисправности изделия Акт технического состояния изделия Формуляр (паспорт) |
Учет произведенных ремонтов |
Журнал учета ремонта Наряд на ремонт |
Учет израсходованных запасных частей, ЗИП и материалов |
Журнал учета ремонта |
Проверка отремонтированного изделия |
Акт удовлетворения рекламации Руководство по эксплуатации Формуляр (паспорт) Руководство по ремонту Технические условия на ремонт |
Гарантии изготовителя, РП |
Формуляр (паспорт) Акт удовлетворения рекламации |
Регламентация отношений между эксплуатирующей организацией, поставщиком и РП |
Уведомление о неисправности изделия Уведомление о вызове поставщика Рекламационный акт Акт удовлетворения рекламации Акт технического состояния изделия |
Снятие изделия с учета |
Акт списания |
7.2 Комплекты ремонтной документации, при необходимости, поставляются поставщиками по отдельным договорам.
7.3 При осуществлении отдельных видов ремонта ИТСО используют следующие основные документы:
а) для капитального ремонта:
1) руководство по ремонту;
2) технические условия на ремонт;
3) чертежи ремонтные;
4) нормы расхода запасных частей (материалов) на ремонт;
5) формуляр на изделие.
б) для текущего ремонта:
1) нормы расхода запасных частей (материалов) на ремонт;
2) ведомость ЗИП на ремонт;
3) руководство по эксплуатации (раздел "Текущий ремонт");
4) формуляр на изделие.
7.4 При организации ремонта ИТСО следует также руководствоваться и другой нормативно-технической документацией, а также законодательными актами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт ОАО "РЖД" СТО РЖД 1.02.020-2009 "Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные и технические средства ограждения и охраны объектов. Общие требования к ремонту" (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 1 апреля 2010 г. N 705р)
Текст документа приводится по изданию ОАО "РЖД" (Москва, 2009 г.)
1 Разработан открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2 Внесен Департаментом безопасности ОАО "РЖД"
3 Утвержден и введен в действие Распоряжением ОАО "РЖД" от 1 апреля 2010 г. N 705р
4 Введен впервые